Как Антокольский связан с рублем Российской Федерации и его «Иван Грозный»

Марк Матвеевич Антокольский (1840-1902) очень хороший скульптор второй половины XIX века. Он вылепил памятник Петру I в 1872, который некоторые не приняли, и только успех его бронзовой отливки в Париже дал импульс к установке данного памятника в нескольких городах России (Архангельске, Таганроге, Петергофе). Среди всех памятников Петру, исключая памятник Петру I на Сенатской площади работы Фальконе, это, пожалуй, лучший (но, как говорил Хогарт, конная фигура в принципе выглядит красивее пешей). Именно памятник Петру I Антокольского изображен на рублевой купюре достоинством 500 рублей. И неспроста. Абы что на купюрах не размещают.

 

Павел Михайлович Третьяков высоко ценил Антокольского как скульптора, хотя в их отношениях и был не очень красивый эпизод, когда Собко, Стасов, Антокольский (уже состоявшийся и признанный скульптор), написали, что некоторые собиратели искусства смотрят только на имя и приобретают всякие «уникумы», и что, дескать, не обошло это и Третьякова. Однако, факты опровергают утверждение этого, по словам Третьякова, «триумвирата», о чем кто-кто, а Антокольский не мог не знать.

Антокольский любил «сажать» своих героев, у него сидят: Спиноза, Нестор-летописец, Александр III, Сенека и многие другие. А первым он «посадил» Ивана Грозного. Да так посадил, что все ахнули, бесспорно, этот эпизод в истории русской скульптуры является весьма и весьма примечательным.

Молодой (28 лет), материально бедствующий, не крепкий здоровьем, никому не известный ученик Академии Художеств (вольнослушатель, учиться в Академии начал только в 19 лет) в крохотной каморке вылепил из глины статую сидящего Ивана Грозного (1872). Вещь получилась поразительная, если и сравнивать ее, то с «Вольтером» Гудона (но которого Антокольский увидел только после создания «Грозного»).

Иван Грозный. Бронза. 1871

Иван Грозный. Фрагмент

Тогда ученики бунтовали против Академии художеств. Дыма без огня не бывает, элита на Руси склонна «борзеть»: академическое начальство «мурыжило» и Антокольского. Помощь, как это водится на Руси, пришла от государства, сверху: по цепочке от ректора Академии князя Г.Г.Гагарина — отчаявшийся Антокольский обратился к нему напрямую, президента Академии — великой княгини Марии Николаевны (любимой дочери почившего в 1855 Николая I) слух о «Грозном» дошел до Александра II. Статуя произвела огромное впечатление на царя, он дал «высочайшее одобрение» (т. е. одобрение монарха). С перепугу доселе мурыжившие скульптора профессора (но не все, например, скульптор Пименов Н.С. видел талант скульптора) сразу же в четыре дня дали Антокольскому звание академика. Это было в обход всех правил, когда обычно для этого требовалось получить четыре серебряных медали (их давали относительно легко), две золотых (их давали единицам) и плюс к тому — пройти шестилетнее заграничное пенсионерство («стажировку» за казенный счет).

Павел Михайлович Третьяков (и брат его Сергей Михайлович, сподвижник его по собиранию коллекции) как увидел глиняного Грозного, так заказал для себя эту статую в мраморе. Антокольский согласился. Как уж там было, мы не узнаем, но пришлось потом возмущаться Третьякову, что Антокольский передоговорился с кем-то из царской семьи (скорее всего и не по своей воле) насчет заказа статуи в мраморе, да еще с условием, чтобы больше не было мраморных повторов. Мраморный царский заказ сорвался и Третьяковы купили у Антокольского мраморного Грозного за 10 000 рублей (деньги дал Сергей Михайлович Третьяков, в мраморе статуя окончена в 1875, т. е. через три года), статую можно увидеть в Третьяковской галерее. И небывалое дело: впервые работа русского мастера попала в иностранный музей — в данном случае в Кенсингтонскоий музей в Англии (даже несмотря на то, что в свое время английская королева Елизавета I «продинамила» Грозного в его «матримониальных» планах, а он обиделся). Вот такая давка возникла в очереди за мраморным Грозным. Вот так никому не известный ученик Академии художеств из бедной еврейской семьи стал знаменитым скульптором. Вот так Третьяков «не признал» юное дарование.

Иван Грозный. Мрамор. Третьяковская галерея. 1875.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *