Бертель Торвальдсен. Часть 5

 

Барельефы Торвальдсена.

«День» и «Ночь».

 

В статье будут раскрыты тайные смыслы знаменитых барельефов “День” и “Ночь”Торвальдсена. Посмотрим, как скульптор изобразил Вакха в виде младенца, как Прометей создал человека и с помощью Минервы одушевил его, какой заботливой может быть красавица “Венера, утешающая Амура, ужаленного пчелой”, как Немезида читает Юпитеру записанную человеческую историю. Заодно оценим вкусы русских царей и цариц на примере того, как торвальдсеновские барельефы были воспроизведены в виде фресок на стенах в Зимнем Дворце в Малахитовой гостиной супруги Николая  I – Александры Федоровны, императрицы, которую  современники, включая Пушкина, называли Лалла Рук.

 

1. Барельефы с амурами и младенцами и не только

Эпиграф.

Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой…

(кто не помнит звездочку октябренка с маленьким Лениным лет пяти от роду).

Так и бог виноделия Вакх (он же Дионис) не всегда был тучным.

Торвальдсен. Меркурий (Гермес) вручает Вакха сестре его матери Ино. 1809. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Меркурий (Гермес) вручает Вакха сестре его матери Ино. 1809. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Справка. Зевс и Семела (мать) родили Вакха. После смерти матери (ее по преступной случайности спалил молнией Зевс, вот оригинал) младенец выжил и был выношен Зевсом в его бедре, потом был передан няньке Ино. Младенец рос, отец не уследил, и сын пристрастился к вину и разврату. А в искусстве возникла так называемая «дионисийская тема», которую лучше детям не показывать.

Повзрослевший Вакх был не прочь пристрастить несовершеннолетних к нехорошим привычкам.

Торвальдсен. Амур у Вакха (Вакх предлагает Амуру выпить). 1807. Музей Торвальдсена.

Торвальдсен. Амур у Вакха (Вакх предлагает Амуру выпить). 1807. Музей Торвальдсена

Подозрительные контакты Амура с Вакхом зафиксированы Торвальдсеном также в барельефе “Амур у Вакха”.

Торвальдсен. Вакх предлагает Амуру выпить. 1807. Музей Торвальдсена.

Торвальдсен. Амур у Вакха (Вакх предлагает Амуру выпить). 1807. Музей Торвальдсена.

А вот один из самых красивых барельефов:

Торвальдсен. Венера, утешающая Амура, ужаленного пчелой. 1809. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Венера, утешающая Амура, ужаленного пчелой. 1809. Копенгаген. Музей Торвальдсена. См. также самый конец статьи

Торвальдсен. Лето. Сбор урожая. По моделям 1809. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Лето. Сбор урожая. По моделям 1809. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Геркулес получает от Гебы напиток бессмертия. По модели 1809. Милан. Пинакотека Амброзиана

Торвальдсен. Геркулес получает от Гебы напиток бессмертия. По модели 1809. Милан. Пинакотека Амброзиана

Умерший Геркулес получил от Гебы этот напиток, чтобы получить бессмертие и до бесконечности пировать в обществе богов-олимпийцев, куда он вознесся после своей преждевременной смерти. Геба – виночерпий на Олимпе.

Но каков Геракл, каков натурщик!

Торвальдсен. Немезида читает Юпитеру факты из человеческой истории. По модели 1810. Милан. Пинакотека Амброзиана

Торвальдсен. Немезида читает Юпитеру факты из человеческой истории. По модели 1810. Милан. Пинакотека Амброзиана

Справка. Немесида (Немезида) – богиня греческой мифологии, олицетворение судьбы. Люди получают от нее возмездие за их вину и гордыню. Зато в императорском Риме почиталась как покровительница гладиаторов и солдат. Чудаки, эти римляне.

Хорошие были у Торвальдсена наставники, главным из которых был археолог и нумизмат Соэга. Вот еще один сюжет, который так просто не поймешь.

Торвальдсен. Минерва (Афина), оживляющая глиняную модель человека, созданную Прометеем.  1840 (по модели 1807-1808). Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Минерва (Афина), оживляющая глиняную модель человека, созданную Прометеем.  1840 (по модели 1807-1808). Музей Торвальдсена. Копенгаген

Справка.  Древние греки тоже думали на космогиническую тему ( то есть о происхождении вселенной), однако, ограничились размышлениями о  происхождении богов и других еще более древних существ.

 1. До титанов были Уран (божество неба) и Гея (праматерь). У них были непростые отношения, но Гея родила титанов, и не только.

 2. Титаны: Кронос, Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба, Тефида. Младшенький Кронос оскопил (кастрировал) своего отца Титана и стал главным божеством и всем рулил.

 3.  От Кроноса родились некоторые олимпийские боги: Зевс, Посейдон (бог морей), Аид (бог подземного царства), Гера (жена Зевса), Гестия (богиня огня и домашнего очага), Деметра (богиня земледелия и плодородия).

Видимо, уже тогда существовало посольство небезызвестной страны (хотя страной этой тогда и не пахло – воздух был свеж и чист), готовившее цветные революции, и  папаше Кроносу нашептали, что его свергнет один из его потомков. Коленкор в отношениях между «отцами и детьми» был нарушен: Кронос стал есть своих детишек. Гея (сестра и ижена Кроноса) вместо младшенького Зевса подсунула Кроносу камень в пеленке. Нимфа Амалтея отпоила Зевса козьим молоком.

Кстати, часы, в частности, хронометр, имеет прямое отношение к всепожирающему времени, которое персонифицировалось греками в образе Хроноса.

 4. Вот и произошла цветная революция (сама война с титанами именуется титаномахией): младшенький Зевс победил Кроноса, отправив его в Тартар (мрачная бездна в глубине Земли, где томятся Кронос с титанами и богопреступники. Среди них, например, вечно жаждущий Тантал и вечно закатывающий в гору камень Сизиф). С тех пор главный дворец царя богов Зевса стал находиться на горе Олимп, термин «олимпиец» прежде всего относится к Зевсу, а для всех остальных начался «золотой период» правления Зевса.  Зевс «настрогал» тучу детей от разных дам, например, Афина у него не от Геры.

 5. Прометей – сын титана Иапета. У него не сложились отношения с Зевсом и олимпиец приковал Прометея к скале в Колхиде (где Грузия, Абхазия, часть России) и послал орла систематически выклевывать печень Прометея.

 6. По одному из мифов Прометей создал человека из глины, научил людей ремеслам и дал им огонь. За это Зевс его и наказал, а людям послал Пандору, та вышла замуж за брата Прометея, не удержалась и открыла ящик с бедствиями (ящик Пандоры).

Торвальдсен изобразил глиняного человека, Прометей сидит, слева мудрая Минерва (Афина) манипулирует над глиняной заготовкой человека.

Вопрос. Что делает Афина и что у нее в руке? Ответ чуть ниже. А пока для сравнения тот же сюжет у другого скульптора.

Камилло Пачетти. Минерва наполняет душу созданного Прометеем человека. 1806. Милан. Галерея современного искусства

Камилло Пачетти. Минерва наполняет душу созданного Прометеем человека. 1806. Милан. Галерея современного искусства

Ответ. Минерва подносит к голове человека бабочку, которая олицетворяет дыхание, душу, Психею. Если до Прометея люди жили в пещерах, то после этого их жизнь, с одной стороны, озарилась творчеством и ремеслами, а с другой стороны, начались беды, извращения и оранжевые революции.

Для Торвальдсена не было никакой проблемы в том, чтобы сделать барельеф, причем красивый.

Торвальдсен. Слева сверху: Весна. Слева внизу: Лето. Справа сверху: Осень. Справа снизу: Старость. 1836. Музей Торвальдсена. Торвальдсен понимает, что пришло время возвращаться на родину из Рима, где он провел 40 лет

Торвальдсен. Слева сверху: Весна. Слева внизу: Лето. Справа сверху: Осень. Справа снизу: Старость. 1836. Музей Торвальдсена. Торвальдсен понимает, что пришло время возвращаться на родину из Рима, где он провел 40 лет

Торвальдсен. Минерва доставляет оружие Ахилла (убиенного) Одиссею. 1831. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Минерва доставляет оружие Ахилла (убиенного) Одиссею. 1831. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Немезида. 1836. Ловено (Италия). Вилла Вигони. Храм

Торвальдсен. Немезида. 1836. Ловено (Италия). Вилла Вигони. Храм

Любопытно, что в 1983 имущество виллы было завещано Федеративной Республике Германии, а в свое время над оформлением храма работал Торвальдсен совместно с Маркези. На барельефе едет Немезида, всем отпускающая наказания за их правонарушения, а сзади шествует парочка крылатых путти: один с мечом, другой, видимо, с чем-то, напоминающим римского орла, знак легиона. Еле видимый путти несет по небу весы, видимо, чтобы более точно определить тяжесть содеянного. Но такие невидимые вставки в барельефы не красят композицию, создавая неровности на базовой плоскости барельефа.

Для собора Богоматери в Копенгагене Торвальдсен сделал два барельефа на христианскую тематику.

Торвальдсен. Слева: Христианская любовь. 1838 (по модели 1810). Справа: Ангел хранитель. 1838. Оба барельефа в соборе Богоматери в Копенгагене

Торвальдсен. Слева: Христианская любовь. 1838 (по модели 1810). Справа: Ангел хранитель. 1838. Оба барельефа в соборе Богоматери в Копенгагене

2. Барельефы «Ночь» и «День»

Торвальдсен создал чудесные барельефы, олицетворяющие день и ночь. Гипсовые копии можно встретить довольно часто, эти вещицы широко гуляют в многочисленных копиях.

Была, конечно, предыстория, и на эти темы уже художники «высказывались». Например, Аннибале Каррачи (1560-1609) уже изображал Ночь в виде дамы с двумя детишками на руках.

Аннибале Каррачи. Ночь

Аннибале Каррачи. Ночь

Что могут символизировать детишки? Конечно, мирный сон, а еще и смерть, поскольку на умершего спускается Ночь.

Торвальдсен. Ночь. 1821 (по модели 1815)

Торвальдсен. Ночь. 1821 (по модели 1815)

По ночному небу летит Ночь, она держит двух спящих детей (не хочется говорить о том, что один из них мертв, зритель пусть сам определяется по этому поводу). На голове Ночи венок из маков (бутоны которых смотрят вперед), поскольку забытье от опиума тоже приводит к Ночи.

Ночная птица – сова – не только подчеркивает, что дело происходит ночью, но и обозначает линию горизонта для того, чтобы круглый барельеф вешали как надо, то есть крылья совы при правильной развеске барельефа на стене должны быть горизонтальны.

Торвальдсен. Ночь. Образец неправильного расположения изображеня ( смотрим на сову)

Торвальдсен. Ночь. Образец неправильного расположения изображеня (смотрим на сову). Гипсовый повтор приобретен в эрмитажном киоске.

Кстати, неправильная развеска связана с тем, что петля для подвески вделана с обратной стороны барельефа прямо над головой Ночи. В итоге сова летит как пикирующий бомбардировщик крыльями под 45 градусов к горизонту, тогда как Ночь  не летит, а тормозит и возникает совершенно чуждое мысли Торвальдесена впечатление суеты, поскольку ноша ей тяжела и она отклонилась назад.

Ночью дороги не видно, сознание темно, ноги заплетаются.

Поэтому “Ночь” кривоногая, в отличие от  “Дня”. Торвальдсен это учел и изобразил фигуру “Ночи” с одной ногой, заплетенной за другую ногу.

У фигуры “Дня” ноги, в отличие от “Ночи”, прямые. Для правильной развески круглого барельефа задана вертикаль из падающих цвкетов.

Торвальдсен. День. 1821 (по модели 1815)

Торвальдсен. День. 1821 (по модели 1815)

Фигура “Дня” изображена в виде Авроры, богини утренней зари (у греков называлась Эос). На спине у нее теодофор, то есть огненосец или факелоносец. В отличие от обычных античных теодофоров, которые держали факел перед собой и прибегали чумазыми от копоти, у Торвальдсена теодофор предусмотрительно держит факел за собой. Аврора посыпает землю цветами и торопит Феба (Аполлона) с его колесницей (лучезарный Аполлон на своей колеснице выезжал на небо и становилось светло, то есть наступал день).

Теодофор олицетворяет Люцифера.

Справка. Люцифер – так древние греки называли утреннюю звезду Венеру. Люцифер считался сыном Авроры. У ранних христиан Люцифер – падший ангел, сейчас – синоним дьявола.

Остается добавить, что обе композиции Торвальдсен сотворил за одну ночь, встретив рассвет за работой.

Видимо, уже подумывая о покое и возврате на родину из Рима, шестидесятисемилетний Торвальдсен в 1837 продал права на копирование в любом материале барельефа «День» вместе с оригиналом, отлитым из воска, положив начало массовому индустриальному распространению барельефа. Отливают барельефы Торвальдсена и в наше время.

На руках автора статьи «Венера, утешающая Амура, ужаленного пчелой»(по модели 1809)

На руках автора статьи «Венера, утешающая Амура, ужаленного пчелой» (по модели 1809). Барельеф куплен лет 20 назад в киоске Эрмитажа

Тогда еще автор статьи особо не интересовался, кто сваял этот барельеф, но красоту его оценил уже тогда, что делает ему (автору данной статьи) честь.

3. «День» и «Ночь» в Малахитовом зале (гостиной) в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге

В 1837 в Зимнем Дворце был пожар. В его реставрации (воссоздании) участвовал старший брат великого Карла Павловича Брюллова – Александр Павлович Брюллов. А.П.Брюллов воспроизвел замысел О.Монферрана, воссоздав Малахитовую гостиную в Зимнем Дворце в 1838-1839 годах.

Хозяйкой гостиной была жена Николая I Александра Федоровна, о которой было немало сказано на страницах сайта. Отношения между Николаем I и Александрой Федоровной были романтическими, что не так часто встречалось в королевских и царских семьях, а сама Александра Федоровна была проникнута идеалами рыцарской эпохи, воспоминаниями о рано умершей матери королеве Луизе, любовью и уважением к супругу и семейным ценностям – все это приумножалось прекрасной внешностью. Она сумела сохранить этот образ до конца своей жизни, потеряв мужа за пять лет до своей кончины. Современники оценили данный образ настоящей хранительницы семейного очага. В 1842 она и Николай I стали участниками костюмированного праздника в Царскосельском селе, использовали настоящие средневековые доспехи из Арсенала. Этот выезд запечатлен на картине любимого императорской четой художника О.Верне (1789-1863):

О.Верне. Царскосельская карусель. 1842. Холст, масло. Царское село

О.Верне. Царскосельская карусель. 1842. Холст, масло. Царское село. На белом коне Алесандра Федоровна со своим кавалером, за ней государь со своей дамой

Малахитовый зал. Акварель К.А.Ухтомского. 1865

Малахитовый зал в Эрмитаже. Акварель К.А.Ухтомского. 1865 (через пять лет после смерти Александры Федоровны). Справа на стене зала аллегорические изображения “День”, “Поэзия”, “Ночь”

Аристократическое общество «увязало» образ Александры Федоровны с Поэзией. Причиной тому стала копия с фрески Рафаэля «Поэзия», которую сделал для Малахитовой гостиной Антонио Виги (ему было уже 74 года), – фреска эта когда-то и украшала сгоревшую во время пожара 1837 гостиную Зимнего Дворца.

А.Виги. Фигура «Поэзии». Роспись Малахитового зала в Зимнем Дворце. 1838

А.Виги. Фигура «Поэзии». Роспись Малахитового зала в Зимнем Дворце. 1838

Рафаэль. Фигура поэзии. Фрагмент росписи свода Станцы (комнаты) делла Сеньятура в Ватикане

Рафаэль. Фигура поэзии. Фрагмент росписи свода Станцы (комнаты) делла Сеньятура в Ватикане 1508

Когда-то в 1821 еще до воцарения и декабристского бунта великая княгиня и великий князь (молодая Александра Федоровна с мужем, будущим Николаем I) посетили Берлин, где в их честь устроили театрализованный праздник на тему восточной повести «Лалла Рук» (в переводе с персидского – любимая). Главные роли исполняли Александра Федоровна и Николай Павлович. В.А.Жуковский написал стихотворение по этому поводу, где по отношению к Александре Федоровне вкупе с образами Рафаэля употребил образные слова «Гений чистой красоты»:

«Ах! Не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты…»

Так что не Пушкин первым освоил этот образ, написав стихотворенье «Я помню чудное мгновенье…».

К Александре Федоровне накрепко приклеилось поэтическое имя Лалла Рук. Именно ее имел в виду Пушкин, когда в одной из строф «Евгения Онегина» (в окончательную редакцию не вошло) написал:

«И в зале яркой и богатой,

Когда в умолкший тесный круг

Подобно лилии крылатой,

Колеблясь, входит Лалла Рук (то есть Александра Федоровна)

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою…»

Для тогдашней элиты образ был емким и был наполнен таким количеством символики, информации, чувств и т.п., что нам с нашими гаджетами, современным «искусством» и «демократией» и не снилось.

Нашлось место в Малахитовой гостиной и для настенной живописной копии «Дня» и «Ночи» Торвальдсена, о которых шла речь выше.

А.Виги. Фигуры «День», «Ночь». Фрагменты росписи южной стены Малахитового зала в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге

А.Виги. Фигуры «День», «Ночь». Фрагменты росписи южной стены Малахитового зала в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге. 1838. По образцам барельефов Торвальдсена

Малахитовый зал. Вид части стены с изображением аллегорических фигур "День", "Поэзия", "Ночь"

Малахитовый зал. Вид части стены с изображением аллегорических фигур “День”, “Поэзия”, “Ночь”

В этом зале в 1842 Александра Федоровна сначала «кушала чай», а потом слушали музыку. Гвоздем программы был Ференц Лист, выдавший целую «бурю» за фортепиано, благо техника позволяла, императорская семья была увлечена игрой Листа. Он еще раз приезжал в Зимний Дворец. Под конец Лист так “освоился”, что договорился о концерте, публика и дочери Николая I его прождали, а он не пришел. Потом оправдывался, говоря, что «не было никакой возможности устоять против слишком любезного приглашения г-жи княгини (Меншиковой) сопутствовать ей в маленькой весенней прогулке в ее карете».

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

2 комментария

Оставить комментарий
  1. проф. Шариков

    Колхида не в Крыму.

    1. Приносим благодарность уважаемому профессору Шарикову за отмеченную неточность. Соответствующие изменения в текст публикации внесены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *