Пьер Пюже-«Персей и Андромеда» и «Святой Себастьян». Часть 4

Уникальность ADVEGO - 95%

Сегодняшний рассказ о второй по значимости работе Пюже «Персей и Андромеда», которая должна была пополнить несколько многофигурных композиций на тему похищения дамы мужчиной, предназначенных для украшения Версаля. Кроме того, невозможно обойти молчанием весьма импозантную скульптуру – «Святой Себастьян». Сюжет работы довольно известный и не раз использовался художниками и скульпторами, в частности, Ж.-Л.Бернини и Алессандро Витториа. И, наконец, изучим проект балдахина, который Пюже сделал под впечатлением соответствующего балдахина в соборе Св.Петра в Риме. 

 

1. «Алессандро Саули», «Святой Себастьян» и другие работы Пюже

Для возвышающегося над городом собора Санта Мария Ассунта (Ассунта значит Вознесшаяся, то есть по-русски – Храм Успения Девы Марии) на холме Кариньяно в Генуе (Италия) Пюже создал несколько скульптур. Этот собор сначала строился как домашняя церковь семейства Саули. Алессандро Саули (1534-1592), возведенного в ранг святых епископа и профессора теологии и философии, Пюже изображал поистине в барочной манере.

Пюже. Алессандро Саули. Терракотовый эскиз для статуи в церкви Санта Мария Ассунта в Генуе. 1660-ые. Высота 66 см. Частная коллекция. Мюнхен

Пюже. Алессандро Саули. Терракотовый эскиз для статуи в церкви Санта Мария Ассунта в Генуе. 1660-ые. Высота 66 см. Частная коллекция. Мюнхен

Пюже. Алессандро Саули. Терракотовый эскиз для статуи в церкви Санта Мария Ассунта в Генуе. 1660-ые. Высота 47 см. Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс, Франция

Пюже. Алессандро Саули. Терракотовый эскиз для статуи в церкви Санта Мария Ассунта в Генуе. 1660-ые. Высота 47 см. Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс, Франция

Ясно, что даже одежда святого Саули создает визуальное ощущение повторов итальянского барокко 17 века. Но Пюже этим не ограничился: он еще изобразил не по-детски берниниевскую экзальтацию святого с заламыванием рук и запрокидыванием головы (что для философа не очень типично).

Самая известная статуя в этой церкви тоже создана Пюже.

Пюже. Мученичество Св. Себастьяна. Мрамор. Церковь Санта Мария Ассунта в Генуе

Пюже. Мученичество Св. Себастьяна. Мрамор. Церковь Санта Мария Ассунта в Генуе. Между 1664 и 1668 г.

Эту же скульптуру авторы статьи видели в Малом дворце в Париже (павильон всемирной выставки 1900 г. в Париже).

Вариант "Мученичества Св. Себастьяна" из Малого дворца в Париже. Фото авторов

Вариант “Мученичества Св. Себастьяна” из Малого дворца в Париже. Фото авторов

Сравнение с оригиналом вызывает сомнение в том, что этот вариант каким-то образом принадлежит Пюже. Глядя  на эту копию, понимаешь, что значит искажение пропорций.

Ясно также, что и этот святой напоминает микеланджеловские сюжеты, на которых изображено безжизненно повисшее тело. Но на наш взгляд Пюже превзошел Микеланджело по части изображения прекрасного обнаженного тела, явив незаурядное мастерство. Пюже не поленился слева воссоздать экипировку капитана Себастьяна во всей ее красе.

Справка. Св. Себастьян – капитан преторианской гвардии римского императора Диоклетиана (вторая половина 3 века н.э.), галл по происхождению (родился в Нарбонне, главном городе Нарбоннской Галлии). Он принял христианство, а когда это было обнаружено, его передали римским лучникам, те его расстреляли. На картинах изображается с воткнутыми в тело стрелами, Пюже ограничился двумя отверстиями в области ребер. К святому обращались с молитвами о защите от чумы, кроме того, он был и является покровителем военных.

Римский лучник с луком двойной кривизны (сначала выпуклый в одну сторону, а ближе к тетиве – в другую, нетрудно представить, насколько эта конструкция эффективней толкает стрелу)

Римский лучник с луком двойной кривизны (сначала выпуклый в одну сторону, а ближе к тетиве – в другую, нетрудно представить, насколько эта конструкция эффективней толкает стрелу)

Алессандро Витториа. Св. Себастьян. 1600. Мрамор. Высота 170 см. Церковь Сан-Сальваторе (Христа Спасителя). Венеция

Алессандро Витториа. Св. Себастьян. 1600. Мрамор. Высота 170 см. Церковь Сан-Сальваторе (Христа Спасителя). Венеция. В те далекие времена конкуренция была высочайшей

Отметился таким же сюжетом и Ж.-Л. Бернини.

Бернини. Св. Себастьян. 1616-1617. Мрамор. Высота 1 м. Коллекция Тиссен-Борнемиса в Лугано

Бернини. Св. Себастьян. 1616-1617. Мрамор. Высота 1 м. Коллекция Тиссен-Борнемиса в Лугано

В своем «Св. Себастьяне» юный восемнадцатилетний Бернини пытается доказать, что он – «Микеланджело» своего времени. Юный гений очень непосредственно понимает задачу и откровенно создает вариацию на микеланджеловские темы «оплакивания Христа» («Пьета», «Снятие с креста»). Возникает ощущение, как будто сделал все это сам великий флорентиец, восстав из могилы в Санта-Кроче и подняв уровень своих анатомических познаний до уровня самого Бернини.

Надо сказать, что это Микеланджело раззадорил скульпторов так, что они стали изучать анатомию. Микеланджело умер в 1564. В это время именно демонстрация знаний анатомии стала первоочередной задачей всех скульпторов. Пьер де Франкевиль (1548-1615), работавший в основном во Флоренции, не поленился сделать экорше человека (натурщик со снятой кожей) в весьма помпезной позе:

Пьер де Франкевиль. Экорше

Пьер де Франкевиль. Экорше

 

Для собора Санта Мария Ассунта в Генуе Пюже планировал также сделать балдахин. Эта идея осталась лишь в виде рисунка, свидетельствующего в очередной раз о мастерстве Пюже как художника, а также о том, что Пюже не колебался заимствовать визуальные и не только визуальные мотивы у других известных скульпторов – в данном случае он ориентировался на знаменитый балдахин работы Бернини в соборе Св. Петра в Риме.

 

Пюже. Проект балдахина для собора Санта Мария Ассунта в Генуе. Рисунок размером 186х96 см. Музей Гранье в городе Экс-ан-Прованс, Франция

Пюже. Проект балдахина для собора Санта Мария Ассунта в Генуе. Рисунок размером 186х96 см. Музей Гранье в городе Экс-ан-Прованс, Франция

Но не только Бернини и Микеланджело вдохновляли Пюже. Он видел также, что делали и другие скульпторы в Риме по части раннехристианских сюжетов и, в частности Алессандро Альгарди (1595-1654), второй в те времена по известности скульптор Италии после Бернини. Просто приведем фото соответствующих голов тех или иных персонажей.

Пюже. Терракотовые эскизы бюстов Марка Аврелия и царя (возможно, Давида). Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс, Франция

Пюже. Терракотовые эскизы бюстов Марка Аврелия и царя (возможно, Давида). Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс, Франция

Альгарди. Папа Лев Великий посылает Аттилу из Рима. 1643-1653. Мрамор. Собор Св. Петра. Рим

Альгарди. Папа Лев Великий посылает Атиллу из Рима. 1643-1653. Мрамор. Собор Св. Петра. Рим

Альгарди. Папа Лев Великий посылает Аттилу из Рима. Фрагмент

Альгарди. Папа Лев Великий посылает Атиллу из Рима. Фрагмент

Папа Лев уговорил грозного предводителя гуннов Атиллу в середине 5 века н.э. уйти из Италии. На барельефе не вполне ясно, кто кого испугался.

Чтобы лучше представлять, насколько Италия и Франция вышли вперед по части мастерства и знания анатомии, предлагаем вниманию читателя посмотреть на две барочные испанские скульптуры начала 17 века.

Слева: Архангел Гавриил. Начат в 1606. Высота 106 см. Музей Диосеано, Вальядолид, Испания. Справа: Педро де Мена (почти ровесник Пюже, младше на 8 лет). Кающаяся Мария Магдалина. Крашеное дерево. Высота 165 см. Национальный музей скульптуры в Вальядолиде (в настоящее время в Прадо), Испания

Слева: Архангел Гавриил. Начат в 1606. Высота 106 см. Музей Диосеано, Вальядолид, Испания. Справа: Педро де Мена (почти ровесник Пюже, младше на 8 лет). Кающаяся Мария Магдалина. Крашеное дерево. Высота 165 см. Национальный музей скульптуры в Вальядолиде (в настоящее время в Прадо), Испания.  По уровню исполнения эти скульптуры могли бы еще сойти с рук в каком-нибудь очень древнем Египте или же в 20 веке, а вот, что бы подумал Кольбер по поводу таких статуй в Версале или римский папа – в Риме в 17 веке, даже страшно подумать

2. «Персей и Андромеда» Пюже

По сложности и размерам «Персей и Андромеда» — это вторая работа Пюже после «Милона Кротонского». Эта скульптура попала в парк Версаля в 1685, «Милон Кротонский» – в 1683. Надо сказать, что главный куратор Пюже при дворе Людовика XIV фактический глава правительства Кольбер умер в 1683 и ему не довелось увидеть, что стало с тем блоком мрамора, который он согласовал столько лет назад для того, чтобы Пюже сделал из него шедевр. В настоящее время эти две скульптуры (и «Галльский Геркулес») стоят во дворе Пюже в Лувре.

Двор Пюже в Лувре. Справа «Милон Кротонский», слева «Персей и Андромеда». Фото из архива авторовДвор Пюже в Лувре. Справа «Милон Кротонский», слева «Персей и Андромеда». Фото из архива авторов

Двор Пюже в Лувре. Справа «Милон Кротонский», слева «Персей и Андромеда». Фото из архива авторов

Пюже был уже немолод и переводить в мрамор «Персея и Андромеду» ему помогал его племянник и ученик скульптор Кристоф Веирье (1637-1689), тоже весьма умелый скульптор, работы которого украшают музеи мира.

Видимо, ему же принадлежит портрет учителя.

Веирье. Портрет Пьера Пюже. Музей Гране. Экс-ан-Прованс (город такой на Лазурном берегу). Франция. Получился довольно интеллигентный француз с романтическим шейным платком, подчеркивающим творческий характер изображаемого

Веирье. Портрет Пьера Пюже. Музей Гране. Экс-ан-Прованс (город такой на Лазурном берегу). Франция. Получился довольно интеллигентный француз с романтическим шейным платком, подчеркивающим творческий характер изображаемого

Пюже. Персей и Андромеда. 1678-1684. Каррарский мрамор. Высота 310 см. Лувр. Париж

Пюже. Персей и Андромеда. 1678-1684. Каррарский мрамор. Высота 310 см. Лувр. Париж

Пюже. Персей и Андромеда. Фрагмент

Пюже. Персей похищающий Андромеду. Фрагмент. Название в соответствии с мнением самого скульптора

Пюже. Персей и Андромеда. Фрагмент. Голова Горгоны Медузы

Пюже. Персей и Андромеда. Фрагмент. Голова Горгоны Медузы

Надо сказать, что, когда мужчина тащит женщину, первое, что приходит на ум, это – похищение с не очень хорошими намерениями. В скульптуре, например, очень любили изображать похищение Прозерпины Плутоном, похищение сабинянок, но это сюжеты избитые. В Лувре есть и другие похищения, причем стоящие неподалеку друг от друга:

Слева: Томас Регнауден (годы жизни 1622-1706). Сатурн, похищающий Кибеллу. Справа: Гаспар Марси (начал скульптуру), Ансельм Фламен (окончил скульптуру). Похищение Бореем Орифии

Слева: Томас Регнауден (годы жизни 1622-1706). Сатурн, похищающий Кибеллу. Справа: Гаспар Марси (начал скульптуру), Ансельм Фламен (окончил скульптуру). Похищение Бореем Орифии

Обе статуи были сделаны в рамках составленного Лебреном плана по украшению партеров Версаля, где им были задуманы шесть групп по четыре статуи, должные изображать Элементы, Времена года, Часы дня, Части мира, Темпераменты, Стихи. Подобная «каша» напоминает некоторые образовательные дисциплины типа естествознания, которыми потчуют наших младших школьников.

Предполагались и четыре трехфигурные похищения, одно из которых так и не было сделано. Эти похищения должны были окружать шар (вселенную), что должно было сообщать смысл космического порядка – гигантской проекции королевского политического строя. Каждое похищение символизировало стихию: ветер Борей и Орифия – Воздух, Сатурн с Кибелой – Землю, жирардоновские Плутон и Прозерпина – Огонь. В путеводителях ошибочно Сатурна с Кибелой (она же Рея, она же Опа) отождествляют с Всепоглощающим временем, но это делается по инерции – раз Сатурн, значит жрет своих детей, но здесь другое – здесь нечто животворящее.

Эти две статуи в 1687 поставили перед Оранжерей Версаля, в 1717 при Людовике XV их перенесли в сады Тюильри перед Лувром, а в 1972 они попали в Лувр для сохранности.

В отличие от всяческих похищений, напоминающих обряд похищения невесты, Пюже запечатлел для Версаля кульминационный момент победы над чудовищем. По сути, это тоже похищение, но совсем уже добровольное, как говорят юристы, субъективная сторона деяния не обнаруживает состава преступления.

Сюжет. Дочь египетского царя Андромеда очень гордилась своей красотой, заявив, что она прекрасней всех нереид (морские нимфы). Бог морей Посейдон обиделся за своих «сотрудниц» и наслал на Андромеду чудовище, а заодно и наводнение. И вот она, прикованная к скале, с ужасом ждет чудовище. Но тут Персей, возвращаясь после убийства Горгоны Медузы, оказался рядом. Увидев, что происходит что-то нехорошее, он спас Андромеду и она стала его женой. Так что по характеру действия и результату этот сюжет вполне соответствует всяческим похищениям.

В 1684 Пюже написал в письме Лувуа (гос. секретарь по военным делам):

«Я оправился после моей группы похищения Андромеды Персеем, рисунок которой я вскоре вышлю. Надеюсь, что эта работа будет более прекрасной и будет принята благосклонней нежели Милон Кротонский. Кусок мрамора без каких-либо изъянов и белый как снег. Я работал пять лет. Персей почти таких же размеров, как и Милон».

Весной 1684 «Персей и Андромеда» была подписана и погружена в Тулоне на корабль. Этот корабль поплыл к Гибралтару, по пути в самом большом порту Рима Чивита-Веккья (сам Рим находится в 80 км от моря) на корабль были погружен второй шедевр – конная статуя Людовика XIV Бернини. Так и хочется сказать: ну и смелые же были люди в те времена, ну а если бы парусник затонул? Это был, так сказать, двойной привет средиземноморского барокко северному Версалю. Статуи прибыли в Версаль в 1685 и были установлены в садах.

Вскоре Лувуа ответил скульптору:

«Король увидел вашу Андромеду, Его Величество очень ею доволен. Он приказал передать вам 15 000 фунтов» (огромная по тем временам сумма за произведение искусства).

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *