В 1937 г. в Париже устроители всемирной выставки ЭКСПО-37 видимо не без тайного желания хотя бы на выставке противопоставить Германию и СССР, буквально столкнули высотными фасадами павильоны Германии и Советского Союза на противоположном от Эйфелевой башни берегу Сены (на площади Трокадеро).
Великий русский (советский) скульптор Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953 годы жизни) выиграла конкурс на скульптурную группу, которая должна была увенчать здание советского павильона по заданному проекту архитектора Бориса Иофана. Вместе с рабочими завода ЦНИИМАШ она совершила подвиг, создав из стали (толщиной 0,5-1 мм) “Рабочего и колхозницу”. До этого ничего подобного в мире не создавалось, небывалая технология изготовления требовала постоянной корректировки и непосредственного участия скульптора, причем все это делалось в кратчайшие сроки. Сталин ночью в свете автомобильных фар осмотрел готовую статую и остался очень доволен работой. Как ни рассчитывала Мухина на обратное, без ее участия парижская сборка статуи не обошлась, французы удивлялись, что женщины (Мухина со своей помощницей Ивановой) все делают вместе с рабочими и даже сварку делают. Парную скульптуру (высота статуи 18 м) на высоте 34 метра (высота павильона), работая днем и ночью, окончили за 11 дней. Для полноты картины добавим, что на заводе статуя с каркасом была разобрана на 65 частей и для ее транспортировки было использовано 28 вагонов, а в Польше автогеном пришлось отрезать части статуи, чтобы проехать через тоннель.
А вот немцев на подвиг не хватило. Главный советник Гитлера по архитектуре, соблазнявший последнего грандиозными (по размеру) проектами, Шпеер впоследствии признался, что случайно забрел в Париже в помещение, где был выставлен хранящийся в тайне проект советского павильона, и понял, как “Рабочий и Колхозница” будут шагать прямо на немецкий павильон и, что бы вы думали: взял и продолжил свою башню-павильон вверх на несколько десятков метров. Наверху посадил орла со свастикой. Да кого орлом то удивишь, может римлян? Не спас ситуацию и другой любимец фюрера, мастеровитый скульптор Йозеф Торрак, расположивший у входа две немаленьких по размеру группы , должных олицетворять семью и товарищество. Говоря по-простому, их попросту не видно, тем более на фоне окружающей павильон зелени.
“Рабочий и Колхозница” имели огромный успех: фотографии в газетах, сувениры с ее изображением, республиканская Испания выпустила почтовые марки с изображением статуи. Скульптура Мухиной органично увенчала павильон, оставив далеко позади усевшегося на высоте орла и как скульптурное произведение, и как уникальное явление в монументальной скульптуре. Где бы она ни стояла всюду она становится доминантой: имеющий глаза да видит.
Спасибо за интересную статью. Действительно, орёл выглядит мелко и как-то смешно напротив скульптуры Мухиной.
И Вам спасибо, дорогой читатель. Будем писать интересно и много.
Спасибо, очень интересно! Поделюсь с родными)
спасибо за отзыв! А мы будем стараться и делать новые статьи.