Венеры. Часть 1. Венера Каллипига, Венеры Медицейская и Книдская, Венера Италийская, Венера Милосская.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

1. Дебельфес.

1.1. Венера Каллипига.

Давным-давно, при королях во Франции, при царях в России озадачиваемые высокими покровителями художники и скульпторы, в особенности во второй половине XVIII века — первой половине XIX века, метались между нелогичным следствием барокко – прихотливым красивым РОКОКО и строгим, очень уж серьезным, но тоже красивым КЛАССИЦИЗМОМ. Особо въедливые искусствоведы, пересчитывающие классицизмы, иногда употребляют в данном случае слово «неоклассизизм», обращая внимание на то, что это, по их мнению, не первый по счету классицизм.

Во Франции к «красоте» особенно стремились Людовики пятнадцатый и шестнадцатый вместе с их фаворитками. Не случайно, с учетом русских императриц, XVIII век называли «le siècle de femme» (век женщины).

В настоящее время «современное искусство» заставляет особо остро чувствовать красоту, поскольку само сплошь безобразно, красота в искусстве нынче понимается «от противного» и «очень противного». И, слава богу, спустившись, например, в московское метро, мы еще видим «красоту» в реальном мире: классицизм в виде самого красивого метро в мире и «рококо» в виде симпатичных москвичек, по сегодняшней моде обтянутых в легинсы.

Хотя красота — понятие широкое, в данном пункте речь идет о специфическом проявлении «красоты», возникшем еще во времена так сказать «античного рококо», конечно же у греков, постепенно «смешивающихся» с римлянами.

Справка (о терминологии).

Во времена Пушкина и Брюллова щеголяли французским, поэтому гулял термин «дебельфес», что на кириллице воспроизводит три французских слова  «des belles fesses»: «des»-артикль, «belles»- красивые, «fesses»-ягодицы.

— В античные времена игривые потомки суровых греков, но тоже античные греки, придумали базовое для данного вида красоты слово «КАЛЛИПИГА», как и данный вид «красоты». В прекрасном переведенном с немецкого «Словаре античности» (рекомендуем) сказано:

«Каллипига (греч. прекраснозадая), римская мраморная статуя, хранится в Национальном музее в Неаполе (копия греческого оригинала 3 века до н.э.), изображающая женскую фигуру, в изящном повороте обнажающую зад. Считается, что это статуя Афродиты Каллипиги, почитавшейся в Сиракузах».

Афродита Каллипига. Рисунок из «Словаря античности». Когда еще не было фотографии, в книгах скульптуры воспроизводились в рисунках. В данном современном словаре так поступили в наше время, понимая, что хорошие рисунки могут быть интереснее фотографий

Венера Каллипига. Музей слепков Академии художеств в Санкт-Петербурге. Фото автора 2018

 Кто-кто, а греки с их каноном красоты человеческого тела понимали, что практически невозможно найти конкретного индивида с идеальными формами всех частей тела. Отсюда пошли каноны, идеализация, когда начинали с натуралистического копирования, а потом «улучшали» природу, то есть зародился классицизм. Скульпторы ваяли, обложившись массой литографий и других рисунков с антиков.  Замечательный русский скульптор М.И.Козловский, великолепнейший рисовальщик, уже блестяще выучившийся в Императорской Академии художеств (учились лет по 12), посланный пенсионером в Рим, в 1776 году писал из Рима:

«Что касается до Рима, то истинно место философическое!.. Всеми примечено, что кто ни приезжает в Рим, то некоторым образом переменяется».

Другой русский пенсионер скульптор Антон Иванов раскрывает эту философию, он пишет из Рима:

«Прежде мы думали, что и без антиков можно достичь совершенства. Но теперь ясно видим, что мы весьма ошибались и что оная самая натура нас ослепляет, будучи столь часто различна и имея в себе без сравнения более худова, нежели той красоты, которую антики столь счастливо в своих работах показали…».

Справка (определения из того же Словаря античности). Классика – от латинского «classicus»-образцовый, первоклассный.

Классицизм — периоды и тенденции в истории искусства, когда формы и темы античного искусства являются эстетическим эталоном.

Естественно, искусствоведам не понравятся такие определения, но для общего ориентира они нормальны. А математики добавили бы, что если какое-либо определение внутренне не противоречиво, то оно имеет право на существование, так что можно эти два определения принять за основу.

Учитывая несовершенство конкретных человеческих тел, греки и дошли до мысли мериться не просто красотой, а красотой определенных частей тела. И как тут не вспомнить великого Пушкина, который писал: «Дианы грудь, ланиты Флоры, прелестны, милые друзья, однако, ножка Терпсихоры прелестней чем-то для меня». Конечно, подобный подход к красоте довольно экстремален, но ведь придумали же специальную терминологию.

1.2. «Зима» Гудона.

Учитывая базовый признак дебельфес, указанный в Словаре античности, к подобного вида красоте смело можно отнести «побочный результат» скульптурной деятельности французского скульптора Ж.А.Гудона (1741-1828). Он изваял из мрамора около 2000 работ (не без помощников, конечно), в подавляющей части это были весьма высокого качества портреты, причем в мраморе. И вдруг в начале 1780-ых он делает статую «Зима», причем как в мраморе, так и в бронзе, что уж совсем нетипично для него, и пытается выставить ее уменьшенные реплики в Салоне (ежегодные выставки живописи и скульптуры в Париже).

Гудон. Слева: Озябшая (Зима). Мрамор. 1783. Справа: Лето. Мрамор. Около 1785. Обе скульптуры в Музее Фабра в Монпелье (юг Франции)

Кстати, забегая вперед к Канове, заметим, что Музей носит имя друга Кановы Франсуа Ксавье Фабра , который оставил романтический портрет Кановы:

Фабр. Портрет Кановы. 1812. Музей Фабра в Монпелье

Гудон. Озябшая (Зима). Бронза. 1787.  Музей Метрополитен. Нью-Йорк (отметим в данном варианте Озябшей отсутсвие подставки в виде драпировок и кувшина. Так лучше читается силует, а бронза не требует дополнительных опор)

Ясно, что данная «постановка» восходит к тематике рококо с его купальщицами. На самом деле, мало кого интересует сюжет: замерзла ли там вода в кувшине, изображенном за данной дамой, является ли она членом секции «моржей» и т.п. Однако, рококо – это, конечно, прекрасно, но надо же соблюдать и приличия.

Представляя эти работы директору Лувра графу д`Анживийе, художник Пьер написал тому в сопроводительном письме:

«Завтра жюри будет рассматривать работы, представленные для предстоящего Салона. Среди них имеются две статуи в половину натуральной величины, сделанные господином Гудоном. Одна из них, одетая, не представляет ничего необыкновенного, тогда как другую («Зиму») могут легко снять с экспозиции по причине ее ложной скромности… Я думаю, мне следует заметить в ее защиту, что она лучше первой и что ее можно выставить в углу».

Далее Пьер заканчивает письмо размышлениями, почему «так называемая «Венера Каллипига» не оскорбляет чувства пристойности, в то время как данная фигура, обнажая те же части тела, слишком привлекает внимание и выглядит непристойной».

Д`Анживийе отвечает, что он поступит в соответствии с решением Академии, считая лучшим выходом поставить статую в углу, скрыв таким образом те части тела, которые не следует выставлять напоказ.

В Салонах статуя не появилась, зато быстро стала популярной, ее уменьшили для повторений, имеются реплики из бронзы, мрамора и даже папье-маше, в одной из реплик ее совсем раздели. Это к вопросу, о том, что «добродетель вознаграждается, а порок сам по себе приятен». Одна из «Зим» Гудона, «загулявшая по свету» в своих репликах, попала в небезызвестный дворец Юсупова, где и стоит в Римской комнате:

Гудон. Зима. Начало XIX века. Юсуповский дворец в Петербурге (где был убит Распутин)

1.3. «Одалиски» Франсуа Буше (1703-1770).

Вот уж рококо, так рококо! «Критики искусства» Руссо и особенно Дидро, возмущались дамочками Буше. Но, есть подозрение, что в Салонах, где тот выставлялся, вниманием его не обделяли, ну, конечно же, чтобы потом возмутиться «манерностью и жеманностью», отметив при этом, что это прекрасный живописец.

Автор текста книги – замечательный искусствовед Е.Д.Федотова.

Буше. Одалиска (с темными волосами). 1745

Буше. Одалиска (со светлыми волосами). 1752

Дидро писал, что Буше в некоторых картинах изображал жену в виде «обнаженной вульгарной уличной девки». Однако, для «Одалисок» позировали Виктория и Луиза О`Морфи, то ли актрисы, то ли куртизанки, фламандки, попавшие в мемуары Казановы. Картины нравились Людовику XV, не исключено, что одна из их персонажей была его возлюбленной. А что касается Буше, то куда было ему деваться, куда податься, если в Академиях художеств (в России – точно) были запрещены натурщики женского пола?

1.4. «Зима» Фальконе (без «дебельфеса»).

Сейчас «дебельфесом» никого не удивишь. Можно, однако, добавить, что красотой гудоновская «Зима» не блещет, это явно «не его» тематика. И чего в ней нашли парижане? Может быть настоящую зиму не видели? Так это надо в Россию. Здесь можно увидеть либо чудесную зиму со снегом и моржами, либо сходить в Эрмитаж, где другой французский скульптор, проигрывающий, конечно, Гудону по части портрета (Фальконе сделал только один портрет своего однофамильца), оставил свою знаменитую «Зиму», заказанную фавориткой Людовика XV мадам де Помпадур:

Фальконе. Зима. 1771. Мрамор. Эрмитаж

Фальконе. Зима. Фрагмент

Фальконе. Зима. Фрагмент

К этой «Зиме» претензий нет, она нравилась даже самому Фальконе. Он тоже мастер рококо, его статуи намного элегантней неуклюжей «Зимы» Гудона, а его памятник Петру Великому («Медный всадник») экстраординарен. Фальконе хорошо подготовился к этой потрясающей работе в России, после которой он отошел от скульптурных дел.

Мы тоже направимся в Россию, но в другой заметке на эти темы и расскажем, как итальянец в России изваял дивную по красоте «Венеру».

2.Венера Медицейская (она же Венера Медичи) и Венера Книдская.

Все слышали имя великого древнегреческого афинского скульптора Праксителя. Однако, у него был отец и даже сын, оба по фамилии Кефисодот. Отца и учителя Праксителя звали Кефисодот Старший, сына и ученика Праксителя звали Кефисодот Младший.

Сам Пракситель (примерно 390-330 годы до н.э.) первым сотворил обнаженную богиню любви «Венеру Книдскую», хотя прославился прежде всего образцами мужской скульптуры. Приглашал раскрашивать свои работы художника Никия из Афин.

Его сын в соавторстве с еще одним скульптором (имена все-равно не запомнить) чуть позже изваял «Венеру Медицейскую», уже полностью обнаженную.

Пракситель. Венера Книдская. Очень примерно 360 г. до н.э.

На фото лучшая древнеримская копия – Ватиканская. Оригинал мы уже не увидим. Оригинал был тонирован восковыми красками нежных и теплых тонов художником Никием. Реставраторы приделали к копии многие части тела.

В другой книге тоже как ватиканская копия приведена та же статуя, но прикрытая тканью до пояса:

Вариант Венеры Книдской с драпировкой в правой руке.

Судя по всему, отсутствующий низ найденной римской копии, реставраторы делали в разных вариантах.

Про Венеру Книдскую рассказывают две истории. Первая – о том, что Праксителю позировала знаменитая греческая гетера Фрина, про которую, в свою очередь, тоже сочинены истории. Это кажется правдоподобным, поскольку статуя получила громкую известность у античных греков из-за красоты «Венеры Книдской», в которую, говорят, даже влюблялись и отнюдь не платонически. Вторая – о том, что вариант обнаженной богини отвергли жители Коса, зато этот вариант выбрали жители острова Книда, отчего она и стала «книдской».

Для данной заметки важнее «Венера Медицейская», так как с ней связано создание Кановой «Венеры Италийской» (см. п. 3 данной заметки).

Венера Медицейская (Медичи). Кефисодот Младший (сын Праксителя). На фото древнеримская копия 1 века до н.э. Оригинал мы уже не увидим. На фото хорошо видны швы от приделанных позднее частей тела

Поза «Венеры Медицейской» (сына) явно восходит к «Венере Книдской» (отца). При наличии ткани в руке богини ее жест мотивирован, если ткань убрана, то он воспринимается как жест «ложной скромности» (см. п. 1.2), по поводу чего впоследствии один из современников Кановы написал, что Канова сделал свою «Венеру» без ошибок «Венеры Медицейской», «поза которой напоминает кокетку и даже продажную девицу». Большинству зрителей эта статуя очень нравилась и нравится. Отличительным признаком «Венеры Медичи» является опора в виде дельфина (атрибут Афродиты).

Эта статуя после обладания ею флорентийским родом Медичи стала еще называться «Венерой Медичи».

«Венера Медичи» простояла до начала XIX века в галерее Уффици во Флоренции, куда она была перенесена в 1688  на почетное место и стала гордостью галереи.

3. «Венера Италийская» Антонио Кановы (1757-1822).

И теперь очень плавно от «Венеры Медичи» перейдем к «Венере Италийской» Кановы, и все благодаря французам под командованием Наполеона. Итальянцы, предчувствуя недобрые намерения захватчиков, вошедших в Рим, увезли эту статую в Палермо в 1800, но французы все-таки умыкнули ее среди прочих произведений искусства в 1803 и увезли в Париж, где она и простояла до 1815, откуда благодаря вмешательству России, Канове удалось вернуть похищенное обратно. Итальянцы же сразу после похищения, не мешкая, заменили увезенную статую новой, благо, очередной итальянский гений — Канова — к моменту похищения был взращен и блестяще выполнил эту работу.

Что касается же самой увезенной копии, то как уже отмечено выше, ей еще в XVII веке реставраторы приделали отбитые в незапамятные времена руки. Следует отметить, что Антонио Канова был осторожен в вопросах реставрации.

Термин «италийский» толкуется как «принадлежащий древней Италии».

Канова создал «Венеру Италийскую», видя обеих Венер: «Медицейскую» и, главное, «Медичи». Он оставил после себя профильный рисунок «Венеры Медичи» с указанием размеров, однако без приделанных рук. Современники говорят, он хотел избежать вульгарной позы античной Венеры.

Канова. Этюд Венеры Медичи

Канова. Венера Италийская. Мрамор. 1805. Галерея Питти. Флоренция (вид спереди и сзади)

Канова. Венера Италийская. Мрамор. 1805. Галерея Питти. Флоренция (правый и левый бок)

Статуя требует кругового обхода. Без «дебельфес» она много бы потеряла. Статуя является одной из центральных его работ, имеет массу повторов, так  как она всем нравится, хотя были и критики.

Любопытно, что «Венера Италийская» сначала была поставлена в галерее Питти взамен увезенной во Францию «Венеры Медичи», а после возвращения той в родной музей, работу Кановы переставили вопреки просьбе самого скульптора в соседний музей Питти.

Канова избежал немотивированного жеста, введя спереди ткань с прекрасными складками, как и в «Венере Каллипиге», поэтому избежал вульгарных ассоциаций.

Канова мастерски претворил в данной статуе свое скульптурное кредо: сочетание идеализации и натуральности. В 1799 аналогично прикрывалась натурщица, которую он изобразил, находясь в родном городе Поссаньо:

Канова. Неожиданность. Холст. Масло. 1799. Поссаньо. Дом Кановы

Сюжет «альковный»: юная девушка как будто только что встала с постели.

Теоретический наставник Кановы, состоявший с ним в переписке в течение 30 лет, Картмер де Кенси, про «Венеру Италийскую» сказал, что «Канова изваял даму, выходящую после купания». Каждый видит то, что хочет видеть. Однако, ни на какую купальщицу «Венера» Кановы не похожа. В контексте античных Венер она полностью соответствует своему названию.

Тем более, что изобретательная античность оставила потомкам также и иконографический тип «Venere pudica» (Венеры стыдливой). По одному из мифов, Афродита каждый день купалась в море, дабы каждый раз возвращать себе девственность, отчего и раздевалась.

4. «Венера Милосская».

Было бы нелогично обойти эту богиню, так как она тоже восходит по своей идее к «Книдской», то есть к первоисточнику – Праксителю.

Венера Милосская. Найдена в начале XIX века на острове Милос (тогда Турция). Около 100 г. до н.э. Лувр

Вроде как после ее нахождения она была и с руками, и с постаментом, на котором была надпись имени скульптора. И пока ее «тягали» туда-сюда и пока она плыла к новому месту жительства, утеряла и то, и другое.

Не будем сокрушаться. Мы видели, какие проблемы могут создавать «шаловливые ручонки» античных Венер. Закрадывается мысль, что потому «Венера Милосская» и нравится больше, что без рук. Как и «Бельведерский торс», у которого есть еще одно «достоинство»: также нет и ног. Кроме шуток.

5. Штрих к окончательному закату «рококо» в России.

09.02.1914 молодые Юсуповы: Феликс и Ирина (племянница Николая II) — заключили брак. 30.12.1916 Феликс участвовал в убийстве Распутина. А в феврале 1917 произошла февральская революция, еще без большевиков. Юсуповы эмигрировали.

Аристократическое семейство Юсуповых всегда отличалось тонким вкусом. Об этом можно также судить по их подмосковной усадьбе «Архангельское». Невозможно себе представить какого-либо Юсупова, подобно Морозову шастающего в районе Монмартра с картиной Пикассо или какого-нибудь импрессиониста либо дающим деньги на революцию.

Зато их можно обвинить в любви ко всему изящному, камерному, домашнему, тому, что лет на сто пятьдесят раньше квалифицировали бы как «рококо». В 1914-1916 годах после того, как молодым выделили часть юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге, Феликс шикарно и дорого перестроил серебряный будуар (комната его жены, княгини Ирины, с ванной). В Серебряном алькове (спальня, не имеющая окон, выходящих на улицу) он установил копию «Венеры Медичи».

Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых

Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых (более крупный план)

А в Античном зале Юсуповского дворца соседствуют копии примерно конца XVIII — начала XIX века двух наших «красавиц»: гудоновской «Зимы» и «Каллипиги». «Зима» непосредственно из мастерской Гудона, а «Каллипига» — из Италии:

Князь Ф.Юсупов (извествен своим участием в убийстве Г.Е.Распутина) с великой княжной Ириной Александровной в день свадьбы 09.02.1914

Стояла «Венера Медицейская» и в Белом зале в царском Зимнем дворце времен царствования Николая I. Имеется целая серия акварельных зарисовок интерьеров, сделанных при его преемнике Александре II. Без всяких мыслей о рококо и прочей терминологии эти интерьеры очень символически передавали эстетические взгляды их владельцев: тягу к красоте. Об этом немного расскажем в следующей части заметки.

Оканчивалась эпоха красоты под революционные мечтания и изложение своих эстетических представлений не умевшими рисовать художниками.

В 1917 г. «рококо» закончилось. Венеры с приходом импрессионизма и других измов утратили все свои эстетические достоинства. Невозможно близко понять, почему Ренуар изобразил Венеру в столь неподобающих формах.

О.Ренуар  «Венера»

Понравилась статья? Подписывайтесь на новости сайта. Будет продолжение!

 

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Елена О.

    Ваши статьи как глоток свежего воздуха! Спасибо!

    1. Елена, добрый день! Спасибо за отличный отзыв!

  2. Ольга Андреева

    Очень интересно.читаю,не могу оторваться.с нетерпением буду ждать продолжения.Спасибо.

    1. Спасибо за отзыв! Тема действительно увлекает красотой и количеством сюжетов, хотя героиня всегда одна и та же — богиня любви и каросты)))

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *