Лучшие портреты и памятники Пушкину. Часть 2

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Памятник работы Опекушина

Памятник Пушкину работы Опекушина в Москве на Пушкинской площади около кинотеатра «Россия» — удивительная удача выдающегося скульптора. Входит в десятку лучших памятников России наравне с памятниками «Петру I» Фальконе в Санкт-Петербурге и «Минину и Пожарскому» Мартоса в Москве на Красной площади.

В этот перечень не включено «чудо» света «Родина Мать» Вучетича,  так как памятник этот символический. Данная оценка сделана по большому счету: как с учетом достоинства скульптуры (но виртуозных памятников много), так и по их символической значимости. Да и кто не знает эти памятники.

Работы Опекушина отчасти опровергают мнению «экспертов», плачущих по загибающейся русской скульптуре второй половины XIX века. Если кому-то не нравятся цари из династии Романовых, памятники которым делал Опекушин, то какое это имеет отношение к скульптуре. Если кто-то считает, что академической скульптуры было чересчур много, то много – не мало. А если кто-то просто жаждет перемен и, как в известном фильме просит: «Дайте мне бурю!», то пусть идет и прыгает с парашютом (сейчас с этим нет никаких проблем).

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) родился в Ярославской губернии через год после смерти Пушкина, а умер тоже в Ярославской губернии за год до смерти Ленина. Из крепостных крестьян, в 1859 (в 21 год) освободился от крепостной зависимости, выкупив себе вольную. Хотя не был официально зачисленным учеником Императорской Академии художеств, под руководством профессора Академии Д.И.Иенсена получил художественное образование, посещая в течение пяти лет (1859-1864) скульптурный класс Академии в качестве вольноприходящего ученика. До этого обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Справка. Общество поощрения художников создавалось меценатами, потом попало под покровительство царей: например, К.П.Брюллов ездил в Италию (первая поездка в молодости) на грант этого общества.

Там и заметили талантливого юношу, а еще раньше — в начале 1950-ых Опекушин работал в артели лепщиков и штукатурщиков. Одним словом, образование получил хорошее, академическое. Как не вспомнить «творчески настроенных» Коненкова и Голубкину, которых приняли в Академию, но которые так торопились начать «творить», что сбежали из Академии — и это заметно по их работам.

Опекушин прошел определенную практику, участвуя в работе над «Памятником Екатерине II», открытым в 1862 в Новгороде (Великом), но славу себе не стяжал, так как всех затмевал Микешин, автор (хотя сам не лепил) очень удачной идеи памятника в виде колокола. Памятник весьма хороший и не в последнюю очередь вследствие высокого мастерства исполнителей отдельных фигур. Тот самый случай, когда изживающая себя идея многофигурных композиций вдруг обрела естественность и органичность, правда, фигуры были не символические, а представляли известных российских деятелей.

М.О.Микешин, И.Н.Шредер, Р.К.Залеман, П.С.Михайлов, Н.А.Лаверецкий, М.А.Чижов. Памятник Тысячелетию России. 1862. Бронза, гранит. Великий Новгород

Хотя Микешин привлекал к работе над памятником Опекушина, его фамилии даже нет среди авторов.

Фамилия Опекушина появилась среди авторов при создании Микешиным (общая идея) «Памятника Екатерине II» в Санкт-Петербурге и тоже в виде колокола. Можно только похвалить предприимчивого Микешина, который не стал заморачиваться с формой второго памятника, памятуя, что «от добра добра не ищут», повторив форму предыдущего памятника, иначе памятник не был бы так красив.

М.О.Микешин, М.А.Чижов, А.М.Опекушин. Памятник Екатерине II. 1873. Бронза. Санкт-Петербург

Жизнь – хитрая штука. Первое конкретное решение о создании памятника Пушкину было принято в 1860. Цари притормаживали данное мероприятие, их понять можно: только -только взошедший на престол Александр II в 1855 разрешил декабристам вернуться с из ссылки, а среди декабристов были некогда друзья Пушкина.

Как памятник попал в Москву? Сначала было дозволено поставить его в Царском Селе, но потом речь зашла о Петербурге. Это показалось слишком и Александр II разрешил поставить его в Москве на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Первоначальные проекты, представленные на конкурс, вызывали недоумение. При этом, их представили блестящие скульпторы: потомственный скульптор, блестяще образованный, Н.С.Пименов (1812-1864), а также учившийся у него некоторое время М.М.Антокольский (учился в Академии как вольнослушатель в 1862-1868 годах). Приведем фото этих проектов.

Н.С.Пименов. Проект памятника Пушкину. 1862. Гравюра. Пименов был блестящий рисовальщик

М.М.Антокольский. Проект памятника Пушкину 1875

Когда Антокольский еще только учился, ему была простительна «белиберда» в виде персонажей пушкинской литературы (в «одном флаконе»: Борис Годунов, Моцарт, Сальери, Русалка и т.п). Н.И.Крамской шутил в письме Репину:

«решительно невозможно на улице, на площади, где снуют тысячи народа, солнце во все глаза, пыль, шум… и вдруг видения… Мистицизм и спиритизм в Москве, днем, на Страстной площади?!».

В наше время все сходит за искусство: сходите на Поклонную Гору, там много такого мистицизма: и «пошинкованный» как докторская колбаса Змий, и штабеля человеческих фигур, и Ангел, воспринимающийся на расстоянии будто что-то летело, а потом зацепилось за обелиск, — спасибо президенту Российской академии художеств Церетели. Как-то в Доме книги на Арбате продавец умолял купить трехтомник в специальной коробке с репродукциями его работ за триста рублей, потом снизил цену до двухсот, а ведь надо полагать, там и «живопись» академика. Вот если бы магазин сам приплатил, может, кто и забрал бы трехтомник.

По итогам трех конкурсов в 1873, 1874, 1875 годов конкурсная комиссия выбрала модель памятника Опекушина как «соединяющая в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Опекушин. Памятник Пушкину. Открыт в 1780

Фото 1. Памятник Пушкину Опекушина

Фрагменты

Прирожденный монументалист Опекушин сумел создать образ поэта гражданина, мыслителя. Памятник пластичен в том смысле, что фигура имеет естественную трехмерность (полуразворот фигуры, вынос ноги, разворот головы, масса ассиметрий), то есть чувствуется объем. Прекрасно обыгран плащ, который придает фигуре слитность с постаментом, придает памятнику визуальное равновесие; выигрышна светотеневая игра складок одежды, что важно для монумента. Голова тоже хороша.

В отличие от портрета в станковой скульптуре, предназначенной для рассмотрения с близкого расстояния и не связанной с окружающей архитектурой, в монументе лицо героя не играет первостепенной роли и, в силу удаленности от зрителя требует не столько мелких деталей, сколько крупных выразительных членений.

Не случайно когда-то Фальконе перепоручил сделать голову на памятнике Петру своей помощнице Колло, поскольку понимал, что в конной статуе голова человека – не главное.

После посмертной маски Пушкина, бюстов Пушкина работы Гальберга и Витали, портретов Тропинина и Кипренского проблем с  головой памятника у Опекушина не было. Да и вряд ли, делая лицо Пушкина, он мог превзойти эти живописные и скульптурные работы. Его заслуга прежде всего в фигуре, общей композиции, мастерской посадке головы, то есть весьма естественной и подчеркивающей общий замысел монумента.

Общий замысел монумента – печальный, задумчивый, созерцательный Пушкин. Таково дореволюционное восприятие Пушкина, ориентированное прежде всего на бюст Гальберга, в отличие от более эмоционального портрета Витали. Еще были живы очевидцы, очень хорошо понимающие, что Пушкину было отчего задуматься.

Надо иметь много жизненного задора, надо перелопатить огромное количество моделей и рисунков, чтобы найти столь естественную, органичную позу. Например, Н.С.Пименов даже не стал искать так глубоко, фактически отказавшись от участия в конкурсе (да и рано умер). И у самого Опекушина нет больше памятника такого уровня.

Где мог видеть Опекушин Пушкина в такой позе? Пушкин любил скрещивать руки на груди, это есть на портретах. Выбранная для памятника Опекушиным поза поэта встречается на одном из рисунков 1834 года.

С.Ф.Галактионов с оригинала А.П.Сапожникова. Титульный лист альманаха «Новоселье». 1834

На этой виньетке (украшении) изображен не похожий на себя Пушкин, беседующий с Вяземским. Пушкин (справа) заложил руку за борт сюртука, другой держит шляпу. Кстати, для альманаха «Новоселье» Пушкин написал «Домик в Коломне».

С местом установки памятника на Страстной площади случились метаморфозы. Представьте себе улицу Тверскую, с одной стороны на Пушкинской площади сейчас кинотеатр «Россия», с другой – начинается Тверской бульвар. Некогда на месте кинотеатра был Страстной монастырь. Именно на стороне монастыря Опекушин хотел видеть памятник, но, как написано в одной советской книге, монастырское духовенство настояло на том, чтобы памятник поставили на другой стороне – при входе на Тверской бульвар.

Фото. Уникальное фото запечатлело переезд памятника Пущкину через Тверскую

Уникальное фото запечатлело переезд памятника Пушкину через Тверскую

Фото. Вид Страстного монастыря - один из многих, уничтоженных в 1930-х. (основан в XVII в.)

Вид Страстного монастыря — один из многих, уничтоженных в 1930-х. (основан в XVII в.)

Снятие колокола с колокольни Страстного монастыря. Фото А. Шайхета, 1930-е

Пушкин в итоге стоял на другой стороне лицом к монастырю. В 1950 памятник поставили на рельсы и перевезли через улицу Горького (Тверскую) на ту сторону, где хотел видеть памятник Опекушин, и где он сейчас и стоит. Но вот одна незадача: с 1919 в монастыре размещались разные организации, в том числе Центральный антирелигиозный музей  Союза безбожников СССР. Надо отдать «должное» большевикам: они не стали ставить памятник Опекушина, который был монархистом и глубоко верующим человеком, рядом с таким музеем, а предварительно в 1937 снесли все монастырские постройки. Теперь шутят, что Пушкин стоит к «России» задом, ну да это ерунда: это не к России, а к кинотеатру, как и подобает настоящему поэту.

Не повезло Опекушину. Вместе с Храмом Христа Спасителя снесли и его памятник Александру III, который  стоял рядом с храмом.

Открытие и освящение памятника  Александру III в Москве 11 июня 1912. Скульпторы А.М.Опекушин, А.Л.Обер (специализировался на изображении животных), архитектор А.Н.Померанцев. 1900-1906

Памятник Александру III в соответтсвии с большевистским планом монументальной пропаганды был демонтирован в 1918, пьедестал памятника снесен вместе с Храмом Христа Спасителя.

Демонтаж памятника императору Александру III. Фото А.Р.Радченко, Москва, 1918

Но особенно много памятников Опекушин создал Александру II.

Опекушин. Статуя Александра II для памятника в Московском кремле.1892-1893. Разрушен в 1918

В 1872 бывший крепостной удостоился звания академика за несколько моделей памятников, в том числе Петру I.

Опекушин. Петр I. 1872. Бронза. Находится в Военно-медицинском музее в Санкт-Петербурге

В 1919, больной и нищий, бывший крепостной, академик Опекушин вместе с дочерями был отправлен за казенный счет к двоюродной сестре в Ярославскую губернию, где в 1923 простудился и умер.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. «В конной статуе голова человека – не главное» — тянет на афоризм!

    1. Дорогой S.J.Sh.! Главное, чтобы никто не подумал, что самое главное это голова лошади!

Добавить комментарий для S.J.Sh. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *