Содержание
Иллюстрации к «Душеньке».
Два совершенно замечательных цикла работ прославили Ф.П.Толстого: это медальоны на события Отечественной войны 1812 года, о чем шла речь в первой части рассказа о нем, и цикл иллюстраций к поэме И.Ф.Богдановича «Душенька», о чем пойдет речь в данной заметке.
1.Политика в жизни Ф.П.Толстого (1783-1873).
Информация, содержащаяся в данном пункте, весьма симптоматична. Во-первых, «рыба гниет с головы», во-вторых, госпереворот начинается с обработки широких слоев народных масс, которые наиболее удобны для данных целей.
Сразу скажем, что несмотря на свои связи с будущими декабристами, Толстой не только был прощен Николаем I, но и был им оценен, получил чин тайного советника, стал вице-президентом Императорской Академии художеств (1828-1859 годы). Сыграло роль и то, что он не поддержал крайние формы бунта 1825 года (восстание декабристов), фактически отошел от революционной деятельности уже в 1821. На похоронах Александра I в 1825 он был назначен маршалом и нес государственный жезл. Позднее Толстой мог позволить себе не соглашаться с Николаем I, а тот, вопреки несправедливым обвинениям в деспотичности, отвечал: «Ну да тебя не переспоришь – делай как знаешь».
Не представляет особого интереса и то, что за «ветер свободы» гулял в голове Толстого: дул стандартный западный ветер, тогда – из Франции с ее якобинцами, наполеонами и т.п. Кстати, погулял сей ветер и в голове другого русского скульптора-классициста И.П.Мартоса, о котором шла речь в предыдущих заметках, причем в те же самые времена. Суть “подрывного” ветра осталась той же самой и до наших дней: государство плохое, гражданское общество хорошее, надо всех освободить и надо бороться «за все хорошее».
И если государство – так сказать единая «рыба», то голову его в те времена составляло, главным образом, дворянство.
И если совсем не родовитый дворянин Мартос только слегка был задет либеральными веяниями, и довольно быстро отошел от этого все отравляющего ветра, то, как написано в замечательной книге Э.В.Кузнецовой «Ф.П.Толстой», 1977:
«Ф.П.Толстой – единственный русский художник начала XIX века, ставший членом организации, которая впервые в истории России приняла решение бороться за республиканскую форму правления».
А ведь он был выходцем из весьма родовитого дворянского рода!
Оба (Толстой и Мартос) были мечтательными масонами, хотя Толстой не только мечтал, но и действовал.
Если Мартос – выходец из захудалого дворянского рода – был всего лишь членом либерального «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», то Толстой, «creme de la creme» («сливки общества») был дружен с такими же «сливками общества» – будущими декабристами – братьями Муравьевыми-Апостолами, К.Ф.Рылеевым, М.А.Бестужевым и др. и был членом тайного общества.
С 1815 Толстой – масон. Уже с сентября 1815 создается ложа «Избранного Михаила», ее председателем становится Толстой. В 1818 создается тайное общество Союз благоденствия, членом которого становится Толстой. Союз благоденствия обязывает его членов входить в легальные общественные организации и вести там определенную политическую работу. Целью Союза благоденствия была агитация и госпереворот в пользу республиканского правления.
Методы работы с населением тоже брались с Запада. Так, Толстой немало сделал на поприще образования, внедряя так называемые ланкастерские школы, где по западным лекалам каждый обучающийся сам становился одновременно и учителем другого учащегося. Представим себе подобную процедуру в наше время: десятиклассник выплевывает сигарету, перестает материться, «обучает», скажем, пятиклассника, который спрашивает у него, как пишется слово «бутылка»: «батылка или ботылка?», на что десятиклассник, поклонник рэпа, отвечает: «пиши: пизурек» (советский анекдот). В созданных ланкастерских школах учащимся рассказывали об американце Вашингтоне и Мирабо (известном деятеле Французской революции 1793).
В 1820 у Толстого дело доходит до участия в знаменитом тайном совещании руководителей Союза благоденствия на квартире полковника Ф.Глинки – адъютанта генерал-губернатора Петербурга М.А.Милорадовича. Милорадович, кстати, в 1825 получил от Каховского смертельную пулю в грудь во время декабрьского восстания.
На подобных совещаниях всерьез решался вопрос о цареубийстве, но Толстой уже в них не участвовал, потому как не разделял крайних подходов. Отрицательно относился к Пестелю, морально грязный Пестель был ему несимпатичен.
Не знал Толстой и о бунте 1825. Когда все началось, он пошел на Сенатскую площадь, видел «бледного царя» – мужественно поведшего себя Николая I, которому помогал младший его брат Михаил.
Следствие, последовавшее после бунта, не сумело подтвердить участие Толстого в указанном совещании, зато установило, что во время бунта Толстой благоразумно вел себя с солдатами Финляндского полка, разъясняя вранье декабристов о том, что Николай узурпировал власть, отодвинув от престола старшего брата Константина. Толстой разъяснял солдатам, что существуют документы об отречении Константина от престола и что надо подчиниться новому царю – Николаю. Солдаты в итоге разоружились.
Князь А.Н.Голицын на допросе сказал Толстому, что не может быть, чтобы он не знал других членов Союза благоденствия, на что Толстой ему ответил: «Ваше сиятельство, вы сами принадлежали к некоторым мистическим обществам, а еще менее меня знаете членов этих обществ». Одним словом, в тайных обществах была «конспигация», как сказал бы Ленин .
2. Повесть И.Ф.Богдановича (1743 – 1802) «Душенька».
В 1883 при Екатерине II (умерла в 1796) литератор И.Ф.Богданович написал «для забавы» галантно-пасторальную, развеселую, в духе легкой сатиры, но вроде как местами и серьезную повесть «Душенька», ему предшествовали «изыскания на этой почве» французов: сказочника-баснописца Лафонтена и «злобненького» Вольтера. Легкое попурри на античный сюжет перемешивает известнейший древнегреческий миф о Психее с такими древнерусскими персонажами как Змей-Горыныч, Царь-Девица, храм Венеры находится у «сытОвой» воды с кисельными берегами, Душенька (она же Психея) ходит в сарафане.
Вообще речка Славена, фигурирующая в начале поэмы, это не что иное как небольшая речушка Славянка, протекавшая в Царском Селе. Из намеков читатели понимают, что Душенька у Богдановича сопоставляется с самой Екатериной II, местом действия угадывается ее загородная резиденция – Царское село. Екатерина II оценила флирт и комплименты (к внешности Душеньки претензий быть не может) в духе бурлеска (литературный жанр, где серьезные вещи излагаются в шутливой ироничной форме). Не исключено, что особо благоприятное впечатление на нее произвел эпизод поэмы, где Душенька плачет «как дура» (это следует из одного из писем Дашковой): раз дура, значит чувственная, нежная и прекрасная.
По прошествии времени поэма потускнела в глазах читателей, тем более, после Пушкина, который и сам трезво оценивал поэтические достоинства поэмы.
Особый блеск придала поэме серия иллюстраций Ф.П.Толстого.
Тот самый случай, когда можно сравнить по качеству разные виды искусства: в данном случае живопись и поэзию. Живопись тут явно выигрывает: это мнение многих читателей-зрителей.
3.Сюжет поэмы «Душенька».
Основная идея заключается в том, что бог любви Амур влюбляется и женится на девушке – Психее. В мифе они проходят через разные испытания и все заканчивается happy end. Если учесть, что в переводе с греческого «психея» означает «душа, дыхание», то данный миф повествует о том, как любовь соединилась с человеческой душой (женской, что более логично).
Сюжет поэмы следующий. Мать Амура богиня любви и красоты Венера (она же Афродита) обиделась на красавицу царскую дочь Душеньку (русская версия имени «Психея») за то, что люди перестали обращать на нее (Венеру) внимание из-за красоты юной конкурентки. Она подговаривает своего сына отвадить от Душеньки всех почитателей, что он и делает. Семейство Душеньки любит Душеньку, в итоге обращаются к Оракулу с вопросом, что делать. Оракул отвечает, что Душеньке назначен супруг-чудовище, а для воссоединения с ним надо отвезти Душеньку на вершину дикой горы и оставить ее там.
Кони сами по себе мимо всяких ужастиков привозят ее на место, а там Зефиры уносят ее в великолепные чертоги, где по ночам к ней и приходит супруг. Критический момент в жизни Душеньки, ведь некто неизвестный мог и закусить нашей героиней… Иллюстрирующая его скульптурная композиция Дж.Гибсона довольно прмитивна:
Та, не видя супруга, умудряется в него влюбиться. Года через три коварные сестры приходят к Душеньке, видят, как все хорошо, и завидуя счастливой сестре, рассказывают ей, что ее супруг – страшный Змей, что его надо убить, а заодно приносят лампаду и меч. Любопытная и наивная Душенька видит супруга при свете лампады. Супругом оказался Амур, а вовсе не Змей. Капля горячим маслом обжигает Амура, тот просыпается, видит меч, обижается и улетает.
Душенька пытается покончить жизнь самоубийством: прыгает в пропасть, пытается зарезаться, повеситься, утопиться, наконец, осуществить, так сказать, аутодафе – самосожжение. Все попытки заканчиваются неудачей, так как высшие силы (в лице щуки, ветра, воды и пр.) ее спасают. Душенька беседует со старцем-рыболовом, который ей предвещает дальнейшие беды. Душенька просит защиты у Юноны (она же Гера, официальная жена Зевса), Минервы (она же Афина, дочь Зевса), Цереры (богини плодородия). Хотя те не очень-то и любят Венеру, но отказывают ей в протекции. Душенька в конце концов идет на поклон к Венере, но встречающимся в храме людям она (Душенька) так нравится, что ее-то и принимают за Венеру. От этого Венера совсем заходится в гневе: либо Душенька должна умереть, либо подурнеть. Душенька выполняет страшные поручения свекрови, например, ворует яблоки в саду Гесперид, откуда их удачно воровал только Геракл. Наконец, «любопытной Варваре» предоставляется возможность подурнеть: испытывая любопытство, Душенька открывает некий горшочек, дым и сажа несмываемым образом зачерняют ее лицо.
Между тем, Амур, вспомнив прелести своей Душеньки, доводит до сведения Венеры, что с таким лицом Душенька уже не будет конкуренткой, но, что он любит подурневшую Душеньку не только за внешность, но и за прекрасную душу, а потому готов к воссоединению семьи. Параллельно он отправляет на тот свет коварных сестер Душеньки.
После признания богами-олимпийцами брака Амура и Душеньки, Венера понимает, что не в ее интересах иметь дурнушку-сноху и возвращает Душеньке красоту. С тех пор супруги живут счастливо.
4. Линеарный (контурный) рисунок Толстого.
Первые попытки иллюстраций Толстой начал примерно в 1808 и до 1820 Толстой повышал свой профессиональный уровень. В 1820 он приступил к созданию иллюстраций к поэме «Душенька». Закончены они были только через 13 лет – в 1833. Помимо рисунков, в 1850 был издан альбом гравюр с них. Всем было ясно, насколько художественный уровень иллюстраций превосходит саму поэму. Рисунок Толстого линеарный.
Справка. Линеарный рисунок без светотени был опробован английским художником Дж Флаксменом (1755-1826) в 1790-ых. Данная манера рисунка навеяна античной вазописью, от таких рисунков веет наивностью. Гете позволил себе назвать Флаксмена «идолом всех дилетантов», имея в виду, что даже непрофессионалы были увлечены их повторением. Культ линии – своего рода «арабески» – был оценен многими скульпторами. Оставим эту оценку на совести Гете, тем более что он и не художник, и не скульптор, и даже не архитектор. Зато оценил линию Канова, симпатизировавший творчеству Флаксмена.
Еще один пример линеарного рисунка: он выполнен скульптором В.Мухиной
Пикассо уже 22 года, он еще наивно пытается нормально рисовать. Но рисунок крайне слабый. Пикассо не знает, что делать с кистями рук и со ступнями: пальцы ног вообще замазаны после неуспешных попыток прорисовки, контуры дряблые, пропорции искажены, композиция топорная. Вскоре у него хватает ума понять (единственный ему комплимент), что на поприще живописи ловить ему нечего. Поэтому начинает хулиганить и эпатировать публику. Кстати, данный рисунок – подготовительный для «картины» «La vie» 1903 года, тоже крайне топорной, относящейся к так называемому «голубому периоду» его «творчества».
Пройдите опрос
[poll id=”4″]
Толстой исполнял рисунки карандашом. Потом карандашная линия обводилась тушью пером. Линия варьируется по толщине. Чтобы добиться совершенства линии, Толстой прибегал к калькированию, то есть каждый новый уточняющий рисунок он делал сквозь кальку по просвечивающемуся более раннему рисунку. Кстати, у Толстого есть обманка, где изображена калька, сквозь которую просвечивает рисунок, но об этом в другой части заметки.
Но какие ухищрения ни используй, все решают твердая рука и опыт, которыми вполне обладал Толстой.
Толстой в отличие от фривольного текста поэмы более сдержан: в рисунках мы видим скромную и застенчивую Душеньку. Классицизм разлит повсюду: сдержанность, продуманная композиция, никакого гротеска, никакого издевательство над персонажами. Современному художнику было бы психологически трудно избежать подобных соблазнов.
Толстой выигрывает у Флаксмена по части деликатности и романтичности линеарного рисунка, хотя оба рисуют замечательно.
5. Иллюстрации Ф.П.Толстого к поэме «Душенька».
Толстой сделал десятки рисунков к «Душеньке», потом он сделал шестьдесят три резцовые гравюры, окончив работу в 1840. В гравюрах он сохранял основные особенности рисунка. Он брал кальку с рисунком, накладывал ее на медную доску, резцом прорезывал кальку и доску, создавая форму для дальнейших оттисков.
Тот факт, что дело происходит темной ночью Толстой проиллюстрировал тем, что все происходит в облаке и под темным шатром (очень жирный темный передний контур – всем ясна эта условность).
Кстати, Толстой на рисунке спальни изобразил герму (вид бюста) со своей же скульптуры:
Как о том написал сам Богданович, Амур
«Донес Богам о том сполна:
Донес, что Душенька была уже черна,
Суха, худа, дурна»,
Happy End:
«Юпитер, покачав
Разумной головою,
Амуру дал устав,
По силе старых прав,
Чтоб век пленялся он душевной красотою
И Душенька была б всегда его четою»(из поэмы Богдановича «Душенька»).
И добавим, глядя на иллюстрации Толстого:
И чтоб пленялся он не только душевной красотою.
Так, благодаря гибкой тактике супруга, закончился конфликт, возникший между доброй невесткой и злобной свекровью.
Спасибо большое за интересный материал!
И Вам спасибо за поддержку!
Спасибо за публикацию. Рисунки (иллюстрации) Федора Толстого к поэме Богдановича (кстати, это белорусский поэт) известны, как минимум, по трём источникам:
1. 20 открыток издательства “Изобразительное искусство” Москва, 1972 год. С № 1 по № 20.
2. 24 открытки издательства “В пользу общины Св.Евгении” 1903 год. № 485 с I по XXIV.
3. 30 рисунков вот в этой вашей статье.
Некоторые рисунки в этих источниках повторяются, но, к сожалению, ни один из ЭТИХ источников не дают ПОЛНОГО количества из 62 рисунков оригиналов, хранящихся в ГТГ…
И небольшое уточнение по порядку рисунков:
Ваш рисунок “Душеньку народ спутал с Венерой (к ее несчастью)” стоит у вас в самом конце, 26-м, тогда как в двух других источниках этот рисунок стоит в самом начале, 4-м… И где же правильно?
Владимир Игоревич, я использовал рисунки и текст из книги: И.Ф.Богданович “Душенька”, научно-издательский центр “Ладомир”, 2002 г. Рисунки не пронумерованы, сначала дается на одной странице маленького формата рисунок, потом иногда на целый разворот (книга большого формата) детали. Я специально пересчитал количество рисунков, по тексту получилось 63, еще несколько в начале и конце. Помимо куска текста Богдановича каждый рисунок снабжен понятным объяснением происходящего, и помимо русского текста есть и на французском языке. Книга добротная.
Касательно рисунка “Народ спутал с Венерой”. Этот рисунок соответствует самому концу книги, когда Душенька уже натерпелась и пошла просить богинь смилостивиться, в частности, пошла и к Венере. Народ, ждавший Венеру, и перепутал ее с Душенькой. Книга состоит из трех книг, каждая порядка тысячи строк (строки пронумерованы), этот эпизод попал в последнюю третью книгу в строках 830-840, когда ” весь народ в обмане пред Душенькою вдруг колена преклонил”. Так что это в конце книги.
Спасибо Вам за комментарий и за живой интерес к творчеству Ф.Толстого.
Спасибо большое за иллюстрации и подробное изложение повествования к каждой из них!
А голова Медузы Горгоны не протухла, наверное, потому как окаменела, увидев себя в отражении?…
точно!)))