Пьер Пюже. Галльский Геркулес и Сальватор Мунди. Часть 3

Уникальность ADVEGO - 99%

Галльский Геркулес и Сальватор Мунди

В статье рассказывается о первых скульптурных работах Пюже. Это — прежде всего «Атланты» и «Геракл, убивающий Лернейскую Гидру», сделанный по заказу французского сюринтенданта финансов Николя Фуке. Кроме того, читатель узнает о последней умышленно неоконченной скульптуре Пюже — «Фавне», которого Пюже сделал для себя лично, а также об украшающем двор Пюже в Лувре «Галльском Геркулесе».

Поскольку Пюже очень дорожил своими марсельскими корнями, особое внимание будет уделено галлам — далеким предкам современных французов, и, в частности, известнейшим античным эллинистическим статуям «Умирающий галл» и «Группа Людовизи». Эти статуи посвящены войне галлов (галатов), оказавшихся в Малой Азии (нынешней Турции) вследствие походов Александра Македонского.

 

1. Сальватор Мунди или о «несоответствии между трудом и вознаграждением» в этом мире

Так говорил А.Шопенгауэр. Но это был конченный философ-пессимист. Пюже же в отличие от философа работал всю свою жизнь и преодолевал трудности.

Напомним, Пюже родился в 1620, умер в 1694. Хотя он рисовал как профессиональный художник, прославился Пюже своими скульптурами, прежде всего, грандиозным «Милоном Кротонским», о котором шла речь в предыдущих статьях. На фоне этой скульптуры, конечно, все меркнет, тем не менее, Пюже известен еще рядом скульптурных работ, некоторые из которых дополняют эту его центральную работу до такой степени, что один из двух самых прекрасных залов Лувра был назван Двором Пюже.

Будучи первоначально замеченным прежде всего как рисовальщик и скульптор по дереву, поучившись и поработав в Италии в мастерской Пьетро да Кортона, в 29 лет он возвратился в родной Марсель,  а затем перебрался в Тулон. Подобно Микеланджело, не сомневавшемуся, что его настоящее призвание – скульптура, Пюже понял эту истину и в отношении себя.

По сути вся жизнь Пюже, за сравнительно небольшими исключениями, прошла в городах, расположенных на Лазурном берегу Средиземноморского побережья. Однако, в отличие от разбогатевших на ваучерной приватизации посетителей игорного дома в Монако, Пюже досталась тяжелая трудовая жизнь, насыщенная борьбой с обстоятельствами, из которой он вышел победителем, став «французским Микеланджело».

Когда у Пюже был уже собственный дом (сделанный по собственным чертежам) на улице Рима в Марселе, на его фасаде он выгравировал слова «Nul bien sans peine» — эта поговорка означает «никакое благо не дается без усилий» или «без труда нет добра». Не в последнюю очередь такое мироощущение было вызвано  и возникающими препятствиями, в частности, неожиданным арестом не так давно обретенного высокого покровителя в лице Фуке.

Многие наивные и атеистически настроенные художники и скульпторы наивно и глупо пытались придать Богу психологические черты. Пюже тоже сделал статую Христа, назвав свое творение «Сальватор Мунди» (в переводе Спаситель Мира), но никаких таких психологических черт не искал: как всегда благородное лицо, роскошные волосы и в результате — прекрасный символ. Возможно, именно этот бюст он расположил в нише собственного дома на улице Рима, а под бюстом он и сделал на доме упомянутую надпись. Вот этот бюст:

Пюже. Спаситель Мира. Мрамор. 1662-1663. Музей изобразительных искусств. Марсель. Франция

Пюже. Спаситель Мира. Мрамор. 1662-1663. Музей изобразительных искусств. Марсель. Франция

Для сравнения аналогичный бюст в исполнении Ж.-Л.Бернини. Это последняя работа великого скульптора, он ее начал в 80 лет, а умер в 81 год. Делал он ее для новообращенной христианки королевы Швеции Кристины, но она смиренно заявила, что никогда не сможет позволить себе оплатить работу Бернини за ее истинную цену, тогда он подарил бюст.

Бернини. Спаситель Мира. 1679-1680. Мрамор.  Музей Крайслера. Норфолк. Вирджиния

Бернини. Спаситель Мира. 1679-1680. Мрамор.  Музей Крайслера. Норфолк. Вирджиния

И опять никакого психологизма, бюст Бернини выражает очевидное устремление ввысь, а жест руки свидетельствует о том, что мы видим Христа сразу после воскресения и в момент явления Марии Магдалине, когда он обращается к ней со словами: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Есть толкования этой фразы, свидетельствующие о том, что Христос боится навредить людям в этот момент. Сюжет часто использовался в искусстве. Бюст слегка наивен, но это сделал сам Бернини.

Сравнивая два бюста, невольно задумываешься над тем, почему у обоих скульпторов так много общего, притом что Бернини сделал бюст гораздо позднее Пюже и скорее всего бюст Пюже не видел.

2. «Атланты» Пюже и заказы Фуке

Пюже стал известен как скульптор благодаря одной из первых своих скульптурных работ – фигурам «Атлантов», украшающих портал ратуши в Тулоне. В это время Пюже было уже за 35.

Пюже. Атлант. Портал ратуши в Тулоне. 1656

Пюже. Атлант. Портал ратуши в Тулоне. 1656

Пюже. Атлант. Портал ратуши в Тулоне. 1656

Пюже. Атлант. Портал ратуши в Тулоне. 1656 (другой Атлант)

Пюже не только делает скульптуры для портала, но также вытесняет предыдущего архитектора Николя Левре, и получает за перестройку портала старой ратуши звание архитектора.

Пюже подписывает портал «художник, скульптор и архитектор», претендуя на это тройное звание до конца своих дней в соответствии с итальянской традицией (Микеланджело, Бернини, Пьетро да Кортона).

Уже в этой работе Пюже смекнул, что мотив жилистых рук со вздувшимися венами сильно способствует его скульптурной карьере. Сказать, что эта работа так уже оригинальна, нельзя: подобных мускулистых персонажей можно видеть на росписях Пьетро да Кортона, у Микеланджело в «Страшном Суде» и у других художников. Но в те времена ценился профессионализм, а не изыски. Зато у Атлантов присутствуют морские мотивы (они украшены огромными раковинами), чего у микеланджеловских «Рабов» быть не могло, что вполне объяснимо – Атланты Пюже украшают ратушу портового города Тулона.

Пюже становится известным при дворе короля Людовика XIV. Но не король заинтересовал скульптора, он заинтересовался самым богатым человеком Франции – министром финансов Фуке. В 1659 через своего клерка министр приглашает Пюже сделать «Геркулеса, убивающего Лернейскую гидру» (один из подвигов Геракла) для парка замка Фуке недалеко от Руана в местечке Ле-Водрей (замок разрушили в 1822), а также «Цереру».

Пюже. Геракл, убивающий Лернейскую Гидру. 1659. Высота 266 см. Мрамор. Музей изящных искусств. Руан

Пюже. Геракл, убивающий Лернейскую Гидру. 1659. Высота 266 см. Мрамор. Музей изящных искусств. Руан

Геракл с гидрой дошел до нас в довольно разбитом виде, «Церера» вообще исчезла.

Для сравнения — Геркулес с гидрой в исполнении средневекового скульптора Николо Пизано:

Николо Пизано. Геркулес. 1260. Пиза

Николо Пизано. Геркулес. 1260. Пиза

Тот самый случай, когда работу Пюже фронтально лучше не показывать, уж очень слабое впечатление она производит. Такое ощущение, что это сделал какой-нибудь Пизано (были отец и сын) во времена глухого средневековья. Ясно, что это ранняя работа Пюже, еще неумелая.

Интересно сравнить «Геракла, убивающего Лернейскую Гидру» Пюже с работой Алессандро Альгарди (1598-1654), который был поспокойней и гораздо более классицистом в отличие от своего главного барочного конкурента Бернини, заодно увидим всю условность стилевых классификаций:

Алессандро Альгарди. Усекновение главы Св. Павла. 1641-1647. Церковь Сан-Паоло Маджоре. Болонья

Алессандро Альгарди. Усекновение главы Св. Павла. 1641-1647. Церковь Сан-Паоло Маджоре. Болонья

3. Последняя работа Пюже «Фавн»

После ранней работы сразу сделаем переход к последней его работе.

Надо сказать, что Пюже всю жизнь учился и работал. Лишь на закате дней он мог себе позволить сделать для своего дома в Марселе мраморную статую «Фавна».

Пюже. Фавн. 1692-1693. Мрамор. 157х53-45 см. Музей изящных искусств. Марсель

Пюже. Фавн. 1692-1693. Мрамор. 157х53-45 см. Музей изящных искусств. Марсель

Работа ностальгически ретроспективная. Во-первых, по сути, выбрана та же поза, что и для ранней работы «Геракла, убивающего Лернейскую Гидру», а верхняя часть туловища и резкая повернутая голова, правая рука – воспоминание о «Галльском Геркулесе». Однако, ретроспектива была бы неполной, если бы ограничивалась для Пюже только своими работами. Поза Фавна напоминает микеланджеловских «Рабов», и пр.

Пюже умышленно оставляет некоторые места неоконченными. Это явный намек на зрелого Микеланджело, который, волею судеб, оставлял некоторые свои работы неоконченными. Через год после создания «Фавна» Пюже умер.

Пюже. Фавн. Фрагмент. Видны следы троянки

Пюже. Фавн. Фрагмент. Видны следы троянки

Грубые следы троянки (долото с зубчиками) видны на многих скульптурах Микеланджело, он мог и в 50 лет какую-нибудь руку оставить, лишь слегка наметив. Иногда явно видно, что уже испорчена работа у Микеланджело, но многие видят в этом следы «поиска» и некого замысла. Очень сомнительная точка зрения, если учесть, что на мраморе поиском не занимаются: раз испортил – не восстановишь. Престарелый Микеланджело мог себе все позволить, слава была уже с ним. Последняя работа Микеланджело:

Микеланджело. Пьета Ронданини. Мрамор. 1552-1564. Высота 195 см. Милан. Замок СфорцаМикеланджело. Пьета Ронданини. Мрамор. 1552-1564. Высота 195 см. Милан. Замок Сфорцам

Микеланджело. Пьета Ронданини. Мрамор. 1552-1564. Высота 195 см. Милан. Замок Сфорца

Скорее всего, причина такого поведения скульптора в другом. Кто-то вешает грушу и по ней стучит кулаками. А престарелый Микеланджело специально для физических упражнений работал по мрамору, о чем сам и говорил, а записал за ним сам Вазари. Видимо, ухватил кусок колонны и тренировался на нем последние 12 лет жизни. Получилась «Пьета Ронданини», естественно, со следами не только троянки, но и «поисков» вариантов. Умер Микеланджело в 1564 в 88 лет.

Так что смело стучите по мрамору, но избегайте полировки, так как мраморная пыль вредна для здоровья. Кто-кто, а Микеланджело, судя по необработанным следам троянки, это хорошо понимал в отличие, например, от молодых русских скульпторов, умерших молодыми в Италии.

До конца своих дней работал над «Фавном» и Пюже. Умер он в 74 года.

Итак, для души и личного употребления Пюже сделал «Фавна» высотой 157 см. В молодости на заказ он сваял «Геракла, убивающего Лернейскую Гидру» высотой 266 см. Делим и получаем 1,7. Возводим в куб и получаем, что под старость Пюже оперировал объемами в 5 раз меньшими, чем в молодости. Блок мрамора в пять раз легче, кроме того, не надо лазить по лестнице для работы над верхней частью статуи, а чтобы обозреть ее, не надо отходить на 7 метров.

4. Арест Николя Фуке, закончившийся, впрочем, для Пюже вполне благополучно

Возвращаемся в 60-ые. 1660-ые годы ознаменовались для Пюже началом его постепенного признания, но вместе с тем эти годы совпали с политическими событиями, затронувшими скульптора.

Для Пюже наступила «точка бифуркации»: налево пойдешь – пропадешь, направо пойдешь – голову потеряешь. Но он об этом не догадывается, а просто выбирает самого богатого покровителя.

Есть свидетельства того, что Пюже отклоняет предложения самого кардинала Мазарини (он был фактическим правителем Франции при малолетнем Людовике XIV вплоть до своей смерти в 1661, после чего король начал править самостоятельно), причем эти предложения были переданы скульптору секретарем кардинала Кольбером.

Итак, Пюже выбирает покровительство министра финансов Франции Николя Фуке.

Ключевые фигуры Франции в этой истории:

  • Людовик XIV (1638-1715) – король с 1643 года, но самостоятельно начал править после смерти Мазарини в 1661, поскольку до этого фактически правили мать короля Анна Австрийская и первый министр Мазарини.
  • Кардинал Мазарини (1602- 9 марта 1661) – первый министр, самое влиятельное лицо Франции при юном короле Людовике XIV, боролся с фрондой.
  • Жан-Батист Кольбер ( 1619-1683) – секретарь Мазарини, а с 1665 – глава правительства, заведовал финансами, много внимания уделял строительству флота.
  • Николя Фуке (1615-1680) – сюринтендант финансов (министр финансов) Франции с 1653 по 1661, самый богатый человек Франции того времени, кредитовал самого короля, когда Франция оказалась на пороге банкротства.
Николя Фуке (1615-1680). Версаль

Николя Фуке (1615-1680). Версаль

Антуан Куазевокс. Бюст кардинала Мазарини. Красный и белый мрамор

Антуан Куазевокс. Бюст кардинала Мазарини. Красный и белый мрамор

Смерть Мазарини в марте 1661 дала неожиданный результат для любителей существовать при слабом монархе (почти двадцать лет юный король не был допущен к власти): Людовик XIV начал править лично, причем довольно решительно. Видимо, что-то нашептал королю отошедший в мир иной кардинал, посоветовал ему побольше привлекать Кольбера, а от возомнившего невесть что о себе Фуке – избавиться. Ситуация чем-то напоминает начало 2000-ых в России, когда тоже никто из «элиты» и извращенцев «не ожидал» (оттого так и озлобились).

Фуке между тем субсидирует короля (читай — Францию), оканчивает свой роскошный замок Во-ле-Виконт (примерно 50 км на юг от Парижа), и 17 августа 1661 закатывает такой праздник, что мероприятие превосходит все мыслимые  ожидания. Современников поражает великолепие замка, парк, украшенный античными статуями, фейерверки, водяные игры, музыка Люлли, ужин на золотой посуде, пьеса Мольера.

Все это Фуке показывает приглашенному Людовику XIV — эффект, как это водится, ожидаемый.

7 сентября 1661 Д`Артаньян по заданию короля арестовывает Фуке, об этом событии можно прочитать здесь.

Процесс был долгим, Фуке был осужден в 1664. Главным поставщиком «доказательств» обвинения был Кольбер. Насколько в действительности Фуке путал свой карман с государственным, не нам судить, но процесс был явно показательным и последние свои шестнадцать лет Фуке провел в одиночной камере крепости Пинероль, что в сорока километрах от Турина (примерно 600 км от Парижа на юг). Пинероль был французским с 1631 по 1696, как раз в пору Фуке.

 

Крепость Пинероль. Это была тюрьма для государственных преступников, много тайн гуляет вокруг этой тюрьмы

Крепость Пинероль. Это была тюрьма для государственных преступников. Много тайн гуляет вокруг этой тюрьмы. Самая интригующая – про железную маску, но вывод ясен: Фуке там было несладко

Замок Во-ле-Виконт. 1656-1661

Замок Во-ле-Виконт. 1656-1661

А вот, какая толчея была некогда перед дворцом – клиентура Фуке так и сновала туда-сюда. Коррупция!!!

Замок Во-ле-Виконт со стороны входа. Гравюра Переля

Замок Во-ле-Виконт со стороны входа. Гравюра Переля. То, что происходило во времена могущества Фуке

По заказам Фуке работали художник Лебрен и архитектор Ле Нотр. Они строили и украшали его главный дворец Во-ле-Виконт, который стал последним деянием Фуке.

Отмотаем несколько месяцев от ареста Фуке назад. Итак, Пюже согласился украшать парки вокруг замков Фуке. Фуке хочет иметь лучшие мраморы для своих статуй в Во-ле-Виконт. Для этого он посылает Пюже в Каррару выбирать мрамор. В январе 1661 Пюже приезжает в Каррару (Марсель, Тулон, Генуя, Каррара – все это вдоль морской границы – все это все тот же «южный» ареал обитания Пюже). До ареста покровителя остаются месяцы.

Для Пюже арест Фуке был неожиданным, кажется, что его планы поработать при дворе короля Франции улетучиваются. На семь лет Пюже остается в Генуе.

5. «Галльский Геркулес» Пюже

В Генуе Пюже выбрал мраморный блок для своего «Галльского Геркулеса». Выбранные мраморы предназначались для замка Во-ле-Виконт Фуке, но, как в известном анекдоте, «концепция изменилась», и «Галльский Геркулес» Пюже после ареста Фуке украсил сад, разбитый вокруг замка Со (Chateux de Sceaux), принадлежащего уже Кольберу (купил этот замок в 1670).  Статуя расположилась рядом с копией знаменитой парной скульптуры Ж.-Л.Бернини «Аполлон и Дафна». Сегодня «Галльский Геркулес» находится во Дворике Пюже Лувра.

Пюже. Галльский Геркулес. 1661-1662. Каррарский мрамор. Высота 165 см. Лувр

Пюже. Галльский Геркулес. 1661-1662. Каррарский мрамор. Высота 165 см. Лувр

Как и знаменитый «Геркулес Фарнезский», «Галльский Геркулес» отдыхает после того, как совершил свой первый подвиг – убил Немейскогог льва. Он сидит, опершись на свою дубину, завернутую в останки шкуры льва. Пюже хорошо известно, что Людовик XIV любил Геракла как символ своих побед. Апогей славы короля пришелся на 1680-ые, но ничто не вечно под луной. Слово «галльский» в данном случае должно было подчеркивать французские корни данного символа.

Можно не верить своим глазам, но Пюже изобразил Геракла довольно простодушным. Существует точка зрения, согласно которой он ориентировался на физиономию самого Нерона, благо портретов этого римского императора сохранилось немало, однако, сходство ограничивается круглым овалом лица и легким вторым подбородком.

Нерон. 54-68 годы н.э. Когда-то эта голова принадлежала статуе. Мюнхенская глиптотека

Нерон. 54-68 годы н.э. Когда-то эта голова принадлежала статуе. Мюнхенская глиптотека

Пюже. Галльский Геркулес. Фрагмент

Пюже. Галльский Геркулес. Фрагмент

Пюже. Галльский Геркулес. Фрагмент

Пюже. Галльский Геркулес. Фрагмент

Пюже. Галльский Геркулес. Фрагмент

Пюже. Галльский Геркулес. Фрагмент. Потрясающе сделаны руки

«Геркулес» Пюже со вторым подбородочком в профиль на фоне «Милона Кротонского»

«Геркулес» Пюже со вторым подбородочком в профиль на фоне «Милона Кротонского»

Замечание о реализме. Если бы Пюже сделал это в середине 19 века, то баснописцы-искусствоведы непременно охарактеризовали бы эту работу как переход к реализму и скульптурное воплощение народных типажей, но еще в тесных рамках античных сюжетов. Однако, рамки эти не такие уж тесные. Судите сами.

Ученик Микеланджело Винченцо дей Росси весьма реалистично воплотил античный сюжет об очередном подвиге Геракла, который украл коней-людоедов у царя Диомеда. Геракл в итоге скормил Диомеда его же коням.

Винченцо дей Росси. Геракл и Диомед. Палаццо Веккио. Флоренция. Следите за руками и не только

Винченцо дей Росси. Геракл и Диомед. Палаццо Веккио. Флоренция. Следите за руками и не только

Реализм Росси заключается в том, как реалистично он изобразил гениталии обоих борцов, еще реалистичней то, что повергаемый Диомед отчаянно сжал в кулаке эти самые гениталии, естественно, принадлежащие Гераклу. Превозмогая боль, герой Геракл все-таки скормил Диомеда коням.

Про тело Нерона римский историк Светоний написал, что

«роста он был среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, живот выпиравший, а ноги тонкие».

Да и про лицо Нерона отозвался нелицеприятно. Поэтому автор статьи придерживается той точки зрения, что Пюже изобразил Геракла хотя и в традиционной для Геракла позе отдыха, но с простонародной физиономией, нисколько не напоминающей холодные римские мраморные головы.

6. Галлы

«Ареал обитания» Пюже — Марсель, Тулон, Генуя. Всю эту территорию до нашей эры населяли галлы. Сегодня – это Прованс с его Лазурным берегом, Ниццей, Авиньоном, Тулоном и прочими средиземноморскими прелестями. Здесь же Марсель – малая родина Пюже. И совсем рядом — нынешняя Италия и  Генуя, где скульптор провел значительную часть своей жизни.

Пюже ценил свои исторические корни, подчеркивал свое марсельское происхождение и не случайно Геракл у него галльский. Эта совсем не древнегреческая концепция вполне удовлетворяла и короля Людовика XIV.

Справка. Галлы – так римляне называли кельтские племена, которые были даже в Британии, но в первую очередь для многих галлы – это предки современных французов.

Галлы – это северные по отношению к Риму племена. Римлянам довелось завоевывать, в частности, и северо-западное побережье Средиземного моря, включая Испанию. Во втором веке до н.э. они основали Нарбоннскую Галлию, куда включили в 49 году до н.э завоеванный Юлием Цезарем Марсель. Марсель при Юлии Цезаре назывался Массалия и был основан в 600 г. до н.э. Итальянская же часть Галлии называлась Цизальпинской Галлией, ее центр находился в Генуе. Эту часть Галлии около Италии отдали в управление Юлию Цезарю в 50-ых годах до н.э. как проконсулу (его соперник Помпей «заведовал» Испанией, Красс — Сирией). Успокаивал галлов в это время Юлий Цезарь, который написал «Записки о Галльской войне» в качестве саморекламы, поскольку как раз в эти времена в Риме начались междоусобицы и надо было как-то повышать свой рейтинг или свою популярность у народа Рима.

Юлий Цезарь чистосердечно и очень по-европейски приводит много отвратительных примеров обращения римлян с галлами: подкуп, обман, массовые казни населения, подрывная «работа» с галльской элитой (члены галльской верхушки перечисляются поименно), грабежи населения, узаконенное мародерство, непрерывное стравливание племен, массовое взятие заложников, угрозы, привлечение германцев, продажа «с аукциона» жителей сопротивлявшегося города и т.п. и т.д.

Скажете – это низость, нашел чем хвастать, но такова была и есть мораль западной цивилизации. Юлию Цезарю необходимо было быстрее провести пиар-кампанию, издав хвалебные в свой адрес «Записки» в разгар междоусобий в Риме. Поэтому к его оценкам ситуации надо относиться с учетом этой кампании. Но галлам все же есть чем гордиться – они мужественно воевали с оккупантами. Цезарь постоянно говорит о героизме и хороших военных навыках галлов, защищавших свои земли, что конечно же должно было подчеркивать значимость самого Цезаря.

Справка (как гуси спасли Рим). Когда Рим был совсем маленький, не то в 387, не то в 390 году до н.э. напали на него галлы, разгромили римлян, осталась кучка римлян, которая укрылась на Капитолии (видимо, тогда это была крепость на одном из холмов Рима). Варвары (галлы) тихо крались к глубоко спящим римлянам, никто ничего не слышал. И только гуси подняли тревогу. Капитолий римляне отстояли. Заметим, что первого поднявшегося на Капитолий галла столкнули с высокой капитолийской скалы. Видимо, это так понравилось, что впоследствии так стали поступать с некоторыми категориями преступников: приговоренных к смертной казни сбрасывали с Тарпейской скалы, а это часть римского Капитолийского холма.

Русский след. Современного и много чего видевшего по телевизору читателя особенно должен заинтересовать тот факт, что с римлянами времен Юлия Цезаря успешно воевал не только малоизвестный Верцингеториг, которому в «Записках о Галльской войне» уделено немало внимания, но также воевали свободолюбивые галлы Астерикс и Обеликс (вымышленные персонажи). Именно в роли Астерикса можно узнать гражданина Российской Федерации Жерара Депардье.

7. «Умирающий галл» и «Группа Людовизи»

Мигрировали народы и до нашей эры. Это сейчас в результате современных европейских бомбежек мигранты перемещаются с востока на запад, а тогда движение шло с запада на восток.

Из областей Европы, к которым принадлежала и современная Франция, племена попадали в Македонию (Грецию), а оттуда распространились с завоеваниями Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) на восток.

Так галлы (кельтские племена, говорившие на вымершем кельтском языке) оказались в Малой Азии (современная Турция). Там же оказалось и царство династии Атталидов, тоже греческой династии, правившей в Пергаме (283 г. до н.э. – 133 г. до.н.), пока всех грубо не завоевал «распоясавшийся» Рим, тогда еще республиканский.

Распалась империя Александра Македонского после его смерти, а на завоеванных территориях воцарились эллинистические династии, которые были основаны генералами великого завоевателя. Эти эллинистические государства понесли в мир как войны, так и пластику самых высших достижений. Широко известен Пергамский алтарь с его горельефами на тему античных баталий богов с гигантами, а также лучшая в мире скульптура   — «Лаокоон».

Пергамский царь Атталл I (241- 197 г.г. до н.э.), союзник Рима, успешно воевал с галатами, потом проиграл селевкидам (тоже эллинистическое царство в Мессопотамии и Средней Азии).

Галаты, они же галлы, осели в центральной части Малой Азии (сейчас Турция) в начале 3 века до н.э. Они совершали набеги на соседей, вот Аттал I и его дядя их и победили.

Поэтому скульпторы, работавшие на победителя, в лучших традициях более позднего Юлия Цезаря, письменно хвалившего достоинства сопротивлявшихся ему галлов, тоже хвалили мужество галлов, одновременно подчеркивая их невыигрышное положение. Это лишний раз подчеркивало, что победили не кого-либо, а мужественных и прекрасных телом галлов.

Умирающий галльский вождь. Это бронзовая копия, находящаяся в Капитолийский музеях. Рим. Оригинал был создан при царях Пергама Аттале I и его дяде Эвмене II примерно в 240 г. до.н.э.

Умирающий галльский вождь. Это бронзовая копия, находящаяся в Капитолийский музеях. Рим. Оригинал был создан при царях Пергама Аттале I и его дяде Эвмене II примерно в 240 г. до.н.э. Этот галл назывался иногда гладиатором, ожерелье на шее (торквес) помогает опознать его кельтские корни, в данном случае, галльские

Еще более пафосно смотрится «Группа Людовизи».

Галл, убивающий себя после того, как убил жену. (Группа Людовизи). Это мраморная копия высотой 211 см, находящаяся в Национальном музее в Риме. Бронзовый оригинал был создан при царях Пергама Аттале I и его дяде Эвмене II примерно в 240 г.до.н.э

Галл, убивающий себя после того, как убил жену. (Группа Людовизи). Это мраморная копия высотой 211 см, находящаяся в Национальном музее в Риме. Бронзовый оригинал был создан при царях Пергама Аттале I и его дяде Эвмене II примерно в 240 г.до.н.э

Вероятно, этих умирающих галлов Пюже видел. Галлы и в его времена одержали много побед  под мудрым руководством Людовика XIV, поэтому французы, приглядевшись поближе,  и обнаружили галльские корни у самого Геракла.

И образец головы  скульптору было где посмотреть – у римлян с этим проблем не было. Например:

Статуя римского патриция (голова от другой классической статуи) с портретами двух предков. Мрамор. Первая четверть 1 века н.э. Капитолийские музеи. Рим. «Голова на выбор»

Статуя римского патриция (голова от другой классической статуи) с портретами двух предков. Мрамор. Первая четверть 1 века н.э. Капитолийские музеи. Рим. «Голова на выбор»

Практичные римляне по поводу голов особо не заморачивались   — возьмут тогатус (римлянин в тоге), отсоединят старую голову, присоединят новую и воспоют этого нового обитателя  в старом туловище. Сегодня это называется НОТ (научная организация труда – термин советский).

Пюже тоже не особенно мудрствовал с головами, единожды ухватив типаж головы, он мог его повторять в разных статуях, избегая портретов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *