Балерины Янсон-Манизер

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

 

Эпиграф.

… А также в области балета мы впереди планеты всей…

(Ю.Визбор «Рассказ технолога Петухова»)

 

Как-то примерно в 1995 от проректора по научной работе одного из вузов, доктора физ-мат. наук довелось услышать: «Вернулся из Франции, такое ощущение, что после краха науки в Советском Союзе и в других странах тоже потеряли интерес к науке» (и это после знаменитой французской математической серии книг под коллективным псевдонимом «Бурбаки»).

А в наше время с наукой и образованием благодаря бывшим министрам образования покончено, зато западные авангардные проекты заполонили балетную сцену Большого театра. В сказочные времена застоя все было не так: советский балет был нормальный. Были и нормальные скульпторы.

Свидетельством высочайшего культурного уровня как советского балета, так и советской скульптуры был цикл работ замечательного скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер (1890-1971), посвященных советскому балету. Отчего она стала таким скульптором?

Все очень просто: она училась у замечательного высокопрофессионального скульптора М.Г.Манизера, который, в свою очередь, получил хорошее академическое образование под занавес существования Императорской Академии художеств.

Как иногда случается, ученица стала женой своего наставника. Очевидно также, что образование было подкреплено большим природным талантом.

фото Янсен-Манизер

Е.А.Янсон-Манизер

Прекрасные работы Янсон-Манизер не требуют особых пояснений, поскольку всем ясны их достоинства и их красота.

Скульптор сумела изумительно воплотить в жизнь очень глубокие практические советы М.Г.Манизера, не потому что специально им следовала, а потому что мастерство было на таком уровне, что иначе и быть не могло. Каждая часть тела изображаемого персонажа, каждая поза настолько точны, выверены  по пропорциям, трехмерным разворотам с правильными  углами основных плоскостей (о чем когда-то довольно критически писал Н.А.Рамазанов применительно к «Скорчившемуся мальчику» Микеланджело), что можно только поражаться мастерству скульптора и очевидной легкости, доступной большому мастеру.

Один из основных советов М.Г.Манизера заключался в том, что необходимо «доводить» скульптуру до нужной кондиции, то есть до правильно построенных объемов, а не бросать оболваненную заготовку на полпути, иногда с испорченными плоскостями. Чтобы ясно было, о каких плоскостях идет речь, представим, например, плоскости ладоней, взглянем, под какими диковинными углами они встречаются у «гутаперчивых» балерин в работах Янсон-Манизер, куда смотрит, например, та или иная коленка, каковы развороты торсов, когда плоскость живота далеко не параллельна плоскости груди (правильно «скрутить» торс непросто, почему этим так любили бравировать мастера барокко) и т.д. При всем при том нет «вылизывания» скульптур, правильность построения сама по себе достаточна. Иногда мы видим этюды, но не импрессионистические шаржи, против чего выступал М.Г.Манизер, а грамотные полноценные этюды. Во всех произведениях чувствуется мастер, причем обладающий великолепным эстетическим чувством.

Уланова. Одетта в "Лебедином озере"

Г.С.Уланова в образе Одетты из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Бронза. 1940

Лепешинская. Одетта в "Лебедином озере"

О.В.Лепешинская в образе Одетты из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Гипс. 1955

Лопухина - Одетта в "Лебедином озере"

В.В.Лопухина в образе Одетты из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Гипс. 1941. Этюд

И.Б.Зубковская-Израилева - Одиллия из «Лебединого озера»

И.Б.Зубковская-Израилева в образе Одиллии из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Гипс. 1950

Г.Соловьев -шут в "Лебедином озере"

Г.Ф.Соловьев в образе шута из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Фарфор. 1956

Г. Уланова

Г.С.Уланова. Бронза. 1935-1937

Уланова -Мария . "Бахчисарайский фонтан"

Г.С.Уланова в образе Марии из «Бахчисарайского фонтана». Музыка Б.В.Асафьева. Фарфор. 1937 

Каминская - Зарема в "Бахчисарайском фонтане"

В.Г.Каминская в образе Заремы из «Бахчисарайского фонтана». Музыка Б.В.Асафьева. Бронза. 1937

Михайлов М. -хан Гирей в "Бахчисарайском фонтане"

М.М.Михайлов в образе хана Гирея из «Бахчисарайского фонтана». Музыка Б.В.Асафьева. Бронза. 1937 

Н.Дубинская в "Шопениане"

Н.М.Дубинская. Вальс. «Шопениана». Музыка Ф.Шопена. Гипс. 1939

Янсон-Манизер-Лавровский Л.

Л.М.Лавровский. Дерево. 1946. Как мастерски она обошлась с деревом!

Н.Железнова -Диана в "Эсмеральде"

Н.А.Железнова в образе Дианы из «Эсмеральды». Музыка Ц.Пуньи. Гипс. 1939

Г.Кириллова из "Фадетты"

Г.Н.Кириллова в образе Фадетты из «Фадетты». Музыка Л.Делиба. Фарфор. 1937

Дубинская - Аврора в "Спящей красавице"

Н.М.Дубинская в образе Авроры из «Спящей красавицы». Музыка Чайковского. Гипс. 1939

ТИхомирова-Аврора в "Спящей красавице"

Н.В.Тихомирова в образе Авроры из «Спящей красавицы». Музыка Чайковского. Гипс. 1955

Обратим внимание на то, что почти  за двадцать лет балетная пачка не изменилась и сохранила нормальный классический вид, а из Авроры авангардные постановщики не сделали даму из района красных фонарей, что непременно произошло бы сейчас.

Лавренюк -Андалузец "Испанское каприччио"

А.А.Лавренюк в роли Андалузца. «Испанское каприччио». Музыка Н.А.Римскеого-Корсакова. Гипс. 1963

Берг-Испанка из "Дон-Кихота"

О.М.Берг в образе Испанки. О.Г.Иордан в образе Китри из «Дон-Кихота». Музыка Л.Ф.Минкуса. Гипс. 1940, 1937

Слободян в "Поэме о негре"

Н.В.Слободян в роли белой девушки из «Поэмы о негре». Музыка Д.Гершвина. Гипс. 1962

Корень в половецких плясках.Гипс

С.Г.Корень в половецких плясках в опере «Князь Игорь» А.П.Бородина. Гипс. 1939

Уланова-Джульетта. Форфор

Г.С.Уланова в образе Джульетты из «Ромео и Джульетты» С.С.Прокофьева. Фарфор. 1946

Гофман-Ромео в "РОмео и Джульетте"

Ю.Ф.Гофман в роли Ромео из «Ромео и Джульетты» С.С.Прокофьева. Бронза. 1955

Гербек - Тибальд в "Ромео и Джульетте"

Р.И.Гербек в роли Тибальда из «Ромео и Джульетты» С.С.Прокофьева. Бронза. 1940

Федорова - Испанка в "Андалузской свадьбе"

Н.А.Федорова в роли Испанки из «Андалузской свадьбы» И.Альбениса, Э.Гранадоса и др. Фарфор. 1940

Плисецкая - мрамор

М.М.Плисецкая. Мрамор. 1960

 

Плисецкая в "Каменном цветке"

М.М.Плисецкая в образе Хозяйки Медной Горы из «Каменного цветка» С.С.Прокофьева. Гипс. 1960

Рябинкина в Раймонде. Фото

Е.Л.Рябинкина в образе Раймонды из «Раймонды» А.К.Глазунова. Гипс. 1963. Этюд. Скульптору уже 73 года, воистину в здоровом теле здоровый дух  

Лепешинская в "Золушке" Фото

О.В.Лепешинская в образе Золушки из «Золушки» С.С.Прокофьева. Фарфор. 1955

 

Русский перепляс Фарфор

Русский перепляс (ансамбль под руководством И.А.Моисеева). Фарфор. 1948

Н.Рыженко в "Спартаке" Фарфор.Фото

Н.И.Рыженко в образе Эгины из «Спартака» А.И.Хачатуряна. Гипс. 1963

Уланова в "Красном цветке"Фото

Г.С.Уланова в образе Тао Хоа из «Красного цветка» Р.М.Глиэра. Фарфор. 1952

Восточный танец.Гипас.Фото

Р.И.Гербек и Н.П.Сахновская – восточный танец, концертный номер. Гипс. 1940

Ваганова.Фарфор.Фото

А.Я.Ваганова. Фарфор. 1939. Знаменитый педагог, основоположник теории русского классического балета, лауреат Сталинской премии

Уланова в Жизеле.Фарфор.Фото

Г.С.Уланова в образе Жизели из «Жизели» А.Адана. Фарфор. 1955

В подавляющем большинстве случаев указанные партии исполнялись в Большом театре (ГАБТ СССР – Государственный Академический Большой театр СССР – основан при Александре II в 1776) и в Мариинском театре (ГАТОБ им С.М.Кирова – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М.Кирова, основанный при Александре III в 1883).

Постановки осуществляли не низкопробные лондонские заезжие «знаменитости», а такие блестящие постановщики как А.Я.Ваганова, М.И.Петипа,  В.М.Чабукиани, А.А.Горский, М.М.Фокин, А.М.Мессерер, Л.М.Лавровский.

Остается напомнить, что почти в каждой советской семье стояли фарфоровые статуэтки и часто это были балерины.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *