Давным-давно в сказочные времена застоя, когда еще любопытство людей не было так занято возрастом выхода на пенсию, один знакомый вдруг сказал: «Мне нравятся женщины Модильяни». На вопрос: «Неужели? А представь себе женщину Модильяни на пляже» – он ответил вопросом: «А при чем тут пляж?».
У древних ваятелей, не измученных «нарзаном» импрессионизма, таких вопросов не возникало. Известный теоретик искусства И. Винкельман в XVIII веке объяснил причину красоты греческих статуй тем, что ваятели и художники созерцали обнаженных атлетов и танцовщиц ну, если и не на пляжах, то во вполне публичных местах: «Самые красивые юноши плясали нагими в театре, и Софокл, великий Софокл, был первым, кто выступил в таком виде перед своими согражданами. Фрина купалась во время элевзинских игр перед глазами всех греков и сделалась, при выходе из воды, прообразом Венеры-Анадиомены для художников» (см., например, «Фрину» Г.И.Семирадского). Конечно, греки потом перегнули палку, и почти тысячу лет европейцам пришлось замаливать грехи в эпоху средневековья.
Попробуем применить «пляжно-античный» подход к нескольким скульптурам двух французских скульпторов второй половины XIX века: Проспера д`Эпине (1836-1912) и «отца» современного искусства Огюста Родена (1840-1917). Про творчество первого в прекрасной по подбору репродукций старорежимной книге по Эрмитажу «Французская скульптура XVII-XX веков» (авторы З.В.Зарецкая, Н.К.Косарева, 1963) сказано: «… Но это великолепное мастерство служит только для создания забавной сценки, которая подходит для украшения богатой буржуазной гостиной, так же как и другие произведения этого плана — работы скульпторов Прадье, Клезинже, Каррье-Белеза». Обруган д`Эпине за своего «Амура, просящего подаяние» и при этом скрывающего за спиной лук и стрелы:
Обругав Амура за такое некрасивое поведение, авторы книги тем не менее на суперобложке этой же книги помещают «Грозящего Амура» работы Фальконе, сделанного в период, когда Фальконе под воздействием чар фаворитки Людовика XV Мадам де Помпадур ударился в рококо.
То ли грозить можно, а обманывать нельзя, то ли буржуазии нельзя, а настоящим аристократам можно – не ясно. Думается, эрмитажные работники иногда просто прикидываются, но в душе разделяют, так сказать, «пляжно-античный» подход, который некогда воплотился в мифе о скульпторе Пигмалионе, влюбившимся в свою скульптуру (Галатею), которую потом высшие силы и оживили для него.
Куда уж и под какую лестницу их в Эрмитаже задвинули, но две парные скульптуры «Танцующих вакханок» д`Эпине за несколько десятков лет удалось увидеть только в указанной книге. Его лукавый «Амурчик», просящий подаяние раньше стоял недалеко от таких же «упаднических» (то есть мелкобуржуазных) картин позднего Давида (на античные темы). Этой весной и его на привычном месте не увидели: сейчас вообще в Эрмитаже передвигают французских скульпторов в новый корпус, где среди анфилады комнат с нормальными картинами вдруг взору является комната с авангардным портретом Джона Кеннеди.
Одно ясно: если «Вакханок» д`Эпине поставить на пляже, найдется немало «пигмалионов», пожелающих их оживить. А если это не так, значит «кончился порох в пороховницах».
Роден, съездив в Италию, вдохновился Микеланджело и почему-то вполне добропорядочные «Врата рая» Гиберти (Флоренция) подвигли его на создание «Врат Ада». Как и многое другое у него, «Врата Ада» остались незаконченными, но в связи с ними Роден слепил «Адама» и «Еву». Говорят, была у него модель для «Евы», однако, глядя на ступни нашей прародительницы, лезут в голову всякие мысли, например, не был ли Роден сторонником дарвинской теории происхождения человека и в таком случае – на какой стадии эволюционного развития изображена прародительница, и что бы сказал доктор Борменталь, приподняв полог, чтобы показать консилиуму коллег ее ногу.
Правая рука «Адама» Родена с отогнутым пальцем явно свидетельствует о впечатлении, которое на скульптора произвел Господь Микеланджело, пальцем правой руки вдыхающий самостоятельную жизнь в Адама в Сикстинской капелле в Ватикане. Не вызывает сомнений, что Микеланджело не постился, как наши иконописцы, перед тем, как изобразить Господа, но с академической точки зрения Микеланджело хорош: его «рука бога» (не путать с рукой Марадонны) стала потом великолепным пластическим «мотивом», то есть ее смачно повторяли многие и многие.
Повторил и Роден, но как–то совсем уже нелепо и не академично выставлен у его Адама палец. И почему у Адама? Современные искусствоведы считают за великое благо, когда художник всего не досказывает, будоражит, так сказать, фантазию зрителя. Поэтому это будет в современном тренде, если искусствоведы помогут и пояснят непосвященным, что делал роденовский «Адам» своим пальцем, после чего с таким отвращением отвернулся.
Можно ли «Еву» Родена ставить на пляже? Можно. Но, если верить другому «отцу» современного искусства, то только на юге Франции, в городе Авиньоне, откуда и происходят известные «Девушки из Авиньона» Пикассо.
В Авиньоне есть речка, а пляжи в основном – на Лазурном берегу. Туда всю эту веселую компанию точно не пустят.
Откуда такой вывод? Да просто в приличных местах избегают скандалов.
Как известно, после восстановления театра в Петербурге после пожара он назван Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В фойе театра с недавних пор стоит бюст Марии Александровны с надписью:
«Императрица Мария Александровна (1824-1880). Проспер д`Эпине (1836-1912). Франция. Дар Внешторгбанка Мариинскому театру. Копия выполнена фирмой «Катэ» в 2002 году».