Федор Толстой. Часть 1

 

Скульптура

 

Эпиграф.

«Так погибают враги Отечества нашего»

Ф.П.Толстой. Пояснения к барельефу “Сражение при Березине в 1812 году”

Ф.П.Толстой, младший коллега И.П.Мартоса, о котором шла речь в предыдущих заметках, жил в том же доме Императорской Академии художеств, тоже был классицистом (несколько другого толка – более изысканного), дочь Толстого Каменская писала как о своем отце, так и о Мартосе. Оба скульптора были долгожителями. Пользовались огромным уважением окружающих. В отличие от скульптора монументалиста Мартоса, Толстой сумел получить всемирную славу на поприще скульптуры малых форм в жанре барельефа за изумительную чистоту и красоту своих работ. Прославился Толстой и своими рисунками и не только ими, но об этом чуть позже – во второй части цикла, посвященного Толстому. Жил он 90 лет и после него осталось огромное количество сделанных лично им (без всяких подмастерий и мраморщиков, к услугам которых прибегали другие скульпторы того времени) работ. Всего их – около 2000. Такова специфика его жанра.

С.К.Зарянко. Портрет художника и скульптора Ф.П.Толстого

С.К.Зарянко. Портрет художника и скульптора Ф.П.Толстого, вице-президента Академии художеств. 1850. Толстому 83 года

1. Становление Толстого как скульптора и художника.

Федор Петрович Толстой (1783-1873) родился в родовитой дворянской семье и «при крещении был пожалован сержантом лейб-гвардии Преображенского полка и тут же получил отпуск на год». Отпуск длился до совершеннолетия, после чего и начиналась действительная военная служба. Хороши бы были вояки в пеленках, когда не было памперсов, но таковы были порядки.

Тяга к прекрасному, первые удачные опыты лепки барельефчиков из воска, двигали Толстого в сторону изобразительных искусств. Жизнь же двигала его по пути морского офицера, в 1804 он стал адъютантом вице-адмирала П.В.Чичагова, оказавшись в Санкт-Петербурге. При этом, с 1802 он поступил в Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. В отличие от полноправных учеников Академии, вольноприходящим медали не выдавались, Толстому «не светила» пенсионерская поездка за границу за казенный счет. Да он и не ездил по «заграницам».

До этого Толстой учился в иезуитской школе в Полоцке (дядя взял его в девятилетнем возрасте к себе в Полоцк, где служил командиром Псковского драгунского полка). Учился он и рисованию. Любил математику, любил балет, пробовал танцевать, потом оформлял балетные спектакли, одним словом, ребенок был одаренный.

В 1802 пришедшего в Академию девятнадцатилетнего дворянина Толстого в Академии художеств замечает известный скульптор Прокофьев и прямо задает ему вопрос: «Скажите, как вы хотите учиться? Основательно, как художник, или как ваши братья-дворянчики, только для забавы». Естественно, Толстой хотел учиться основательно, с азов, но десяти лет, как у иных более юных его соучеников, начавших учебу с девяти-десяти лет, у него не было. Рисовал, как все, для начала – гипсовые модели. Недостаток времени он компенсировал необыкновенным талантом.

В 1804 он подает в отставку, навлекая гнев родственников: как это – собственноручно работать!? Толстой остается без средств к существованию. Живет в это время в подвале с единственным преданным другом – няней Ефремовной, которая торгует моделями гребней (модели из воска) работы Толстого (вот бы купить такую работу где-нибудь на рынке!), тратит свои пятаки, вяжет чулки и продает их. Это все – для того, чтобы Толстой мог продолжать обучение. «Ничего, батюшка, работай, учись, не заботься ни о чем: у старой няньки найдется, из чего щей и каши тебе сварить… работай с богом» – утешала его Ефремовна.

Как пишет в «Материалах для истории художеств в России» скульптор Н.А.Рамазанов, посвятивший Толстому статью, приуроченную к его 70-летию,  Александр I как раз в эти переломные для молодого Толстого времена имел беседу с одним из его родственников, который просил царя о продвижении Ф.П.Толстого по военной службе. Царь, однако, поддержал выбор молодого скульптора, сказав, что «не нуждается в отличном наезднике, но Россия нуждается в художниках». Ясно, что после балета и наездник из Толстого получился бы отличный.

Уже в это время Толстой умел делать дивные барельефы. В 1806 он поступил на службу в Эрмитаж.

В 1808 президент Академии художеств граф А.С.Строганов (потом был в одной с Толстым масонской ложе) поднес Александру I работу «флота лейтенанта Графа Толстого» летящую Фортуну – горельеф из воска на зачерненном стекле.

Толстой. Летящая Фортуна

Толстой. Летящая Фортуна (Летящая Душенька). Воск. 1808. Размер 21х25 см. Фортуна – богиня удачи (а если повернулась спиной – то неудачи), Душенька (Психея) после всех неудач стала удачливой супругой Амура, но об этом во второй части цикла о Толстом

Толстой продолжает обучение в Академии, изучает античность, быт, этнографию, уклад античного общества. Это ему будет нужно, чтобы не выдумывать все это из головы, чем сейчас занимаются создатели всяких комиксов. Пользуется советами самого О.Кипренского, выдающегося русского портретиста.

В 1809 избран в почетные члены Академии художеств.

В 1810 повторно вызывает гнев родственников, женившись «с позволения батюшки, на бедной, благородной и очень доброй девушке по фамилии Дудина, хорошо образованной и очень любящей русскую литературу». Но это не главное, а главное – то, что она была красавицей. Отличный здоровый вкус не изменял Толстому. Очевидно, что прекрасная семья позволила Толстому прожить 90 лет.

Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Горельеф. Воск на зачерненном стекле. 50х41 см

Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Горельеф. Воск на зачерненном стекле. 50х41 см

Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Горельеф. Воск на зачерненном стекле. 50х41 см

Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Горельеф. Воск на зачерненном стекле. 50х41 см Фрагмент

Потом Толстой приобщился к медальерному искусству, справедливо отмечая недостатки, существовавшие в этом деле.

В эти же начальные годы своей профессиональной биографии Толстой делает восковые барельефы на зачерненном стекле. Дивные вещицы.

Портрет П.А.Толстого. 1805-1810

Портрет П.А.Толстого. 1805-1810

Портрет графа И.А.Толстого. 7,5х7,5 см. Конец 1800-ых

Портрет графа И.А.Толстого. 7,5х7,5 см. Конец 1800-ых

2. Медальоны, посвященные Отечественной войне 1812 года.

После победы России в войне с наполеоновской ордой Толстой по собственной инициативе предложил создать серию барельефов, посвященных этой войне. Этот цикл его работ широко известен, прославил имя Толстого за границей. Англичане были не прочь попользоваться «чужими мозгами» и тут же предложили баснословные деньги за эти барельефы (попросив добавить еще несколько штук – про английские победы), но Толстой из патриотических соображений англичанам отказал.

Воодушевленный героизмом и победой русского народа, Толстой писал:

«Я русский и горжусь сим именем. И желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней … может и посредственный талант воодушевить, что он вниидет во врата грядущих времен. Исполненный сими чувствами, дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русское».

В отличие от англичанина Дж.Доу, исполнившего портреты русских генералов (представленные в Эрмитаже), Толстой подошел к задаче неординарно, изображая символические фигуры, движения, позы которых должны нести символическую нагрузку. Символические фигуры можно пояснить, хотя и без такого объяснения барельефы привлекают внимание своим высочайшим исполнением и красотой.

В 1814 Толстой преподнес Академии художеств в дар первый медальон «Родомысл».

"Родомысл девятого на десять века". 1813-1814

“Родомысл девятого на десять века”. 1813-1814

Изображен Александр I в виде бога Родомысла, связанного с благом государства, включая его защиту. На нем одежда древнерусского воина: кольчуга, остроконечный шлем. По краям щита изображена Лейпцигская битва, в которой сбежавший из первого заточения в Средиземном море и восставший Наполеон был разгромлен союзными войсками в 1813.

Живший на поступления за свои труды, Толстой попросил материальной помощи для осуществления своего замысла. Естественно, потребовались рисунки, он их представил.  Созданный Академией для рассмотрения данного вопроса Комитет, куда вошли художники И.П.Мартос, учитель Брюллова А.И.Иванов, другие известные скульпторы и художники, одобрил рисунки как с эстетической, так и с исторической точки зрения. Толстой получил для работы 20 000 рублей.

С 1814 по 1836 длилась работа над этим циклом восковых барельефов на грифельных досках, был сделан 21 медальон.

Народное ополчение 1812 года. 1816. Диаметр 16 см.Россия (сидящая женщина) вручает мечи трем сословиям (воину, крестьянину, купцу)

Народное ополчение 1812 года. 1816. Диаметр 16 см.Россия (сидящая женщина) вручает мечи трем сословиям (воину, крестьянину, купцу)

Бородинская битва в 1812. 1816. Два захватчика (справа) нападают на одного русского (слева)

Бородинская битва в 1812. 1816. Два захватчика (справа) нападают на одного русского (слева)

Освобождение Москвы в 1812. 1817-1819. Москва (женщина) спасается русским воином (слева), французы бегут

Освобождение Москвы в 1812. 1817-1819. Москва (женщина) спасается русским воином (слева), французы бегут

Бой при Малом Ярославце в 1812 году. 1817-1819.

Бой при Малом Ярославце в 1812 году. 1817-1819. Справа русский воин ломает своим мечом меч супостата, голодные «прибарахлившиеся» французы вынуждены отступать по ими же разоренной местности

Трехдневный бой при Красном в 1812 году. 1817-1819.

Трехдневный бой при Красном в 1812 году. 1817-1819. Русский воин гонит супостатов

Финал пребывания интервентов в России запечатлен в барельефах «Сражение при Березине», «Бегство Наполеона за Неман в 1812»:

Федор Толстой. Часть 1

Сражение при Березине в 1812. 1819. Вокруг тела интервентов, русский воин особо не радуется, просто указывает на не успевших смыться грабителей. Французы оставили обозы, массу войск, не сумев переправиться через Березину. Сам Толстой прокомментировал изображение словами: «Так погибают враги Отечества нашего»

Бегство Наполеона за Неман в 1812 году. 1820

Бегство Наполеона за Неман в 1812 году. 1820. Река Неман в виде старика в цепях (зима, лед сковал реку) и бегущий уже вне территории России Наполеон.

Первый шаг Александра за пределы России, 1813 год.  1820

Первый шаг Александра за пределы России, 1813 год.  1820

Далее последовали сражения вне территории России. Вот некоторые барельефы на эти темы.

Освобождение Берлина, 1813 год. 1820-1821. Берлин - женщина

Освобождение Берлина, 1813 год. 1820-1821. Берлин – женщина

Сражение при Фер-Шампенуазе в 1814. 1829.

Сражение при Фер-Шампенуазе в 1814. 1829. Опять  русское войско гонит Наполеона, но уже на территории Франции. Красивый конь, красивый барельеф

Бой при Арсиз-сюр-Об в 1814 году. 1829.

Бой при Арсиз-сюр-Об в 1814 году. 1829. Прекрасная классическая пирамидальная композиция. Русский воин без кольчуги, подобно Гераклу, расправляется с грабителем нетрадиционным оружием – булавой

«Мир Европе» - последний барельеф серии

«Мир Европе» – последний барельеф серии

Все были в восторге от этого цикла. Медальеры Венской Академии художеств отметили, что ничего подобного не было в течение последних столетий, англичане захотели приобрести серию. Только французские медальеры выступили с критикой отдельных медальонов. Например, усмотрели сходство медальона «Народное ополчение» с «Клятвой Горациев» Давида. Толстой объяснял, что это разные вещи. Так можно обвинить любого скульптора той поры, что он использует античные прототипы.

«Народное ополчение»

«Народное ополчение»

«Клятва Горациев» Давида (1784)

«Клятва Горациев» Давида (1784)

Сверху барельеф «Народное ополчение» Толстого, ниже – «Клятва Горациев» Давида (1784), картина пользовалась успехом, хотя Давид в Лувре кажется довольно плоским.

Толстой специально полемизировал с французами, чтобы «показать, до какой степени мнения иностранцев бывают «верны» (в кавычках) обо всем, что до России и русских касается», поскольку, как он пишет, «к несчастию нашему, их мнения имеют у нас в России авторитет и получают широкое распространение, а это может пагубно отразиться на молодых художниках медальерах».

Глядя на два барельефа, никому в голову не приходит говорить о том, что кто-то у кого-то позаимствовал постановку фигур:

И.Т.Тимофеев. Изгнание французов. 1829-1830. Бронза. Горельеф Триумфальных ворот в Москве

И.Т.Тимофеев. Изгнание французов. 1829-1830. Бронза. Горельеф Триумфальных ворот в Москве

«Бой при Арсиз-сюр-Об» Ф.Толстого, 1829.

Ф.Толстой. «Бой при Арсиз-сюр-Об» Ф.Толстого, 1829. 

3. Барельефы на тему «Одиссеи».

Барельефов, посвященных этой теме, четыре и все они изумительные.

Если «Илиада» – гомеровское описание Троянской войны, то «Одиссея» – рассказ о возвращении Одиссея на родину в Итаку, где масса женихов обхаживает его жену (Одиссей считался пропавшим без вести), а их общий сын Телемах все это созерцает. Потом Одиссей возвращается под видом странника, открывается жене. Та приносит на пир одиссеев лук посостязаться. Стрельнуть из лука смог лишь Одиссей. Потом Одиссей и Телемах расстреливает из лука женихов.

Пир женихов Пенелопы. 1814. Воск. 15х26 см.

Пир женихов Пенелопы. 1814. Воск. 15х26 см. Самый левый -Телемах, с ним рядом сидит старец Ментор (старый друг Одиссея), стоят прислужницы

Телемах во дворце у Менелая. 1814.

Телемах во дворце у Менелая. 1814. Телемах сидит за столом справа, плачет, так как ему прекрасная Елена, законная жена Менелая, рассказывает про гибель Одиссея

Федор Толстой. Часть 1

Избиение женихов Пенелопы вернувшимся Одиссеем. 1815. Все ясно без комментариев

Федор Толстой. Часть 1

Меркурий ведет в ад тени убитых женихов Пенелопы. 1810

Меркурий своим жезлом (кадуцеем – жезлом глашатаев) указывает толпе теней женихов дорогу в ад, слева стоят Ахилл и Агамемнон. Путь пролегает мимо вод седого Океана, мимо врат бога солнца Гелиоса. Ад, точнее Подземное царство, у греков специфичен, там мрачно и в основном тоскливо.

4. Двери Храма Христа Спасителя.

Дверей Храма Христа Спасителя не осталось, их уничтожили во время разрушения Храма.

С 1846 по 1851 (почти в 70 летнем возрасте) Толстой по заказу Николая I сделал лепные изображения святых евангелистов, великомучеников, архиепископов, митрополитов (всего 52 фигуры – не сохранились) для 12 дверей Храма Христа Спасителя, посвященного победе в войне 1812 года. Храм взорван в 1931 и воссоздан в канун 2000 Рождества Христова.

Сюжеты и рисунки, представленные Толстым, строго контролировались Советом Академии художеств, в них вносились многочисленные поправки.

У западных ворот Храма Христа Спасителя.  Фото начала XX века

У западных ворот Храма Христа Спасителя.  Фото начала XX века

Богоматерь с младенцем. 1850. Модель для больших врат северного портала храма Христа Спасителя

Богоматерь с младенцем. 1850. Модель для больших врат северного портала храма Христа Спасителя

Модель ворот Храма Христа Спасителя

Модель ворот Храма Христа Спасителя

Большие средние врата храма Христа Спасителя воссозданы З.К.Церетели в 1999.

Приведены лишь несколько лучших работ Толстого, у него есть и объемные скульптуры, но они не представляют особого интереса и их мало.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *