Памятник Екатерине II в Одессе

Уникальность ADVEGO - 96%

Уникальность ADVEGO - 96%

В сети Интернет немало можно найти информации о памятнике Екатерине Второй, установленном в Одессе. Основное внимание публикаций заострено на политической судьбе памятника, который был снесен в 1920 г., когда сносились памятники царям и их «сатрапам», и восстановлен в 2007 г. Очевидно, что ситуация с принятым в наши дни решением властей Одессы о повторном уже демонтаже памятника в связи с отсутствием художественной и культурной ценности  также не требует отдельных пояснений.

 

Памятник Основателям Одессы

Странное ощущение возникает от многочисленных снимков памятника, размещенных в Интернете. Люди упрямо снимают его фронтальный ракурс, с которого смотрят на фотографирующих Екатерина II и Потемкин, причем с довольно большой дистанции. Конечно, существует извечная проблема с фотографированием высоких памятников. Чтобы отснять полноценно все фигуры, необходимо снимать с возвышения, что требует специальной организации съемок. Ситуация усугубляется тем, что данный памятник принадлежит к категории «исторических» памятников с фигурами нескольких исторических деятелей. Поэтому его надо смотреть со всех сторон, а также с достаточно близкой дистанции.

Памятник Основателям Одессы. Скульптор. М. П. Попов

Памятник Основателям Одессы. Скульптор. М. П. Попов

Памятник Основателям Одессы. Фото 1900 г. Екатерининская площадь в Одессе. Скульптор. М.П.Попов

Памятник Основателям Одессы. Фото 1900 г. Екатерининская площадь в Одессе. Скульптор М. П. Попов

Четыре нижних фигуры сохранились от изначального памятника, верхнюю центральную фигуру Екатерины II воссоздали заново. Надо сразу сказать, что автор скульптурной части этого памятника скульптор М. П. Попов умер за два года до открытия памятника в 1900 г., скульптуры доделывал другой скульптор Б. В. Эдвардс. В 2007 г. к памятнику прикоснулись руки еще одного скульптора. Результат получился хорошим. Дико звучит утверждение, что этот памятник не представляет эстетической ценности. Неоварварство!

Каждый памятник апеллирует к памяти о том или ином явлении или событии. Часто этими явлениями становятся руководители государств или события, с ними связанные.

Но приговоренный в Одессе памятник не является собственно памятником Екатерине II. Это «Памятник основателям Одессы» (его официальное название), по сути, самой Одессе. Иногда он так и называется. Каждый волен видеть в этом монументе то, что ему ближе. Хронологически ситуация выглядит следующим образом.

  1. Потемкин Таврический Григорий Александрович (1739–1791) – главнокомандующий южной армией, при Екатерине II присоединил Крым, получив от нее в 1783 г. титул «Князь Таврический» (Таврия — это другое наименование Крыма). Основал Екатеринослав (сейчас Днепр), Севастополь, Херсон, Николаев. Создатель Черноморского флота. Вряд ли без его заслуг появился бы на карте город Одесса, хотя это произошло через три года после смерти Потемкина. По приказу Потемкина русские казачьи полки пошли на штурм укрепленной турецкой черноморской базы Хаджибей в сентябре 1789 г.  На месте отвоеванной крепости основан был город Одесса.
На памятнике Князь Г.А. Потемкин Таврический расположен перед Екатериной II

На памятнике Князь Г.А. Потемкин Таврический (в центре на этом фото) расположен перед Екатериной II

  1. 14 сентября 1789 г. захват турецкого Хаджибея был осуществлен передовым отрядом казаков под руководством генерала (потом стал вице-адмиралом) де-Рибаса О. М. (1751–1800). Заметим, что де-Рибас был дружен с А. В. Суворовым, составил план штурма Измаила. Таким образом, после подрыва оставшихся турецких укреплений де-Рибас подготовил «строительную площадку» для порта и города Одессы. Одесса основана в 1794, первым градоустроителем порта и города Одессы стал граф де-Рибас.
Вице-адмирал И. М. де-Рибас около левой рукой Екатерины II

Вице-адмирал И. М. де-Рибас около левой рукой Екатерины II

  1. В 1794 г. Екатерина II подписала рескрипт об основании порта и города Одессы, адресованный Таврическому генерал-губернатору Зубову П. А. (1767–1822), вступившему в эту должность после смерти Потемкина.
Граф П. А. Зубов. Около правой руки Екатерины II

Граф П. А. Зубов. Около правой руки Екатерины II

  1. Первый инженер в войсках Потемкина и Суворова де Волан Ф. П. (1752–1818) в соответствии с рескриптом Екатерины II был придан в помощники де-Рибасу. По его плану строилась пристань и город, он же руководил строительством.
Подполковник Ф. П. де Волан. Сзади за спиной Екатерины II

Подполковник Ф. П. де Волан. Сзади за спиной Екатерины II

Эти пять фигур, включая статую императрицы, помещены на Памятнике основателям Одессы или, как его называют в народе, памятнике Екатерине II, который был открыт в 1900 г. В руке Екатерина держит рескрипт с надписью «повелеваем быть порту и городу», рукой указывает на место, где будет город, а внизу лежат турецкие знамена.

Градостроительный шедевр

Дико выглядит желание истребить память о создателях города и нарушить единую композицию этого «сердца города». От пристани идет знаменитая Потёмкинская лестница (расположена на месте бывшей крепости Хаджибей).  Лестница заканчивается памятником второму градоначальнику Одессы герцогу де Ришелье (знаменитый кардинал Ришелье – его дальний родственник и предок). Дюку, как его прозвали в городе, пришлось спасаться в царской России от французcкой революции 1789 г. (год взятия Бастилии) с ее гильотиной на площади Согласия в Париже. А памятник ему воздвигнут в 1828 г., и создан он выдающимся русским скульптором И. П. Мартосом, сыном сотенного атамана, родом из Черниговской губернии.

И.П. Мартос. Памятник Ришелье. 1823–1828. Одесса

И. П. Мартос. Памятник Ришелье. 1823–1828. Одесса. В конце Екатерининской улицы за памятником можно разглядеть и памятник Основателям Одессы. Это создает впечатление единого комплекса.

Слева: Потемкинская лестница с памятником Ришелье. Справа: Гравюра с модели памятника Ришелье. 1824

Слева: Потемкинская лестница с памятником Ришелье. Справа: Гравюра с модели памятника Ришелье. 1824

Заметим, что И. П. Мартос создал памятник Потемкину Таврическому и для Херсона.

В 1901 г. (памятник Екатерине II уже стоял в Одессе целый год) на Всемирной выставке в Париже Екатерининская площадь в Одессе была признана самой красивой площадью Европы. Сделаем скидку на бурный «роман» между Россией и Францией в тот период, плодом этой любви явился удивительный одноарочный мост Александра III (русский царь) через Сену в Париже, по которому можно пройти от павильонов выставки (Большой и Малый дворцы 1900-го года постройки) до Собора Инвалидов с захоронением пепла Наполеона. Французы толк в площадях знают и любят их украшать памятниками. Вряд ли устроители Всемирной выставки сочли памятник Екатерине II лишенным эстетической ценности.

Эстетическую ценность памятника  вряд ли можно поставить под сомнение. Это  не удивительно, учитывая, что руку к нему приложили высокие профессионалы: архитектор Ю. М. Дмитриенко и скульпторы  М. П. Попов и Б. В. Эдвардс.

Скульптор Попов Михаил Петрович (1837–1898), окончил Императорскую Академию художеств (учился 11 лет, Санкт-Петербург). По его модели установлен памятник Екатерине II в Одессе. Смерть не позволила ему окончить памятник.

Архитектор памятника – Дмитриенко Юрий Мелентьевич (1858-1918), родился и работал в Одессе, окончил Императорскую Академию художеств (учился 9 лет, Санкт-Петербург), в Одессе им построено более 40 зданий. В 1895 г. его проект памятника Екатерины II для Одессы получил первую премию.

Скульптор Эдвардс Борис Васильевич (1860-1924), родился и работал в Одессе, учился в Императорской Академии художеств (по состоянию здоровья не окончил). Для памятника Екатерине II в Одессе создал модели статуй Г. А. Потемкина и де Волана.

Попов М.П. Попову М.П. посвящена статья в замечательнейшей книге О.Кривдиной и Б.Тычинина «Эпоха Марка Антокольского». Учитывая, что скульптор много работал над памятниками русским монархам, информацию о нем можно найти в не менее замечательной книге Ю. Р. Савельева «Власть и монумент». В обеих книгах дается объективная оценка творчества создателей скульптур и монументов, отмечается высокий уровень подготовки многих русских и европейских мастеров во второй половине 19 века.

Надо учесть, что в Императорской Академии художеств существовала система отбора талантливых учеников: после получения серебряных медалей ученик допускался до конкурса на получение золотой медали, а получив ее, мог быть отправлен в Рим. Таким путем Попов и попал в Рим за казенный счет, т. е. в качестве пенсионера, получая от государства пенсион. В Италии он пробыл с 1867 по 1873 г. Итальянским «духом» веет от его мраморных детей и красавиц.

М. П. Попов. Портрет неизвестной. 1874. Мрамор

М. П. Попов. Портрет неизвестной. 1874. Мрамор. Русский музей

М. П. Попов. Нубийский негр. 1878. Работа создана в период работы в Италии. Слева: Вариант из Третьяковской галереи в Москве из бронзы и мрамора.  Справа: Вариант из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге из мрамора

М. П. Попов. Нубийский негр. 1878. Работа создана в период работы в Италии. Слева: Вариант из Третьяковской галереи в Москве из бронзы и мрамора.  Справа: Вариант из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге из мрамора

М. П. Попов – один из замечательной плеяды русских скульпторов второй половины 19 века, прошедших прекрасную академическую школу и строгий отбор на право поездки в Италию. Он сумел почувствовать особые «итальянские оттенки», слегка чувственные и прекрасные, дань которым отдали и некоторые другие русские скульпторы, побывавшие в эти времена в этой цитадели искусств.

М. П. Попов. Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине. 1872. Государственный Русский музей

М. П. Попов. Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине. 1872. Государственный Русский музей

Н. А. Лаврецкий. Мальчик неаполитанец с обезьянкой. 1870. Гос. Третьяковская галерея

Н. А. Лаврецкий. Мальчик неаполитанец с обезьянкой. 1870. Гос. Третьяковская галерея

Лаверецкий родился в один год с Поповым, тоже окончил Академию художеств, на четыре года раньше был отправлен в Италию. Не случайно П. М. Третьяков заказал скульптору «Мальчика», хотя по принципиальным соображениям не приобретал скульптуру.

Справка о монументальной пропаганде. Во время революции 1789 г. французы даже на время закрывали свою Академию художеств – неоварвары. Много королевских памятников порушили резавшие людей якобинцы. На десятилетия во Францию перестали ездить выпускники Академии из царской России, зато зачастили наши революционеры типа Герцена.

Снос памятников не украшает страну. Французы ближе ко второй половине 19 века это поняли, хотя у них насчитывают аж пять республик. Еще до Великой французской революции по инициативе директора Лувра при Людовике XV создали галерею великих мраморных французов, а в 1830-х очередной монарх создает музей истории Франции в Версале, где смешались в кучу кони, люди и была написана самая большая картина 19 века на тему колониальных приобретений.

В Берлине же создали Аллею побед, явно пропитанную тевтонским духом. В цитадели тевтонских рыцарей Кобленце в 1897 г. был открыт памятник объединителю Германии Вильгельму I, который сидит на коне, рядом нелепо шествует пешая Победа. Кстати, все это покоится на мавзолее, внешний облик которого когда-то явно повлиял на советского архитектора А. Щусева, построившего по образу и подобию Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.

Еще более мистически устрашающ получился у немцев памятник все тому же Вильгельму I в Кифхойзере, куда из 12 века попал еще и страшно обросший Фридрих Барбаросса (самый большой памятник Вильгельму, 1891-1896 гг..). В этом памятнике был обыгран природный ландшафт в виде отдельной горы, как некогда это сделал Людвиг II Баварский, создав сказочный замок Нойшванштайн.

В области строительства памятников всех опережала объединившаяся в 1871 г. Германия: сотни высококачественных памятников создавались прежде всего в провинциальных городах.

«По данным Прусского института памятников, в Германии с 1888 по 1918 г. только императору Вильгельму I было сооружено 425 монументов, из которых 63 было конными, 231 представляли фигуру на постаменте, 5 – в кресле, а 126 – в виде бюста»

(Ю. Р. Савельев «Власть и монумент»).

На втором месте по количеству памятников была Италия. Россия довольно скромно себя проявила в количественном отношении, да и события 1905 г. затормозили процесс.

Тевтонские победы под одурманивающие мысли о недавнем объединении Германии были главным идейным стержнем немецких памятников. Италия, объединившаяся окончательно в тот же 1871 год под властью Виктора Эммануила II, возводила ему памятники. Столицей Италии стал Рим (вместо Флоренции), до того бывший столицей папского государства. Как известно, папа сопротивлялся объединению Италии, опираясь на французские штыки, а Франция как раз и проиграла войну Пруссии при Бисмарке и Вильгельме I. Он радовался поражениям России во время русско-турецких войн.  Любопытно, что именно в это же время Римский папа утвердил догмат о собственной непогрешимости. Такой вот нерукотворный памятник католического христианства.

Памятник Созиданию (созданию Одессы) был создан в русле огромного потока монументальной пропаганды, охватившей Европу в конце 19 века. Он не лучше и не хуже великолепных памятников, созданных блестящими высокопрофессиональными европейскими скульпторами с хорошим академическим образованием. По своей композиции он восходит к уникальному памятнику «1000 -летия России» в Новгороде, наиболее рельефно отразившему «исторический» подход, сменивший тягу ко всяким квазиантичным аллегориям, которыми грешили до того. Впрочем, это дело вкуса: высокоэстетичный памятник может быть создан на любой сюжет.

Немного об иконографии Екатерины II, Потемкина и Зубова

Екатерина II запечатлена в произведениях как монументального, так и немонументального искусства столько раз, что эта тема кажется неисчерпаемой. Она даже попала в «Вальхаллу», пополняемую по мере поступления очередных персонажей, –  галерею знаменитых немцев в 10 км от баварского города Регенсбурга. Поэтому ограничимся несколькими работами Ф. И. Шубина. Шубин одним из первых создал портрет Екатерины в полный рост, грамотные скульпторы не оригинальничают, работают в рамках устоявшейся иконографии.

Екатерина II умерла в 1796 г. в 67 лет, Потемкин умер в 1791 г. в 52 года, великий русский скульптор портретист   Ф. И. Шубин умер в 1805 г. в 65 лет. Он был современником Екатерины.

Он тоже был направлен после Академии художеств в загранпоездку, но дело было до кровожадных якобинцев с их революцией во Франции, поэтому Шубину удалось поучиться прежде всего у французов. В Париже он был определен в мастерскую Жана-Батиста Пигаля, которому пришла мысль так реалистично раздеть догола мраморного Вольтера, используя в качестве модели тело старого солдата, что «властитель умов» назвал себя в этом образе мартышкой.

Автор статьи рядом с мраморным Вольтером-"мартышкой" в Лувре. Скульптор Пигаль. 1776. Фото автора

Автор статьи рядом с мраморным Вольтером-“мартышкой” в Лувре. Скульптор Пигаль. 1776. Фото автора

У Пигаля чуть раньше поучился другой великий скульптор портретист Жан Антуан Гудон. Шубин – годы жизни 1740–1805, Гудон – годы жизни 1741- 1828. Несмотря на поразительное мастерство, оба оказались настолько реалистами, что не вполне пришлись «ко двору» соответственно Екатерины II и Наполеона I. Возможно, пример «Вольтера» Пигаля запал им в душу.

Шубин. Князь Г. А. Потемкин. 1791. Государственный Русский музей

Ф. И. Шубин. Князь Г. А. Потемкин. 1791. Государственный Русский музей

Шубин. Портрет П. А. Зубова. 1795. Гос. Русский музей

Ф.И.Шубин. Портрет П. А. Зубова. 1795. Гос. Русский музей

По заказу Потемкина Шубин изваял изумительную статую Екатерины II для недавно построенного Таврического дворца, подаренного Потемкину после присоединения Крыма.

Шубин. Екатерина II законодательница. 1789. Государственный Русский музей

Ф. И. Шубин. Екатерина II законодательница. 1789. Государственный Русский музей

Многие российские памятники посвящены созидательным явлениям, в данном случае – в связи с законодательными инициативами царицы. В руке императрицы скипетр – один из атрибутов власти (еще со времен древнего Рима), наряду с короной (главный атрибут), державой (шар) и др.

Однако, вторая рука императрицы занята книгой. Это, видимо, «Наказ» Екатерины II, который был написан под сладкие разглагольствования французских просветителей на заре ее правления и который должен был подвигнуть представителей всех сословий путем «мозгового штурма» создать единый свод законов. Через пару лет «штурм» окончилось неудачей, особенно после того, как в фактические «тунеядцы» были записаны все дворяне путем их освобождения от обязательной службы за сто лет до освобождения крестьян (имеется в виду Жалованная грамота императрицы). Многие прямо-таки «вздурели» от этого, что, в частности, зафиксировал Пушкин в «Евгении Онегине».

Вообще, полагаться на разум человеческий – это довольно бесперспективная затея, что блестяще подтвердили «люмьеры» екатерининских времен (les Lumieres – просветители, не путать с братьями – создателями кино). Это потом поняла и сама Екатерина. Чистый Разум, не подкрепленный верой, – явно не тот конек человечества, на который рассчитывал Всевышний, создавая человека.

Но  Одесса все ж была построена, о чем свидетельствует Памятник ее основателям. И в данном случае европейцы сыграли положительную роль. Из шести фигур на двух одесских памятниках мы видим: испанца (де Рибас), нидерландца (де Волан), француза (Ришелье), немку (Екатерину). Русскими были только Потемкин и Зубов. Вполне интернациональная компания.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *