Чудесные вакханки Проспера д`Эпине и немного про «отцов» современного искусства

Давным-давно в сказочные времена застоя, когда еще любопытство людей не было так занято возрастом выхода на пенсию, один знакомый вдруг сказал: «Мне нравятся женщины Модильяни». На вопрос: «Неужели? А представь себе женщину Модильяни на пляже» он ответил вопросом: «А при чем тут пляж?».

У древних ваятелей, не измученных «нарзаном» импрессионизма, таких вопросов не возникало. Известный теоретик искусства И. Винкельман в XVIII веке объяснил причину красоты греческих статуй тем, что ваятели и художники созерцали обнаженных атлетов и танцовщиц ну, если и не на пляжах, то во вполне публичных местах: «Самые красивые юноши плясали нагими в театре, и Софокл, великий Софокл, был первым, кто выступил в таком виде перед своими согражданами. Фрина купалась во время элевзинских игр перед глазами всех греков и сделалась, при выходе из воды, прообразом Венеры-Анадиомены для художников» (см., например, «Фрину» Г.И.Семирадского). Конечно, греки потом перегнули палку, и почти тысячу лет европейцам пришлось замаливать грехи в эпоху средневековья.

Попробуем применить «пляжно-античный» подход к нескольким скульптурам двух французских скульпторов второй половины XIX века: Проспера д`Эпине (1836-1912) и «отца» современного искусства Огюста Родена (1840-1917). Про творчество первого в прекрасной по подбору репродукций старорежимной книге по Эрмитажу «Французская скульптура XVII-XX веков» (авторы З.В.Зарецкая, Н.К.Косарева, 1963) сказано: «… Но это великолепное мастерство служит только для создания забавной сценки, которая подходит для украшения богатой буржуазной гостиной, так же как и другие произведения этого плана — работы скульпторов Прадье, Клезинже, Каррье-Белеза». Обруган д`Эпине за своего «Амура, просящего подаяние» и при этом скрывающего за спиной лук и стрелы:

Д'Эпине. Амур, просящий подаяние. Мрамор. 1887

Д’Эпине. Амур, просящий подаяние. Мрамор. 1887

Амур, просящий подаяние. Фрагмент

Амур, просящий подаяние. Фрагмент

Обругав Амура за такое некрасивое поведение, авторы книги тем не менее на суперобложке этой же книги помещают «Грозящего Амура» работы Фальконе, сделанного в период, когда Фальконе под воздействием чар фаворитки Людовика XV Мадам де Помпадур ударился в рококо.

Фальконе. Грозящий Амур, Мрамор.

Фальконе. Грозящий Амур, Мрамор.

Грозящий Амур на обложке книги

Грозящий Амур на обложке книги

То ли грозить можно, а обманывать нельзя, то ли буржуазии нельзя, а настоящим аристократам можно не ясно. Думается, эрмитажные работники иногда просто прикидываются, но в душе разделяют, так сказать, «пляжно-античный» подход, который некогда воплотился в мифе о скульпторе Пигмалионе, влюбившимся в свою скульптуру (Галатею), которую потом высшие силы и оживили для него.

Куда уж и под какую лестницу их в Эрмитаже задвинули, но две парные скульптуры «Танцующих вакханок» д`Эпине за несколько десятков лет удалось увидеть только в указанной книге. Его лукавый «Амурчик», просящий подаяние раньше стоял недалеко от таких же «упаднических» (то есть мелкобуржуазных) картин позднего Давида (на античные темы). Этой весной и его на привычном месте не увидели: сейчас вообще в Эрмитаже передвигают французских скульпторов в новый корпус, где среди анфилады комнат с нормальными картинами вдруг взору является комната с авангардным портретом Джона Кеннеди.

Д'Эпине. Танцующие вакханки. Мрамор

Д’Эпине. Танцующие вакханки. Мрамор

Фрагмент

Фрагмент

Д'Эпине. Танцующие вакханки. Мрамор

Д’Эпине. Танцующие вакханки. Мрамор

Фрагмент

Фрагмент

Одно ясно: если «Вакханок» д`Эпине поставить на пляже, найдется немало «пигмалионов», пожелающих их оживить. А если это не так, значит «кончился порох в пороховницах».

Роден, съездив в Италию, вдохновился Микеланджело и почему-то вполне добропорядочные «Врата рая» Гиберти (Флоренция) подвигли его на создание «Врат Ада». Как и многое другое у него, «Врата Ада» остались незаконченными, но в связи с ними Роден слепил «Адама» и «Еву». Говорят, была у него модель для «Евы», однако, глядя на ступни нашей прародительницы, лезут в голову всякие мысли, например, не был ли Роден сторонником дарвинской теории происхождения человека и в таком случае – на какой стадии эволюционного развития изображена прародительница, и что бы сказал доктор Борменталь, приподняв полог, чтобы показать консилиуму коллег ее ногу.

Роден. Ева

Роден. Ева

Роден. Адам

Роден. Адам

Правая рука «Адама» Родена с отогнутым пальцем явно свидетельствует о впечатлении, которое на скульптора произвел Господь Микеланджело, пальцем правой руки вдыхающий самостоятельную жизнь в Адама в Сикстинской капелле в Ватикане. Не вызывает сомнений, что Микеланджело не постился, как наши иконописцы, перед тем, как изобразить Господа, но с академической точки зрения Микеланджело хорош: его «рука бога» (не путать с рукой Марадонны) стала потом великолепным пластическим «мотивом», то есть ее смачно повторяли многие и многие.

Микеланджело. Сотворение Адама

Микеланджело. Сотворение Адама

Повторил и Роден, но както совсем уже нелепо и не академично выставлен у его Адама палец. И почему у Адама? Современные искусствоведы считают за великое благо, когда художник всего не досказывает, будоражит, так сказать, фантазию зрителя. Поэтому это будет в современном тренде, если искусствоведы помогут и пояснят непосвященным, что делал роденовский «Адам» своим пальцем, после чего с таким отвращением отвернулся.

Можно ли «Еву» Родена ставить на пляже? Можно. Но, если верить другому «отцу» современного искусства, то только на юге Франции, в городе Авиньоне, откуда и происходят известные «Девушки из Авиньона» Пикассо.

Пикассо. Авиньонские девицы

Пикассо. Авиньонские девицы

В Авиньоне есть речка, а пляжи в основном на Лазурном берегу. Туда всю эту веселую компанию точно не пустят.

Откуда такой вывод? Да просто в приличных местах избегают скандалов.

Как известно, после восстановления театра в Петербурге после пожара он назван Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В фойе театра с недавних пор стоит бюст Марии Александровны с надписью:

«Императрица Мария Александровна (1824-1880). Проспер д`Эпине (1836-1912). Франция. Дар Внешторгбанка Мариинскому театру. Копия выполнена фирмой «Катэ» в 2002 году».

Императрица Мария Александровна (1824-1880). Проспер д`Эпине

Императрица Мария Александровна (1824-1880). Проспер д`Эпине

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *