Что показал Пикассо советскому искусствоведу М.В.Алпатову на вилле «Калифорния»

Пикассо вступил в Коммунистическую партию Франции в 1944 году. Виллу купил в 1955.

В отличие от «Девушек из Авиньона», Пикассо не жил в этот период в Авиньоне, где нет моря.

В отличие от виллы и музея Поля Гетти, находящихся в Калифорнии, вилла Пикассо только носила название «Калифорния», а находилась во Франции на Лазурном берегу, в Каннах.

Пикасссо вскоре после приобретения виллы допустил в дом фотографа по имени David Duglas Duncan (далее — Журналист),который в течение трех месяцев сделал около 10 000 фотографий, потом отобрал примерно 300 и опубликовал их в фотоальбоме «The private world of Pablo Picasso» («Приватный мир Пабло Пикассо»), 1958. Фотографии снабжены комментариями, сделанными по непосредственным наблюдениям Фотографа. Пикассо было тогда 75 лет. Данный фотоальбом проливает свет на атмосферу, царившую на вилле Пикассо.

Пикассо в маске клоуна на обложке книги

Окружающая атмосфера располагала: свежий воздух со Средиземного моря, чудесный сад, лазурная морская вода. Атмосфера на вилле «Калифорния» тоже была очень домашняя. Непосредственно около вычурных ступеней центрального входа была установлена скульптурная «Коза» работы Пикассо, к хвосту которой была прицеплена настоящая коза:

Читать описания Журналиста смысла особого нет, так как они не имеют никакого отношения к искусству, однако взгляд упал на знакомую фамилию. Оказывается, маститый советский искусствовед М.Алпатов приезжал во время загранкомандировки на виллу к Пикассо, причем приезд его совпал с пребыванием на вилле Журналиста (по подсчетам — в 1956-1957).

Есть сомнения в том, что Алпатов, сочинивший впоследствии хвалебную оду в честь коммуниста Пикассо, откровенно поделился увиденным на вилле с другими советскими искусствоведами. Это для Алпатова Пикассо — повод для панегирика, а для Пикассо — он рядовой визитер, каких было много и которых перечисляет Журналист. Пикассо проделал с Алпатовым стандартные трюки (знакомство со студией, пистолетом и пр.). Журналист посвящает один абзац из сотен этому визиту.

С пистолетом

Для полноты картины даем перевод также предшествующего и последующего абзацев. Итак, Журналист на стр. 123 пишет:

«В другой день я был ошарашен , когда он (Пикассо), внезапно разразился пением. С самой первой строфы Жаклин (вторая жена Пикассо, застрелилась из пистолета в 1980) ушла, заткнув уши. Он отодвинул свой стул и начал петь непристойные (ribald) пародии на мексиканские мелодии, заканчивая настоящим ужасом на мелодию «Кукарача». Он, очевидно, помнил каждую строчку. Он выучил их от мексиканских художников в Париже 50 лет назад. После того, как Жаклин вернулась, он признался: «Это — все, чему они меня научили».

После визита Купера (не важно, кто такой) Пикассо часто размахивал незаряженным Кольтом, развлекая гостей, так же, как он ранее в том же году носил маску клоуна. Говорящий по-французски русский артэксперт Михаил Алпатов прибыл из Москвы, и Пикассо дал ему блестящий урок обращения с пистолетом, который ввел бы в ступор даже Гарри. После этого он отвел его на экскурсию по студии, которая окончилась «Венерой» Пикассо-Кранаха. Он приехал из страны, где картины исполнялись в рамках четко предписанных ограничений, или вообще не исполнялись, поэтому не пришлось удивляться тому, что русский (Алпатов) стоял оцепенелый той привычной манерой, с которой Маэстро (Пикассо ) прогнал его кнутом (whipped) через самую свободную студию, известную современному искусству.

После ухода Алпатова Пикассо повернулся ко мне и сказал: «Я видел как ты уклонился, когда мы занимались пистолетом на улице. Не волнуйся. Я ходил с пистолетом в Париже много лет назад. Я знаю, как с ним обращаться». Естественно, я спросил, носил ли он пистолет из-за бандитов. — «Бандиты! Ограбить нас! Да у нас не было даже хлеба! Бандиты! Мне просто нравился шум, и иногда в студии было душно, поэтому мы стреляли и делали дырки в потолке. Однажды мы тоже стреляли в крышу вагона, потом спрыгнули с другой стороны, обежали его вокруг как раз вовремя, чтобы вернуться внутрь вместе с полицией, которая разыскивала вандалов. Действительно, мы были очень молоды».

Итак, доподлинно известно, что Алпатов последней в студии «Маэстро» увидел «Венеру» Пикассо, а вовсе не «Пикассо-Кранаха», как пишет Журналист. Конечно, Кранах не бог весть какой мастер, но он написал «Венеру» в следующем виде:

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур

А Пикассо ее «проинтерпретировал» (забрался на плечи «гиганта»):

Пикассо. Венера и Амур

Вряд ли советские искусствоведы осмелились бы опубликовать данный отрывок из приватной книги, они ограничились хвалебной одой в адрес Пикассо.

Что еще мог увидеть оцепенелый Алпатов? Приводим ряд фото из альбома.

Три фото показывают процесс работы Пикассо над керамикой:

Шаг первый: обглодал скелет рыбы

Шаг второй: изготовление слепка

Шаг третий : приложил слепки к тарелке, раскрасил

С Жаном Кокто

С женой

Ив Монтан в гостях


 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *