Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть III

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

 

Венеция, кони с собора Сан-Марко, кондотьеры

 

Эпиграф.

Венеция, «невеста морей».

Или поскромней:

«Венеция – королева Адриатики».

 

Античный конный памятник Марку Аврелию стоит в Риме (см. здесь). Конный памятник кондотьера Гаттамелаты работы Донателло (предшественника Верроккьо) стоит в благоухающем средневековьем городе Падуе (подробности здесь). Вместе с городом ренессансный скульптор Донателло тоже слегка застрял в средневековье. Более поздний конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони работы Верроккьо является одной из достопримечательностей Венеции (об этом чуть позднее – в четвертой части). Чтобы понять дух памятника Коллеони, обратимся для начала к истории Венеции, к ее коням с собора Сан-Марко, которых кстати созерцал Верроккьо.

1. Венеция. «Откуда есть пошла земля венецианская».

Полностью достоверная информация отсутствует, но по одной из версий считается, что день «рождения» Венеции 25 марта 421, когда выходцы из Падуи основали торговое поселение на Риальто.

Некогда центральную роль в Венеции играл квартал Риальто, теперь он знаком туристам только по мосту Риальто, где идет бурная торговля.

Фото. Аэрофотосъемка моста Риальто

Аэрофотосъемка моста Риальто. Венеция

Другая версия заключается в том, что именно на пустынном острове Риальто к путешествующему Святому Марку (евангелисту) сошел ангел. Во всяком случае слова «Мир тебе, Марк, Мой Евангелист» и лев, символ евангелиста Марка, изображены на гербе Венеции.

Фото. Крылатый лев. Часовая башня. Венеция

Крылатый лев, символ Венеции. Часовая башня. Венеция

А вот как выглядел поиск нового стиля со страрыми символами в 30-х годах 20 века при  дуче Муссолини.

Фото Акилле Фуни. Святой Марк. 1933-1934. Церковь Царя Христа. Рим.

Акилле Фуни. Святой Марк. 1933-1934. Церковь Царя Христа. Рим. Церковь построена в 1934.

Венеция стоит на воде, однако, сейчас существует мнение, что в римское время Венецианская лагуна высохла, и что в 4, 5, 9, 11-13 веках (естественно нашей эры) опять стала заполняться водой, крестьяне уходили на незатопленные берега, так что не исключено, что «Венеция» когда-то была землей, а не водой.

Сначала ничем не примечательная будущая Венеция подчинялась экзарху Восточной Римской – Византийской империи. Потом город расширялся. По сравнению с древним Римом и Византией Венеция не блистала ремеслами и другими интеллектуальными достижениями. Потом по ее территории прошли миграционные потоки, нашествия завоевателей, особенно лангобардов в 569, которые существенно дополнили колорит и менталитет будущей Венецианской республики.

Венеция торговала и воевала.

В 697 был избран первый дож (вождь, дуче) Венеции.

В 726 -737 обострились отношения между Римом и Византией (папой римским Григорием II и византийским императором Львом III Исавром). Венеция в этом противостоянии встала на сторону Рима.

В 828 три венецианских купца вывезли из Александрии (Египет) в Венецию мощи святого Марка (евангелиста), который стал покровителем Венеции вместо Св. Федора (который считался покровителем Венеции в период зависимости ее от Византии). При этом в Александрии купцы по тайному приказу дожа подкупили охрану. Тело святого было подменено, гробница в Александрии снова запечатана. Для маскировки при транспортировке в корзине с мощами были положены капустные листья и куски свинины, до которых мусульмане не дотрагиваются.

Хотя сохранялась формальная лояльность Венеции по отношению к Византийской империи, можно считать, что Венеция получила самостоятельность с 10 века.

В 1082 заключен договор между Венецией и Византией, по которому первая больше не подчинялась второй. Высококультурная Византийская империя сдавала свои позиции западным варварам.

Венеция становится городом купцов, городом мореплавателей.

Венеция уникальна, она — единственное и неповторимое отклонение от нормы. Не земельные наделы, а торговля стала основой ее богатства. Как написано в «Прославлении Папского государства» (827 г.), «венецианцы не пашут, не сеют, не жнут и не делают вино». Они торгуют зерном и вином.

И, конечно, Венеция приняла активное участие в крестовых походах на Святую землю, сражаясь ради Бога, ради славы и за золото. А раз есть слава и золото, то, значит, благоволит Господь? Для Венеции утвердительный ответ на это вопрос не вызывал сомнение. Такое вот кредо.

Конечно, Рим более главный, но это город со слегка подмоченной репутацией, поскольку один из его языческих основателей Ромул убил своего брата Рема. Зато Венеция – чисто христианский город, расцветший на воде и процветающий на воде. Этим гордятся (или гордились) венецианцы. Еще венецианцы гордятся тем, что якобы Венеция родилась в области, которая никогда никому не подчинялась, и сразу стала свободным городом-государством. Разве не сомнительно, что такое могло быть на осколках Римской империи?

2. Торжество Венеции. Собор Сан-Марко и его кони.

Итак, мореплавание и торговля заложили основу безбедной жизни Венеции.

Фото. Дж. Тьеполо. Нептун приносит дары Венеции (фрагмент)

Джамбатиста Тьеполо. Нептун (бог морей) приносит дары Венеции (фрагмент). 18-й век

Фото. Западный фасад базилики Сан-Марко с конями

Западный фасад базилики Сан-Марко с конями (сейчас это — копии с коней с константинопольского ипподрома, вывезенных в 1204 в Венецию). Готика

Внутренняя скульптура собора архаична. Росписи напоминают о разграбленной Византии и более близких нам христианских образах, которые перешли в православие. Базилика — особый архитектурный тип здания.

Фото. Реставрированные кони в соборе Сан-Марко

Реставрированные кони в соборе Сан-Марко

Фото. Конные памятники над главным входом в храм Святой Софии в Константинополе. Реконструкция

Конные памятники над главным входом в храм Святой Софии в Константинополе. Реконструкция. По кн.: Э. Виолле-ле-Дюк «Об украшении зданий». М., 1901. Заметим, на каждом коне есть всадник!

Фото. Интерьер базилики Сан-Марко

Интерьер базилики Сан-Марко

Начиная с XI века Венеция усиливается, а в XIII -XIV веках ее торжество достигает апогея.

В 1177 именно Венеция стала местом встречи германского императора Фридриха I Барбароссы и папы Римского Александра III. Имя Барбароссы стало олицетворять военную силу, поскольку он сколотил европейскую армию из рыцарей, в том числе и для крестовых походов. На мир с папой он пошел из-за проигранной битвы. Надо заметить, что в честь него немецкие фашисты назвали свой план уничтожения населения России: план «Барбаросса». Но не о них речь, а о конях с собора Сан-Марко, в котором Фридрих Барбаросса и встречался с папой, хотя тогда еще коней там не было.

Что касается дожей, то возведение в сан дожа со временем обставлялось все с большей и большей помпезностью (одежда, шпага, золотой перстень, серебряные трубы, восемь знамен). Часто это не соответствовало реальным возможностям избираемых: с 1143 при доже существовал Совет Старейшин, который распоряжался общественным имуществом. Из 29 правивших дожей трое были убиты, один погиб на войне, четверых ослепили, пятеро сами ушли в отставку, восьмерых изгнали. Такова статистика.

Фото. Аэрофотосъемка. Дворец дожей. Купола Собора Сан-Марко

Аэрофотосъемка. Дворец дожей. Купола Собора Сан-Марко

foto Koni san-Marco

Аэрофотосъемка. Площадь Сан-Марко, Кампанила (колокольня) собора Сан-Марко, Базилика Сан-Марко с куполами, за ними — Дворец дожей

Фото. Двор Дворца дожей

Двор Дворца дожей

Венеция понималась как «коммуна, община венецианцев», но зачем же так издеваться над дожами? Не напоминает ли все это некоторые современные «демократии»?

Забавна венецианская «демократия», при которой народ был низведен до уровня статистов. Для избрания дожа 45 поименованных отбирали 11 человек, которые указывали на 41 выборщика. Эти выборщики заседали конклавом («под ключом», так же избирают папу Римского: запирают выборщиков и те голосуют, пока не выберут). Выборщиков набирали из знатных и древних родов, в итоге небольшое число семейств стали из года в год избирать сами себя. Ну чем не некоторые «демократии» сегодняшнего дня?

А теперь вернемся к «нашим коням».

Правящий венецианский класс особенно воспрял духом после победоносного четвертого Крестового похода в 1202-1204 годах. Видимо, тоже посчитали, что на них сошла благодать Божья. Дело в том, что крестоносцы не смогли заплатить по долгам венецианцам. Венецианцы потребовали себе право определить новый маршрут Крестового похода. По требованию венецианцев крестоносцы изменили маршрут: они завоевали и разграбили Константинополь, столицу Византии. В дележе награбленной добычи участвовали как крестоносцы, так и венецианцы, «погасившие долги за счет третьего лица». На некоторое время дож Венеции стал повелителем некоторой части «восточной Латинском империи». Поход осуществлялся «к вящей славе Божьей и Святой Римской церкви», город Святого евангелиста Марка (Венеция) преподал урок благочестия городу Святого апостола Петра (Риму), ограбив Константинополь, не подчинявшийся Риму. Венецианцы считали, что без покровительств Св.Марка победы достичь было бы невозможно.

Захваченная добыча была богатой (развитая цивилизация Византии намного опережала тогдашнюю Венецию): огромное количество золота и серебра, драгоценная утварь, мощи святых, священные реликвии (часть Креста Господня и фрагмент головы Святого Иоанна Крестителя). В 1261 Византийское государство было восстановлено, но потом оно окончательно было разрушено в середине XV века османами (теперь Константинополь называется Стамбулом).

Всем награбленным великолепием украшали собор Сан-Марко. С константинопольского ипподрома венецианцы в 1204 вывезли четырех знаменитых коней, которые некогда были впряжены в квадригу (колесница с четырьмя запряженными конями). Потом из Венеции их умыкнул Наполеон (грабитель), после чего в 1815 при участии России великий скульптор Италии Канова вернул их, нет не на родину, а в Венецию. Для большей сохранности в наше время их поместили под крышу в музее.

Фото. Квадрига, украшавшая собор Сан-Марко. 4 век до н.э. Школа Лисиппа. Позолоченная бронза

Квадрига, украшавшая собор Сан-Марко. 4 век до н.э. Школа Лисиппа. Позолоченная бронза

Фото. Джентиле Беллини. Крестный ход с частицами Святого Креста Господня на Пьяцце (площади) Сан-Марко в Венеции. 1496

Джентиле Беллини. Крестный ход с частицами Святого Креста Господня на Пьяцца (площади) Сан-Марко в Венеции. 1496

Фото. Джентиле Беллини. Крестный ход с частицами Святого Креста Господня на Пьяцце Сан-Марко

Джентиле Беллини. Крестный ход с частицами Святого Креста Господня на Пьяцца (площади) Сан-Марко в Венеции. Фрагмент. Видим, как художник изобразил коней

Беллини реалистично (как мог) воспроизвел площадь Сан-Марко как раз в год, когда был установлен конный монумент кондотьеру Коллеони  Верроккьо. Как частица Святого Креста Господня, так и кони на фасаде Собора над его главным входом, видимо,– те самые приобретения в крестовом походе в 1202-1204 годах на Константинополь.

Фото. Интерьер собора Сан-Марка. Крипта (подземное помещение). С 1094 г. в крипте были помещены мощи Св. евангелиста Марка

Интерьер собора Сан-Марка. Крипта (подземное помещение, вторая церковь). С 1094 г. в крипте были помещены мощи Св. евангелиста Марка (сейчас – наверху в самой базилике)

Фото. Главный алтарь (киворий) базилики Сан-Марко

Киворий, осеняющий главный алтарь базилики Сан-Марко

Кондотьеры, то есть предводители наемных дружин, в Венеции были весьма востребованы. Сплошные войны: то с Вероной, то с Каррарой, то с Миланом, а главное – с Генуей. Четыре кровопролитные войны с Генуей, длившиеся лет по 5 каждая, а первая – так и все 17 лет, на протяжении столетия (с 1257 по 1381) имели своим результатом, в частности, выяснение того, кто будет господствовать над Черным морем: Генуя выиграла у Венеции Крым, а Венеция захватила важный оплот в устье Дона. Наконец, в 1381 Генуя была разгромлена.

Венеция начала присоединять и сухопутные территории, но, как писал один хронист, «ее великолепное правительство полагало, что венецианцу присуще попечение о море и небрежение землей». Но для мореплавания нужен мир, а тут турок султан Мехмед II Завоеватель в 1453 утопил в крови Византийскую империю, прекратившую свое существование вместе с Константинополем. В 1454 Венеция очень радовалась, что заключила мир с султаном Мехмедом, но могущество и возможности Венеции уже перестали возрастать.

Если в море венецианцы воевали сами, то на суше нанимали кондотьеров. Так как суша Венеции была чужда, она отважно действовала на море, но на суше казалась робкой. Кривые турецкие сабли и непомерная жестокость нагоняли на венецианцев ужас, турки же ограничивались налетами.  Венеция увязла в недвижимости (землях), которые на нее «свалились», но которые она не умела защищать (в отличие от моря).

Тут «подоспели» французы, сначала Венеция сопротивлялась французам, потом в 1499 вступила в союз с ними, но, когда они общими силами победили Милан, венецианцы поняли, что Франция еще более худший соперник и враг, чем миланцы.

А тут очередные европейцы: испанцы и португальцы — оказались еще «большими» мореплавателями. Колумб открыл Америку в 1492. В 1520-ых и 1530-ых Кортес залил кровью Мексику, и все ради золота.

Венеция с ее «небольшим» Средиземным морем получила сильных соперников. Венецианцы были ошеломлены и возмущены, когда в 1501 пряности (перец) из Калькутты (Индии) португальцы привезли прямо на кораблях, тогда как до этого этим занимались исключительно венецианцы. При этом, до портов Средиземного моря  пряности венецианцам доставлялись по суше традиционными торговыми путями на верблюдах. Но выпестованное в течение столетий венецианцами искусство перегрузки с верблюдов на суда и обратно, тем не менее продолжало приносить прибыль Венеции.

В XVI веке Венеция тратит и расточает свои богатства, строит, обеспечивает самый высокий уровень жизни в Европе. Но с 1619 начинается упадок могущества, на арену вылезают протестанты — Лондон и Амстердам, где уже мыслят совсем по-простому: чем богаче, тем угодней богу – такая вот этика и никакой эстетики. Эти уже без всяких рыцарей, а с «Ост-Индийскими компаниями», не стесняющимися снабжать аборигенов опиумом в счет оплаты за чай, а потом возбуждать народ на восстание против правительства, когда это правительство решило покончить с наркоманией (опиумные войны). Все для фронта, все для обогащения, никаких сантиментов. На этой ниве этим деятелям нет равных, Венеция стала уходить в тень.

Конечно, Венеция как мощная держава долго лавировала, лавировала, но не вылавировала. Зато какой рай для глаз туристов! Еще надо помнить «венецианское сластолюбие», карнавалы, спектакли, представления, шествия, музыку, празднества, пиршества, балы, иллюминации, приемы. Почему не восхищать и не восхищаться, если денег много? Да и какая занятость населения на этом поприще!

Фото. Антонио да Понте. Мост Риальто

Антонио да Понте (инженер и архитектор, восстановивший Мост Риальто). Мост Риальто

А вот архитектурная фантазия (каприччо) художника на тему этого моста:

Фото. Каналетто. Каприччо на мотив проекта моста Риальто Палладио. 1744-1745

Каналетто. Каприччо на мотив проекта моста Риальто Палладио. 1744-1745

3. Кондотьеры в Венеции.

Воевавшие за деньги за Венецию кондотьеры не были лишены честолюбивых планов увековечить себя в портретах. Для сравнения и понимания художественного превосходства памятника работы Верроккьо приведем несколько конных венецианских памятников примерно того же времени или несколько более раннего периода.

Фото. Надгробие Николо Орсини, графа Питильяно. Венеция

Надгробие Николо Орсини, графа Питильяно. Раскрашенное дерево. Церковь Санти-Джованни-э-Паолло. Венеция

Фото. Антонио Бреньо. Надгробие кондотьера Паолло Савелли

Антонио Бреньо. Надгробие кондотьера Паолло Савелли, римского патриция, находившегося на службе у Венецианской республики. Раскрашенное дерево. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Статуя стала первой среди монументов удачливым предводителям войск Венецианской республики

Тут явно обошлось без Марка Аврелия, достаточно было коней с Сан-Марко и просто коней.

Правительство Венеции, умудреное жизненным опытом многих поколений, не очень потакало личным амбициям желающих увековечить себя в монументальных скульптурных произведениях, однако, победоносных предводителей надо было увековечивать в целях пропаганды важности защиты республики. Тем более, что иногда сами эти персоны делали богатые пожертвования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *