Содержание
Парные скульптуры: «Поцелуй Амура и Психеи» Кановы, «Амур и Психея» Карделли, «Подаренный поцелуй» Гудона и многие другие
1. «Поцелуй Амура и Психеи» Кановы
Давным-давно в сказочные времена застоя в городах были магазины «Галантерея», в которых, помимо нехитрого парфюма типа одеколон «Ландыш» и всякой всячины, продавались работы богородских резчиков по дереву (в частности, резные изделия из липы, сделанные одной стамеской без всякой шкурки). Излюбленными темами являлись разные животные средней полосы России: медведи, козлы, волки. Самыми шикарными были орлы за счет широко расставленных крыльев. Орлы могли бороться или изображались сами по себе, без ансамбля.
В молодости итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822) пробовал себя в парных скульптурных композициях (например, в одной из них Геракл расшибает Лихаса) но понял, что не всем это нравится.
Изображение героического не было сильной стороной Кановы. Как умный и образованный человек, он обращается к идиллическому сюжету «Поцелуй Амура и Психеи», в котором Амур только собирается поцеловать Психею. Шикарные крылья завершают композицию прямо как у орлов богородских резчиков. Один из современников писал, что крыльями композиция напоминает ветряную мельницу.
Помнится, какой-то искусствовед следующим образом отличал пластику от ваяния: пластика идет изнутри наружу (глина наращивается), ваяние идет снаружи внутрь (мрамор обтесывается). Глубокое наблюдение… Не будем уподобляться этому искусствоведу. Однако, невольно возникает вопрос: не жалко ли было Канове мрамор, которого надо было стесать процентов на 90 чтобы сделать крылья. Ясно, что Канова прежде всего работал в глине, но так расточительно обращаться с мрамором непозволительно и не совсем оправдано. Кстати, типичный ваятель Микеланджело говорил, что статую надо делать так, что, если ее скинуть с горы, от нее ничего не должно отколоться. Видимо, экономил мрамор. Он бы крылья из одного куска мрамора делать не стал.
Однако, можно что-угодно говорить, но рассчитанную на круговой обход «мельницу» из крыльев Амура работы Кановы все помнят, а чудесная классическая стоящая пара «Амур и Психея» в его же исполнении не так памятна. Надо отдать должное скульптору: поза и замысел этой его пары весьма нетривиальны и не имеют прямого прототипа.
Канове были чужды эротические акценты на половых признаках. Он писал:
«Нагота, когда она чиста и отличается изысканностью, отвлекает нас от страха смут и переносит к свету невинности: она прекрасна, если взывает к духовному и возносит душу к созерцанию божественного, она не кажется чувственной, если наделена духовностью, прекрасные формы способны лишь зажечь нас ощущением вечной красоты и отдалить нас от земной сущности вещей».
Скульптуре предшествовали рисунки и даже картина:
Первый луврский вариант скульптуры:
Второй продвинутый эрмитажный вариант скульптуры:
Первый луврский вариант не вполне удовлетворял Канову. Во втором, эрмитажном варианте он изменил положение ткани на ногах Психеи, крылья стали более вертикальны, уменьшил число изломов складок, переделал волосы Амура, убрал мелкие завитки, сделанные буравом, волосы стали казаться более цельной массой. Изменение наклона фигуры Амура повлекло увеличение высоты группы на 18 см., постамент был увеличен на 4 см.
В луврской книге «Le Louvre. La Sculpture européenne», 1994, данная скульптура называется следующим образом: «Psyche ranimée par le baiser de l`Amour» («Психея, воскрешенная поцелуем Амура»), то есть не простое развлечение затеял Амур, а старается только ради пользы и здоровья супруги.
Эрмитажную версию «Поцелуя Амура и Психеи» заказал и приобрел князь Борис Николаевич Юсупов (1750-1831), большой поклонник Кановы. Юсупов видел первый луврский вариант и, заказывая второй вариант, просил Канову внести изменения, что скульптор и сделал. Канова особенно старался, работая над заказом русского мецената.
Эпопея приобретения длилась не один год, начиная с 1795. За скульптуру Юсупов заплатил 2000 цехинов (венецианская монета, упразднённая в 1797), за доставку из римской мастерской скульптора Юсупов заплатил 2000 рублей, пришлось попенять Канове на то, что с посредниками трудно иметь дело. Однако, и это еще было не все: в 1801 Канова захотел получить курсовую разницу в 100 цехинов. Юсупову так надоела волокита, что он через русского консула в Неаполе выплатил 400 цехинов, после чего в ноябре 1801 было получено разрешение на вывоз скульптуры, но тут закончилась навигация. И только летом 1802 скульптура попала в Петербург. Канова в этих трудностях был не очень виноват.
Вероятно, можно не беспокоиться насчет безумной траты мрамора из-за крыльев. Судя по всему, крылья приставлены, на эрмитажной скульптуре видны многочисленные склейки фрагментов:
Канова тепло относился к России, примерно в 1803 у него стажировался русский скульптор В.И.Демут-Малиновский, через которого и произошел контакт знаменитого итальянского скульптора с российской Императорской Академией художеств. В письме конференц-секретарю Академии художеств А.Ф.Лабзину Канова отмечал высокий профессионализм русских молодых ее выпускников – Демута-Малиновского и художника А.Егорова (будущих преподавателей Академии). Письмо Кановы было оглашено на Совете Академии художеств и в 1804 по «общему согласию» последовало избрание «знаменитого итальянского скульптора, кавалера Кановы» почетным вольным общником Академии. Диплом Академии ему доставили в 1805, на что Канова ответил благодарственным письмом.
Нравился «Поцелуй Амура и Психеи» Наполеону, но это в общем-то ничего не значит.
В заключение отметим, что Канова пристально изучал античное наследие. Не исключено, что поза «Поцелуя Амура и Психеи» была подсмотрена им во фресках, найденных в Геркулануме (второй город, погибший при извержении Везувия в 79 году н.э.).
А вот как могли бы выглядеть те же персонажи без крыльев:
Вывод: крылья не лишни.
2. «Амур и Психея» Карделли.
Изумительная, больших размеров композиция создана итальянским скульптором Доменико Карделли (1779-1810). При Николае I коллекция новейшей западноевропейской скульптуры находилась в прекрасном зале, откуда позднее подобная скульптура была выдворена на «лестничную площадку» лестницы, ведущей в тесноватый зал Кановы, Торвальдсена и других. Речь идет об Эрмитаже.
На сей раз не Амур склоняется над Психеей, но Психея склонилась над Амуром и вот-вот его обожжет маслом.
Доменико Карделли по своему таланту и образованности, как никто другой в это время, мог бы составить конкуренцию самому Канове, но он умер в 31 год в 1822. Его изумительная композиция незаслуженно задвинута в Эрмитаже в угол лестничного перехода. Она, как в «Поцелуй Амура и Психеи» Кановы, исполнена в пирамидальной форме, но поражает законченностью и красотой контуров. Скульптор слегка приподнимает тело Амура, поэтому в отличие от многих «лежащих» скульптурных фигур обе фигуры видны и их можно оценить. Эта скульптура превосходит работу Кановы. А мраморный «матрас» Карделли превосходит знаменитый мраморный матрас самого Лоренцо Бернини, сделанный для знаменитого античного Гермафродита, поскольку на вид он мягче.
3. «Подаренный поцелуй» Гудона.
Загадка. Нет ни рук, ни ног, зато парная скульптура на тему, близкую «Амуру и Психее». Кто автор?
Отгадка. Это Жан-Антуан Гудон (1741-1828). Как замечает исследователь Арнасон, Гудон был человек очень большого скульптурного таланта и очень простого нрава, потому и рассудил весьма логично и практично: для поцелуя руки и ноги не требуются
Как истинный портретист, он умудрился сотворить бюст, в котором изображены не сросшиеся туловищем близнецы, а целующиеся он и она. Форма бюста не классическая, это – рококо. Любопытно, если загородить от глаз головы, вполне можно представить бюст с одной головой. Вот какой проказник этот Гудон! Детали сделаны фантастически. И неужели все сделал своими руками? Не верится, если учесть, что после него осталось порядка 2000 скульптур.
4. Скульптура «Сатир и Гермафродит», «Сатир и вакханка» Клодиона
Надо сказать, что сатиры и вакханки послужили и для весьма фривольных сюжетов и образов, в частности, для так называемой дионисийской тематики. Дионис (он же Вакх, он же Бахус) – бог виноделия. Примеров не счесть, ими наполнена целая недетская книга на немецком языке из Мюнхенской глиптотеки «Dionysos. Rausch und Ekstase», 2014, Гамбург, («Дионис. Опьянение и экстаз»). Много групповых сцен, вот парная относительно безобидная композиция:
Оно (Гермафродит) сопротивляется, Сатир лежа прихватил Гермафродита, и далось Оно ему.
Справка. Миф о Гермафродите, как и все подобное, пришел в Грецию с востока. Сначала Гермафордит был просто сыном Гермеса и Афродиты. Ему приглянулась нимфа источника Салмакида близ Галикарнаса (сейчас Турция). Та отказала во взаимности. Однако по ее же желанию боги во время купания Гермафродита объединили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо. Можно сказать и так: Гермафородит – это конкретная «модифицированная» нимфа.
Симплегма – переплетение тел, чаще во время борьбы.
Большим любителем подобных сцен был французский скульптор Клодион (Клод Мишель) (1738-1814). Будучи старше Кановы лет на 20 и будучи французом с их игривыми королями (Бурбонами), он не был еще поражен классицизмом, а потому не уступал эллинам как по сюжетам, так и чувственности персонажей. И, пожалуй, это будет почестнее наполеоновского ампира.
У Клодиона сатир первое попавшееся под руку существо не хватает, понимает, что вакханка предпочтительнее.
5. «Юпитер и Антиопа» Маринали, «Меркурий и Психея» Сергеля и другие.
Не очень известный скульптор, но очень мастеровитый, Орацио Маринали (1643-1720, родился еще при Бернини и работал во времена Людовика XIV) изваял скульптурную группу, которой никак не могли правильно подобрать название. Фигурировали следующие названия: «Спящая Венера с сатиром», «Обнаженная спящая женщина, к которой подкрадывается фавн», «Сатир и спящая женщина», но правильное название дано ниже.
Все очень просто. Согласно очередной легенде Овидия Зевс (Юпитер) в образе сатира подкрался к Антиопе, которая после этого зачала от него. Удивляет то, как в столь явно выраженном сатире со зверской физиономией искусствоведы смогли угадать самого Юпитера. Зато поза Антиопы здорово напоминает позу Гермафродита. Маринали работал во времена барокко в Италии и времена классицизма во Франции, но в любом случае – во времена менее изящные, нежели времена Кановы, потому такой темпераментной получилась скульптура.
А вот еще одна сюжетная «обманка».
Иоганн Тобиас Сергель ( 1740-1814), швед, испытавший влияние Фюсли, картинку которого в одной из предыдущих статей пришлось частично «запикать», изобразил Психею в компании Меркурия.
Любви тут нет и в помине. Конечно, Меркурия с Амуром не спутаешь. Все выдают крылышки: они не на том месте, потому это не Амур. Крылышки на шляпе (могли быть на ногах) у посыльного бога Меркурия (Гермеса), выполняющего роль сопровождающего на Олимп натерпевшуюся всяческих издевательств со стороны Венеры Психею, где ее полностью реабилитируют.
Тот же Сергель изобразил Юпитера с Юноной.
Юпитер действует без выкрутас и сатиром не прикидывается, все же Юнона считается его «официальной» супругой. Зато плохо различимый в левом нижнем углу третий лишний персонаж – орел – с ревностью смотрит на Юнону: вряд ли с неприличными мыслями – скорее, к ее печени примеряется (вспомним, как некогда сам же Юпитер послал орла поклевать печень Прометея).
У скульптора Жозефа Шинара (1756-1813) совсем скверно обошелся с дамой кентавр Несс, отравивший Геракла своей кровью.
Сначала Сергель рисовал кентавра с Деянирой, но в этом сюжете главное – похищение, чего не может делать лежащий кентавр, дама похожа на Европу, которую похищает Зевс, но Зевс это делал, прикинувшись быком. Поэтому в итоге название дано по факту изготовления. Сергель вылепил красивую вакханку и в очередной раз продемонстрировал свое мастерство.
Кстати, Геракл убил кентавра Несса за попытку изнасилования Деяниры. Это тоже послужило темой для скульптур и картин. Поскольку кентавр выделяется размерами, данные композиции имеют некоторое сходство с рассмотренными выше парными скульптурами с участием кентавров.
У Геракла и до данного эпизода были натянутые отношения с кентаврами.
Таким образом, Стуф сделал следующий шаг: сразу двух кентавров убивает Геракл, сюжет совсем уж выходит за рамки парных композиций, но три персонажа нисколько не приближают композицию к «Трем грациям», а скорее – к знаменитой античной композиции «Фарнезский бык», но там вообще «куча-мала».