Ф.П.Толстой. Часть 2

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Иллюстрации к «Душеньке».

Два совершенно замечательных цикла работ прославили Ф.П.Толстого: это медальоны на события Отечественной войны 1812 года, о чем шла речь в первой части рассказа о нем, и цикл иллюстраций к поэме И.Ф.Богдановича «Душенька», о чем пойдет речь в данной заметке.

Душинька фото1

Душинька

1.Политика в жизни Ф.П.Толстого (1783-1873).

Информация, содержащаяся в данном пункте, весьма симптоматична. Во-первых, «рыба гниет с головы», во-вторых, госпереворот начинается с обработки широких слоев народных масс, которые наиболее удобны для данных целей.

Сразу скажем, что несмотря на свои связи с будущими декабристами, Толстой не только был прощен Николаем I, но и был им оценен, получил чин тайного советника, стал вице-президентом Императорской Академии художеств (1828-1859 годы). Сыграло роль и то, что он не поддержал крайние формы бунта 1825 года (восстание декабристов), фактически отошел от революционной деятельности уже в 1821. На похоронах Александра I в 1825 он был назначен маршалом и нес государственный жезл. Позднее Толстой мог позволить себе не соглашаться с Николаем I, а тот, вопреки несправедливым обвинениям в деспотичности, отвечал: «Ну да тебя не переспоришь – делай как знаешь».

Не представляет особого интереса и то, что за «ветер свободы» гулял в голове Толстого: дул стандартный западный ветер, тогда — из Франции с ее якобинцами, наполеонами и т.п. Кстати, погулял сей ветер и в голове другого русского скульптора-классициста И.П.Мартоса, о котором шла речь в предыдущих заметках, причем в те же самые времена. Суть «подрывного» ветра осталась той же самой и до наших дней: государство плохое, гражданское общество хорошее, надо всех освободить и надо бороться «за все хорошее».

И если государство — так сказать единая «рыба», то голову его в те времена составляло, главным образом, дворянство.

И если совсем не родовитый дворянин Мартос только слегка был задет либеральными веяниями, и довольно быстро отошел от этого все отравляющего ветра, то, как написано в замечательной книге Э.В.Кузнецовой «Ф.П.Толстой», 1977:

«Ф.П.Толстой – единственный русский художник начала XIX века, ставший членом организации, которая впервые в истории России приняла решение бороться за республиканскую форму правления».

А ведь он был выходцем из весьма родовитого дворянского рода!

Оба (Толстой и Мартос) были мечтательными масонами, хотя Толстой не только мечтал, но и действовал.

Если Мартос – выходец из захудалого дворянского рода — был всего лишь членом либерального «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», то Толстой, «creme de la creme» («сливки общества») был дружен с такими же «сливками общества» — будущими декабристами — братьями Муравьевыми-Апостолами, К.Ф.Рылеевым, М.А.Бестужевым и др. и был членом тайного общества.

С 1815 Толстой — масон. Уже с сентября 1815 создается ложа «Избранного Михаила», ее председателем становится Толстой. В 1818 создается тайное общество Союз благоденствия, членом которого становится Толстой. Союз благоденствия обязывает его членов входить в легальные общественные организации и вести там определенную политическую работу. Целью Союза благоденствия была агитация и госпереворот в пользу республиканского правления.

Методы работы с населением тоже брались с Запада. Так, Толстой немало сделал на поприще образования, внедряя так называемые ланкастерские школы, где по западным лекалам каждый обучающийся сам становился одновременно и учителем другого учащегося. Представим себе подобную процедуру в наше время: десятиклассник выплевывает сигарету, перестает материться, «обучает», скажем, пятиклассника, который спрашивает у него, как пишется слово «бутылка»: «батылка или ботылка?», на что десятиклассник, поклонник рэпа, отвечает: «пиши: пизурек»  (советский анекдот). В созданных ланкастерских школах учащимся рассказывали об американце Вашингтоне и Мирабо (известном деятеле Французской революции 1793).

В 1820 у Толстого дело доходит до участия в знаменитом тайном совещании руководителей Союза благоденствия на квартире полковника Ф.Глинки — адъютанта генерал-губернатора Петербурга М.А.Милорадовича. Милорадович, кстати, в 1825 получил от Каховского смертельную пулю в грудь во время декабрьского восстания.

На подобных совещаниях всерьез решался вопрос о цареубийстве, но Толстой уже в них не участвовал, потому как не разделял крайних подходов. Отрицательно относился к Пестелю, морально грязный Пестель был ему несимпатичен.

Не знал Толстой и о бунте 1825. Когда все началось, он пошел на Сенатскую площадь, видел «бледного царя» — мужественно поведшего себя Николая I, которому помогал младший его брат Михаил.

Следствие, последовавшее после бунта, не сумело подтвердить участие Толстого в указанном совещании, зато установило, что во время бунта Толстой благоразумно вел себя с солдатами Финляндского полка, разъясняя вранье декабристов о том, что Николай узурпировал власть, отодвинув от престола старшего брата Константина. Толстой разъяснял солдатам, что существуют документы об отречении Константина от престола и что надо подчиниться новому царю – Николаю. Солдаты в итоге разоружились.

Князь А.Н.Голицын на допросе сказал Толстому, что не может быть, чтобы он не знал других членов Союза благоденствия, на что Толстой ему ответил: «Ваше сиятельство, вы сами принадлежали к некоторым мистическим обществам, а еще менее меня знаете членов этих обществ». Одним словом, в тайных обществах была «конспигация», как сказал бы Ленин .

2. Повесть И.Ф.Богдановича (1743 – 1802) «Душенька».

В 1883 при Екатерине II (умерла в 1796) литератор И.Ф.Богданович написал «для забавы» галантно-пасторальную, развеселую, в духе легкой сатиры, но вроде как местами и серьезную повесть «Душенька», ему предшествовали «изыскания на этой почве» французов: сказочника-баснописца Лафонтена и «злобненького» Вольтера. Легкое попурри на античный сюжет перемешивает известнейший древнегреческий миф о Психее с такими древнерусскими персонажами как Змей-Горыныч, Царь-Девица, храм Венеры находится у «сытОвой» воды с кисельными берегами, Душенька (она же Психея) ходит в сарафане.

Вообще речка Славена, фигурирующая в начале поэмы, это не что иное как небольшая речушка Славянка, протекавшая в Царском Селе. Из намеков читатели понимают, что Душенька у Богдановича сопоставляется с самой Екатериной II, местом действия угадывается ее загородная резиденция – Царское село. Екатерина II оценила флирт и комплименты (к внешности Душеньки претензий быть не может) в духе бурлеска (литературный жанр, где серьезные вещи излагаются в шутливой ироничной форме). Не исключено, что особо  благоприятное впечатление на нее произвел эпизод поэмы, где Душенька плачет «как дура» (это следует из одного из писем Дашковой): раз дура, значит чувственная, нежная и прекрасная.

По прошествии времени поэма потускнела в глазах читателей, тем более, после Пушкина, который и сам трезво оценивал поэтические достоинства поэмы.

Особый блеск придала поэме серия иллюстраций Ф.П.Толстого.

Тот самый случай, когда можно сравнить по качеству разные виды искусства: в данном случае живопись и поэзию. Живопись тут явно выигрывает: это мнение многих читателей-зрителей.

3.Сюжет поэмы «Душенька».

Основная идея заключается в том, что бог любви Амур влюбляется и женится на девушке – Психее. В мифе они проходят через разные испытания и все заканчивается happy end. Если учесть, что в переводе с греческого «психея» означает «душа, дыхание», то данный миф повествует о том, как любовь соединилась с человеческой душой (женской, что более логично).

Сюжет поэмы следующий. Мать Амура богиня любви и красоты Венера (она же Афродита) обиделась на красавицу царскую дочь Душеньку (русская версия имени «Психея») за то, что люди перестали обращать на нее (Венеру) внимание из-за красоты юной конкурентки. Она подговаривает своего сына отвадить от Душеньки всех почитателей, что он и делает. Семейство Душеньки любит Душеньку, в итоге обращаются к Оракулу с вопросом, что делать. Оракул отвечает, что Душеньке назначен супруг-чудовище, а для воссоединения с ним надо отвезти Душеньку на вершину дикой горы и оставить ее там.

Кони сами по себе мимо всяких ужастиков привозят ее на место, а там Зефиры уносят ее в великолепные чертоги, где по ночам к ней и приходит супруг. Критический момент в жизни Душеньки, ведь некто неизвестный мог и закусить нашей героиней… Иллюстрирующая его скульптурная композиция Дж.Гибсона довольно прмитивна:

Душинька фото2

Дж.Гибсон. Психея, несомая зефирами

Та, не видя супруга, умудряется в него влюбиться. Года через три коварные сестры приходят к Душеньке, видят, как все хорошо, и завидуя счастливой сестре, рассказывают ей, что ее супруг – страшный Змей, что его надо убить, а заодно приносят  лампаду и меч. Любопытная и наивная Душенька видит супруга при свете лампады. Супругом оказался Амур, а вовсе не Змей. Капля горячим маслом обжигает Амура, тот просыпается, видит меч, обижается и улетает.

Душенька пытается покончить жизнь самоубийством: прыгает в пропасть, пытается зарезаться, повеситься, утопиться, наконец, осуществить, так сказать, аутодафе – самосожжение. Все попытки заканчиваются неудачей, так как высшие силы (в лице щуки, ветра, воды и пр.) ее спасают. Душенька беседует со старцем-рыболовом, который ей предвещает дальнейшие беды. Душенька просит защиты у Юноны (она же Гера, официальная жена Зевса), Минервы (она же Афина, дочь Зевса), Цереры (богини плодородия). Хотя те не очень-то и любят Венеру, но отказывают ей в протекции. Душенька в конце концов идет на поклон к Венере, но встречающимся в храме людям она (Душенька) так нравится, что ее-то и принимают за Венеру. От этого Венера совсем заходится в гневе: либо Душенька должна умереть, либо подурнеть. Душенька выполняет страшные поручения свекрови, например, ворует яблоки в саду Гесперид, откуда их удачно воровал только Геракл. Наконец, «любопытной Варваре» предоставляется возможность подурнеть: испытывая любопытство, Душенька открывает некий горшочек, дым и сажа несмываемым образом зачерняют ее лицо.

Между тем, Амур, вспомнив прелести своей Душеньки, доводит до сведения Венеры, что с таким лицом Душенька уже не будет конкуренткой, но, что он любит подурневшую Душеньку не только за внешность, но и за прекрасную душу, а потому готов к воссоединению семьи. Параллельно он отправляет на тот свет коварных сестер Душеньки.

После признания богами-олимпийцами брака Амура и Душеньки, Венера понимает, что не в ее интересах иметь дурнушку-сноху и возвращает Душеньке красоту. С тех пор супруги живут счастливо.

4. Линеарный (контурный) рисунок Толстого.

Первые попытки иллюстраций Толстой начал примерно в 1808 и до 1820 Толстой повышал свой профессиональный уровень. В 1820 он приступил к созданию иллюстраций к поэме «Душенька». Закончены они были только через 13 лет – в 1833. Помимо рисунков, в 1850 был издан альбом гравюр с них. Всем было ясно, насколько художественный уровень иллюстраций превосходит саму поэму. Рисунок Толстого линеарный.

Справка. Линеарный рисунок без светотени был опробован английским художником Дж Флаксменом (1755-1826) в 1790-ых. Данная манера рисунка навеяна античной вазописью, от таких рисунков веет наивностью. Гете позволил себе назвать Флаксмена «идолом всех дилетантов», имея в виду, что даже непрофессионалы были увлечены их повторением. Культ линии – своего рода «арабески» — был оценен многими скульпторами. Оставим эту оценку на совести Гете, тем более что он и не художник, и не скульптор, и даже не архитектор. Зато оценил линию Канова, симпатизировавший творчеству Флаксмена.

Рисунок Кановы фото3

Рисунок Кановы

Дж.Прадье, скульптор. Тритон и нереида. 1815. Линеарный рисунок

Еще один пример линеарного рисунка: он выполнен скульптором В.Мухиной

В.Мухина. Рисунок к надгробию М.А.Пешкова

М.Г.Манизер (1891-1966). Скульптор. Два рисунка. Почти контурные. Все дорисовано, хотя и без чрезмерных деталей

Пикассо. Эскиз. 1903

Пикассо уже 22 года, он еще наивно пытается нормально рисовать. Но рисунок крайне слабый. Пикассо не знает, что делать с кистями рук и со ступнями: пальцы ног вообще замазаны после неуспешных попыток прорисовки, контуры дряблые, пропорции искажены, композиция топорная. Вскоре у него хватает ума понять (единственный ему комплимент), что на поприще живописи ловить ему нечего. Поэтому начинает хулиганить и эпатировать публику. Кстати, данный рисунок – подготовительный для «картины» «La vie» 1903 года, тоже крайне топорной, относящейся к так называемому «голубому периоду» его «творчества».

Пикассо. Из цикла «Сюита Воллара». 1933 Уже не делает попыток нормально рисовать, просто плохие комиксные иллюстрации, с чертовщиной, издевательством над зрителем и Минотавром

Пройдите опрос

Как Вам линеарный рисунок П.Пикассо

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Толстой исполнял рисунки карандашом. Потом карандашная линия обводилась тушью пером. Линия варьируется по толщине. Чтобы добиться совершенства линии, Толстой прибегал к калькированию, то есть каждый новый уточняющий рисунок он делал сквозь кальку по просвечивающемуся более раннему рисунку. Кстати, у Толстого есть обманка, где изображена калька, сквозь которую просвечивает рисунок, но об этом в другой части заметки.

Но какие ухищрения ни используй, все решают твердая рука и опыт, которыми вполне обладал Толстой.

Толстой в отличие от фривольного текста поэмы более сдержан: в рисунках мы видим скромную и застенчивую Душеньку. Классицизм разлит повсюду: сдержанность, продуманная композиция, никакого гротеска, никакого издевательство над персонажами. Современному художнику было бы психологически трудно избежать подобных соблазнов.

Толстой выигрывает у Флаксмена по части деликатности и романтичности линеарного рисунка, хотя оба рисуют замечательно.

5. Иллюстрации Ф.П.Толстого к поэме «Душенька».

Толстой сделал десятки рисунков к «Душеньке», потом он сделал шестьдесят три резцовые гравюры, окончив работу в 1840. В гравюрах он сохранял основные особенности рисунка. Он брал кальку с рисунком, накладывал ее на медную доску, резцом прорезывал кальку и доску, создавая форму для дальнейших оттисков.

Пир в доме отца Душеньки (она сидит сложив ручки, потупив взор, но понимает, что привлекает всеобщее внимание)

Амуры и Зефиры выражают восторг красотой Душеньки

Венера злится, видя, что всех привлекает Душенька

Венера летит к Амуру жаловаться

Венера в окружении зависти и злобы жалуется Амуру

Оракул предрекает Душеньке супруга с крыльями, который всех язвит (в итоге таким супругом и стал Амур, но не урод, а красавец)

Шестнадцать человек несут хрустальную кровать за пустившейся в путешествие по совету Оракула Душенькой

За идущей к супругу Душенькой идет целая процессия – здесь сенаторы и высшая знать

На страшной горе Душеньку оставляют одну

Зефир уносит Душеньку со страшной горы в эфирные сферы

Сорок нимф в чертогах ведут запылившуюся Душеньку принять ванну

Приняв ванну, Душенька смотрится в зеркала с разных ракурсов. Самая, пожалуй, известная иллюстрация

Амур является к спящей Душеньке (иллюстрация, где кормят Душеньку, тоже есть: ни греки, ни Богданович, ни Толстой не забыли накормить героиню). Естественно, Толстой не решился изобразить ночь, а то был бы черный квадрат или эллипс

Тот факт, что дело происходит темной ночью Толстой проиллюстрировал тем, что все происходит в облаке и под темным шатром (очень жирный темный передний контур – всем ясна эта условность).

Завистливые сестры описывают ужасного супруга Душеньки, которого надо убить

На шикарной колеснице пара Бореев (бурные северные ветры) несут злых сестер за лампадой и мечом

Горячее масло из лампады в руках Душеньки капает на спящего Амура

Кстати, Толстой на рисунке спальни изобразил герму (вид бюста) со своей же скульптуры:

Толстой. Морфей. Бог сна. 1852. Мрамор. Русский музей. Терракотовая модель была сделана в 1822

Амур назначает Душеньке наказание, объявляя ее рабыней Венеры

Первая попытка суицида: прыжок со скалы, Зефиры ее подхватывают

Вторая попытка суицида: пытается повеситься. Тоже известная иллюстрация. Видимо, Толстой не выдержал поэмы и всю неуспешность попытки выразил в том, что ветки попросту задрали тунику, после чего она стала подобна «Венере-Каллипиге»

Третья попытка суицида: попытка утопиться. Дело (тело и душу) спасает щука (греки очень удивились бы такой рыбе где-нибудь в Эгейском море, ну да дело происходило в окрестностях Царского Села)

Четвертая попытка суицида: попытка самосожжения просто неудачная. Старый рыбак отговаривает ее от затеи покончить жизнь, предрекает ей еще всяких бед (но не стоящих самоубийства)

Минерва (Афина) отказывает в защите Душеньке. На щите (эгиде) богини голова Горгоны Медузы (что отрубил некогда Персей, и как это голова не протухла?)

Душеньку народ спутал с Венерой (к ее несчастью)

Рассвирепевшая Венера обрекает Душеньку на смерть или уродство

Душенька умиротворяет Горыныча

Яблоки гесперид охраняет наш Кащей, может поэтому удалось их заполучить без всяких гераклов

Душенька в аду у супругов Плутона и Прозерпины, берет волшебный горшок для Венеры

После открытия горшка чумазая Душенька опять бросается с  крутой вершины и опять безуспешно, ее тайно опекает Амур

Как о том написал сам Богданович, Амур

«Донес Богам о том сполна:

Донес, что Душенька была уже черна,

Суха, худа, дурна»,

Амур представляет Душеньку Юпитеру и прочим богам-олимпийцам (это те, которые с ним пировали на Олимпе). Видны «Три Грации» по версии Толстого

Happy End:

«Юпитер, покачав

Разумной головою,

Амуру дал устав,

По силе старых прав,

Чтоб век пленялся он душевной красотою

И Душенька была б всегда его четою»

(из поэмы Богдановича «Душенька»).

И добавим, глядя на иллюстрации Толстого:

И чтоб пленялся он не только душевной красотою.

Так, благодаря гибкой тактике супруга, закончился конфликт, возникший между доброй невесткой и злобной свекровью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *