Содержание
Василий Алексеевич Ватагин (1884 – 1969) –
замечательный, выдающийся, талантивейший русский художник, скульптор. Его жанр – анимализм, то есть изображение животных. Им создано огромное количество рисунков, скульптур животных, на некоторых из них и полюбуемся.
Отличительная черта его творчества – знание облика животных и изображение их такими, какие они есть. Казалось бы, звучит банально, но на его примере хорошо видно два подхода к творчеству. При первом скульптор (художник) компенсирует приблизительные знания (или их отсутствие) строения объекта (в данном случае животных) некой «экспрессией», акцентированием неких особенностей, часто не свойственных самому объекту, пренебрежением деталями. Все смотрят и говорят: какой бойкий художник, какой интерпретатор! При втором подходе художник изучает объект, изучает строение каждой его части, изучает в движении, делает сотни рисунков, это своего рода «научный подход». Про такого иногда снисходительно говорят, что у него «верный глаз», однако, фотоаппарат все-равно лучше.
Конечно, никто не будет этого делать, но если кто-либо составит по какой-либо причине себе труд «изваять» какую-нибудь зверушку, не говоря уж о человеческом теле, он быстро поймет, что дело это не простое: зверушка получается неправдоподобной ни по пропорциям, которые надо отслеживать, ни по строению деталей, ни по компановке, в общем, дрянь. Как у детей: лепил ребеночек мышку, а получилась свинка. Если вдруг все-таки захочет доделать, то «придаст» зверушке «окончательный облик», кое-как довершив начатое. После описанной процедуры такой зритель многое может понять.
Во-первых, сразу увидит, что «бойкие» анималисты иногда просто маскируют свое незнание или ошибки разухабистой манерой (например, импрессионисты оставляют вмятины – следы пальцев), поскольку перед этим зритель насмотрелся вдоволь на подобные, но свои собственные мучения и ошибки. Почему Бурдель и призывал полировать свои скульптуры – дабы ошибки каждого были видны.
Во-вторых, сразу оценит тех художников, которые попадают «в яблочко», то есть передают форму так, как всякий человек привык ее видеть, например, в зоопарке, где даже самые мелкие зрители не спутают мышку со свинкой.
Этот честный подход к своему делу характерен для великого русского пейзажиста И.И.Шишкина, который, конечно, как художник более масштабен, но так же «по-научному» изучал природу, но только русский лес, а не животных.
Ватагин начал свои первые опыты рисования животных на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета в качестве анималиста. Отсюда «научный» подход и точность. Его профессор пресекал «творческие изыски», порой ругая его за то, что тот «Художественный театр намазал» вместо точного зоологически выверенного воспроизведения. Много позже именно Ватагин нарисовал иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947 г.:
Любуемся.
Параллельно Ватагин показал свои рисунки художнику К.Ф.Юону. Тот посмотрел рисунки и спросил: «А где же тут искусство?».
Оказавшись перед выбором между искусством и точностью воспроизведения, в итоге Ватагин сумел в свои «естественно-научные» скульптуры, картины и рисунки вдохнуть подлинное искусство. При этом, он сохранил свое кредо: не выдумывать, а находить красоту в самой природе. Ватагин писал:
«Я всегда стремился возможно ближе передать эту красоту, никогда не возникало у меня желания изменить ее, художественный образ казался достаточным, если удавалось хотя бы приблизительно выразить красоту, присущую произведениям природы».
Обезьяны – конек Ватагина.
Другие животные.
Тут вообще глаза разбегаются.
Для сравнения
Импрессионист Трубецкой «ухватил» две массы: голову и туловище, детали тонут в следах ковыряния глиняной массы, про араба вообще молчим. А в 1896 у него отлит точно такой же Бедуин на верблюде. Зазорного в том, что ковал деньгу, нет, но кто будет доделывать этого верблюда? Пушкин?
Еще один – “доделанный” верблюд (дорисованный) Ватагина:
Насколько же Ватагин более вариативен, насколько же более профессионален!
Немного о жизни Ватагина.
У прекрасного скульптора и художника оказалась и семья прекрасной, многие из его потомков имели отношение к искусству. Судьба распорядилась так, что у него остались две дочери возраста 12 и 4 лет, когда в 1935 умерла его первая жена, а в день похорон скоропостижно скончался муж сестры умершей жены, у которой тоже осталась дочь. Вместе оставшиеся в живых родители воспитали трех дочерей, соединив браком свои судьбы в 1937.
Ватагин, в отличие от других скульпторов, никогда не пользовался услугами помощников, вырубая фигуры животных из дерева и камня своими руками. Не делал подготовительных эскизов. Талант от Бога и пространственное мышление.
Справка (о здоровом образе жизни). На фото 79-летний Ватагин держит тяжеленную киянку, обрабатывает огромный кусок дерева. Кстати. Микеланджело, тоже прожил долгую жизнь, тоже рубил мрамор своими руками, причем делал это в таком же возрасте, считая это весьма полезным для здоровья (махать молотком – физкультура). Правда, не полировал последние работы, а то надышался бы мраморной пылью, что уже вредно.
Ватагин жил в доме, который был построен по его художественному замыслу примерно в 1913.
Сделал медведя из бетона перед входом в новый зоопарк в Москве в 1931-1932:
Для детей Ватагин создал цикл иллюстраций к книге Киплинга «Маугли». В 1913 известное издательство И.Н.Кнебель дало согласие на издание книги с иллюстрациями Ватагина. Он ездил в Индию. Вернувшись, в течение лета 1914 сделал около 200 эскизов. Первая Мировая война сорвала издание книги, только в 1920-ых начали публиковаться его рисунки на тему «Маугли». Не надо что-то подписывать, персонажи этих рисунков известны всем малышам.
Титанический труд в течение более 70 лет. Богом данный талант: способность точно видеть и воспроизводить увиденное, способность точно вписывать в объем деревянной болванки трехмерную композицию, а также строить саму композицию. Когда в 1909 молодой Ватагин, дотоле только рисовавший, решил сделать двух моржей из дерева, которых он нарисовал в Гамбургском зоосаде, он увидел в березовом комле (около корня) будущую скульптуру. Ватагин вспоминает:
«Я не ошибся, и действительно, в этом толстом комлевом обрубке березы оказалась группа двух моржей. Я до сих пор не понимаю, как я смог выявить эту группу объемно-пространственную, не срезав ни одной «живой» части, не подклеив нехватающей, как оба моржа поместились как раз от ноги до конца ластов и сохранили живое пластическое движение и выразительность».
Мы можем только удивляться тому, насколько точно скульптор относился к форме каких-то там моржей, причем по соображениям эстетическим. Приходит на ум также и то, что у животных в результате естественного отбора в итоге получились самые оптимальные и функциональные особи. Тогда как у людей уже долгое время происходит «неестественный отбор»: самых генетически лучших людей, часто до того, как они дадут потомство, массово убивают на войне, а наверх всплывают, как правило (слава богу, не всегда) генетически ущербные особи. Потому-то Винкельман, сравнивая «экстерьер» античных людей и современных (ему) людей, писал о своих современниках иронически. Таким образом, людей приходится идеализировать, а животные самодостаточны.
Он не выпячивал карикатурно те или иные особенности изображаемого. Все животные и без того оказались со своей природой данными характерами. Разве в голове больного Ганса нет характера? Взгляните на него:
Фантастическая графика (рисунки) – просто можно смотреть:
В данной заметке приведена лишь малая толика из огромного творческого наследия Ватагина.
Very beautiful arts of idea. I like.
Thank you for the comment!!!
Сравнивая Трубецкого и Ватагина, вы забываете что первый был импрессионистом, а второй реалистом. То что Трубецкой опускает детали и работает на образ, не говорит о его не профессиональности. У этих скульпторов разная манера лепки и у Трубецкого работа больше направлена на образ, а не на пролепливание всех деталей. Оба художника по-своему хороши.
Спасибо за комментарий, только надо учитывать, что все вообще художники и скульпторы работают на впечатление, кроме того, дело не в деталях, а в форме