Выше не значит сильнее

 

В 1937 г. в Париже устроители всемирной выставки ЭКСПО-37 видимо не без тайного желания хотя бы на выставке противопоставить Германию и СССР, буквально столкнули высотными фасадами павильоны Германии и  Советского Союза на противоположном от Эйфелевой башни берегу Сены (на площади Трокадеро).

"Рабочий и Колхозница" на Всемирной выставке в Париже в 1937

“Рабочий и Колхозница” на Всемирной выставке в Париже в 1937

Великий русский (советский) скульптор Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953 годы жизни)   выиграла конкурс на скульптурную группу, которая должна была увенчать здание советского павильона по заданному проекту  архитектора Бориса Иофана.  Вместе с рабочими завода ЦНИИМАШ она совершила подвиг, создав из стали (толщиной 0,5-1 мм)  “Рабочего и колхозницу”. До этого ничего подобного в мире не создавалось, небывалая технология изготовления требовала постоянной корректировки и непосредственного участия скульптора, причем все это делалось в кратчайшие сроки. Сталин ночью в свете автомобильных фар осмотрел готовую статую и остался очень доволен работой.  Как ни рассчитывала Мухина на обратное, без ее  участия парижская сборка статуи не обошлась, французы удивлялись, что женщины (Мухина со своей помощницей Ивановой) все делают вместе с рабочими и даже сварку делают.  Парную скульптуру (высота  статуи 18 м) на высоте 34 метра (высота павильона), работая днем и ночью, окончили за 11 дней. Для полноты картины добавим, что на заводе статуя с каркасом была разобрана на 65 частей и для ее транспортировки было использовано 28 вагонов, а в Польше автогеном пришлось отрезать части статуи, чтобы проехать через тоннель.

А вот немцев на подвиг не хватило. Главный советник Гитлера  по архитектуре, соблазнявший последнего грандиозными (по размеру) проектами, Шпеер впоследствии признался, что случайно забрел в Париже в помещение, где был выставлен хранящийся в тайне проект советского павильона, и понял, как “Рабочий и Колхозница” будут шагать прямо на немецкий павильон и, что бы вы думали:  взял и продолжил  свою башню-павильон вверх на несколько десятков метров. Наверху посадил орла со свастикой. Да кого орлом то удивишь, может римлян? Не спас ситуацию и другой любимец фюрера, мастеровитый скульптор Йозеф Торрак, расположивший у входа две немаленьких по размеру группы , должных олицетворять семью и товарищество. Говоря по-простому, их попросту не видно, тем более на фоне окружающей павильон зелени.

“Рабочий и Колхозница” имели огромный успех: фотографии в газетах, сувениры с ее изображением, республиканская Испания выпустила почтовые марки с изображением статуи. Скульптура Мухиной органично увенчала павильон,  оставив далеко позади усевшегося на высоте орла  и как скульптурное произведение, и как уникальное явление в монументальной скульптуре. Где бы она ни стояла всюду она становится доминантой: имеющий глаза да видит.

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Обновлено: 27.02.2021 — 22:00

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Екатерина

    Спасибо за интересную статью. Действительно, орёл выглядит мелко и как-то смешно напротив скульптуры Мухиной.

    1. И Вам спасибо, дорогой читатель. Будем писать интересно и много.

  2. Елена О.

    Спасибо, очень интересно! Поделюсь с родными)

    1. спасибо за отзыв! А мы будем стараться и делать новые статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *