Парные скульптуры. Часть 2.

 

«Принцессы» Шадова и прапрабабушка Николая II Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская 

 

1.Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская.

Немецкий скульптор И.Г.Шадов (1764-1850) (его сын Рудольф Шадов — тоже замечательный скульптор), поработавший также над скульптурным декором Берлина (квадрига на Бранденбургских воротах), изобразил двух принцесс – будущую прусскую королеву Луизу и ее младшую сестру Фредерику, мило стоящих в обнимку друг с другом. Фронтальная парная композиция по форме вполне сочетается с рассмотренными в первой части данной статьи.

Шадов учитывает высокий статус изображаемых особ и делает фактически парный портрет сестер в полный рост. При этом скульптор подчеркнул взаимную привязанность принцесс, поэтому данная скульптура вполне вписывается в заявленную в заголовке тематику не только по форме, но и по содержанию.

Нас будет интересовать прежде всего одна из сестер – Луиза, поскольку она явилась прародительницей наших последних царей. А а по линии ее мужа Фридриха Вильгельма III родословная наших последних императоров восходит к знаменитому королю Пруссии Фридриху Великому. Вот и посмотрим, как на шедевр классицизма, на парную скульптуру «Принцессы», так и на предков Николая II по линии принцессы Луизы и ее мужа.

Фото. И.Г.Шадов. Принцессы. 1797 Гипс

И.Г.Шадов. Принцессы. 1797 Гипс. (Луиза, нас интересующая, справа)

Фото. Шадов. Принцессы. 1796-1797. Мрамор. Луиза слева

Шадов. Принцессы. 1796-1797. Мрамор. Луиза слева

Данная парная скульптурная композиция широко известна, хотя классицизм в данном случае проявляется столь сильно, что не всем это нравится.

Когда года за три до этого будущий свекр (отец мужа) Луизы король Пруссии Фридрих Вильгельм II впервые увидел двух сестер, он заявил:

«Как увидел я двух ангелочков в первый раз, так сразили они меня своей красотой настолько, что был просто вне себя, когда бабушка представила мне их. Я очень желаю, чтобы их увидели мои сыновья и влюбились в них…».

Фото. Деталь. Луиза

Деталь. Луиза (бабушка Александра II, прапрабабушка Николая II. Луизе примерно 20 лет)

Луиза вышла замуж за будущего короля Пруссии Фридриха Вильгельма III в 1793. Одновременно, брат будущего короля женился на второй принцессе Фредерике. Так что свадьба, как и скульптура, получилась парной, хотя второй брак произошел не по любви, а по государственной необходимости. Но отметим особенно:  «наша» Луиза вышла замуж по взаимной любви. Хорошими семьянинами были ее потомки: Николай I, Алесандр III, Николай II, и только царь-освободитель Александр II сильно почудил со своей «княгиней Юрьевской».

Россиян эта скульптура должна заинтересовать прежде всего не отношениями моделей, а тем, что Луиза стала прапрабабушкой последнего русского царя Николая II.

Изо всех сил старавшийся то для Наполеона, то для семейства Демидовых, итальянский скульптор Лоренцо Бартолини (1777-1850) явно имел в виду парный портрет шадовских принцесс, когда постарался изобразить также двух англичанок и тоже сестер.

Фото. Бартолини. Эмма и Джулиа Кэмпбелл. 1819-1820. Флоренция. Гипсовая модель

Бартолини. Эмма и Джулиа Кэмпбелл. 1819-1820. Флоренция. Гипсовая модель. Танцуют вальс. Всего дочерей было пять, но вальс танцуют вдвоем, в данном случае девушка с девушкой

Любопытно, что именно лавры Кановы и не только его не давали покоя скульпторам.

Бартолини очень нравились линеарные рисунки англичанина Флаксмена, поэтому на мраморном варианте сестер Кэмпбелл выгравировано «Бартолини сделал и посвятил Флаксмену». Зато лет через 15-20, когда очередное поколение Демидовых озолотило Флоренцию за счет нижнетагильских денег и когда Бартолини сделал пышный памятник их отцу, ему следовало бы написать по той же логике: «Сделал Бартолини и посвятил Ф.П.Толстому», рисунки которого «полинеарней» будут, нежели рисунки Флаксмена.

2. Посмертные портреты королевы Луизы и портреты ее супруга Фридриха Вильгельма III.

Вернемся от англичанок к нашей Луизе. Портреты королевы Прусской Луизы и ее супруга Фридриха Вильгельма III также были сделаны замечательным немецким скульптором Христианом Даниэлем Раухом (1777-1857) в 1817 через 7 лет после смерти Луизы. Эти портреты сделаны в форме бюста-гермы, фактически оказались парными. Инициатором заказа посмертного портрета Луизы был ее супруг. Он заказал портрет Рауху после того, как тот сделал надгробие королеве Луизе, все свидетельствует о ее глубоком почитании.

Фото. Раух. Модель надгробного памятника королевы Прусской Луизы. 1830-1840. Бронза. Петергоф

Раух. Модель надгробного памятника королевы Прусской Луизы. 1830-1840. Бронза. Петергоф

Фото. Раух. Могила  королевы Прусской Луизы. 1811-1814. Мрамор. Берлин

Раух. Могила  королевы Прусской Луизы. 1811-1814. Мрамор. Берлин

Фото. Раух. Скульптурное изображение королевы Прусской Луизы. Авторский повтор. 1811-1814. Мрамор. Эрмитаж

Раух. Скульптурное изображение королевы Прусской Луизы. Авторское повторение фрагмента надгробного памятника. 1811-1814. Мрамор. Эрмитаж

Эрмитажные варианты бюстов Луизы и ее супруга были сделаны Раухом по заказу графа А.И.Остермана-Толстого. Заметим, что этот заказ был сделан при Александре I, когда еще все считали, что царем после Александра может стать не Николай I, тещей которого является Луиза, а его старший брат Константин, так что вовсе не для царя старался граф Остерман-Толстой.

Фото. Раух. Портрет прусской королевы Луизы в венке. Каррарский мрамор

Раух. Портрет прусской королевы Луизы в венке. Каррарский мрамор

Фото. Раух. Портрет Фридриха Вильгельма III

Раух. Портрет Фридриха Вильгельма III

Фото. Раух. Портрет Фридриха Вильгельма III. Фрагмент

Раух. Портрет Фридриха Вильгельма III. Фрагмент

Фото. Раух. Портрет прусской королевы Луизы в венке. Каррарский мрамор. 1817. Эрмитаж. Портрет посмертный

Раух. Портрет прусской королевы Луизы в венке. Каррарский мрамор. 1817. Эрмитаж. Портрет посмертный

Если на прижизненном портрете супруга лавровый венок, то венок эрмитажного бюста Луизы составлен из садовых цветов: хризантем (символ добродетели и чистоты), ромашек (символ доброты), незабудок (символ верности), настурций (символ милосердия и патриотизма). За эти качества королева Луиза глубоко почиталась современниками.

Изумительны по красоте барельефы на обоих бюстах-гермах. На барельефе на герме Луизы изображена сцена «Милосердие» -женская фигура с тремя детьми.

Об облике Луизы непосредственно в 1810 (год ее смерти) можно судить по бюсту сделанному другим немецким скульптором Христианом Филиппом Вольфом (скульпторов по фамилии Вольф было очень много, этот не самый известный).

Х.Ф.Вольф. Портрет королевы Луизы. 1810

Х.Ф.Вольф. Портрет королевы Луизы. 1810. Портрет сделан непосредственно по ее посмертной маске, которую снял этот скульптор 19 июля 1810 сразу же после кончины королевы Луизы

Также можно посмотреть и на молодого супруга.

Фото. И.Г.Шадов. Фридрих Вильгельм III, 1797. Мрамор

И.Г.Шадов. Фридрих Вильгельм III, 1797. Мрамор. Супруг Луизы, прапрадедушка Николая II

3. Дочь Луизы – Александра Федоровна.

Шадовская девица-красавица Луиза, ставшая прусской королевой, родила от Фридриха Вильгельма III  будущую супругу Николая I Александру Федоровну.

Александра Федоровна потеряла мать Луизу в 12 лет (в 1810). Поэтому если та и видела свою дочь российской императрицей, то с небес (если там оказалась).

В 1814 шестнадцатилетняя будущая Александра Федоровна познакомилась с восемнадцатилетним будущим Николаем I, молодые влюбились друг в друга с первого взгляда. В 1817 приняла православие с именем Александра Федоровна и стала женой будущего Николая I. Естественно, императрицей она стала после бессовестного декабристского бунта в 1825.

Посмотрим на дочку Луизы.

Александра Федоровна (в девичестве — Фредерика Луиза Шарлота Вильгельмина Прусская) (1798-1860) была преданной матерью и супругой. Именно ее запечатлел в год ее смерти на полотне Винтерхальтер. Александра Федоровна после потери своих близких (ее супруг Николай I умер в 1855) уже как бы прощается со зрителем:

Винтерхальтер. Александра Федоровна. 1860

Винтерхальтер. Александра Федоровна. 1860. Прабабушка Николая II, дочь Луизы, той самой, которую изобразил Шадов в парном портрете

Молодую Александру Федоровну, красавицу, запечатлел другой замечательный немецкий скульптор Карл Фридрих Вихман (1775-1836).

Фото. К.Ф.Вихман. Портрет Александры Федоровны. Мрамор. Эрмитаж. Позировала Вихману в 1824-1825

К.Ф.Вихман. Портрет Александры Федоровны. Мрамор. Эрмитаж. Позировала Вихману в 1824-1825

Парные скульптуры. Часть 2.

Та же скульптура

В 1816 на слова одной графини о том, что «бюст принцессы Шарлоты прелестный» (будущей Александры Федоровны, еще не замужней), Александр I ответил:

«Да, и характер у нее такой же, как наружность».

Сделал Вихман и портрет Александры Федоровны, сидящей в кресле. Статуя великолепная, было сделано несколько ее вариантов. Судьба статуи весьма нетривиальна. Мраморный вариант статуи сгорел во время пожара Зимнего дворца в 1837. Николай I заказал ее повтор в мраморе лучшему на тот момент русскому скульптору С.И.Гальбергу, но тот скончался в 1839. По гипсовой модели Вихмана примерно в 1840 мраморный вариант сделал другой русский скульптор Д.С.Савельев.

Фото. Д.С.Савельев. Портрет императрицы Александры Федоровны, сидящей в кресле. 1840. Мрамор

Д.С.Савельев. Портрет императрицы Александры Федоровны, сидящей в кресле. 1840. Мрамор. По модели Вихмана

Тут прибыл мраморный вариант статуи от самого Вихмана. В 1941 этот вариант передали из Эрмитажа в Художественный музей города Грозного. Во время военных действий в 1990-ых скульптура сильно пострадала.

Парные скульптуры. Часть 2.

К.Ф.Вихман. Слева — великая княжна Александра Николаевна, справа – великая княжна Ольга Николаевна. 1831. Петергоф. Это внучки Луизы, дочери Николая I и Александры Федоровны

Фото. Вихман. Великая княжна Мария Николаевна. 1831-1832. Петергоф

Вихман. Великая княжна Мария Николаевна. 1831-1832. Петергоф. Третья внучка Луизы, дочь Николая I и Александры Федоровны

Фото. К.П.Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837. Третьяковская галерея

К.П.Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837. Третьяковская галерея

Фото. Ф.Крюгер. Профильные портреты Александры Федоровны и ее дочерей Марии, Ольги, Александры

Ф.Крюгер. Профильные портреты Александры Федоровны и ее дочерей Марии, Ольги, Александры. Николай I высоко ценил творчество Крюгера, хотя тот рисовал парадные портреты, но не только, о чем свидетельствует этот очаровательный рисунок

4. Свекр Луизы король Пруссии Фридрих Вильгельм II.

Фридрих Вильгельм II – прадедушка Александра II, отец Фридриха Вильгельма III, тот самый «дед», который назвал сестер Луизу и Фредерику «ангелочками», и поспособствовал их бракам со своими сыновьями, от которых и пошли последние цари России:

Фото. И.Г.Шадов. Король Пруссии Фридрих Вильгельм II. 1792. Мрамор

И.Г.Шадов. Король Пруссии Фридрих Вильгельм II. 1792. Мрамор. Прапрапрадедушка Николая II

И до чего же у него «рязанская» физиономия! Надо было кому-то очень постараться, чтобы Германия сотворила то, что она сотворила потом. Зато гемофилию сын Николая II заполучил по генетическому наследству от английской королевы Виктории, которая после неудачной попытки выйти замуж за очень ей понравившегося будущего Александра II очень возненавидела Россию. Женщина во злобе и знавшая об этой наследственной болезни, передающейся по женской линии, отомстила по сути России своей внучкой, которая передала гемофилию последнему русскому наследнику престола.

Александр Николаевич (Александр II) в это время был весь в бабку Луизу – красавец:

Фото. Помпео Марчези. Бюст великого князя Александра Николаевича

Помпео Марчези. Бюст великого князя Александра Николаевича, внука Луизы. 1838-1839. Ему 20 лет

5.Портрет Фридриха Великого Шадова.

Было бы очень завлекательно, если бы Фридрих Великий (король Пруссии с 1740, умер в 1786 в 74 года), по прозвищу Старый Фриц, был бы прямым предком Луизы, но нет.

Фридрих Великий был братом отца (т. е. дядей) нашего «деда» Фридриха Вильгельма II (помимо них в семье было еще 12 детей, поэтому неудивительно, что все европейские монархии искали среди немецких принцесс жен для своих отпрысков).

Так что в принцессе Луизе нет крови Фридриха Великого (если только еще где-то не перемешались крови), нить от Фридриха Великого идет к Николаю II через ее мужа Фридриха Вильгельма III.

Фото. И.Г.Шадов. Фридрих Великий с лавровым венком. Бронза. 1819-1826

И.Г.Шадов. Фридрих Великий с лавровым венком. Бронза. 1819-1826

Отчего же было не сделать портрет предка по боковой линии наших последних царей, если в 1786 с него (Фридриха Великого) была снята посмертная маска.

Фото. Посмертная маска Фридриха Великого. 1786

Посмертная маска Фридриха Великого. 1786

Фото. Шадов. Фридрих Великий с собачками. Бронза.1821-1822. Высота 91 см

Шадов. Фридрих Великий с собачками. Бронза.1821-1822. Высота 91 см

Любопытно, как тщательно скульптор сделал замеры собачки, он же немец, пунктуальный, хотя итальянец Канова тоже делал замеры античных статуй.

Фото. Шадов. Подготовительный рисунок для статуэтки Фридриха Великого

Шадов. Подготовительный рисунок для статуэтки Фридриха Великого

P.S. Павел I, убитый в 1801, не мог знать об этой линии у своих потомков, хотя почитал Фридриха Великого, который поспособствовал встрече Павла со своей будущей женой.

6. Gruppe der Weinsbergerin.

Чтобы не заканчивать на очень грустной ноте, связанной с быстротечностью времени, приведем еще одну парную композицию, которую невозможно представить, если только персонажам нет дела друг до друга:

Фото. Gruppe der Weinsbergerin. 1844. Бисквит. 40 см

Gruppe der Weinsbergerin. 1844. Бисквит. 40 см. Фото из книги «Johann Gottfried Schadow», 1990

Те кто знает немецкий, может подскажет в комментариях, как переводится заголовок.

Не заморачиваясь с переводом текстов с немецкого из указанной книги о творчестве И.Г.Шадова, выскажем два предположения. Во-первых, вероятно, эту композицию придумал тоже Шадов, во-вторых, в этой нетривиальной композиции, вероятно, любящая дочь тащит своего больного отца (в крайнем случае, мужа).

Фото. Франц Крюгер. Николай I

Франц Крюгер. Николай I

Фото. Франц Крюгер. Фридрих Вильгельм III

Франц Крюгер. Фридрих Вильгельм III, тесть Николая I. Можно сравнить мундиры

7. «Святой Иоанн»  Доменикино, королева Луиза и ее дочь Александра Федоровна.

А теперь о серьезном. Во-первых, о том, что первично: дух или материя, а во-вторых, что выбрать: верить или не верить. Рассмотрим данные дилеммы на примере Александры Федоровны, которая сильно пообразованнее и умней будет многих из тех, кто выбирает вторые варианты ответов на  поставленные два вопроса.

Когда ночью 17 декабря 1837 г. горел Зимний дворец, император Николай I, подняв длинные полы шинели, искал около Александровской колонны в свете огня среди вынесенных из горящего дворца вещей картину «Святой Иоанн» Доменикино. Он знал, что значила эта картина для его жены Александры Федоровны.

Эта картина украшала покои Александры Федоровны, как и бюст ее покойной матери королевы Пруссии Луизы. Обе эти вещи были связаны с памятью о матери, умершеей в 1810, когда дочке было 12 лет.

Скульптурный портрет стоял в закрытом для посторонних глаз помещении, и что, как не дух царствовал в этом кабинете, когда в день рождения матери бюст украшался венком или когда Александра Федоровна благославляла своих дочерей перед бюстом матери, когда размывалась грань между материальным миром реальных вещей и духовным миром чувств и эмоций.

Картина стала связанной с памятью матери благодаря знаменитому поэту В.А.Жуковскому, который стал воспитателем будущего императора Алесандра II, сына Александры Федоровны и Николая I. В 1820 Жуковский посетил Германию, познакомился с членами ее семьи. В переписке с Александрой Федоровной он затрагивал вечные вопросы, в частности, такой актуальный для нее вопрос как уход близкого человека. Суть его  подхода заключается в том, что

«О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет!

А с благодарностию: были! «

Легко сказать, но трудно следовать этому призыву.

Жуковский помог Александре Федоровне следовать этому призыву, раскрыв смысл картины знаменитого итальянского художника знаменитой болонской школы конца XVI-начала XVII века Доменикино (Доменико Цампьери) «Святой Иоанн»,  который неверующему постичь невозможно. Жуковский проводит параллель между двумя парами. Первая пара: королева Луиза  и ее дочь Александра Федоровна. Вторая пара: Христос и его ученик Иоанн. Жуковский пишет:

«Иоанн, ученик и товарищ Спасителя, видел Его улетевшим на небо; глаза его подняты к этому небу, сокрывшему все его блага — но в этих глазах не печаль разлуки, не томительное нетерпение оставить землю, но чувство глубокой, спокойной, покорной  любви к улетевшему, как будто к присутственному… Воспоминание  о такой матери, какова была ваша, есть чувство Иоанна, смотрящего на небо».

Фото. Доменикино (Цампьери). Иоанн Креститель (Евангелист Иоанн). 1630-ые.  Государственный Эрмитаж

Доменикино (Цампьери). Иоанн Креститель (Евангелист Иоанн). 1630-ые.  Государственный Эрмитаж

Напомним, что именно одну из картин Доменикино копировал К.П.Брюллов в день своей зловещей свадьбы, когда произнес  при своем ученике Т.Г.Шевченко: «Цампьери будто говорит мне: не женись, погибнешь.» Что вышло из этой свадьбы можно посмотреть, если нажать на ссылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *