Амуры, Амуры, Амуры…..

Невозможно объять необъятное, невозможно перечислить всех скульптурных Амуров, даже без учета их аналогов типа Ганимеда, Париса, Нарцисса, пастушков и т.п. Уже говорилось об амурчиках, преимущественно возраста от 4 лет до 7 лет. Это были амурчики  Фальконе, Д’Эпине, а также братьев Брош (борющиеся Амуры).

Будучи сыном первой красавицы планеты и даже вселенной (богини любви Афродиты), Амур должен быть прекрасен, а его двусмысленное занятие (пускание стрел любви, которыми он возбуждал в своих жертвах любовь) снабдило его симпатичными атрибутами: красиво изогнутым луком, стрелами в колчане, а, главное – крылышками. Психология, требующаяся иногда для такого занятия, давала возможность изобразить его лукавым хитрецом. Амур попадал в разные жизненные ситуации, например, женился на Психее. Некоторые его занятия не связаны с его основным функционалом – влюблять третьих лиц друг в друга.

Будем говорить об амурчиках возраста лет 12 и выше. Но сначала сделаем шаг назад в смысле возраста героя: приведем примеры Амуров даже  до 4 лет (судя по изображению). Такой Амур еще не вполне способен на какую-либо «провокационную деятельность».

Джеймс Прадье (1790-1852), швейцарец. Венера и Амур. Мрамор. 1836. Эрмитаж. Явно расстроенный начинающий Амур

Справка. Именно этот Прадье участвовал в украшении крипты (подвальное или полуподвальное помещение в церкви, ранее — для захоронения святых и мучеников), где в 1840 –ых годах был захоронен пепел Наполеона, который возвратили из Англии во Францию. Вокруг саркофага, напоминающего шляпу корсиканца, Прадье сделал дюжину Побед, не без приключений, так как все это затянулось до 1850-ых, совпав с очередной революцией 1848. Однако, французам в отличие от некоторых, не приходит в голову оплевывать своих вождей, даже если те все проиграли,  своего «завоевателя» они чтят, потому и доделали полуподземный комплекс в Соборе Инвалидов. Кстати, Прадье родился в Женеве, которую аннексировал Наполеон в 1798, а до того,  семейство Прадье выступило против французских революционеров, брат скульптора в качестве руководителя реакционной (то есть против якобинцев) партии даже был растерзан толпой. По отношению к новому режиму Наполеона его семейство проявило скорее сдержанность.

Прадье. Победы вокруг саркофага с пеплом Наполеона. Мрамор. Париж. Собор Инвалидов. 1840-ые – 1850-ые

В 1861 русский скульптор, ученик И.П.Витали, В.П.Бродзский (1826-1904), выпускник Императорской Академии Художеств (из того же поколения русских скульпторов, что и М.М.Антокольский) изобразил Амурчика вообще спящим:

Бродзский. Амур, спящий в раковине. Мрамор. 1852-1853. Русский Музей. Этот, вероятно, еще сосет материнскую грудь (естественно, Венера наняла кормилицу — шутка)

Наш Амурчик не хуже, хотя ему года полтора от роду.

Анекдот. Главный бухгалтер предприятия с женой пришел в театр. Лорнируют публику перед началом спектакля. Он говорит жене: «Посмотри, вон дама в розовом платье – это любовница нашего главного инженера». Через некоторое время он опять говорит жене: «Посмотри, вон дама в зеленом платье – это любовница нашего директора». Наконец, говорит: «А вон дама в голубом платье – это моя любовница». Жена смотрит и отвечает: «А что? Наша не хуже».

Мелкий Амурчик мог вести себя крайне непорядочно (греческие боги не знали морали, у них ее заменил рок, но не тяжелый, как у современной молодежи, а рок судьбы). Как-то раз замерзший Амурчик постучал в дверь к Анакреонту (древнегреческий поэт), тот впустил, обогрел. Вместо благодарности мальчуган расстрелял поэта из лука, вонзив стрелу в грудь Анакреонта, после чего тот стал воспевать любовь. Этот сюжет изображен ниже:

Бертель Торвальдсен (1770-1844), датчанин. Амур у Анакреонта. Мрамор. 1823. Эрмитаж. (Далее в мастерской скульптора барельеф повторялся неоднократно). Пример изумительных барельефов Торвальдсена. Справа изображен огонь, которым поэт обогревает «непорядочного» Амура-мучителя

Еще парочка Амуров Торвальдсена:

Торвальдсен. Слева — Амур с лирой, 1818, справа — Амур, опирающийся на лук — 1819. Оба в Музее Торвальдсена в Копенгагене

Канова как истинный венецианец и итальянец, любил искусство, в том числе танцы, музыку, поэзию, по воспоминанию современника, «работает весь день как зверь, и слушает чтение Гомера». Он умел ваять и надгробия, и памятники, и официальные портреты власть имущих, но иногда выдавал просто красивые статуи, чаще – по заказу. За эти статуи его прежде всего и любят. В 1794 он по заказу Н.Б.Юсупова начал статую «Амура», оконченную в мраморе в 1797.

Справка. Николай Борисович Юсупов (1750-1831) – князь, собиратель произведений искусства, знаток, масон, сопровождал будущего императора Павла I его супругу в 1781-1782 в их поездке по Европе (при Екатерине II), был русским посланником в Турине (Италии не было еще), довольно долго был в Риме, где познакомился с Кановой. Он в 1810 купил усадьбу Архангельское, которая стала одним из сосредоточений изумительных произведений искусства. С 1797 был директором Эрмитажа. Юсупов приобрел еще «Амура и Психею», где Амур распростер крылья над упавшей в обморок Психеей.

«Амур» Кановы, созданный по заказу Юсупова, имеет наверху надпись «в возрасте 13 лет», то есть божок уже подрос – уже почти вошел в юношеский возраст. В данном виде Канова изображал Амура в нескольких вариантах: наш вариант (юсуповский, сейчас в Эрмитаже) – самый хороший. Для сравнения все четыре варианта:

Канова. Амур. Мрамор. Эрмитаж. Начат в 1794 по заказу русского князя Н.Б.Юсупова. Последний вариант. Амуру тут 13 лет

Канова. Амур. Мрамор. Польша. Сделан в 1786-1787 по заказу польской княгини И.Любомирской. Первый вариант

Канова. Амур. Мрамор. Англия. Сделан в 1788-1790 по заказу английского полковника Д.Кемпбела. Промежуточный вариант (стоял на открытом воздухе)

Канова. Амур. Мрамор. Ирландия. Сделан в 1789-1791 по заказу ирландца Д.Латуча. Промежуточный вариант

Не надо быть знатоком, чтобы увидеть преимущества нашего варианта (не потому, что наш).

Кроме того, ясно видно, что в те времена с авторским правом все было нормально: скульптор не огранивал себя в повторах, и это все были авторские экземпляры (если не касаться вопроса о том, кто непосредственно обрабатывал мрамор).

Занятия Амуров в таком возрасте довольно разнообразны.

Эдм Бушардон (1698-1762), француз. Амур, делающий себе лук из палицы Геркулеса. Мрамор. Лувр

Во французском альбоме по луврской скульптуре, его занятие обозначено еще специфичней: «L’Amour se faisant un arc dans la massue d’Hercule avec les arms de Mars» («Амур, делающий лук в палице Геракла с оружием Марса»). Имя  Эдма Бушардона гремело во времена весьма длительного правления Людовика XV, ему даже сделали мастерскую в Лувре. Сначала его «Амур стоял в Версале, а примерно с 1824 – в Лувре.

Вот повзрослевший Амур, но застигнутый за детскими забавами:

Дени Антуан Шоде (1763-1810), француз. Амур, играющий с бабочкой и розой. Мрамор. Лувр. Окончена в 1815 после смерти Шоде. Скульптор был любим Наполеоном и его семейством

Чем только не занимаются подросшие Амуры. Как известно, боги греков катались по небесному своду на колесницах. Ареса (бога войны) тащили волки, его супругу – Венеру – тащили голуби. Иногда животные могли разбрестись или разлететься. В этом случае мамаше помогал сын – Амур, что запечатлено на следующей скульптуре:

Луи Клод Вассе (1716-1772), француз. Амур, сидящий на берегу моря, собирающий голубей с колесницы Венеры. Мрамор. Лувр. Вассе – ученик Бушардона

Эмиль Вольф (1802-1879), немец. Амур с атрибутами Геракла. Имеется в виду палица (дубина) – растет мальчик. В гипсе – 1835, в мраморе – 1859. Эрмитаж. Между прочим, Вольф был даже президентом Академии Сан Лука

В это время немецкая скульптура достигает очень хороших результатов (надо говорить отдельно). Скульптура была перевезена из Аничкова дворца (когда-то принадлежал императорской семье), после революции был музеем города, который закрыли в 1925, скульптуру перевезли, вот как это было:

Вывоз скульптуры из Аничкова дворца. Фото 1928. Хорошо виден наш «Амур» Эмиля Вольфа. Наличие рабочих, веревок, хаос позволили бы любому современному художнику все это назвать перформансом.

Луиджи Бьенеме (1795-1878), итальянец. Амур, поящий голубей Венеры.  Модель – 1821, мрамор – 1845-1848

Справка. Николай I, большой собиратель современной ему скульптуры, купил у Бьенеме этого Амурчика и еще несколько статуй, Бьенеме в знак благодарности сделал бюст царя и преподнес бюст в подарок супруге царя Александре Федоровне. Та бюст приняла, но сочла лавровый венок неуместным и распорядилась срубить этот венок, что и сделал наш скульптор И.П.Витали.

Бьенеме. Портрет Николая I. Мрамор. 1846. Слева — с лавровым венком, справа-после того, как Витали срубил венок

Любопытно, что до того Бьенеме уже сваял бюст Николая I без венка:

Наполеон же как «новый француз» очень любил лавровые венки:

Далее — Амур-пастух Джона Гибсона (1790-1866), англичанина. Статуя в 1838/1839 заказана в Риме великим князем Александром Николаевичем (будущим Александром II). Все цари собирали скульптуру и были, конечно, хорошими коллекционерами. Мы им должны быть за это благодарны.

Гибсон. Амур-пастух. Мрамор.

Что за шляпа у Амура-англичанина? Да это же пробковый шлем! Если кого-то и пасти, то только в пробковом шлеме, это естественно. Изобразить в таком виде амурчика Гибсону подсказали следующие строки пасторали Торквато Тассо:

«Скажите, кто бы мог из вас подумать,

Чтоб в человеческом облике, под этой

Пастушеской одеждой, бог скрывался?

И не божок иль дикий бог дубрав,

А самый мощный из богов небесных…»

Так уж мы и поверили, что самый «мощный», а англичанин поверил, потому и пробковый шлем – символ Британской империи.

Любопытно, что более поздние из перечисленных скульпторов из разных стран прошли через «римский инкубатор», то есть получили то ли классическую, то ли романтическую, то ли еще какую (смотрите сами), но примерно одну и ту же прививку.

Амур, держащий лук или что-то с ним делающий, восходит к несохранившемуся Эроту второй половины 4 века до н.э. работы Лисиппа, по которой в Римской империи сделана копия во 2 веке уже н.э.

Эрот, натягивающий лук. Римская копия с работы Лисиппа. Амуру тоже лет 13. У Кановы Амур гораздо нежнее. Канова вообще слепо ничего не повторял, корректировал античность на свой вкус

Франсуа Жозеф Бозио (1769-1845), француз. Стреляющий Амур. Мрамор. Эрмитаж. Амур довольно серьезный. Скорее классицизм, нежели рококо

Далее — несколько экземпляров  «русского» Амура работы М.И.Козловского.

Самый красивый на наш взгляд Амур М.И.Козловского (1753-1802), Россия. Амур со стрелой. Мрамор. Третьяковская галерея

Козловский. Амур. Русский музей. (Загадка. Найдите хотя бы одно отличие с экземпляром из Третьяковки)

Козловский выполнил три варианта этой статуи: для Эрмитажа, которая через сто лет была передана в Русский музей, где и стоит поныне. Второй экземпляр — для князей Юсуповых. Ранее была в Архангельском, затем до 1941 г. хранилась в одном из музеев Белоруссии. Был и третий экземпляр, выполненный для коллекционера Павла Свиньина. Вероятно, именно этот экземпляр поступил в Третьяковскую галерею из антикварного магазина в 1926 г.

Изящество Амура Козловского превосходит достоинства всех предыдущих Амуров, не прост он и  в смысле психологической трактовки, а заодно и занятия, которым занимается. Иногда этого Амура называют «Амур Гарпократ». Гарпократ – бог молчания, приставленный палец – знак соблюдать тишину.

Анекдот (реальный). Одна маленькая девочка примерно двух лет никак не засыпала, ее надо было убаюкивать. Как-то раз мама пошла ее укладывать, остальные домочадцы ждали в тишине. Примерно через полчаса дверь приоткрылась, вышла девочка, приложила палец к губам и прошептала: «Тише, тише, мама спит». Если бы это был мальчик, то вполне сошел бы за «Амура-Гарпократа».

Кстати, тем же самым занят «Грозящий Амур» Фальконе, подозревают, что это он не грозит, а призывает соблюдать тишину.

Первый экземпляр «Амура» Козловского, как отмечалось, был передан в Эрмитаж в 1797, вполне вероятно, заказан от был еще при Екатерине II (умерла в 1796). Игривость Амура-Гарпократа вполне соответствовала первоначальному значению, которое имело слово «Эрмитаж».

Справка. Слово «ermitage» означает место уединения, приют отшельника. Великие монархи любили куда-нибудь уединиться, хотя и с придворными, от официальной жизни. Так возникали охотничьи домики, эрмитажи – сельские домики. «Павильон Эрмитаж» — примыкающее к Зимнему дворцу зданние, возведенное для закрытых частных приемов Екатерины II, куда допускался только избранный узкий круг лиц, где обходились без слуг и действовал не придворный этикет, а специальные правила, разработанные самой императрицей. Например: «оставить все чины у дверей равномерно как и шляпы», «быть веселым, однако ж ничего не портить, не ломать, не грызть», «садиться, стоять, ходить как заблагорассудится, не смотря ни на кого», «говорить умеренно и не очень громко, дабы у других головы не заболели», «не вздыхать и не зевать» и т.п.

В двадцатом веке Амур вырос и деклассировался (среда заела).

Ниже дается фабула триптиха (триптиха – это, если не учитывать четвертую, вспомогательную фигуру Пана, играющего на свирели). В центре: Она гадает на ромашке. Он прервал Ее занятие и конкретно указывает на яблоко как объект, должный привлечь Ее внимание. Рядом сидит Амур. Этому Амуру лет 25-30. Еще целы волосы на голове, но, как некогда прекрасного бога, его уже потаскали по клоакам современного искусства и шоу-бизнеса.  Хотя детина он от природы вымахал здоровый (ширококостный, с огромными кистями рук, вообще конечностей), нездоровые привычки сделали свое дело: он слегка обрюзг, лицо подпухло, сидеть ему трудно, он то ли в алкогольной, то ли в наркотической полудреме (так сказать, интроверт поневоле). Он уже лет пять назад потерял лук и стрелы, из атрибутов остались только крылья, и то – потому, что потерять их было невозможно ни в каком состоянии. Естественно, этот Амур не только не может исполнять свою основную функцию, но вообще что-либо делать. Поэтому Он и Она предоставлены самим себе, обходятся без амуров, действуют по-простому. А невдалеке Пан продолжает, как и в античные времена, играть на свирели (а что ему сделается?).

Справка. Пан (он же Фавн). Защитник пастухов и мелкого рогатого скота, лесной демон, похотливое создание, часто с козлиными ногами (но не всегда). Изобрел пастушескую свирель, преследовал нимф преимущественно с грязными намерениями. Его опасались во время полуденного зноя или во время полуденного сна. Возбуждал ПАНический ужас и ПАНику, которые он наслал, например, на персов перед битвой при Марафоне в 490 году до н.э.

Амур. Сосна. 2017

Она. Сосна. 2017

Он. Сосна. 2017

Пан. Сосна. 2017

Все это –барельеф на сосновой доске, служащей украшением одного стола:

Чтобы не заканчивать на печальной ноте, воспроизведём рисунок Кановы на известную тему Рынка амуров, на котором Меркурий (он же Гермес) принес клетку с амурами весьма нежного возраста и торгует (видимо, в качестве бога-покровителя торговли и т.п.) этими существами. Слева стоит пара девиц еще не получившая своего амура, справа — уже «отоваренные». Для них амурчики – настоящие куклы, что не так уж и плохо.

Канова. Рынок амуров. Городской музей в Бассано. 113х310 см (три метра в длину). Италия

Устав от политических неурядиц (в 1798 г. Франция оккупировала Рим), Канова уехал из Рима в свой родной городок  Поссаньо, где пытался найти душевное равновесие. Вот одна из картин, написанных им в этот период.

Канова. Венера и Амур. Холст, масло. Поссаньо. Дом Кановы. 1799

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *