Есть ли что-то общее между долларом и французским скульптором Жан-Антуаном Гудоном ?
Если дело касается денег, тут не до шуток, тут без дураков! Тут не прокатят заклинания директоров наших ведущих музеев о том, как прекрасны картины Ларионова, рыбки Матисса, не помогут «моднючие» голоса, зазывающие на импрессионистов. Тут не до шуток и тут без дилетантов.
Посмотрим на 100 $ (одной купюрой). На ней изображен Франклин, который стал «для левого крыла французских интеллектуалов символом Америки, новообретенной страны демократических идеалов и американского Просвещения» (цитата принадлежит американскому искусствоведу Г.Г.Арнасону, написавшему очень подробную книгу о Гудоне).
Франклин был представителем США во Франции примерно между 1760 и 1790, страны взаимно обогатили друг друга двумя
революциями: в США против Англии, во Франции – великой французской революцией 1893, ознаменовавшейся гильотинированием Людовика XVI, его супруги Марии-Антуанетты, а также Марсельезой, заканчивающейся словами «пусть их нечистая кровь обагрит наши нивы».
Портрет Франклина взят со скульптурного бюста работы Гудона (он их сделал несколько).
Жан-Антуан Гудон (1741-1828, активно работал примерно до 1814), по совокупности работ и наличию среди них выдающихся может считаться лучшим скульптором-портретистом в мире.
Для справки. В России лучшему портретисту Франции Гудону по качеству скульптурных портретов можно поставить в параллель его русского современника – Шубина Ф.И. (1740-1805). И тот, и другой получили практику у замечательного французского скульптора Пигаля. Деятельность Шубина (родом из одного села с Ломоносовым М.В.) пришлась в основном на период правления Екатерины II, которая интеллектуально флиртовала с французскими просветителями, в частности, с Вольтером, зато декабристов пришлось разгребать Николаю I. В те времена (до французской революции) лучших российских выпускников Императорской Академии художеств посылали в Париж, потом стали посылать в Рим.