Эпиграф.
… А также в области балета мы впереди планеты всей…
(Ю.Визбор «Рассказ технолога Петухова»)
Как-то примерно в 1995 от проректора по научной работе одного из вузов, доктора физ-мат. наук довелось услышать: «Вернулся из Франции, такое ощущение, что после краха науки в Советском Союзе и в других странах тоже потеряли интерес к науке» (и это после знаменитой французской математической серии книг под коллективным псевдонимом «Бурбаки»).
А в наше время с наукой и образованием благодаря бывшим министрам образования покончено, зато западные авангардные проекты заполонили балетную сцену Большого театра. В сказочные времена застоя все было не так: советский балет был нормальный. Были и нормальные скульпторы.
Свидетельством высочайшего культурного уровня как советского балета, так и советской скульптуры был цикл работ замечательного скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер (1890-1971), посвященных советскому балету. Отчего она стала таким скульптором?
Все очень просто: она училась у замечательного высокопрофессионального скульптора М.Г.Манизера, который, в свою очередь, получил хорошее академическое образование под занавес существования Императорской Академии художеств.
Как иногда случается, ученица стала женой своего наставника. Очевидно также, что образование было подкреплено большим природным талантом.
Прекрасные работы Янсон-Манизер не требуют особых пояснений, поскольку всем ясны их достоинства и их красота.
Скульптор сумела изумительно воплотить в жизнь очень глубокие практические советы М.Г.Манизера, не потому что специально им следовала, а потому что мастерство было на таком уровне, что иначе и быть не могло. Каждая часть тела изображаемого персонажа, каждая поза настолько точны, выверены по пропорциям, трехмерным разворотам с правильными углами основных плоскостей (о чем когда-то довольно критически писал Н.А.Рамазанов применительно к «Скорчившемуся мальчику» Микеланджело), что можно только поражаться мастерству скульптора и очевидной легкости, доступной большому мастеру.
Один из основных советов М.Г.Манизера заключался в том, что необходимо «доводить» скульптуру до нужной кондиции, то есть до правильно построенных объемов, а не бросать оболваненную заготовку на полпути, иногда с испорченными плоскостями. Чтобы ясно было, о каких плоскостях идет речь, представим, например, плоскости ладоней, взглянем, под какими диковинными углами они встречаются у «гутаперчивых» балерин в работах Янсон-Манизер, куда смотрит, например, та или иная коленка, каковы развороты торсов, когда плоскость живота далеко не параллельна плоскости груди (правильно «скрутить» торс непросто, почему этим так любили бравировать мастера барокко) и т.д. При всем при том нет «вылизывания» скульптур, правильность построения сама по себе достаточна. Иногда мы видим этюды, но не импрессионистические шаржи, против чего выступал М.Г.Манизер, а грамотные полноценные этюды. Во всех произведениях чувствуется мастер, причем обладающий великолепным эстетическим чувством.
Обратим внимание на то, что почти за двадцать лет балетная пачка не изменилась и сохранила нормальный классический вид, а из Авроры авангардные постановщики не сделали даму из района красных фонарей, что непременно произошло бы сейчас.
В подавляющем большинстве случаев указанные партии исполнялись в Большом театре (ГАБТ СССР – Государственный Академический Большой театр СССР – основан при Екатерине II в 1776) и в Мариинском театре (ГАТОБ им С.М.Кирова – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М.Кирова, основан в 1783).
Постановки осуществляли не низкопробные лондонские заезжие «знаменитости», а такие блестящие постановщики как А.Я.Ваганова, М.И.Петипа, В.М.Чабукиани, А.А.Горский, М.М.Фокин, А.М.Мессерер, Л.М.Лавровский.
Остается напомнить, что почти в каждой советской семье стояли фарфоровые статуэтки и часто это были балерины.
Кто это писал?? Почему известнейшая балерина Дудинская Наталия Михайловна стала вдруг Дубинской???
Ирина, спасибо за важное замечание. Внесем необходимые исправления.
Замечательно. Поразила скульптура “Привет физкультурниц”, искал позировавших – возможно нашел Суламифь Мессерер. Подтвердите?