Пьер Пюже-художник и Тулонский арсенал. Часть 2

Уникальность ADVEGO - 93%

 

Французский скульптор Пьер Пюже (1620-1694) был еще и хорошим художником и даже архитектором, хотя по прошествии времени все затмевает его скульптурный талант и в особенности – «Милон Кротонский», о котором шла речь ранее, созданный в 1671-1682, когда скульптору было уже за пятьдесят.  Итак, Пьер Пюже  оставил множество живописных работ, в том числе рисунков кораблей, для которых он разрабатывал декор, работая на верфи Тулона.

1. Первый приезд Пюже в Италию

Эпиграф.

Ты забыл край милый свой, бросил ты Прованс родной…

(Из арии Жоржа Жермона – отца Альфреда – из оперы «Травиата»)

 

Первое пребывание Пюже в Италии началось в 1638.

Пюже родился в Провансе в Марселе в 1620. Когда ему было два года, погиб его отец, упав со строительных лесов. Мать осталась с 9 детьми (5 дочерей и один сын умерли). В 1634 дядя направляет четырнадцатилетнего Пюже к мастеру по дереву в Марселе. Пюже работает с деревом, создавая мебель. Юность оставляет его с плохим образованием, неясным ученичеством, постоянной заботой о заработке.

В 1638 в восемнадцать лет Пюже уезжает из Прованса в Ливорно и затем во Флоренцию, рассчитывая оказаться в Риме. В Тоскане (центр во Флоренции) он видит прекрасные корабли тосканского флота.

Сальватор Роза. Закат на море. Питти. Галерея Палатина. Флоренция. 1640-ые годы

Сальватор Роза. Закат на море. Питти. Галерея Палатина. Флоренция. 1640-ые годы

Сальватор Роза. Морской пейзаж с башнями. Питти. Галерея Палатина. Флоренция. 1640-ые

Сальватор Роза.Морской пейзаж с башнями. Питти. Галерея Палатина. Флоренция. 1640-ые

Лирическое отступление. Сальватор Роза, поругавшись в Риме с Бернини, уехал во Флоренцию и рисовал морские виды в те же времена, когда и Пюже созерцал примерно те же пейзажи. Сальватор Роза мог нарисовать и что-нибудь ужасное, например, сцену колдовства.

Сальвадор Роза. Сцена колдовства. Национальный музей. Лондон

Сальватор Роза. Сцена колдовства. Национальный музей. Лондон. Видимо, подобные сюжеты он использовал во флорентийский период творчества – в 1640-ые и 1650-ые, творил он одновременно с Пюже и сравнительно недалеко от него

На примере Сальватора Розы отчетливо проявляется принцип: либо работа на власть (государство), либо самостоятельное творчество, которое определяется личными обстоятельствами жизни. Чума 1656 унесла из жизни сына и брата Сальватора Розы. Замечательную книгу «Сальватор Роза» написала Е.Д.Федотова. В ней читаем:

«Вера во всемогущую и разрушительную силу времени, как и вера в непредсказуемость и стихийность судьбы, в фатальность того и другого, определяла мироощущение человека эпохи барокко».

Однако, в этой связи возникает вопрос: а в какие такие времена у человека было другое ощущение? Возможно, это было в СССР после войны, да и то  до тех пор пока народ не знал об американских планах ядерного уничтожения мирного населения страны. Вот, например, в наше время мир находится без «двух минут от ядерной полночи», и  тут совсем неожиданный такой ковид со средневековыми карантинами и жесточайшим маккартизмом западного фашизма, замешанного, как всегда, на извращениях. Что бы сегодня нарисовал Сальватор Роза?

Италия встретила никому не известного Пюже недружелюбно, флорентийские мастерские закрывают перед иностранцем двери, он бедствует, о путешествии в Рим приходится забыть. Наконец, он сходится с одним местным резчиком по дереву. Способности юноши не остаются незамеченными. Происходит центральное в жизни юного Пюже событие: на него обращают внимание в окружении Великого герцога тосканского, и сам Пьетро да Кортона принимает его в свою мастерскую. При этом первое холодное и скептическое отношение этого художника к юноше проходит, как только он видит рисунки Пюже, которые дополняются его навыком к ручному труду.

Таким образом, именно способности Пюже к рисованию дали ему путевку в жизнь.

2. Что видит молодой Пюже и у кого учится?

В мастерской художника Пюже видит очень многое, и это прежде всего  работы самого Пьетро да Кортона (1596-1669) – известнейшего художника времен Бернини. Пюже знакомится с творчеством Доменикино  (Доменикино копировал Брюллов) и других итальянских художников.

А когда-то в 1612 Пьетро да Кортона приехал в Рим, где его заприметили в семействе Барберини. Когда же один из Барберини стал Папой Урбаном VIII Барберини, художник получил и исполнил свой главный заказ «Триумф Божественного Провидения», расписав потолок главного зала палаццо Барберини в Риме. За эту работу Пьетро да Кортона был удостоен звания князя римской Академии Святого Луки, затмив других художников Рима.

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1633-1639. Палаццо Барберини. Рим

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1633-1639. Палаццо Барберини. Рим

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. фрагмент.1633-1639. Палаццо Барберини. Рим

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. Фрагмент. 1633-1639. Палаццо Барберини. Рим

На фрагменте можно различить пчелу, которая имеет связь с геральдическими символами Барберини, поскольку данный плафон как раз и призван прославлять Папу.

Пюже попадает в мастерскую Пьетро да Кортона как раз в момент триумфа художника. Пьетро да Кортона возвращается во Флоренцию в 1640 г. Пюже помогает ему при работе над декором палаццо Питти во Флоренции, возможно, выполняет работы по дереву и лепнине.

Так Пюже компенсирует недостаток общего образования контактами с лучшим художником Великого герцога Тосканского Фердинанда II Медичи – Пьетро да Кортона. Вероятно, в это время он собирает рисунки, копии и даже оригиналы, в его распоряжении оказалось и несколько «ван дейков». Вот и образцы для подражания.

От имен художников, работающих в это время в Италии, дух захватывает, а глаза разбегаются от стилевого разнообразия. В 1623 начинает работать в Риме знаменитый француз Николя Пуссен (1594-1665), художник первой волны классицизма и ярко выраженный классицист, поспособствовавший в 1665 фиаско «барочно» настроенного Бернини во Франции. Зато в 1638 знаменитый нидерландский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640), ярко выраженный художник барокко, присылает во Флоренцию частному заказчику «Последствия войны», где нет абсолютно ничего от классицизма.

Пуссен. Царство Флоры. 1631. Дрезден. Государственные художественные собрания. Картинная галерея старых мастеров

Пуссен. Царство Флоры. 1631. Дрезден. Государственные художественные собрания. Картинная галерея старых мастеров

Рубенс. Последствия войны. Питти, галерея Палатина. В 1638 картина попала во Флоренцию

Рубенс. Последствия войны. Питти, галерея Палатина. В 1638 картина попала во Флоренцию

Но Рубенс мог и по-другому: если Каравджо можно «баловаться» кьяроскуро (свет и тень), то Рубенсу, который на шесть лет моложе – это тем более по плечу:

Рубенс. Старуха с жаровней. 1617-1618

Рубенс. Старуха с жаровней. 1617-1618

Трудная судьба Пюже подталкивает его, очевидно, к таким сюжетам, как месть богов (тот же Милон Кротонский), и Пюже выбирает свой путь в стороне от классицизма с его несколько стандартизированными образами и спокойными сюжетами, хотя, если очень надо, может «выразиться» и на спокойную тему.

А еще вокруг много знаменитых скульпторов: Алесандро Альгарди (1598-1654) и его главный конкурент Лоренцо Бернини (1598-1680), Дюкенуа (1597-1643), родившиеся так, как будто их матери договорились производить на свет гениев в одно время.

Не так уж давно почил Микеланджело, о котором Пюже явно вспоминал под старость (когда нарочито оставлял статуи неоконченными). Было, на что посмотреть. И это только в Италии. Было, кому позавидовать, причем предметом зависти была прежде всего слава, которой быстрее всего добивались те, кто удостаивался высокого триединого звания «художник, скульптор, архитектор».

3. Живопись Пюже

Вот первая подписанная Пюже картина на одну из излюбленных в 17 веке тем:

Пюже. Св. Цецилия музыкантша. 1651. Музей изящных искусств. Марсель. Франция. Св. Цецилия – покровительница церковной музыки

Пюже. Св. Цецилия музыкантша. 1651. Музей изящных искусств. Марсель. Франция. Св. Цецилия – покровительница церковной музыки. Еще не очень уверенная живопись, но такой вывод можно сделать на фоне лучших художников того времени, это в наше время неумение рисовать считается достоинством («художника»)

Пюже. Крещение Константина. 1653. Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Крещение Константина. 1653. Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Жертвоприношение Ноя. 1654 (?). Музей изящных искусств. Марсель. Франция. Ветхозаветная тематика

Пюже. Жертвоприношение Ноя. 1654 (?). Музей изящных искусств. Марсель. Франция. Ветхозаветная тематика

Пюже. Спаситель Мира. 1655. Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Спаситель Мира. 1655. Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Богоматерь, учащая ребенка Иисуса читать. 1656. Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Богоматерь, учащая ребенка Иисуса читать. 1656. Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Сон ребенка Иисуса. 1659 (?). Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Сон ребенка Иисуса. 1659 (?). Музей изящных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Святое семейство с пальмой. 1662-1663

Пюже. Святое семейство с пальмой. 1662-1663. заметно влияние Ван Дейка, несколько работ которого имел Пюже

Пюже. Автопортрет. Примерно 1668. Музей Гране. Экс-ан-Прованс (город на Лазурном берегу). Франция

Пюже. Автопортрет. Примерно 1668. Музей Гране. Экс-ан-Прованс (город на Лазурном берегу). Франция

Если учесть, что Пюже активно творил до самой смерти в 74 года, то получается, что Пюже рисовал в основном в первой половине своей жизни. А позднее, в 1670-ых Пюже работает уже для Версаля и прежде всего над главным своим шедевром «Милоном Кротонским».

4. Пюже украшает корабли

Плодотворное пребывание Пюже в Италии сделало из него прекрасного рисовальщика. С 1838 по конец 1843 он работает в Италии, в конце 1643 – начале 1644 он перебирается в родной Марсель. К нему приходит группа французских военных моряков посмотреть привезенные из Италии рисунки кораблей и марин (морских пейзажей). В итоге племянник кардинала Ришелье герцог Жан Арман де Майе-Брезе, адмирал флота Франции, замечает Пюже и просит его сделать модель самого красивого судна, которое только может вообразить. Строительство флота было в ведении министра короля – Кольбера.

Справка. Этот внешне невзрачный адмирал Жан Арман де Майе-Брезе успешно воевал с флотом Испании, но был убит в 27 лет пушечным ядром. Это была потеря для Франции. Знаменитый кардинал Ришелье (1582-1642) порулил Францией при молодом еще не вошедшем в силу короле Людовике XIV  (годы жизни 1638-1715, стал королем в 1643 в пять лет– завидуйте!). Шутник и мистификатор Дюма в своих «Трех мушкетерах» все перевернул с ног на голову: его персонажи, Д`Артаньян и компания, выступающие против короля – персонажи положительные, а кардинал Ришелье – мерзавец. На самом деле Ришелье патриот, а настоящий капитан мушкетеров Д`Артаньян был верен королю и арестовывал Фуке, но было это уже при кардинале Мазарини.

Вот, как могло выглядеть морское сражение в те времена (видимо, с участием голландского флота):

Виллем Ван де Вельде Старший. Морское сражение. Питти, галерея Палатина. Флоренция. Нидерландский художник. От тонущих кораблей отчаливают наполненные людьми шлюпки

Виллем Ван де Вельде Старший. Морское сражение. Питти, галерея Палатина. Флоренция. Нидерландский художник. От тонущих кораблей отчаливают наполненные людьми шлюпки

Романтик и фантазер Клод Лоррен (1600-1682), сидя в сухопутном Риме (километров 50 до моря) так размечтался, что, не выходя из Рима, написал картину, где вилла Медичи оказалась на берегу моря. Жанр фантазийного городского пейзажа называется ведута.

Клод Лоррен. Порт с виллой Медичи. Нарисовано в Риме в 1637. Галерея Уффици. Флоренция

Клод Лоррен. Порт с виллой Медичи. Нарисовано в Риме в 1637. Галерея Уффици. Флоренция

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской. 1648. Тоже ведута, то есть городская фантазия

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской. 1648. Тоже ведута, то есть городская фантазия

Анекдот (про перемещение в пространстве, отражающее идейный декаданс  вождей позднего СССР). Примерно в 1976-1977 годах в сказочные времена застоя пришлось слушать лекции по истмату и диамату (историческому и диалектическому материализму). Сначала старичок втолковывал  аспирантам про разницу между такими понятиями, как, например, «частное» и «отдельное». Под занавес курса пришел здоровый и бодрый мужик – заведующий соответствующей кафедрой. Он применил теоретические знания к актуальным проблемам современности. Для иллюстрации он принес затертый от употребления лист ватмана, на котором были начертаны оси координат, а поверх осей – нечто напоминающее талию стройной женщины: сначала две симметричные кривые сужались, а потом, достигнув талии, расширялись (для школьников напомним, что так выглядит гипербола). Как это водится у научных коммунистов, на одной оси графика завкафедрой отложил время, на другой – количество материальных благ. Как известно, при коммунизме блага непременно «хлынут широким потоком», в данном случае… «из сосков Млечного Пути». Мужик объяснил, что сужение означает, что земные ресурсы истощаются, доходят до своего минимума, но потом человечество завоевывает космос и находит там неограниченные ресурсы. В качестве одного из проектов реализации такого плана этот завкафедрой предложил приделать к Земле двигатель и перемещаться по Вселенной, не выходя из дома, в поисках внеземных ресурсов. Почему-то думается, что мужик-завкафедрой впоследствии стал демократом, потому как склонен к хорошо оплачиваемым фантазиям.

Заметим, что Клод Лоррен не мыслил так глобально: он всего-то переместил населенный пункт на берег моря в своей ведуте километров на 50.

В 1645 умирает его мать, и Пюже уезжает из Марселя, где у него возникли проблемы с работой, в Тулон, где есть корабельная верфь и арсенал, и работает его брат. Арсенал этот создан незадолго до приезда Пюже и там бурлит работа. Тулон с начала 17 века – главная военно-морская база Франции на Средиземном море, сейчас там базируются атомные подлодки и авианосцы (французские).

Арсенал в Тулоне. Гравюра Жана ле Потра

Арсенал в Тулоне. Гравюра Жана ле Потра (художник, гравер, резчик по дереву). Корабли с высокими бортами скорее предназначены для Атлантики, нежели для Средиземноморья, там у Франции тоже немало дел, а множество мачт подчеркивает эффективность усилий Кольбера, который следил за строительством кораблей

Строительство кораблей в арсенале Тулона. Деревянные конструкции используются как сборные части

Строительство кораблей в арсенале Тулона. Деревянные конструкции используются как сборные части. Библиотека ВМС. Париж

Пюже призван украшать корабли. В этой связи – любопытна картина, на которой изображено, как на самую красивую галеру королевского флота на Средиземном море «La Royale» (Королевская) длиной 55 метров и шириной 10 метров, рассчитанную на 200 гребцов, водружается верхняя часть заднего замка галеры с богатыми скульптурными золочеными украшениями. Здесь же присутствует два высокопоставленных вельможи: брат фаворитки короля мадам де Монтеспан герцог Вивонн (родился в 1636, маршал Франции, неплохой полководец) приветствует сына и помощника Кольбера маркиза де Сеньеле.

Посещение «La Royale». Картина художника J.-B. de La Rose. Версаль

Посещение «La Royale» (самая красивая галера Средиземноморского флота – 55 метров в дину и 10 метров в ширину). Картина художника J.-B. de La Rose. Версаль

Справка. Во Франции главным куратором строительства флота был Жан-Батист Кольбер (1619-1683), так сказать премьер-министр короля, занимавший также  много других должностей. Он занимался этим с 1665, а в 1683 умер, и министром флота стал его старший сын маркиз де Сеньеле (1651-1690). Когда элита настроена патриотично, семейственность во благо.

Клод Лефевр. Портрет Жана-Батиста Кольбера. Дворец Версаля

Клод Лефевр. Портрет Жана-Батиста Кольбера. Дворец Версаля

Это не просто надутый вельможа. Будучи не очень знатного происхождения, Кольбер был замечен кардиналом Мазарини и много сделал для развития производительных сил страны. В данном случае атрибуты подчеркивают, что Кольбер изображен как сюринтендант зданий и мануфактур:  на столе полуразвернутый план (строительства чего-либо), в правом углу – титан Атлас поддерживает астрономическую сферу, что подчеркивает то, что Кольбер основал французскую Академию наук.

А знаете ли вы? Именно Ж.-Б.Кольбер «зачал метр», идея которого как меры длины вынашивалась целое столетие. Он начал работы по измерению географического меридиана, проходящего через Париж (измерили расстояние между двумя городами в существовавших тогда единицах, прикинули соответствующий угол на небосклоне, посчитали длину меридиана, то есть примерно длину окружности Земли). Через столетие решили, что 1 метр будет одной сорокамиллионной от этой длины. Так родился метр.

Жан-Марк Натье. Портрет маркиза де Сеньеле, старшего сына Ж.-Б.Кольбера. Роскошные одежды, стол, украшенный маркетри (деревянной мозаикой), на столе чернильница и коробочка, чтобы посыпать пудрой невысохшие чернила. Дворец Версаля

Жан-Марк Натье. Портрет маркиза де Сеньеле, старшего сына Ж.-Б.Кольбера. Роскошные одежды, стол, украшенный маркетри (деревянной мозаикой), на столе чернильница и коробочка, чтобы посыпать пудрой невысохшие чернила. Дворец Версаля

Но маркиз де Сеньеле не только пудру сыпал, в 1684 он организовал бомбардировку финансово-торгашеской происпанской Генуи из корабельных пушек. Это произвело впечатление и на Пюже, который любил поработать в Генуе, причем не в пользу Генуи.

Мы забежали вперед вместе с семейством Кольбера. Вернемся же к Пюже в конец 1640-ых.

На сцене появляется «болотная жижа» тех времен: пользуясь трудностями страны, фронда начала мутить народ снизу и сверху – всякие олигархи – принцы типа Конде (в данном случае – Великий Конде), опиравшиеся на иноземную испанскую помощь, началась, по сути, гражданская война или в современном понимании – «оранжевая революция», длившаяся с 1648 по 1652.  Мазарини подавил Фронду, а принц Конде опять встал под знамена короля.

Хотели как лучше, а получили как всегда – на время Фронды работа Тулонского арсенала была полностью прекращена.

Пока фрондеры не давали возможность работать на благо родины, Пюже в 1651 родил единственного сына Франсуа, который станет впоследствии помощником отца и неплохим художником. А с 1661 по 1668 Пюже обосновывается в Генуе, это происходит после ареста его главного заказчика богатея Фуке (подробнее об этом – в другой статье про скульптурные подвиги Пюже).

В 1668 Пюже поступает на службу короля и по просьбе интенданта порта Тулона становится директором скульптурной мастерской Тулонского арсенала. Кольбер с радостью доверил бы эту работу другому скульптору – Франсуа Жирардону, но тот был занят проектами недалеко от Парижа. А скульптору Жирардону было поручено следить за тем, что там придумывает Пюже.

Конфликт Пюже с Кольбером сильно преувеличен. Да, Пюже непрост, у него даже есть список требований. Он хочет давать рисунки украшений кораблей, но не готов переводить их в дерево. Пюже вполне усвоил дух времени, когда одни (художники) выдают проекты, а другие (ремесленники) их реализуют.

Совместно с художником J.-B. de La Rose Пюже работает над декором судов: 92 скульптуры, 39 картин и прочее. Параллельно работает над скульптурными и архитектурными проектами.

Но не надо преувеличивать значение работы в арсенале в творчестве Пюже. Максимум на дюжине судов он работал с 1668 по 1672. Интерес Пюже к украшательству судов угас. В 1670-ых офицеры флота стали писать Кольберу о необходимости прекращения украшения судов, поскольку эти украшения делают суда менее маневренными и являются настоящими сборниками горючего материала.

Тулонский «корабельный» период в творчестве Пюже длился с 1668 по 1679. Кораблями дело не ограничивалось. От корабельной деятельности Пюже мало что осталось, включая и рисунки. В итоге амбиции Пюже, непрерывные не завершаемые проекты, независимый характер, небольшой интерес к своей основной работе  и должности руководителя скульптурной мастерской арсенала привели к тому, что по требованию Кольбера Пюже был вычеркнут из штата арсенала в 1679.

Пюже «собирает пожитки» и переезжает из Тулона в родной Марсель. Среди «пожитков» оказываются огромные куски каррарского мрамора в начальной стадии обработки, из которых потом родятся «Милон Кротонский», барельеф «Александр и Диоген», «Персей и Андромеда», прославившие его имя и попавшие сначала в Версаль, а затем – в прекраснейший зал Лувра  – двор Пюже.

Так в жизни Пюже начинается марсельский период творчества.

Пюже. Корабли на рейде Марселя. Музей изящных искусств. Марсель. Рисунок относится к тем далеким временам, когда Пюже еще только начинал и свои очаровательные рисунки с морскими видами дарил друзьям и спонсорам

Пюже. Корабли на рейде Марселя. Музей изящных искусств. Марсель. Рисунок относится к тем далеким временам, когда Пюже еще только начинал и свои очаровательные рисунки с морскими видами дарил друзьям и спонсорам

Пюже. Рисунок судна с трех ракурсов. Метрополитен музей. Нью-Йорк. Примерно 1669. Пюже – шеф скульптурной мастерской в арсенале Тулона

Пюже. Рисунок судна с трех ракурсов. Метрополитен музей. Нью-Йорк. Примерно 1669. Пюже – шеф скульптурной мастерской в арсенале Тулона

Пюже. Три разных судна, нарисованных по заказу Кольбера

Пюже. Три разных судна, нарисованных по заказу Кольбера и предназначенные для использования в Средиземном море

Последний рисунок обнаруживает резкое уменьшение количества украшений, тогда как в 1669 Пюже поместил на корабле неимоверное количество скульптур, – в это время скульптор только начал  работать в Тулонском арсенале. Если разглядеть корму этого корабля образца 1669 года, то можно заметить некоторое композиционное сходство… с произведениями Бернини, который кораблями не занимался. Особенно прямоугольники по центру. Сравним:

Ж.-Л.Бернини. Кафедра Петра. Собор Св. Петра. Рим. 1657-1666

Ж.-Л.Бернини. Кафедра Петра. Собор Св. Петра. Рим. 1657-1666 Если прищуриться, то вполне можно “увидеть” корму шикарного корабля времен Людовика XIV.

5. Несостоявшийся архитектор

Заметим, что в 1662 Пюже ездил в Рим, в этот год Бернини начинает строить свою знаменитую колоннаду вокруг площади перед собором св. Петра. В этот же год Бернини устроил фейерверк в честь рождения сына Людовика XIV (родился в 1661) и хотел украсить Испанскую лестницу в Риме конной статуей Людовика XIV.

Для полноты значимости надо было создавать еще и архитектурные проекты. Пюже сделал их немало. Но мало, что было реализовано, а осталось еще меньше.

Главный и очень амбициозный проект Пюже пытался реализовать в Марселе. Он пытался перестроить значительную часть города, воздвигнув королевский дворец, окружающий огромную площадь с конной статуей Людовика XIV в центре площади. Если учесть, что на строительстве Версаля было задействовано до 40 000 человек, то и марсельский проект Пюже мог потребовать сравнимого размаха.

Пюже. Проект королевского дворца в Марселе. 1686-1687. Музей изящных искусств. Марсель. Этим величественным дворцом город должен был выходить к порту Марселя

Пюже. Проект королевского дворца в Марселе. 1686-1687. Музей изящных искусств. Марсель. Этим величественным дворцом город должен был выходить к порту Марселя

Вся эта история с дворцом и памятником послужила питательной почвой все для того же мифа о «непонятом» Пюже. На самом деле члены магистрата Марселя хотели, воспользовавшись случаем, расширить и украсить город, однако возможные затраты заставили Пюже менять проект и т.п. и т.д. Между тем, война между Францией и Голландией в 1689 и военные взносы, которые выпали на долю Марселя, положили конец этой прекрасной мечте марсельцев, попытавшихся воплотить в жизнь шикарные ведуты Клода Лоррена, в духе которых Пюже и представлял себе красоты города.

Приглядевшись к рисунку Пюже, можно заметить в общей планировке давно знакомые мотивы, а именно Рим с его площадью перед собором Св. Петра.

Жан Лоренцо Бернини. Площадь собора Св. Петра. Коллонада. Рим. 1656-1667

Жан Лоренцо Бернини. Площадь собора Св. Петра. Коллонада. Рим. 1656-1667

Собор Св. Петра и площадь с «людишками-муравьишками». Рим

Собор Св. Петра и площадь с «людишками-муравьишками». Рим. Фото

В заключение можно похвалить Пюже. В своей живописи (картинах, рисунках) он старался воспроизвести лучшее из того, что видел у других, при этом, рисовал так, что вполне мог рассматриваться как художник средней руки, что по тем временам весьма почетно. Зато скульптором он был выдающимся.

6. Несколько дат из календаря, показывающих в какие времена творил Пюже

Королю Англии Карлу I соотечественники отрубили голову в 1649.

Фронда во Франции началась в 1648.

1666 – начало церковного раскола (из-за притязаний патриарха Никона) во времена правления Алексея Михайловича Романова, второго царя из династии Романовых

Королевская Академия живописи и скульптуры во Франции создана по инициативе Шарля Лебрена в 1648, кстати, Императорская Академия художеств в России создана И.И.Шуваловым в 1757, Королевская Академия художеств Англии создана в 1768.

Фото для красоты (для любителей одновременно конных статуй и Людовика XIV):

По модели Дежардена (1617-1694, почти те же годы жизни, что и у Пюже). Людовик XIV, король Франции. Бронза позолоченная, высота 43 см. Отливка 1700-1705 г.г. Франция. Коллекция Уоллеса. Лондон

По модели Дежардена (1617-1694, почти те же годы жизни, что и у Пюже). Людовик XIV, король Франции. Бронза позолоченная, высота 43 см. Отливка 1700-1705 г.г. Франция. Коллекция Уоллеса. Лондон

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *