О чем мечтал Гудон и что из этого получилось

Речь идет о событиях екатерининского времени (Екатерина II царствовала с 1762 по 1796). Перед нами два французских скульптора: Жан -Антуан Гудон (1741-1828) и Морис Этьен Фальконе (1716-1791). С точки зрения выбора жанра — антиподы. Фальконе избегал портретов (видимо, считая, что это не очень котируется, или боялся конкуренции), у него есть только один заурядный бюст, да и то родственника. Зато Гудон остался в памяти как портретист (около 2000 работ, хотя у него были и фигуры, и даже знаменитое учебное экорше, то есть фигура человека со снятой кожей). Роднит их высокое мастерство и положительные оценки Дидро в его «Салонах».

Так как в Америке не было никого, кто мог бы создать нечто подобного гудоновским работам, скульптора привлекли в масонскую ложу и сделали заказы на создание портретов известных американских деятелей времен, непосредственно предшествовавших Французской революции (1793), когда эти американские деятели, добрые снаружи, ездили в Европу в скромных темных одеждах, контрастируя своим видом с пышными аристократическими антуражами старого света.

А Гудону от них были нужны деньги: на семью и на свою мечту. Гудон знал об успехе Фальконе, который окончил знаменитый конный памятник Петру I в 1778 в Санкт-Петербурге. Мечтой Гудона после пеших портретов и бюстов стала мечта о создании конного памятника, который бы венчал его творчество.

В России такая мечта (или шанс) Фальконе осуществилась: у Екатерины II хватило денег и терпения (над памятником Петру у него была возможность работать почти 10 лет).

Справка. Много позднее на рубеже XIX и XX веков такую же возможность царская семья Николая II предоставила Паоло Трубецкому (о нем надо говорить отдельно, столько вокруг «лапши на уши») «ваять» памятник Александру III за бешеные деньги и в течение многих лет. Толерантный Николай II пошел на поводу у своей матери, супруги умершего Александра III, императрицы Марии Федоровны (Дагмары). Проигнорированы низкий уровень квалификации Трубецкого, его постоянные отвлечения на левые работы и отъезды, многолетнее «морочение головы» с выбором постамента, выбором литейщика и способа отливки, вымогательством денег (на итоговую установку памятника Трубецкой вообще не приехал, сославшись на отсутствие денег). Такое ощущение, что кто-то попутал Дагмару модным «скульптором-импрессионистом», на котором «их величества» остановили свой выбор. В итоге памятник Трубецкого царю-Миротворцу нравится в основном тем, кому не нравится Александр III, и не нравится в основном тем, кому царь нравится. Есть косвенные свидетельства того, что царская семья довольно быстро «раскусила» г-на Трубецкого, но выбор был сделан, куча денег потрачена и деваться было некуда.

В 1783 во Франции при посредничестве Людовика XVI был заключен Парижский мирный договор, которым была признана независимость США от Англии, то есть произошла смена власти, при этом как раз Вашингтон и был победившим англичан главнокомандующим, получившим для победы диктаторские полномочия (потом он стал первым президентом США). По горячим следам его решили увековечить.

В 1784 Гудона рекомендовал Джефферсон (будущий после Франклина посол США во Франции) как первого скульптора-портретиста для изготовления портрета Вашингтона. В рекомендательном письме он писал, что «господин Гудон имеет репутацию лучшего скульптора в мире», приврав для большей убедительности, что Гудон сделал статуи большинства европейских правителей (известно, что Людовик XVI его не особо жаловал, хотя Гудон сделал и его бюст, и бюст Екатерины II).

Приезду Гудона предшествовала переписка Джефферсона с Вашингтоном, в которой Джефферсон опять хвалил Гудона, не забывая оговориться, что «он привезет с собой одного или двух подмастерий, которые, конечно, будут общаться лишь с людьми своего класса». Как говорится, демократия это хорошо, но это не для людей «второго класса».

А мечта Гудона в Америке не осуществилась. Гудон запросил 10 лет на изготовление конного памятника, а, главное, большие деньги, хотя и не такие, как получил Фальконе за «Петра I». В итоге вместо конного было решено делать пеший памятник. В 1785 Гудон, находясь в Америке, за семнадцать дней вылепил с натуры из гипса базовый портрет Вашингтона. Сняв мерки с Вашингтона, занялся его статуей. Губернатор Морис писал: «Я хожу к мистеру Гудону. Я позирую для его статуи генерала Вашингтона, где меня используют как манекен».

В итоге на Капитолии в городе Ричмонде (штат Виргиния) стоит пеший мраморный Вашингтон работы Гудона.

Одет он в полковую форму, но, как и всюду в Америке, постоянная реплика античного Рима: под левой рукой ликторский пучок (атрибут власти царей и консулов). Мечь, повешенный на ликторские прутья, символизирует мир, на заднем плане лемех плуга (намек на земельное поместье Вашингтона и первоначальное желание Гудона изобразить его в виде современного Цинцината, то есть мирного земледельца, могущего за себя постоять).

Подгоняемый «ветрами» неоклассицизма (модой на все античное), Гудон хотел было одеть Вашингтона на античный манер, но Вашингтон, как человек «конкретный», этому воспротивился, что мы и видим (вопрос об одеждах на памятниках всегда стоит остро, но Гудон, в отличие от Фальконе, был сговорчив, а если бы не так, то и Петр I был бы в сапогах и, глядишь, и в шляпе).

Зато в многочисленных бюстах Гудон «оторвался» по полной, облачая Вашингтона «a l`antique» («на античный манер») в разных вариантах:

              

А чтобы ночью хорошо спалось, можно посмотреть, какие очаровательные бюсты детей ваял Гудон.

Сабина Гудон в возрасте 4 лет. Около 1791 Мрамор с изъяном (подешевле, поскольку для себя)

 

Клодион Гудон в возрасте 1 года. Мрамор. Около 1791.

Женился Гудон в 1786 в возрасте 45 лет, когда его жене было 20 лет. Ее портрет Гудон сделал без проволочек в 1787. И вспомнить невозможно, кто еще отважился бы сделать зубы на портрете, хотя рты своим героям во времена Гудона приоткрывали довольно часто (для придания большей жизненности, иногда даже изображая кончик языка).

Госпожа Гудон на обложке книги

Обновлено: 14.12.2018 — 00:44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *