Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть IV

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Конный памятник кондотьеру Коллеони Верроккьо

 

1.Предисловие.

Венецианский памятник кондотьеру Коллеони относится к концу XV века, однако, рассказ об искусстве Венеции много потеряет, если не вспомнить пару более поздних веков.

Хотя могущество Венеции померкло в XVI веке, ее художники и даже скульпторы продолжали одаривать необыкновенной красотой окружающий мир и после упадка могущества вплоть до наполеоновского вторжения в Венецию в 1797, после чего этот удивительный город навсегда потерял независимость.

Денег хватало, и начиная с конца XVII века Венеция одарила мир красотой главным образом на поприще живописи. В 2018 в Москве в Пушкинском музее прошла соответствующая выставка про эту «лебединую песню» венецианской живописи под названием «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Список имен венецианских художников этого периода можно продолжить, но это не тема настоящей статьи. Просто полюбуемся несколькими видами, в том числе Венеции.

фото. Ф. Гварди. Пьяцетта Сан-Марко с видом на остров Сан-Джорджо-Маджоре. Венеция. 1775-1785

Франческо Гварди. Пьяцетта (площадь) Сан-Марко с видом на остров Сан-Джорджо-Маджоре. Венеция. 1775-1785

Фото. Аэрофотосъемка острова Сан-Джоржо-Маджоре

Аэрофотосъемка острова Сан-Джоржо-Маджоре. На другом берегу видно белое здание Дворца дожей и колокольня Собора Сан-Марко. Такого венецианцы видеть не могли

Фото. Каналетто. Большой канал. Венеция. Картина в жанре ведуты

Каналетто. Большой канал. Венеция. Картина в жанре ведуты (городской пейзаж с подробностями)

Фото. Каналетто. Палаццо с колоннадой и двориком. Каприччо. 1765

Каналетто. Палаццо с колоннадой и двориком. Каприччо. 1765. То есть это архитектурная фантазия художника. Если бы не это пояснение, то можно было бы спутать с ведутой, то есть с реальным пейзажем.

Фото. Джамбаттиста Тьеполо. Путь на Голгофу. Центральная часть триптиха в церкви Сант`Альвизе. 1738-1740

Джамбаттиста Тьеполо. Путь на Голгофу. Центральная часть триптиха в церкви Сант`Альвизе. 1738-1740. Тьеполо расписал огромное число плафонов и т.п. по всей Европе, его работа есть и в музее-усадьбе Юсуповых в Архангельском под Москвой

Джамбатиста Пьяцетта. Гадалка. Около 1740

Джамбатиста Пьяцетта. Гадалка. Около 1740. Галерея Академии

Академия художников и скульпторов в Венеции была основана в 1750  и возглавил ее этот самый Пьяцетта, а через шесть лет — Тьеполо. Надо сказать, что великий венецианец, скульптор Антонио Канова, несколькими десятилетиями позднее учился в Венецианской Академии художеств (с 1776), ему было у кого поучиться, хотя это были главным образом живописцы, а не скульпторы.

Справка. Джамбатисты у итальянцев, Жан-Батисты у французов – по-русски это «Иоанны Крестители». Так их назвали. У французов  имя Жан-Батист носили скульпторы Лемуан, Пигаль, Карпо, Клезинже.

Если не учитывать великого  венецианца Канову, то можно сделать вывод о том, что венецианская живопись сильно затмевала венецианскую скульптуру указанного периода (XVIII век). Можно вспомнить и более ранних знаменитых венецианских художников типа Тициана.

Хитрые и богатые венецианцы нашли выход: они стали приглашать скульпторов из Флоренции, где по большому счету ситуация была обратной: флорентийская скульптура затмевала флорентийскую живопись. Не только потому что там потрудился Микеланджело в качестве скульптора (в Риме он все-таки больше известен как художник своей Сикстинской капеллой), начав свою карьеру с «Давида», но и благодаря другим известным именам: Донателло, Гиберти, Нани ди Банко, Джамболонья и т.д. Вот и Верроккьо тоже из Флоренции.

Но перед тем, как говорить о Верроккьо, поговорим о главном: о деньгах и кондотьерах, поскольку если не Верроккьо, то кто-нибудь другой все-равно сваял бы памятник кондотьеру Коллеони, а вот без самого кондотьера и без его, то есть изначально венецианских,  денег ничего вообще бы не было (шутка). А если серьезно, то именно Верроккьо сумел создать шедевр.

2. Кондотьер Бартоломео Коллеони и кондотьер Франческо Сфорца.

Бартоломео Коллеони (1470-1476) — удачливый кондотьер. Служил Милану, потом громил миланцев, воюя на стороне Венеции (уже против Милана и Флоренции). Оставил Венеции крупную сумму на благотворительность. Тратился на произведения искусства: на его средства в Бергамо построена капелла, был украшен великолепный замок Мальпаго. Кондотьерам войны были выгодны, они не убивали рыцарей, а брали выкуп за их освобождение. Они были заинтересованы в продлении конфликтов и затягивании войн. Кондотьер Коллеони воевал за Венецию на суше, но оставался в тени Гаттамелаты.

Не надо думать, что все кондотьеры озолотились. Известны три кондотьера, сумевшие сколотить огромные состояния, в их числе Гаттамелата и Коллеони.

Третьим озолотившимся кондотьером был герцог миланский Франческо Сфорца, для которого уже Леонардо да Винчи (1452-1519), ученик Верроккьо, разрабатывал проект конного памятника со вздыбленным конем.

Фото. Леонардо да Винчи. Эскиз конной статуи кондотьера Франческо Сфорца

Леонардо да Винчи. Эскиз конной статуи кондотьера Франческо Сфорца. 1480

Фото. Леонардо да Винчи. Эскиз конного памятника Ж.Жакомо Тривульцио

Леонардо да Винчи. Эскиз конного памятника Ж.Жакомо Тривульцио

Фото. Леонардо Да Винчи эскиз конного памятника

Леонардо Да Винчи эскиз конного памятника

Кстати, после Леонардо и остался вздыбленный конь.

Фото. Мастерская Леонардо да Винчи. Вздыбленный конь и всадник. 1506-1508. Бронза

Мастерская Леонардо да Винчи. Вздыбленный конь и всадник. 1506-1508. Бронза

Леонардо своим конем в проектах конных монументов непременно кого-то топтал, видимо, насмотревшись образцов Св. Георгия, конь которого топчет змия. Но, несмотря на весьма нескромное письмо, где он всячески хвалил собственные таланты, его проект не был принят, поскольку речь шла о массивных монументах, где вздыбленный конь должен был дополнительно на что-то опираться (Леонардо предложил положить одну из ног коня на щит мертвого воина под конем), кроме того, это уж слишком отличалось от коней под полководцами, которые руководили, а не махали мечом.

Для полноты ощущений  смотрим на скульптуру Георгия Победоносца, сделанную  русским скульптором с великолепной академической выучкой Н.С.Пименовым:

Фото. Н.С.Пименов. Георгий Победоносец. Группа для Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве. Бронза

Н.С.Пименов. Георгий Победоносец. Группа для Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве. Бронза. Государственный Русский музей. Ничего не скажешь – выучка, класс, конь – сплошная красота, всадник великолепен. Но это сделано в 1854-1855

Возвращаясь к Коллеони, важно сказать, что в своем завещании он высказал желание, чтобы его конная статуя была воздвигнута на центральной площади Венеции – перед собором Сан-Марко. Это сочли перебором и только в 1479 провели конкурс на создание конного монумента Коллеони для установки его на площади Сан-Джовани-э-Паоло.

Конный монумент – это прямой путь к славе. Вспомним, что после успеха Фальконе в России с его «Медным Всадником», скульптор-портретист Гудон так мечтал сделать конный монумент Вашингтону, но американцы поломали все мечты Гудона, ограничившись пешим Вашингтоном.

3. Верроккьо.

Верроккьо прожил не очень долго, но в период его творческого расцвета поумирало все предыдущее поколение флорентийских скульпторов: Гиберти (умер в1455), Донателло (в 1466), Росселино и юный Дезидерио да Сеттиньяно (умерли в 1464). Так Верроккьо лишился многих конкурентов, что, впрочем, нимало не умаляет его таланта.

Андреа Веррокьо (1435-1488) (настоящее имя Андреа ди Микеле ди Франческо Чони) родился во Флоренции. Информация о начале его деятельности расплывчатая: видимо, получил навыки работы ювелира, то есть умел работать с бронзой. Поэтому вероятнее всего работал в мастерской Донателло, где отливали бронзы, а не у скульпторов, специализирующихся на работе по мрамору. После смерти Донателло в 1466 его мастерская перешла к Верроккьо.

Справка. О взаимоотношениях отсталой Венеции и продвинутой Византии уже говорилось в части III нашего цикла о конных памятниках. Однако надо еще раз напомнить, что в жизни продвинутость не гарантирует жизнеспособности, поскольку более примитивный хищник часто поглощает более продвинутое. Ренессансная Италия много почерпнула из сокровищницы погибающей Византии, причем не только золота и богатств, но и знаний. Вероятно, трактаты с секретами литья были вывезены проворными латинянами из библиотек и частных собраний Константинополя, Мистры, Фессалоник.

Фото. Конные статуи над главным входом в храм Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве. 988-996

Конные статуи над главным входом в храм Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве. 988-996 годы. Вывезены киевлянами из византийского Херсонеса в 998 г. Реконструкция Д.П.Сухова. 1952 г. Так что византийскими конями попользовались и на  Руси

Вслед за Донателло Верроккьо изобразил «Давида», убившего Голиафа. Поза как у донателловского «Давида», но у Верроккьо юноша более манерный и изящный. Маньеризм пронесся по эпохе Возрождения ветерком, окончившись «бурей» барокко. А после бури опять пришло гедонистическое рококо.

Верроккьо по знанию анатомии превосходит Донателло, который  был на пятьдесят лет старше, и умер, когда Верроккьо было 30 лет.

4. Памятник кондотьеру Коллеони Веррокьо.

Фото. Верроккьо. Памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони. 1494. Площадь Сан-Джованни-э-Паоло

Верроккьо. Памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони. 1494. Площадь Сан-Джованни-э-Паоло.  Отливка памятника делалась уже после смерти скульптора. 

Фото. Фрагмент. Голова кондотьера Коллеони

Фрагмент. Голова кондотьера Коллеони

Этот же памятник без ракурсных сокращений:

Фото. Памятник кондотьеру Коллеони

Памятник кондотьеру Коллеони (без ракурсных сокращений)

Этот же памятник с другого ракурса.

Фото. Памятник кондотьеру Коллеони

Памятник кондотьеру Коллеони (еще один ракурс)

В отличие от более углубленного образа, созданного Донателло в памятнике Гаттамелате,  памятник Коллеони, созданный позднее, динамичнее, в нем меньше римско-византийского интеллекта и созерцательности, больше действия: никакой философии, просто властный победитель, в нем больше от эпохи Возрождения. Кстати, в этом отношении Византия оказалась ближе к античности, ближе к тому же Марку Аврелию, предпочитая философское спокойствие.  Высокие постаменты также идут от Византии.

Флорентиец Верроккьо делал глиняную модель коня у себя во Флоренции, начав ее в апреле 1481. Сделал к лету. У герцога Эрколе д`Эсте запросили свободный и беспошлинный провоз модели лошади в натуральную величину через феррарские владения в Венецию. Не было тогда Италии и в помине, ее отдельные части были тогда независимыми. Окончательный контракт на изготовление памятника был заключен через несколько лет и только в мае 1486 Верроккьо перебрался в Венецию для работы над памятником.

25 июня 1488 Верроккьо написал завещание и умер в возрасте примерно 53 лет. Памятник пришлось доделывать другим.

В своем завещании Верроккьо назначил душеприказчиком и исполнителем завещания художника Лоренцо ди Креди, своего ученика, работавшего в его мастерской (Верроккьо тоже «по совместительству» рисовал), просил дожа Венеции разрешить душеприказчику окончить  начатую им конную статую. Завещал имущество, а также завещал право «клясться моей душой» (то есть душой Верроккьо). Верроккьо понимал, что у человека есть душа, которая после смерти не умирает.

Видимо Лоренцо ди Креди побоялся доделать статую, перепоручил ее другому флорентийскому скульптору. Венецианскому Сенату все это надоело и в итоге пригласили из Феррары известного литейщика Аллесандро Леопарди (когда-то изгнанного из Венеции за подлог документов). Леопарди отлил фигуры лошади и всадника в 1492, а в 1496 памятник установили.

Некоторые летописцы называют автором монумента Леопарди, но его вклад ограничивался отливкой и некоторыми деталями.

Именно Леопарди выдвинул вперед весь памятник на месте установки на площади, а также придумал высокий постамент. С архитектурной точки зрения это хорошо, так как лучше корреспондирует с окружающими зданиями, но так ли удобно разглядывать этот памятник снизу. Придется отойти подальше, чтобы оценить профиль, да и фас памятника. Кстати, очень ругали Фальконе за то, что он сильно уменьшил с таким трудом привезенный «Гром-камень» под Медным Всадником.        Советский скульптор М.Г.Манизер пишет, что во время войны видел эту скульптуру на заложенном мешками основании и что впечатление было выигрышное. Однако, можно понять скульптора, творение которого высокий постамент делает невидимым, а, главное, сильно искажает ракурсы. Вероятно, сам Верроккьо не стал бы так поднимать монумент.

В свои первые приезды в Венецию Верроккьо изучил коней с собора Сан-Марко. Его конь шагает так же, как и эти кони.

5. Terribilita.

В ренессансные времена, и особенно это относится к Микеланджело, любили попугать народ. Посмотрит зритель, испугается, а раз испугался, значит уважает (шутка). Ренессансная «terribilita» (от слова ужасный) (далее по тексту «террибилита») была направлена на то, чтобы «настроить мозги» на возвышенный и/или часто героический лад, да и надо же в конце концов выражать какие-то чувства своим произведением.

Суровый кондотьер Коллеони выражает «террибилиту» прежде всего своим лицом, своей решительной позой, порывом, такое ощущение, что вот-вот сейчас он на кого-нибудь наедет и раздавит. Конь, видимо тоже проникся и готов перешагнуть через любой труп.

Микеланджело всех пугал своей фреской «Страшный Суд». Но и в гневно повернутых головах его скульптурных персонажей и в их лицах ничего доброго не угадывается. Посмотрите.

Фото. Микеланжело. Капелла Медичи. Ночь. Деталь. Флоренция

Микеланжело. Капелла Медичи. Ночь. Деталь. Флоренция

Фото. Микеланджело. Голова Давида. Фрагмент. Оригинал стоит в музее Академии во Флоренции. 1504

Микеланджело. Голова Давида. Фрагмент. Оригинал стоит в музее Академии во Флоренции. 1504. Сейчас метнет камень и убьет Голиафа

Фото. Микеланджело. Голова Моисея. 1513-1514. Фрагмент. Гробница Юлия II. Начата в 1513, окончена в 1547. Церковь Сан Пьетро ин Винколи

Микеланджело. Голова Моисея. 1513-1514. Фрагмент. Гробница Юлия II. Начата в 1513, окончена в 1547. Церковь Сан Пьетро ин Винколи

Моисей возмущен отступничеством еврейского народа и собирается преподать ему сорокалетний урок. Возможно, сам Микеланджело имел в виду что-то мистическое (типа того, что волосы – это пламя, борода – вода, члены и одежда -скалы и т.п.). Рожками он, конечно, пугал, но эти рожки – плод неверного перевода библейской книги, где ошибочно другое слово было переведено как «рожки». Так что рогов быть не должно.

Фото. Микеланджело. Брут. Фрагмент бюста. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537.

Микеланджело. Брут. Фрагмент бюста. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537

Фото. Микеланджело. Бюст Брута. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537

Микеланджело. Бюст Брута. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537

У Брута надменный поворот головы, видимо, еще не убил своего, возможно, родственника, Юлия Цезаря, но готовится, и все во имя республиканских идей. Возвышенно.

Вопрос. Почему все персонажи Микеланджело с решительным поворотом головы смотрят налево? На этот праздный вопрос самым вероятным ответом может быть только один ответ: потому, что он правша. Представьте киянку в правой руке и резец в левой и прикиньте, с какой стороны удобней орудовать левой рукой, приставляя резец и находясь перед скульптурой, а не сзади. Очевидно, если голова скульптуры повернуто налево, кисть левой руки окажется в супинации, а если повернуть обрабатываемое лицо направо, то она будет скорее в пронации, что гораздо менее удобно.

 

«ЛИРИЧЕСКОЕ» ОТСТУПЛЕНИЕ.

Давно опустившийся с ренессансных высот современный зритель с «высоты» нынешних безобразий может только улыбнуться, глядя на ренессансную «террибилиту». Вот пара современных «ужастиков».

Фото. Гастон Лашез. Стоящая женщина. 1932

Гастон Лашез. Стоящая женщина. 1932

Фото. А. Матисс. Лежащая. 1907

А. Матисс. Лежащая. 1907

Фото. Пикассо. Мертвая голова. 1943

Пикассо. Мертвая голова. 1943. Так и слышится восторженный стон «искусствоневеда»: и как же тонко художник уловил все ужасы войны! «Любуемся»

Фото. Пикассо. Купальщица. 1932

Пикассо. Купальщица. 1932

Понятно, что современное искусство местами просто ужасно и не имеет никакого отношения ни к «террибилите», ни к искусству.

6. Годы жизни Донателло, Верроккьо, Микеланджело и Медичи.

 

Годы жизни Донателло, Верроккьо, Микеланджело и Медичи.

Годы жизни Донателло, Верроккьо, Микеланджело  относительно лет жизни членов семейства Медичи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *