Ренессанс. Римские папы и семейство Медичи при Микеланджело. Часть 2

В статье речь пойдет об итальянском Ренессансе и о том, как Европа вошла в эту эпоху из средневековых Рима и Флоренции. Перечислим римских пап, понтификат (годы правления папы) которых пересекается с годами жизни Микеланджело: Сикста IV, Александра VI Борджиа и его сына Чезаре Борджиа, Юлия II, Льва X, Климента VII, Павла III и др. И несколько слов о наиболее известных Медичи, сыгравших важную роль в жизни Флоренции и Микеланджело: Козимо Старом, Лоренцо Великолепном и Козимо I.

1. Как возник Ренессанс (правдоподобная версия)

Ренессанс по времени следовал за разграблением Константинополя и накоплением богатств, а пространственно-временное соотношение событий является первым признаком причинно-следственной связи. Разграбление Константинополя, резкое ослабление Византии, временное ее исчезновение с геополитической карты произошло в результате 4-го Крестового похода в 1202–1204 гг., когда Венеция предоставила крестоносцам корабли, субсидировала поход, а плату получила, подбив этих мародеров на разграбление по сути своего христианского союзника – Константинополя. По дороге крестоносцы разграбили христианский город Зару, за что папа Иннокентий III, вдохновитель крестового похода, даже отлучил их от церкви. Главными соперниками у христиан тогда были османы, которые создали Османскую империю тоже после разграбления Константинополя, но это произошло через двести лет в 1453 г.

Зато Венеция, Флоренция, Рим после разграбления Константинополя в 1204 г. и благодаря развитию торгово-финансовых инструментов через столетие уже наслаждались Ренессансом, а заодно и гуманизмом.

Если античная и раннехристианская слава Рима была недосягаема, то этого нельзя было сказать про Рим средневековый. Его, пожалуй, в некотором ренессансном смысле опередила Флоренция, а в декоративном — Венеция. Роли распределились примерно так.

2. Рим

Папы римские осуществляли почетную миссию инвеституры, то есть коронацию императоров и назначение прелатов (с 11 века), германцы и прочие ходили на Рим с целью получить такие полномочия от папы, а потому всячески старались посадить в Риме своего папу. Калейдоскопически сменялись папы, Рим грабили. Пример. В 1084 Рим случайно разграбили затесавшиеся в междоусобицы норманны. Дошло до того, что иноземцы, воевавшие за своего папу, ушли (норманны были за Григория VII, Генрих IV, король Италии и Германии, — за Климента III). Они навоевались до такой степени, что в 1085 г. оставили Рим в покое, и римляне сами стали выбирать папу. Но никто не хотел «идти в папы», чтобы потом бегать и скрываться, все отказывались от тиары (головной убор папы), наконец, в 1086 г. в папские обличья силой одели Виктора III, однако, он так сопротивлялся, что папские одежды до конца так и не смогли надеть.

Надо сказать, что средневековые римляне постоянно были недовольны папой, а папы постоянно хотели мирской власти (папо-цезаризм), но были очень слабы, оттого искали внешних врагов и учиняли крестовые походы, как это сейчас практикует «град на холме». В начале 1090-х Рим был в руинах, бродили нищие и разбойники, папская казна была пуста. И вот тогда папа Урбан II собрал собор во Франции и воззвал:

«Восстаньте, обратите свое оружие, обагренное кровью ваших братьев, против врагов христианской веры и т. д.»

Убийцы, грабители, нищие, рабы (в те времена понятие раба было зафиксировано документально) — все рванулись в поисках врага и богатств. Так начался первый крестовый поход. Радостно потирали руки торговые города Венеция, Генуя, Пиза. После разграбления Византии в 1256 г. Флоренция стала чеканить свою собственную монету, ее золотой флорин распространился по Европе. Как сейчас США – поставили печатную машинку и ну печатать деньги — плохо ли? — а для безналичных денег даже и печатать ничего не надо, есть простое слово «эмиссия».

Народ был верующий, но с сильными элементами язычества, магии и грабительскими навыками: такие верующие могли с ножичком в руках у горла требовать у монаха-хранителя мощи какого-нибудь святого, например Николая Мирликийского (Чудотворца). Мощи святых очень ценились: все жаждали перевести эти мощи в свой город, чтобы, во-первых, он покровительствовал жителям, а, во-вторых, обеспечивал приток паломников, что в те времена было сродни туристическим потокам.

В 1155 г. папа Адриан IV так обиделся на бунтующих римлян, что отлучил от церкви весь Рим, что привело к резкому падению доходов из-за отсутствия паломников. Примерно в те же времена на римскую сцену выходил Фридрих I Барбаросса (в честь него был назван план нападения фашистской Германии на СССР). Он представлял Священную Римскую империю, вошел в Ватикан, сначала был за папу, достиг силой главной своей цели: папа его короновал (тогда это было главной целью посещения Рима такими персонами) — потом он воевал против папы, поставил своего папу, но в 1174 г. потерпел поражение, после чего  в Венеции в торжественной обстановке позорно целовал туфлю папы римского (обряд такой) в соборе Сан-Марко и  заодно утратил власть в раздробленной Италии. В этом смысле план Барбаросса имеет общие черты с древним походом в Италию. Вот и предмет для размышления: ну как это европейцы смогли сделать такой большой шаг в сторону концлагерей в 20 веке?

Римские папы кое-что понимали в бытовавшей мутной полуязыческой обстановке, поэтому ведьм и ведьмаков инквизиция жгла на кострах, а для пробуждения добрых чувств в согражданах стали задумываться об их душах, для чего в начале 13 века создали душещипательный нищенствующий орден францисканцев.

В 1234 г. горожане прогнали папу и поставили столб со знаменитой со времен древнего Рима аббревиатурой, означающей «Сенат и Народ Римский». Чудаки. Пригласили одного болонца для управления правительством, но при этом запретили ему ходить на обеды к знатным римлянам, чтобы не создалось олигархическое правительство.

То немцы, то французы лезли в Италию. В 1308–1377 гг. случился семидесятилетний Авиньонский плен папы римского. Авиньон – город на юге Франции с недостроенным мостом (он оканчивается посередине реки), про который французы сочинили веселую песню «Sur le Pont d`Avignon» о танцующих на этом мосту горожанах,  длиннейшей средневековой стеной, по которой сейчас водят туристов, — по сути город скучноватый, если сравнивать с Парижем. Из Авиньона папа римский признал германского короля Генриха VII императором, тот вошел ради «укрепления мира» в Ватикан. В 15 веке Священная Римская империя, по сути, стала германской. В 1332 г. свободные (в связи с отсутствием в Риме папы) римляне в лице Сената и Народа Римского от радости устроили зрелище – корриду, в которой полегло 11 быков и 18 тореадоров, 9 тореадоров были тяжело ранены. Были это не просто тореадоры, а знатные юноши. Похоронили их с почестями. Молодцы!

В амфитеатре Флавиев квартировали нищие, в Колизее – бандиты. Когда папа Урбан V вернулся из Авиньона в Рим в 1367 г., он не выдержал разрухи и через три года опять вернулся в Авиньон. Папы воевали с антипапами, в 1379 г. один из них разрушил излюбленное убежище пап – замок Святого Ангела (в те времена нобили и горожане прятались в башнях). Невозможно перечислить всех тех, кто с кем-то боролся, причем отнюдь не на идеологическом фронте: боролись папы, феодалы, города, иностранцы, кварталы, роды (в смысле кланы), горожане, часть горожан и т. п. – субъектов борьбы, сбивающихся в кучи, не счесть.

В начале 15 века на улицах Рима шли войны, в результате в саду папы римского бродили лисицы и волки и их даже стражники убивали (не было тогда ненормальных защитников природы), а горожане сокрушались, что волки расплодились в Ватикане и раскапывают могилы рядом с базиликой св. Петра (еще не той, которую видят туристы сейчас). В некоторых базиликах путники жгли костры, а по ночам держали стада.

Рим начал возрождаться во второй половине 15 века.  Микеланджело как раз и родился в начале этого процесса в 1475. Но родился он под Флоренцией и молодость провел во Флоренции, о которой чуть позже.

Преодоление раскола и денежные потоки позволили начать строительство в Риме. Тут и пригодилось античное наследие: античные храмы, триумфальные арки, мраморные скульптуры, главное, неиссякаемый источник камня Колизей, — снабдили пап и прелатов дешевым материалом и ходить далеко не надо. А сколько извести получили из пережжённых античных статуй и попадавшегося на каждом шагу античного мрамора! Одним словом, начался Ренессанс (Возрождение). Стали широко торговать индульгенциями и особенно широко ставить родственников на руководящие должности, предварительно возводя их в кардинальский сан. Прелесть что такое. Вазари пишет, что за отличные работы в один из годов папа повелел отпустить грехи Микеланджело «вдвойне».

В кардинальских дворцах играли спектакли, режиссировал их любитель античности Помпоний Лето, который, начитавшись древних, открыл римскую Академию, но вскоре папа посадил его в темницу, поскольку от большого ума тот усомнился в бессмертии души, а Академию ликвидировали.

Про Донателло, Верроккьо и других предшественников Микеланджело ранее было подробно рассказано, однако, влияние этих мастеров на творчество Микеланджело не особенно заметно. На него гораздо больше повлияли Медичи, неоплатоники, папы римские, античные находки и изучение анатомии по трупам, хотя в литературе можно найти целые статьи о том,  как Микеланджело проинтерпретировал средневековую Пьету для своей собственной, находящейся ныне в соборе Св. Петра.

3. Римские папы, правившие при Микеланджело

При жизни Микеланджело (1475–1564) римскими папами были:

Сикст IV (годы понтификата, то есть времени, правления папы, 1471-1484 гг.) переселился в Риме из Латерана в Ватикан в 1480 г., построил Сикстинскую капеллу, которую Микеланджело расписал знаменитыми фресками через несколько десятков лет, и в которой конклав кардиналов избирает римских пап (сидят, пока не изберут, а избрав, пускают дым, сигнализируя, что папа избран).

По нормальным меркам христианство в верхах было какое-то очень мирское, языческое. Сикст IV развел необыкновенных масштабов практику покупки церковных должностей и практику обогащения родственников (непотизм – от слова непот – племянник), что давало им возможности становиться синьорами в итальянских городах и вообще иметь власть.

Папа Сикст IV поспособствовал заключению брака великого князя Московского Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего геройски погибшего византийского императора в 1453 г., бабушкой Ивана Грозного (1530–1584 гг.).

Иннокентий VIII (понтификат 1484–1492  гг.), имел семерых детей от разных женщин, ввел таксу за убийство: убийца платил штраф папе, а часть штрафа шла сыну папы; когда сын проиграл крупную сумму, папа заставил выигравшего кардинала отдать деньги на постройку церкви.

Александр VI (папа 1492-1502 гг.), испанец по происхождению, до интронизации Родриго Борджиа, самый аморальный папа, любитель легкой музыки, боев быков и скабрезных зрелищ, сибарит, ходят слухи о его инцесте и т.п. Продвигал своего сына Чезаре Борджиа (1475-1507, он родился в один год с Микеланджело), папа и сын использовали яды для выяснения отношений с конкурентами, сын вообще снял с себя обременительный кардинальский сан, подозревался в убийстве брата и в организации каштанового банкета и т.п. Все это можно найти в Интернете. Макиавелли так был опечален раздробленностью и царившими в Италии порядками тех времен, что додумался до похвал в адрес Чезаре, поскольку тот хотел власти не только в Риме, но и других городах, а это уже попахивало объединением Италии.

При этом во время правления папы Александра IV была найдена статуя «Аполлона Бельведерского». Папа и его коллеги сочетали в себе качества бандитов, антиквариев, иногда беседовали с учеными, денег стало много, причем они концентрировались у папы и церковных прелатов. Рим все больше становился центром всяческих искусств раздробленной Италии.

При этом папе Микеланджело в 1498–1499 гг.  создал знаменитую «Пьету» («Оплакивание») для собора Св. Петра в Риме, на ремне которой скульптор нескромно выбил свое имя, видите ли, кто-то пустил слух, что скульптуру сделал кто-то другой. Затем Микеланджело принялся за «Давида».

В это же время Бонаколси зашел к античности с другого, декоративного конца и наделал мелких бронзовых статуэток по знаменитым античным образцам. Только представьте Аполлона Бельведерского из бронзы с крашенными под золото волосами – красота-то какая!

Так проходило в Риме кватроченто, то есть раннее и не очень раннее Возрождение в 15 веке. Кто-то считает, что зря клевещут на Александра VI Борджиа, то ли потому, что он не совершал приписываемого ему, то ли потому, что так делали все.

Юлий II (папа 1503–1513 гг.), племянник Сикста IV, из семейства делла Ровере. Начал перестройку собора Св. Петра в 1506 г., привлек Рафаэля (умер в 1520 г.) к росписям в Ватикане. В то же время в Риме начались раскопки Золотого дома Нерона и Рафаэль имел возможность рассмотреть сохранившиеся в нем фрески.  Юлий II заключил договор с двумя кантонами в Швейцарии и при нем впервые в Ватикане швейцарцы стали демонстрировать свои маскарадные костюмы, эскизы которых некогда нарисовал Рафаэль. Юлий II начал раскопки в Риме с целью отыскания античных статуй и в 1506 г. нашли статую всех времен и народов «Лаокоона». Реставрация ее началась сразу же под наблюдением Микеланджело, Лаокоону была приделали направленная вверх рука. Однако, в 20 веке обнаружили подлинную правую руку Лаокоона и она оказалась согнута. Теперь в книгах можно увидеть версию Лаокоона то с такой, то с эдакой рукой. Честолюбивый Юлий II еще при жизни заказал Микеланджело свою гробницу — из 40 планировавшихся статуй в окончательную композицию через несколько десятков лет вошел, по сути, только микеланджеловский «Моисей», а «Рабы» оказались в музее. Юлий II привлек не хотевшего заниматься фресковой живописью Микеланджело к росписи потолка Сикстинской капеллы, которую тот и завершил в 1512 г.

Поскольку в самом конце 15 века начались полноценные французские и германские нашествия и отнюдь не с невинной целью просто короноваться из рук папы римского, как это было раньше, Юлию II пришлось расплачиваться с наемниками звонкой монетой. За недостатком денег он разрешил им разграбить Флоренцию, однако, флорентийцы не захотели стать жертвой грабежа и сами выплатили огромную сумму наемникам папы. Заодно вернули род Медичи к управлению Флоренцией, видимо, жители уже наигрались в республику (Медичи изгонялись в течение 1494–1512 гг., как раз в то время, когда Микеланджело делал свободолюбивого и гордого «Давида» для площади Синьории во Флоренции в 1504). Поставили «Давида» на фоне дворца Веккио (старого дворца), в 1909 г. его заменили копией.

Надо сказать, что и при жизни папы Юлия II гордый Микеланджело поссорился с ним в 1505 г., когда папа отказался его принять и подтвердить заказ на гробницу. Микеланджело обиделся и уехал из Рима. Тут пришлось обеим сторонам идти на попятную: папа понимал, что второго такого Микеланджело не сыщешь, а Микеланджело понимал, что «плетью обуха не перешибешь». Поэтому в 1506 г. явился к папе в Болонью. Вот как это было:

А.Фонтебуони. Микеланджело в Болонье представляется папе Юлию II

А. Фонтебуони. Микеланджело в Болонье представляется папе Юлию II

Хотя Фонтебуони не мог видеть Микеланджело, но что за подобострастие и что за жест руки у Микеланджело! Ведь Микеланджело так конфликтовал с Рафаэлем, Рафаэль же изобразил его в «Афинской школе» в качестве мизантропа Гераклита (себя же в виде прекрасного и лучшего античного художника Апеллеса), а тут у Микеланджело такой рафаэлевский жест, почти как у папы Сикста на «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Позор для гордого Микеланджело, никто его так не изображал! И сюжет скульптор не одобрил бы!

И после смерти этого папы работа над его надгробием стала мукой для Микеланджело, но об этом позднее, в следующей статье.

Лев X (папа 1513–1521 гг.) происходил из рода Медичи, умный сын Лоренцо Великолепного, сибарит и жизнелюб, заявивший:

«Так будем наслаждаться папством, раз господь посылает нам его!».

И наслаждался: охотился, держал для прикола монаха, который мог проглотить голубя или съесть 40 яиц, из Ватикана по Риму на головы горожан лилась жизнерадостная музыка.

Медичи вообще всегда были образованы и испытывали тягу к прекрасному, хотя причем тут сан папы римского, не ясно.

В 1516 г. папа сделал Рафаэля главным смотрителем древностей, а тот обругал архитектора Браманте за то, что тот брал камень из античных построек. Микеланджело тоже боролся с кознями Браманте.

Лев X отлучил Мартина Лютера от церкви.

Между делом на горизонте промелькнул еще один папа – он правил всего два года, особо красотами не интересовался, а потому для целей настоящей статьи не так интересен. А потом опять пришел поклонник красот.

Климент VII (1523–1534 гг.) тоже происходил из рода Медичи. В это время Рим наполняется народом, папский двор насчитывал 700 человек, а куртизанки стали носить античные имена – Кассандра, Лукреция и т. п.

Клименту VII пришлось столкнуться с Императором Священной Римской империи Карлом V, который был главным и в Испании, и в Германии и еще в массе мест. Его разношерстные наемники взбунтовались и жестоко разграбили Рим в 1527  г. В течение затянувшегося грабежа Климент, как всегда, отсиживался в Замке Св. Ангела. Мудрый Микеланджело подальше от таких процессов в Риме перебрался во Флоренцию. В 1527 г.  флорентийцы вновь изгнали Медичи из Флоренции, ибо кому нужны родственники слабого папы. Однако, слабый не означает глупый.

Папа Климент VII быстро переориентировался и вместе с Карлом V осадил Флоренцию, из которой изгнали его родственника.  Микеланджело поначалу стал защищать город от папы, подвизавшись на поприще фортификации, но вскоре понял, что напрасно выступил против Медичи. Он уехал из Флоренции, испортив отношения и с Медичи, и с флорентийцами. Дошло до того, что жизнь Микеланджело оказалась под угрозой. Когда позднее в 1529 г. Медичи все же вернулись во Флоренцию, Микеланджело всеми и за всё был прощен.

Однако, в 1534 г. Микеланджело навсегда покинул Флоренцию и переселился в Рим.

Павел III (папа 1534–1549) до интронизации звался Алессандро Фарнезе. Его путают с внуком тоже Алессандро Фарнезе, внук был меценатом и покровителем искусств. Папа был сильным, хитрым и очень образованным. В молодости, еще будучи кардиналом, учился у того самого посаженного позднее в тюрьму за ересь Помпония Лето, начал строить Палаццо Фарнезе. Кардиналом же он стал благодаря известной в Риме красавице сестре, ставшей любовницей уже престарелого будущего папы Александра VI Борджиа.

Павел III поручил Микеланджело расписать стену Сикстинской капеллы фреской «Страшный суд», что тот и сделал в 1534–1541 гг. Блестящая коллекция семейства Фарнезе в 18 веке переехала в Неаполь, поскольку один из Фарнезе стал королем неаполитанским. А дворец Фарнезе в 1911 г. был продан владельцами Французской Республике и с тех пор там находится посольство этой страны.

Павел III в 1546 г. поручил Микеланджело продолжение строительства собора Св. Петра, а в 1536 г. Микеланджело перестроил Капитолийскую площадь и перетащил туда знаменитый античный конный памятник Марку Аврелию, случайно сохранившийся со средних веков, поскольку борцы с язычеством думали, что это памятник Константину.

В 1534 г. в Англии началась Реформация, начались гонения на католиков. В 1540 г. Павел III утвердил существование ордена Иисуса (иезуитов), фактически орден возник в 1534). Инквизиция работала не покладая рук, но не могла бороться с растлением мозгов, да и получающие отовсюду денежные потоки папы тоже не были образцами поведения, а народ это видел.

Павел III может считаться последним ренессансным папой, все-таки сколько же можно «возрождаться».

Юлий III (папа 1550–1555 гг.), Марцелл II (папа с 09.04.1555 по 01.05.1555), Павел IV (правил в 1555–1559 гг.), Пий IV (правил с 1559 по 1565). Микеланджело умер в 1564 г. и жил таким образом при 12 папах.

Мы же переместимся по времени вперед, но останемся на том же месте – в Риме. После Ренессанса начнется барокко. В отличие от Флоренции, сердца Ренессанса, Рим – сердце барокко, там в 17 веке будет работать Бернини со своей колоннадой перед собором св. Петра и виртуозными скульптурами, украшающими Рим, не всегда сделанными руками самого Бернини.

Но суть нравов изменятся не сильно. Папа сильно обрадуется, когда в 1660-х претендентка на крохотный северный шведский престол со скучным протестантским житием принцесса Кристина откажется от своей королевской участи, предпочтя католический Рим. Во время горячего приема она въедет в Рим верхом в мужском седле, вполне соответствующем ее грубой неженской внешности и грубому голосу. Для проживания она получит Палаццо Фарнезе. Внешняя набожность вскоре сменится в ней тягой к удовольствиям, во время церковной службы она будет громким смехом смущать прихожан, во дворце прелаты начнут ходить вперемежку с авантюристами и кастратами со сладкими голосами (они музицировали в светских салонах), поэтами из Аркадской академии (дались им эти академии). В итоге новообращенная католичка разнесла дворец, продав картины и даже несколько медных листов с крыши. Ее выгнали, а она помыкалась, вернулась в Рим, поуспокоилась, занялась библиотекой, операми, комедиями, обедами и азартными играми. Олицетворение итальянского барокко Жан Лоренцо Бернини специально ей в подарок изваял бюст «Спасителя Мира», о чем уже говорилось на СКУЛЬТПРИВЕТ.

4. Флоренция и Медичи

Когда-то до нашей эры там были этруски, потом Юлий Цезарь выделил земли своим ветеранам на берегу Арно, так возник «Процветающий военный лагерь», от слова цветок и идет название города — Флоренция.

В 12 веке город был еще бедный, постройки мелкие, горожане город любили (как и сейчас), но еще были не слишком развиты. Город был, по сути, республикой, руководитель города избирался на определенный срок, в случае чего спасался в башне своего дома по принципу «мой дом – моя крепость». И сейчас там можно видеть такие высоченные башни. Население было вооружено и хорошо владело кинжалами, граждане тоже спасались от соседей в башнях, которых в 13 веке насчитывалось до 150 штук иногда высотой до 60 м. Позднее высота их была ограничена 25 метрами.

В конце 13 века Синьория стала правительством Флоренции, это был совет из 9 человек, которые избирались богатой частью флорентийцев (банкиры, купцы, крупные торговцы, врачи, нотариусы, члены старших цехов). Политическими правами обладали только члены цехов, хотя были горожане, не входившие в цеха. Наверху стоял начальник городского ополчения гонфалоньер справедливости. Флорентийцы много практиковались, меняя свое политическое устройство, пока у них к монархической власти в 16 веке не пришел Козимо I Медичи.

В конце 13 века решено было возвести новый собор Санта Мария дель Фьоре (Девы Марии с цветком лилии). Надо отдать должное размерам собора и его куполам, какое-то время это был самый большой собор в Европе. Строили долго, в 1310 г. строительство даже прекращалось, но банковское дело – дело великое и в первой половине 15 века собор был введен в эксплуатацию.

Вот в наше время некоторые чудаки пытаются отгораживаться от соседей и строить стены: то за океаном, то в бывших советских республиках, невдомек им, что затея при наличии ядерного оружия может быть неэффективной. Вот и флорентийцы в 1284 г. решили возвести третье кольцо укреплений длиной 8,5 км и высотой 11 м, 73 башни высотой 23 м, построили стену «всего за 47 лет», но уже в 19 веке все сломали и сделали широкие улицы и площади. Это говорит о богатстве Флоренции, упорстве ее жителей и умении планировать (сейчас стены не заканчивают).

После подобных стен и куполов стали еще больше думать о делах эстетических и гуманитарных (гуманизме), потянуло на античность и античную философию. Осмелели. Например, Джотто (1276–1337) с его уровнем живописи расписал большие соборы. Данте (1265–1321 гг.) написал «Божественную Комедию», которую и прочитать непросто, не то, что осмыслить.

Одновременно разворачивались настоящие городские бои между разными «партиями». В России воевали белые с красными (две шайки демократов), при этом один младший брат Яков Свердлов был красным и сподвижником Ленина, а его старший брат Зиновий Свердлов (он же Пешков, поскольку был усыновлен Горьким), был, по сути, белым и представлял Францию в ставке Колчака в Сибири. Заметим, что демократ Колчак, в отличие от того же Деникина, не очень поддерживал идею неделимой России, потому его и обхаживали иностранцы. Чехарда почище, чем во Флоренции.

Зато во Флоренции во времена Данте воевали белые с черными (почти, как и сейчас), белые ненавидели иноземцев-императоров, черные ненавидели папу. В итоге после изгнания папы с помощью французов «черные» изгнали из Флоренции «белого» Данте и еще 600 его единомышленников, имущество отобрали, а дома разрушили (вот это напрасно, могли бы бедным отдать). В итоге Данте похоронен в Равенне. Потом в 19 веке опомнились, сейчас тела великих флорентийцев покоятся в соборе Санта-Кроче, но там же оказались и тела борцов за свободу российского царства польского (привислинской губернии) типа Огинского и Софии Замойской, поскольку в Российской империи они сколотили неплохие состояния.

Сын нотариуса Франческо Петрарка (1304–1374) стал главным гуманистом, но он был другом Данте и провел большую часть жизни при дворе папы в Авиньоне во Франции во время авиньонского пленения.

Богатеющая Флоренция в 14 веке столкнулась с нехваткой рабочих рук. В 1363 г. был издан закон, по которому дозволялось иметь и продавать рабов и рабынь некатолической веры», татарские и русские рабыни использовались в качестве служанок соответственно за их выносливость и красоту. В связи с этим возникает искусствоведческий вопрос: а нет ли в знаменитой рафаэлевской Форнарине (булочнице) русской крови, с чего это она такая красавица? Или же это воплощение фантазии падкого на женскую красоту Рафаэля?

В 1405 г. Флоренция купила у Генуи Пизу за 206 000 флоринов, Пизу при этом никто не спросил, почти как в истории с дарением Крыма. Заметим, что Микеланджело сделал подобострастную «Победу» в виде Гения Победы, по сути символизирующую победы пап римских (Юлия II), а в итоге – Козимо I Медичи. Почему бы в таком случае не вспомнить и победы Климента VII, одержанные с помощью Карла V,  в том числе и над Флоренцией (в 1529).

В 1565-1570 гг. Джамболонья сваял статую «Флоренция, торжествующая над Пизой» в память о подавлении Флоренцией мятежа в Пизе. На этой скульптуре дама — Флоренция прямо таки унижает кавалера – Пизу, сидя на нем, а он и не думает сопротивляться, что наводит на веселые мысли. Флоренция была не только родиной Ренессанса, но еще и весьма агрессивной

На банковском деле и торговле многие флорентийские семейства разбогатели уже в 14 веке. В первой половине 15 века Флоренция была богата. Старые семейства уходили со сцены, новые появлялись. Так, семействам банкиров Барди и Перуцци избежать банкротства не помогло и то, что они долгое время фактически были кошельком английской короны и предоставили колоссальный кредит в размере 1 365 000 флоринов англичанам для войны с французами. Они прогорели, когда английский король Эдуард III, получив кредит, просто объявил себя банкротом. А на сцену стали выходить другие более взвешенные и мудрые молодые семейства, главное из которых – Медичи.

Сначала Медичи были лекарями (от этого такая фамилия), потом они основали самый богатый банкирский дом во Флоренции. Самым умным оказался Козимо Медичи Старый (1360–1464), он умер за девять лет до рождения Микеланджело (1475–1564), зато вдоволь натешился, всячески опекая другого скульптора Донателло (умер в 1466 г.), о чем уже шла речь на СКУЛЬТПРИВЕТ. Этот Медичи флорентийцев не злил, свое баснословное богатство не зажимал, побывал в заключении, а в итоге флорентийцы сделали его, по сути, правителем Флоренции.

Козимо Старый был весьма образованным. Это он пригласил во Флоренцию неоплатоника Фичино, который сначала жил в доме банкира, а потом в 1462 г. получил от него в подарок виллу, где развернул свои главные неоплатонические калибры в виде Платоновской академии. В этой академии позднее, уже при Лоренцо Великолепном, получал свои уроки неоплатонизма юный Микеланджело.

После смерти отца и схваток с конкурентами у руля Флоренции стал Лоренцо Медичи Великолепный (жил в 1449–1492 гг.), сын Козимо Старого. Он конфликтовал с папой римским Сикстом IV (тот был из другого рода). Папа отлучил от церкви род Медичи, однако, суд неитальянских епископов снял отречение по просьбе Флоренции. У Лоренцо поработали флорентийцы Боттичелли (1445–1510), автор знаменитой «Венеры», скульптор Верроккьо; Леонардо да Винчи (1452-1519) учился во Флоренции, но к умникам неоплатоникам, в отличие от юного Микеланджело, не примкнул, смекнув, что от такого ума только горе. Лоренцо издал закон о своей неприкосновенности, что для республики было нетипично. Однако, «нет в жизни счастья», как пишут некоторые на некоторых местах.

В 15 веке торговля становилась затруднительней из-за завоевания турками в 1453 г. Византии и из-за открытия новых путей в Индию, которые уже не проходили через Италию. Сыграли свою роль английские и французские санкционные запреты на поставку шерсти в работающую на привозной шерсти Флоренцию, а также и агрессивные нашествия Франции и Испании (в 1490-х эти нашествия стали носить захватнический характер). Лоренцо Великолепный захворал и умер рано в 1492 г. Его брат Пьеро (говорят, глупый) был изгнан флорентийцами в 1494 г., а умный сын Лоренцо впоследствии стал папой римским Львом X.

После изгнания Медичи Флоренцией стал руководить Савонарола, жутко и небезосновательно критиковавший пороки. Надо сказать, что именно Лоренцо Великолепный дал ход этому проповеднику, поскольку тот критиковал прежде всего конкурента Медичи папу Римского Александра VI Борджиа. Критиковал Савонарола и Медичи, но это сходило с рук, пока у власти был умный Лоренцо. Но вот его брат и преемник Пьеро Медичи через два года после смерти Лоренцо из Флоренции был изгнан.

Жаждавшие социальной справедливости флорентийцы в 1495 г. установили «Юдифь с отрезанной головой Олоферна» работы Донателло и «Давида» с отрезанной головой Голиафа его же работы на площади Синьории перед Палаццо Веккио. Не трудно догадаться, кого олицетворяли головы Олоферна и Голиафа – ну конечно же, род Медичи.

Донателло. Юдифь с отрезанной головой Олоферна.  Площадь Синьории перед Палаццо Веккио. Флоренция. Создана Донателло под занавес жизни (умер в 1466)

Донателло. Юдифь с отрезанной головой Олоферна.  Площадь Синьории перед Палаццо Веккио. Флоренция. Создана Донателло в конце жизни (умер в 1466)

Донателло. Давид с головой Голиафа. 1430–1435 гг.. Сейчас в Национальном музее Барджелло. Флоренция.  Микеланджело был менее кровожадным, он изобразил Давида с пращой, хотя тоже знал, что у мертвого Голиафа Давид отрезал голову мечом самого Голиафа

Донателло. Давид с головой Голиафа. 1430–1435 гг. Сейчас в Национальном музее Барджелло. Флоренция.  Микеланджело был менее кровожадным, он изобразил Давида с пращой, хотя тоже знал, что у мертвого Голиафа Давид отрезал голову мечом самого Голиафа

Однако, думать, что Микеланджело был пацифистом и не мог представить отрубленную голову, ошибочно. Своего бронзового «Давида» он планировал изобразить с отрезанной головой Голиафа, что подтверждается рисунком.

Микеланджело. Давид. Рисунок из Лувра

Микеланджело. Давид. Рисунок из Лувра

Надо сказать, что во времена этого не очень высокого  Ренессанса несколько женственная фигура донателловского Давида в обнаженном виде при ее появлении шокировала флорентийцев, особенно если учесть, что на голове героя была кокетливая шляпка, а на ногах сапожки. Выдвигаем версию, согласно которой таким своим видом донателловский Давид должен был так удивить гиганта-филистимлянина Голиафа, что тот оторопел и оттого получил камнем в лоб (шутка). Античностью эта фигура не веяла, а античный принцип «герой должен быть обнаженным» еще был выше понимания горожан. Но прошло еще шестьдесят лет, поработали неоплатоники со своей платонической любовью, и этот женоподобный Давид вышел в городские герои, оставшись таковым даже при Савонароле (видимо, голый не значит богатый).

Дезидерио да Сеттиньяно. Идеальная реконструкция Давида Донателло на столбчатом основании. Примерно 1458-1459

Дезидерио да Сеттиньяно. Идеальная реконструкция Давида Донателло на столбчатом основании. Примерно 1458-1459

Жаждущие от Савонаролы справедливости и перемен к лучшему бунтовщики-горожане получили следующие перемены: экономические неурядицы, безработицу и голод, и еще походы «онижедетей» по частным богатым домам с целью искоренения богатства и радостей земной жизни. Другого проповедник не умел и даже не обзавелся собственной охраной, что сильно злило Макиавелли.

По иронии судьбы тот самый нехороший папа Александр VI Борджиа из Рима дал санкцию на возбуждение дела против Савонаролы, а в 1497 г.  отлучил его от церкви.  Савонаролу в компании двух единомышленников флорентийцы на той самой площади Синьории с «Юдифью» сначала повесили, а потом еще и сожгли.

Республика и любовь народная – материя тонкая, а где тонко, там и рвется. Однако, проповеди Савонаролы запали в душу Микеланджело, чему не в последнюю очередь способствовали тесные контакты скульптора с двором папы римского. Благоразумный Микеланджело, тесно связанный в это время с Медичи, после их изгнания вовремя ретировался из Флоренции в Болонью, но, когда понял, что в его услугах нуждаются, вернулся.

Наказание Савонароллы в 1498 на площади Синьории во Флоренции. Неизвестный флорентийский художник. Музей Сан Марко. Флоренция

Наказание Савонароллы в 1498 на площади Синьории во Флоренции. Неизвестный флорентийский художник. Музей Сан Марко. Флоренция

На рисунке костер для Савонаролы готов, флорентийцы подтаскивают хворост, так как тела горят плохо. Перед палаццо Веккио (это где башня) еще нет ни «Давида» Микеланджело, ни фонтана Амманати, ни «Какуса» Бандинелли, зато можно различить как раз ту самую «Юдифь с головой Олоферна», которую водрузили туда три года назад. В лоджии Ланци (справа три арки) еще тоже нет знаменитых скульптур.

В 1501 г. Микеланджело вернулся из Рима во Флоренцию и окончательно прославил себя, сделав из испорченной глыбы мрамора «Давида». Суеверные флорентийцы, наученные горьким опытом Савонаролы, посчитали, что дама-убийца мужчины приносит отрицательные результаты и на место «Юдифи» Донателло поставили «Давида» Микеланджело. «Юдифь» двигали туда-сюда, пока не поняли, что связь скульптуры с флорентийской жизнью не такая примитивная, и вернули «Юдифь» примерно на старое место. Параллельно они осознали, что игры с демократией к хорошему не приводят, поэтому в течение 1502–1512  гг. (до возвращения Медичи) Флоренцией управлял гонфалоньер справедливости Пьеро Содерини, не демократически избранный пожизненно, но особых лавров не снискавший, так по крайней мере считал Макиавелли.

В 1512 г. Медичи вернулись во Флоренцию, потом их изгнали еще на два года в 1527–1529  гг., о чем было рассказано в связи с папой Климентом VII Медичи. Итогом и последней скульптурной работой Микеланджело для Флоренции стала капелла Медичи, где скульптор расположил довольно много фигур (об этом в другой статье), работал он над этим комплексом в 1524-1534 гг. Судя по облику статуй, скульптору сильно опротивела жизнь такая, когда он чуть было не лишился этой самой жизни и уже планировал переезд во Францию. Не исключено, что в отсутствие Лоренцо Великолепного и сами Медичи стали скульптору надоедать.

Однако, куда же без Медичи. В 1532 г. республика во Флоренции была   упразднена стараниями папы и ландскнехтов (наемников) из Испании и Германии. Несколько лет Флоренцией правил Алессандро Медичи, первый великий герцог, жестокий мулат, тиран, отметившийся казнями, оргиями, изнасилованиями, в том числе и монахинь.

Потом Флоренции повезло. Ее возглавил опять Козимо: Козимо Медичи I (1519–1574 гг.), сначала он именовался Герцогом Флорентийским (1537–1569), а в 1569 г. папа Пий V даровал ему титул великого герцога Тосканского. Это первый монарх тосканский.

Он тоже любил искусства, собрал великолепную коллекцию античных скульптур, в частности, «Отдыхающего Геркулеса» (аналог «Геркулеса Фарнезского») и сразу два главных флорентийских экземпляра «Пасквино», одним из которых восхищался престарелый Микеланджело, увидев его еще в Риме. При поддержке Козимо I ученики Микеланджело за три года до его смерти создали  флорентийскую Академию художеств в 1561 г.  Под его руководством Вазари построил здание будущей галереи Уффици, кроме того, Козимо I стал владельцем Питти.

В наше время Питти и Уффици – два знаменитых музея Флоренции. Уффици – дело рук Козимо I и архитектора Вазари, по совместительству и живописца, оставившего «жизнеописания». Питти сохранил имя первоначального владельца, но довел стройку до конца Козимо I и его любимый архитектор Амманати, по совместительству и скульптор. Мастером на все руки был и учитель этих архитекторов Микеланджело.

Микеланджело во Флоренции уже не было. Самой известной статуей этого времени оказался «Персей» Бенвенуто Челлини (жил в 1500–1571 гг.).  Статую заказал Козимо Медичи I. Этой статуей Козимо отомстил любителям свобод, некогда установившим «Юдифь» Донателло как символ изгнания Медичи. Отрезанная голова Медузы символизирует обратный процесс, доходчиво иллюстрируя то, что будет с врагами Медичи. Хотя в скульптуре опять фигурирует отрезанная голова с потоками крови, Челлини – скульптор маньерист и золотых дел мастер, хотя, судя по его жизнеописаниям, мастерски владел кинжалом и некоторое время провел в тюрьме.

Однако, Микеланджело, а точнее, его праху было суждено еще раз, на сей раз навечно, оказаться на своей малой родине – во Флоренции в год смерти в 1564. Его чуть было не похоронили в Риме, но Козимо Медичи I провел хитрую операцию руками племянника великого скульптора, тело похитили, упаковали и как тюк с товаром тайно перевезли во Флоренцию. Покоится прах Микеланджело в церкви Санта-Кроче, где скульптор хотел быть похороненным. Похороны его были пышными, Вазари подробно их описал. В некотором смысле жизнь Микеланджело протекла от «Козимо до Козимо» (от Козимо Старого до Козимо первого). Между ними в юности скульптора промелькнул Лоренцо Великолепный тоже Медичи.

Во времена барокко в 17 веке Флоренция ничем особенным не отметилась, в 18 веке тоже ничего особенного не случилось. Но и без того Флоренции хватило накопленного великолепия. В 19 веке туда зачастили европейцы с видами на постоянное проживание. В частности бонвиваны Демидовы, о которых подробнейшим образом было рассказано на СКУЛЬТПРИВЕТ.

Однако, не обошлось и без приятных событий: последняя из рода Медичи Анна Мария Луиза (умерла в 1743 г.) завещала Флоренции коллекции Уффици, а могла бы перевезти сокровища и в Вену. Уехала же в 1734 г. коллекция Палаццо Фарнезе из Рима в Неаполь. Испарились в 19–20  веках созданные на русские деньги богатейшие коллекции семейства Демидовых в Тоскане, осталась только площадь Демидова, да и та во Флоренции. Таков режим частной собственности.

Челлини. Козимо Медичи I. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1546-1547

Челлини. Козимо Медичи I. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1546-1547

Понтормо. Портрет Козимо Медичи Старого. Примерно 1519. Галерея Уффици. Флоренция

Понтормо. Портрет Козимо Медичи Старого. Примерно 1519. Галерея Уффици. Флоренция

Понтормо писал этот портрет по изображениям Козимо Старого на медалях. Такой «портрет в портрете» можно видеть на известном полотне флорентийца Сандро Боттичелли (1445-1510), который видел Козимо Старого непосредственно.

Боттичелли. Портрет молодого человека с медалью. Примерно 1475 (Козимо умер в 1464). Галерея Уффици. На медали портрет Козимо Старого и надпись «Отец родины»Боттичелли. Портрет молодого человека с медалью. Примерно 1475 (Козимо умер в 1464). Галерея Уффици. На медали портрет Козимо Старого и надпись «Отец родины»

Боттичелли. Портрет молодого человека с медалью. Примерно 1475 (Козимо умер в 1464). Галерея Уффици. На медали портрет Козимо Старого и надпись «Отец родины»

Портрет Лоренцо Великолепного Медичи оставил Вазари:

Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного. Примерно 1534. Галерея Уффици

Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного. Примерно 1534. Галерея Уффици

Этот портрет был заказан Вазари как парный к портрету Козимо Старого Понтормо. Таким образом, благодаря уважительному отношению к предкам в Уффици висят парные портреты отца и сына Медичи. Делая скидку на сложные времена и нравы, как это делал Макиавелли, можно вполне разделить очень высокое мнение флорентийцев о всех трех представителях семейства Медичи, портреты которых были сейчас приведены.

Пройдет еще лет триста. Монархия во Флоренции, начавшаяся в 1532 с династии Медичи, закончится при великом герцоге тосканском Леопольде II из династии Габсбургов в 1859 г. Незадолго до этого, пытающийся совладать с непокорными флорентийцами Леопольд II закажет для увековечивания собственной персоны памятник себе у известного флорентийского скульптора Лоренцо Бартолини. На постаменте памятника будет сделан барельеф с портретом Лоренцо Великолепного, что должно было подчеркивать преемственность династий. Однако, удержать трон это не поможет, памятник так и не будет воздвигнут, но останется его прекрасная бронзовая модель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *