Николай I и изобразительные искусства. Часть 1

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Штрихи к семейной жизни Николая I

Как Николай I поправил рисунок Ф.П.Толстого

 

В настоящей публикации читатели найдут много интересного о том, как строились отношения в семье Николая I, как переживались им и его близкими трагические события, связанные с Восстанием декабристов и пораженеием Росии в Крымской войне, потерей родных, о рыцарском характере императора и его художественном вкусе и эстетических воззрениях.

Эпиграф.

«Но ты тоже должен помнить, что тебя Бог поставил так высоко, что ты не себе принадлежишь, а своей родине»

Из письма Николая I наследнику престола (будущему Александру II), 1838 год.

 1. Некоторые детали биографии Николая I.

Х.Д.Раух. Портрет великого князя Николая Павловича (будущего Николая I). Мрамор. По модели 1821 года. Эрмитаж

Х.Д.Раух. Портрет великого князя Николая Павловича (будущего Николая I). Мрамор. По модели 1821 года. Эрмитаж

Портрет Александры Федоровны. Портрет сделан по образцам портретов Х.Д.Рауха

Портрет Александры Федоровны в молодости. Портрет сделан по образцам портретов  Х.Д.Рауха

Николай Павлович и его супруга изображены очень молодыми в самый счастливый период их супружеской жизни, пока еще бремя управления монархией не опустилось на плечи Николая Павловича.

Не Николай должен был править после либерального Александра I, был еще Константин – старший брат (напомним: у Павла I было четыре сына: Александр, Константин, Николай, Михаил), но Александр I сделал невнятное завещание, а Константин отрекся от престола и сделал это очень нехорошо, предоставив подлецам повод для смуты в декабре 1825.

Г. фон Кюгельхен. Портрет семьи императора Павла I. Около 1800. Холст, масло. Павловск.

Г. фон Кюгельхен. Портрет семьи императора Павла I. Около 1800. Холст, масло. Павловск

Сидят Павел I и его супруга Мария Федоровна. В ноябре 1796 умерла бабка Екатерина II, не любившая и третировавшая сына Павла, отобравшая у него старших сыновей, которых воспитывала сама. Она воспитала Александра (будущего Александра I) и Константина (на картине они стоят слева около бюста Петра I). Они и достукались до декабристов. Очень нужный для России император Павел I всего лишь несколько лет как избавился от своей матери и сам воспитывает малышню.

Малыши на картине: Николай (будущий Николай I, родился в июне 1796) стоит рядом с матерью, которая потом заболеет из-за потрясения, полученного во время Восстания декабристов, великая княжна Анна Павловна стоит рядом с отцом Павлом I, сидит рядом с ним совсем маленький Михаил — брат, который вместе с Николаем будет ходить среди солдат во время декабристского бунта. А мать Николая, находясь в Зимнем Дворце в декабре 1825, будет переживать сразу за двух своих младших сыновей (Николая и Михаила) и за всех близких, так как, зная историю французской революции, понимает, что в планы заговорщиков может входить ликвидация членов царской семьи (а планы такие, как потом выявила Следственная комиссия, действительно имели место).

Екатерина II умерла в ноябре 1796  через несколько месяцев после рождения Николая Павловича, так что посмотреть на внука она успела, а повоспитывать – нет. Увидев новорожденного Николая Павловича, знаменитая бабушка восхитилась младенцем и сказала:

«Голос у него бас, и кричит он удивительно. Длиною он аршин без двух вершков (62 см), руки у него немного поменьше моих. В жизнь мою – в первый раз вижу такого рыцаря. Я стала бабушкой третьего внука, который по необыкновенной силе своей предназначен, кажется мне, тоже царствовать, хотя у него есть два старших брата».

Уже в марте 1801 Павел I будет подло убит заговорщиками, среди которых особенно надо отметить английских агентов. Судьба России вырулит ее на войну с наполеоновской Европой к большой выгоде Англии. Николаю Павловичу 5 лет, а Александру Павловичу – 24 года.

Павел I любил рыцарскую тематику, даже стал 72-м велики магистром Мальтийского ордена. Судя по всему, детские воспоминания об отце могли оставить в памяти маленького Николая эти рыцарские образы .

Рыцарский зал в Новом Эрмитаже. Построен Василием Стасовым и Николаем Ефимовым. 1842-1851

Рыцарский зал в Новом Эрмитаже. Построен Василием Стасовым и Николаем Ефимовым. 1842-1851

В семье любили детей, супруга Александра I Елизавета Алексеевна катала маленького Николая на шлейфе своего парадного платья. Это довольно удобно для ребенка, о чем можно судить по шлейфу платья, правда, уже супруги Николая:

Придворное «русское» платье императрицы Александры Федоровны. Россия. 1850-ые годы. Бархат, атлас, золотое шитье. Гатчина

Придворное «русское» платье императрицы Александры Федоровны. Россия. 1850-ые годы. Бархат, атлас, золотое шитье. Гатчина

Можем посмотреть на посмертный портрет жены Александра I Елизаветы Алексеевны:

П.В.Басин. Портрет императрицы Елизаветы Федоровны в трауре. 1831. Холст, масло. Эрмитаж

П.В.Басин. Портрет императрицы Елизаветы Федоровны в трауре. 1831. Холст, масло. Эрмитаж

Она умерла в 1826, примерно на год пережив своего супруга Александра I. На картине она скорбит, море напоминает о Таганроге, где умер (по другой версии – просто скрылся от света и стал старцем Федором Кузьмичем) Александр I, стоит его бюст (возможно, работы Мартоса). Но читатели СКУЛЬПТПРИВЕТ обратят внимание на цветочки на столе. Это те же самые маки, что и на венке «Ночи» Торвальдсена. Маки – символ сна и смерти.

Николай I (1796-1855) в 1825 удержал Россию от очередного смутного времени и сумел подавить безумных декабристов, выведших на Сенатскую площадь мало что понимающих солдат (а большинство дворянчиков — провокаторов туда не пошло, в том числе, казнокрад Пестель).

14 декабря 1825 года, когда все висело на волоске, Александра Федоровна (жена Николая I) вместе со свекровью – вдовствующей императрицей Марией Федоровной) ждали своей участи в Зимнем Дворце, плакали, но держались, как могли. После этого на всю жизнь у жены Николая I остался нервный тик. Когда пришел посыльный от Николая I, чтобы предупредить, что придется стрелять по восставшим, с его матерью Марией Федоровной чуть не случился инсульт, она всплеснула руками и закричала:

«Боже мой! До чего я дожила! Сын мой восходит с пушками на престол!».

На всю жизнь в память трехлетнего Николая Павловича врезалось известие о том, что отец назначил его шефом Измайловского полка 28 мая 1800 года. 14 декабря 1825, когда чаша весов колебалась и все зависело от того, как поведет себя та или иная воинская часть, в Лейб-Гвардии Измайловском полку приняли присягу новому императору Николаю I вообще до всяких известий о действиях других частей.

Николай I был удивительным мужем, почитал и любил свою жену, об этом можно многое прочитать в потрясающем двухтомнике Т.Л.Пашковой «Император Николай I и его семья в Зимнем Дворце», Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. Информация, собранная в этом более чем 1000-страничном издании большого формата удивляет тем, как могут люди понимать друг друга. А, главное, ощутить, что такое монархия, но не абстрактная, а монархия династии Романовых в России.

В 1844 Николай I составил удивительно завещание. Он распределил между родными не злато и серебро, а дорогие ему вещи. Ценность этих вещей после ухода близкого человека могли оценить только по-настоящему родственные души. Вот, что завещал Николай I:

«Портрет матушки, мне ею подаренный, равно как и завещанный ею портрет батюшки (Павла I), и императора Александра Павловича (брата), жалую сыну Александру (будущему Александру II), и оставить у старшего в роде… Ему же завещаю маленький медальон покойного императора и медаль парижскую, бывшую на его гробе, которые всегда со мной…портрет жены моей и цесаревны (были всегда с завещателем – тоже наследнику)…Дочери Марии портреты жены моей карандашом, что у меня на столе… Сыну Александру  портрет  жены моей en camee (камея), что в медальоне и который я носил в Турецком походе (в 1828-1829 годах). Дочери Александре — портрет жены в малом медальоне, который всегда ношу в дороге… Сыну Константину — большие карманные часы императора Александра (брата). Александре Федоровне (жене) – обручальное кольцо, равно и те два, которые мне дала при отъезде моем из Берлина по сговоре, и то, что дала мне при 25-летии нашей свадьбы (то есть в 1842)… Прочие кольца оставить на мне, равно как кресты и медальон , которые всегда на мне, и костяное распятие, которым матушка меня благословила в поход в 1814 году (мать умерла в 1828)… Александре Федоровнестатуйку из уцелевшего куска после пожара от бывшей статуи (пожар Зимнего Дворца в 1837),…И отдельным пунктом: Я уверен, что сын мой император Александр Николаевич будет всегда почтительным, нежным сыном, каким всегда умел быть с нами; долг этот еще священнее с тех пор, как мать одна! В его любви и нежной привязанности, так и всех детей и внучат, она должна обресть утешение в своем одиночестве».

Совсем не случайно из пожара первым делом Николай I вынес из Зимнего Дворца картину Доменикино «Святой Иоанн», которая была особенно дорога Александре Федоровне в связи с ранней смертью ее матери королевы Луизы.

Доменикино (Доменико Цампьери). Святой Иоанн (Евангелист Иоанн). 1630-ые. Холст, масло, Государственный Эрмитаж

Доменикино (Доменико Цампьери). Святой Иоанн (Евангелист Иоанн). 1630-ые. Холст, масло, Государственный Эрмитаж

К.Робертсон. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1840-1841. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

К.Робертсон. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1840-1841. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

На данном портрете запечатлена Александра Федоровна, когда она уже понимает, что вступает во вторую и последнюю фазу своей жизни, поскольку уже одна из ее дочерей вышла замуж, потом другие дети уйдут из семьи, да и здоровье не то. Самые счастливые и радужные годы ушли вместе со сгоревшим в 1837 старым Зимним Дворцом.

К.П.Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны . 1837. Холст, масло. Этюд для неосуществленного группового портрета

К.П.Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны . 1837. Холст, масло. Этюд для неосуществленного группового портрета. Эта дочь первой и вышла замуж

Пожар Зимнего Дворца 17 декабря 1837 года. Акварель Б.Грина. 1838. Государственный Эрмитаж

Пожар Зимнего Дворца 17 декабря 1837 года. Акварель Б.Грина. 1838. Государственный Эрмитаж

П.М.Ж.Верне. Пожар Зимнего Дворца. 1838. Холст, масло. Эрмитаж

П.М.Ж.Верне. Пожар Зимнего Дворца. 1838. Холст, масло. Эрмитаж

Николай I был красивым мужчиной, дамы это ценили. Он тоже не был чужд красоте и нравились ему не только мраморные красавицы. Мог, конечно, государь расслабиться, но грань не переходил. Массу интересных подробностей можно узнать из указанной выше книги и мемуаров очевидцев. Николай I, как и все монархи, стремился отвлечься от придворного этикета, им же установленного, любил маскарады, на которых дамы до неузнаваемости изменялись и скрывали лица, что создавало раскрепощенную обстановку. Как-то во время одного такого маскарада неузнанная дама спросила Николая I:

«Что общего между железной дорогой и маскированным балом (маскарадом, где в толкучке все просто прогуливались)?». Как всегда остроумный, Николай I ответил: «То, что они оба сближают».

Большой рост, строгий профиль, низкий голос, блестящее владение французским, немецким. Супруга английского посла, посетившая в 1846 Петербург, писала:

«Он был самый красивый человек, которого я когда-либо видела, и его голос и обхождение чрезвычайно обаятельны».

Дабы очернить не царя даже, а отношения его с супругой, тогдашние либералы и злопыхатели любили рассказывать о его отношениях с фрейлиной императрицы Варварой Аркадьевной Нелидовой, якобы родившей от него трех детей (не доказанный факт).

В 1838 на маскараде молодая девушка (на 18 лет младше Николая) в маске заинтриговала Николая I рассказом о подробностях жизни его, которые могли быть известны только близким людям. Под конец она открылась, оказалось, что это Нелидова — бедная сирота, единственная родственница которой – фрейлина Екатерины II — и поведала ей подробности о юности императора. Девушка понравилась Александре Федоровне (жене Николая I), она стала ее фрейлиной. Так завязалась семнадцатилетняя дружба ее с императором. Конечно, Нелидова любила императора.

Но вот любопытный факт, которого не могут понять либералы. Когда умер Николай I, убитая горем императрица Александра Федоровна увидела, что творилось с Нелидовой. Фрейлина при дворе трех императоров А.Ф.Тютчева (в 1853 она стала фрейлиной супруги наследника цесаревича будущего Александра II) описывает, что произошло дальше.

«Императрица, призвав к себе Нелидову, нежно обняла, крепко поцеловала и, сняв с руки  браслет с портретом государя, сама надела его на руку Варвары Аркадьевны (Нелидовой) и, кроме того, назначила один час в течение дня, в который, во время пребывания тела  императора во дворце, в комнату, где он покоился, не допускался никто другой, кроме Нелидовой, чтобы дать ей, таким образом, помолиться у дорогого ей праха».

П.Ф.Соколов. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1820-е годы, ей двадцать с чем-то лет. Эрмитаж 

П.Ф.Соколов. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1820-е годы, ей двадцать с чем-то лет. Эрмитаж 

Ф.К.Винтерхальтер. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1860. Эрмитаж

Ф.К.Винтерхальтер. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1860 (год ее смерти, она уже пять лет как вдова). Эрмитаж

Зимние конные бега на Неве. Раскрашенная гравюра по рисунку И.И.Шарлеманя

Зимние конные бега на Неве. Раскрашенная гравюра по рисунку И.И.Шарлеманя

Литография А.Радцига с оригинала П.Хесса. 1842

Литография А.Радцига с оригинала П.Хесса. 1842

На литографии четыре пары:

— император Николай I и императрица Александра Федоровна — впереди,

— великий князь Михаил Павлович (младший любимый брат Николая) с сестрой великой княгиней Еленой Павловной,

— наследник цесаревич великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II) с великой княгиней Марией Александровной (племянница Николая) – на литографии слева,

— великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая) и ее супруг герцог Максимилиан Лейхтенбергский – замыкают группу.

Таким образом, Николай I с супругой изображен в окружении брата, сестер и детей. Муж его дочери Максимилиан Лейхтенбергский — с 1843 – президент Императорской академии художеств, внук первой жены Наполеона Жозефины де  Богарне, именно он получил по наследству эрмитажный вариант «Трех Граций» Кановы, благодаря ему этот шедевр находится в Эрмитаже.

Николай I умер в 58 лет (рано для своих физических данных) 2 марта 1855 в разгар Крымской войны. Причина смерти – стресс и душевный кризис, приведший к тому, что обычная простуда оказалась достаточной для начала смертельной болезни – эмфиземы легких.

Незадолго до смерти на Дворцовой набережной (перед Зимним Дворцом) ночью один из современников, возвращаясь из театра, увидел медленно двигавшуюся одинокую фигуру. Как пояснил ему лодочник, «это царь, который каждую ночь по целым часам ходит взад и вперед один по набережной».

Днем царь, как мог, держался. Чуть было не умерла заболевшая императрица Александра Федоровна, мысль о возможной ее кончине и вовсе доконала императора: он не ел, не спал, находился во время ее болезни около нее. А поскольку понимал, что Александра Федоровна, в свою очередь, переживает, что он не спит, находился около ее кровати в комнате за ширмой и ходил в носках, чтобы ее не беспокоить.

Основная причина стресса – неудачи в Крымской войне. Но на здоровье императора конечно же повлияли чудовищный бунт 1825, пожар Зимнего Дворца 1837, смерть любимого младшего брата Михаила в 1849, смерть в 1844 младшей дочери, любимицы родителей, девятнадцатилетней Александры, которая умерла после родов в Александровском дворце Царского села (во дворце после этого не давалось ни балов, ни празднеств  пока были живы ее родителей).

После смерти Николая I на одном из листков почтовой бумаги с орлом в верхнем углу был найден записанный его рукой псалом Давида «Живый в помощи вышнего». Как написала, фрейлина Тютчева, «он пал самой первой и выдающейся жертвой осады Севастополя».

Справка. Встревоженно-радужные ожидания победоносного завершения Крымской войны 1853-1856 годов не подтвердились и последовали неудачи, в которых подогреваемое демократами русское общество, конечно, обвинило царя. Европа (Франция, Англия, остальные также встали на их сторону) и Османская империя вели боевые действия против России, которая на дипломатическом уровне допустила ряд ошибок, доведя дело до поражения. Боевые действия велись в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, на Кавказе и Камчатке. Наибольшие столкновения произошли в Крыму, где героически воевали русские солдаты и офицеры. 28 июня 1855 года уже при Александре II (Николай I умер в марте 1855) на Малаховом кургане от пули погиб великий русский флотоводец адмирал Нахимов. Во Франции против России «старался» Наполеон III из династии Бонапартов (выскочек), которого Николай I считал нелегитимным монархом, поскольку династия Бонапартов была исключена из французского престолонаследия Венским конгрессом 1814-1815, но западные с позволения сказать дипломаты не утруждали себя соблюдением договоренностей, особенно по отношению к России. Этот «монарх» мечтал взять реванш за поражение Франции в 1812. Повод для войны не очень интересен, поскольку истинная ее причина – отношение Запада к России.

Чувство долга Николая I нам не понять, можно только удивляться психологии императора из династии Романовых. Он «служил императором», как умный человек был глубоко религиозен (а попробуйте объяснить происходящее, не учитывая волю всевышнего), в сутки трудился по 18 часов, ел с большим воздержанием. Он, как и всякий нормальный монарх, тяготился такой жизнью, но долг для него был превыше всего.

Николай I посвятил много времени воспитанию и подготовке сына к будущему царствованию, но Александр II оказался не таким рыцарем, как его отец.

Поэт Василий Андреевич Жуковский (1783-1852), тот самый, который был автором  слов гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» и который подарил юному Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»,  в 1825 был приглашен Николаем I в качестве наставника своего сына цесаревича Александра Николаевича. Несмотря на непростые отношения с наследником и с семьей Николая I, Жуковский до конца сохранял звание лица, состоящего при цесаревиче. Последние годы жизни с 1841 по 1852 В.А.Жуковский  провел в Германии, хотя и мечтал вернуться на родину. Этому, однако, помешала болезнь. Похоронен Жуковский в Баден-Бадене.

Нордгейм Август (1813-1884). Портрет В.А.Жуковского в кресле. Статуэтка  из меди.  Высота 46 см

Нордгейм Август (1813-1884). Портрет В.А.Жуковского в кресле. Статуэтка  из меди.  Высота 46 см. Как написал сам Жуковский в своем письме от 1844 года  из Франкфурта-на-Майне, «в проезде своем через Дюсельдорф заказал я скульптору Нордгейму  бронзовую статуйку»

Николай I умер в своем кабинете на походной кровати, укрытый шинелью, среди близких. Когда в день смерти утром приехал курьер с депешей из Севастополя, он отправил его к наследнику со словами: «Эти вещи уже меня не касаются». Он узнал правду о своем будущем, задав вопрос доктору Мандту: «Скажите мне, разве я должен умереть?». Получив утвердительный ответ, отвернулся в постели на 6-8 минут (по воспоминаниям Мандта), потом поблагодарил врача за правду, начал отдавать последние распоряжения, «в голосе его не было заметно никакой перемены». Перед кончиной Николай, кашляя и хрипя вследствие поражения легких, спросил у Мандта: «Долго ли продлится эта отвратительная музыка? Если это начало конца, это очень тяжело. Я не думал, что так тяжело умирать».

Ходит версия о самоубийстве Николая I, о его отравлении и т.п. Это все не принципиально, поскольку и так ясно, что жить ему стало мучительно.

Александра Федоровна перенесла смерть мужа тяжело, она старалась держаться, была замкнута, и только когда тело императора через несколько дней вынесли из Зимнего Дворца, чтобы доставить его в Петропавловскую крепость, она разрыдалась, «опустилась на землю, наклонилась и поцеловала порог той двери, через которую в последний раз перешагнул тот, кто был товарищем, покровителем и другом всей ее жизни». Поддерживал мать и сын — новый император  Александр II. Все эти детали запечатлела А.Ф.Тютчева в своем дневнике.

В его сугубо личном нижнем кабинете, где он скончался, были произведения искусства, близкие императору. Среди них произведения на тему открытия памятника Павлу I в Гатчине в 1851, созданного тем самым скульптором И.П.Витали, которому некогда Николай I заказал знаменитую «Венеру, снимающую сандалию».

Витали. Памятник Павлу I. 1851. Гатчина

Витали. Памятник Павлу I. 1851. Гатчина

Другим запечатленным памятным событием было открытие Александровской колонны в 1834.

В.Е.Раев. Александровская колонна в грозу. 1834. Холст, масло. Государственный Русский музей

В.Е.Раев. Александровская колонна в грозу. 1834. Холст, масло. Государственный Русский музей

Был запечатлен парад в Калише в 1835 по случаю разгрома польского восстания.

Акварель. Лист из бювара (папки для промокашек), подаренный Александре Федоровне в 1858 на ее шестидесятилетие ее детьми

Акварель. Лист из бювара (папки для промокашек), подаренный Александре Федоровне в 1858 на ее шестидесятилетие ее детьми

На этой акварели иллюстрируется 25-летний счастливый период жизни императорской четы с 1817 по 1842: любимый Николаем I Петергоф, маневры в Калише, замок Бранденбург в Силезии, Прага. Такая подборка напоминает о поездке четы в Чехию на созванный Николаем I съезд монархов Австрии, Пруссии и России. Лист украшен букетом из все тех же маков (символов сна и смерти, поскольку Николая I уже нет).

А современникам очень хотелось расслабиться после строгого Николая I. Расслабились, убили Александра II, потом еще многих чиновников, наконец, Николая II. Никогда более власть не пользовалась большим уважением, нежели при Николае I.

Таким он монархом был, Николай – «палочник», как его называют персоны с генетическими отклонениями. И вот, что значит монархия как форма государственного правления. Никаких проходимцев, хотя с монархом тоже может не повезти.

2. Как Николай I поправил рисунок Ф.П.Толстого

Творчеству великолепного классициста, скульптора и художника, Ф.П.Толстого было посвящено несколько статей.  Но сейчас не о нем речь, а об императоре. Николай I безусловно понимал в прекрасном, обладал хорошим вкусом и учился рисовать у В.К.Шебуева. Вспоминает М.Ф.Каменская, дочь Ф.П.Толстого.

«Как-то раз, как обычно, Ф.П.Толстой показал императору свой рисунок, чтобы в случае его одобрения начать делать медаль на тему в память Войны 1812 года (Толстому были выделены деньги на этот цикл медальонов, поэтому и согласовывал). Николай I (такое с Толстым приключилось один единственный раз) сказал ему:

— Послушай, Федор Петрович, воля твоя, а колено у твоего славянского воина повернуто неправильно!..

— Нет, правильно, ваше величество! – с уверенностью ответил Толстой.

Государь точно стал перед зеркалом в позу воина.

— Вот, видишь, от самого колена ты отвел ногу в сторону, а так она стоять твердо не может. Славянский воин манерничать, по-моему, не будет; он поставит ступню вот так…

Потом государь присел к письменному столу и тут же на папенькином, как пишет дочь Ф.П.Толстого, рисунке легонечко нарисовал ногу карандашом так, как ему казалось она будет стоять правильно.

Ничего не видя и не слыша, возвращался Толстой в Академию художеств (которая находится на другом берегу Невы на Васильевском острове), бормоча:

— Вот как нынче!.. Я уже не в состоянии нарисовать ноги правильно… Меня надо учить! Да еще рисуют на моем рисунке. Как это вежливо!

Вбежав в своей кабинет, папенька заперся изнутри на ключ, проворно разделся догола и начал перед трюмо становиться в разные позы. По мере того, как он проверял себя, горячка его разом оставила: он вдруг чего-то застыдился…Проворно оделся и, открыв дверь, громко крикнул маменьку…

— Я виноват, виноват так, как в жизни никогда не был…Вот, посмотри, у меня в этом рисунке медали, в правой ноге у воина, прокралась ошибка; я ее сам не заметил, а от государя она с первого взгляда не ускользнула. Каков молодец, какая у него верность взгляда, а я, скот эдакий, еще обозлился на него… А он и прав, тысячу раз прав!.. Гляди: это государь сам поправил мне правую ногу… Что же ты мне не дашь лаку? Я покрою им карандаш его величества и сохраню эту редкость потомству».

Весьма поучительный рассказ. Зато сейчас в тренде объяснять всякую галиматью тем, что художник «так видит».

Анекдот (известный). Приходит Пятачок в гости к Винни-Пуху, а у того на стене изображен жареный поросенок на блюде. Пятачок возмущается: «Как же так можно изображать поросенка, что же это такое!?».  «А я так вижу!» – отвечает ему Винни-Пух. Не поспоришь: как говорили Штепсель с Тарапунькой, «кто любит пиво, кто любит квас, а я безумно обожаю контрабас».

3. Об ошибках Николая I

Были ли ошибки у Николая I? Были.

Например, во время пожара 1837 года он в суматохе приказал разбить окна, что усилило пламя за счет притока кислорода.

Или его согласие с выводами комиссии  1849 года (Бруни, Басин, Нефф – имена то какие!) об отсутствии ценности большей части картин из ревизуемых 4500 картин, картины были проданы.

По поводу второй ошибки надо сказать, что такое же наблюдалось и в других музеях Европы в это время. А на вкус «грубый, но здоровый», не всякие произведения искусства имеют художественную ценность. Что-то подсказывает, что проданные картины нормально воспитанный зритель не взял бы с собой на необитаемый остров, чтобы они грели ему душу в одиночестве, то есть руководил императором здоровый дух в здоровом теле без антикварно-археологической подноготной. Ко всему прочему, место надо было экономить.

 

И в завершение маленький фильм об Александрии — любимой даче Александры Федоровны, подаренной ей Николаем Первым и названной ее именем. В фильме звучит Баркарола Ф.Шуберта — эту музыку могли слушать в семье Николая Первого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *