Скульптура тропической Африки и острова Пасхи (16 +)

Эпиграф

«У девушки с острова Пасхи  
Украли любовника тигры.     
Украли любовника                 
В форме чиновника и            
Съели в саду под бананом…»

(Песенка. Автор неизвестен)

 

Давным-давно в сказочные времена застоя не массово, но все же ездили в командировки за тридевять земель. Впечатления от командировок были разные. В единичных случаях ездили на Запад по делам «эстетическим», но от современного искусства у нормальных людей могло возникать легкое чувство «обгаженности», описанное  в заметке
Во всяком случае их сознание могло раздваиваться между «не хочу» и «надо», как это произошло с космонавтами в известном анекдоте.

Анекдот (про космонавтов).  Пустили американцы слух, что слетали на Луну. В политбюро поверили. Вызывают в ЦК КПСС космонавтов и говорят: «Нас обогнали. Теперь мы должны обогнать американцев — полетите на Солнце. Замялись космонавты и отвечают: «Да мы ж сгорим». В ответ в ЦК голосом Никиты Сергеевича говорят: «Вы, что, за дураков нас принимаете? Полетите ночью!».
После командировок на север и на юг, куда ездили специалисты по конкретным делам, у командировочных оставалось чувство гордости и радости за проделанную работу и за то, что вернулись целыми и невредимыми, а иногда и вещественные доказательства их пребывания в условиях столь необычных. С гордостью вывешивали где-нибудь в прихожей эти сувениры. С севера могли привезти оленьи рога, с юга (из Африки) отдельные счастливцы привозили маски, сделанные из экзотических пород дерева (других пород там и не водится).
Но бывали и совсем уж экзотические поездки, в частности, на восток. О них знала вся страна. Такой была командировка Ю.Сенкевича (тогда еще врача) на плоту Кон-Тики. Руководил показательным плаванием Тур Хейердал, который не только боролся за живучесть тонущего плота из травы, но также посещал остров Пасхи. С этого и начнем.

Искусство острова Пасхи.

В доказательство посещения острова была написана книга: Т.Хейердал.«Искусство острова Пасхи», 1982, Москва. Издательство «Искусство». Хейердал написал книгу большого формата в две колонки текста на 530 страницах, с огромным количеством фотографий (ну что, в самом деле, за книга — без фотографий!?).
Поскольку, как написано в этой книге, «человеческая кожа недолговечна (учтите это, делающие татуировки!), и былые поколения унесли с собой в могилу искусство татуировки, мы судим о богатстве пасхальской графики по иероглифам и знакам на дощечках ронго-ронго».
Еще лучше сохранилась скульптура больших и малых форм, «с которой познакомился еще Кук в 1774». По тематике это нам, кстати, и ближе.
Крупные формы представлены статуями больших размеров выше десяти метров. Их откопали и поставили как надо:

Высота до раскопок 5,5 метра

Высота той же скульптуры после раскопок 11,4 метра

Чтобы представить, что могло еще стоять, Хейердал приводит рисунок двух статуй, которые были откопаны в недоделанном горизонтальном виде в карьере, спины идолов еще не были отделены от породы. Для масштаба изображена фигура человека:

Совершенно восхитительно то, что Хейердал делит искусство на периоды: «Наши археологические исследования показали, что в каменных платформах Раннего периода не было погребальных камер; похоже, что склепы стали появляться лишь под конец Среднего периода. А вот в декадентном Позднем периоде стало обычным погребение останков в аху». У кого-то может возникнуть полная аналогия с делением античного искусства древней Греции на три части: архаику, классический период (Поликлет, Фидий), «декадентный» период эпохи эллинизма (упаднический, но самый красивый). Все периоды, кроме первого, заслуживают отдельного разговора. Как тут не вспомнить любителя чисел Пифагора, считавшего число 3 самым замечательным.
Мелкая пластика. Говорящие сами за себя фото и комментарии под ними непосредственно из книги Хейердала:

Кукла из тапы (в книге фото 16)

Мужская фигурка с расставленными ногами из древесины торомиро (фото 70)

Бородатая женщина с большой вульвой, вид сбоку и сзади. Женщина сидит на корточках, руки лежат на животе, над вульвой, над которой вниз и назад выступает вторая, утрированная вульва с разделенными губами (фото 91)

Двуглавый Моаи кавакава (фото 100) 

Зооморфная фигурка (фото 116)

Напоминает современное произведение Э.Барлаха:

Э.Барлах. Парящий Ангел

Необычный птицечеловек с расщепленным клювом (фото 138)

Фаллическая композиция из тайника на обрыве, принадлежащего Педро Атану (фото 204)

При этом, Хейердал предостерегает от приобретения подделок:

Обычная подделка для туристов, известная под названием моаи медио куэрпо (фото 301)

Искусство тропической Африки.

Фундаментальная книга: В.Б.Мириманов «Искусство тропической Африки. Типология. Систематика. Эволюция», 1986. Издательство «Искусство». Но не о ней речь — после острова Пасхи содержанием книги не удивишь.

Зато в другой книге можно удивить фамилией автора. Да и деревянных масок в ней побольше будет.
Автор Ан.А.Громыко, «Маски и скульптура Тропической Африки». 1984. Все то же издательство «Искусство». Абсолютная загадка — зачем юмористы-издатели книги в инициалах к первой букве приставили букву «н», если инициалы отца автора книги— Андрея Андреевича Громыко выглядят даже со второй буквой «н» точно так же.
Так бы и написали, как пишут обычно о скульпторах — сыновьях скульпторов: Громыко Младший.
Итак, автор книги — Громыко Анатолий Андреевич (родился в Беларусии в 1932, умер в 2017), дипломат, африканист, американист, экономист, как сказано в Википедии.
Его отец — Андрей Андреевич Громыко (родился в деревне Старые Громыки в Белоруссии в 1909, умер в 1989) — министр иностранных дел СССР в 1957-1985 годах (почти тридцать лет отстаивал интересы страны), в 1985-1988 годах — председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Книга Громыко издана на очень хорошей мелованной бумаге, до сих пор издает приятный запах хорошо изданной книги. Очень качественные фото, говорящие сами за себя:

Маска. Дерево. Собрание Ан.А.Громыко (фото 51)

Скульптурная группа, символизирующая супружеское счастье. Дерево (фото 52)

Статуэтка португальского солдата. Бенин. XVII век (фото 38)

Маски: сельского полицейского (слева), куклы акуа-ба, символизирующей материнство и плодородие (справа) (фото 75, 76)

Фигуры предков (фото 120,121)

Мужская фигура (фото 125)

Маска для обряда инициации (фото 145). Использовалась при возвращении юношей в деревню, прошедших обряд инициации и переведенных в класс взрослых мужчин

Маски тайных обществ (фото 154, 155)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *