О Макиавелли и его времени

 

Немного поговорим о Никколо Макиавелли, Чезаре Борджиа, Савонароле, а также о том, что было на Руси в эти ренессансные времена, а также об идейном противнике Макиавелли — прусском короле Фридрихе II (Фридрихе Великом).

 

Эпиграф.

 

Цель оправдывает средства. Все вооруженные пророки погибали, а все безоружные гибли. Государь, если хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением…

Из высказываний Макиавелли.

 

Справка. Никколо Макиавелли (1469-1527) – флорентийский политический деятель, писатель, поработал на дипломатическом поприще в качестве секретаря дипломатической канцелярии в правительстве Флоренции в течение относительно короткого времени (с 1498 по 1512), пока во Флоренции отсутствовали Медичи. В 1512 вступил в конфликт с вернувшимися во власть во Флоренции Медичи, в итоге его оставили в покое, и он занялся писательством, главный труд — «Государь» про то, как сохранить власть (государство) любой ценой.

Конечно, были правители, которые, исполняя свои обязанности, не очень напрягались. Например, «союзник» Петра I в Северной войне (1700 – 1721) против Швеции, король польский Август II (по совместительству курфюрст Саксонии  и великий князь литовский), начав войну со Швецией в начале 18 века, гулял на балах вместо того, чтобы заниматься делами военными. Амурные дела были для него гораздо важнее, а балы были местом и поводом для общения с любовницами (см. книгу Молчанова «Дипломатия Петра Великого»). Но таково видно польское понимание монархии и ничем хорошим это не закончилось, хотя, возможно, сейчас в Польше найдется масса людей с общими генами, полученными от этого короля, курфюрста и князя в одном флаконе.

А нормальный монарх или просто правитель (коллективное руководство всегда подозрительно) «подогревается» на своем посту на протяжении всего своего правления. Как известно, если кого-то посадить на горячую сковородку, то он либо все себе сожжет, либо сделает выводы. Поэтому не надо преувеличивать практическое значение трудов Макиавелли: про «сковородку» знает любой нормальный правитель. А Макиавелли — всего лишь символ. Сам Макиавелли находился возле сковородки, сам подпалился и задним числом, отойдя от дел, стал учить, как избежать ожогов. Причем в письменной форме. При этом отличительная черта Макиавелли – патриотизм без шовинизма, именно это делает его положительной фигурой.

В этой связи клоунадно звучат рассуждения, например, о том, что книги Макиавелли были рабочими книгами Сталина. Не факт, что он вообще их читал, хотя и был весьма начитанным. Только представьте себе, как Верховный Главнокомандующий читает накануне Парада 1941 года книгу «О военном искусстве» Макиавелли со следующими наставлениями:

«Для построения батальона в колонну с двумя выступами пятирядная колонна в 80 шеренг располагается так. За центурионом ставят 25 шеренг, причем слева располагаются 2 ряда пик, а справа – 3 ряда щитов… Как только батальон выстроится, центурион, шедший во главе второй центурии, переходит в замок».

А накануне отказа Сталина от долларовой системы (после чего американцы озверели и мечтательно рассуждали на тему, как подвергнуть ядерной бомбардировке население СССР) не менее анекдотично читались бы в качестве наставлений и всяческие советы по части вести себя «то как лев, то как лис» из «Государя», хотя тот же Наполеон это сравнение присвоил для собственного употребления. С таким подходом Сталин как главнокомандующий войну бы не выиграл и 75 лет будущей мирной жизни России не обеспечил.

Однако, книги Макиавелли действительно печатались в 1930 годах в СССР, а про самого Макиавелли ничего плохого не говорилось. Очевидно, флорентийцы, поставившие статую Макиавелли при входе в галерею Уффици, разделяют эту оценку, а термин «макиавеллизм» — не более чем злобный ярлык на честном человеке — несогласные любят вешать ярлыки.

Флорентийцы похоронили Макиавелли в знаменитом Пантеоне великих итальянцев – соборе Санта-Кроче во Флоренции.

Инноченцо Спинацци. Гробница Николло Макиавелли. Базилика Санта-Кроче во Флоренции. 16 век. Наверху сидит дама – олицетворяет Дипломатию

Инноченцо Спинацци. Гробница Николло Макиавелли. Базилика Санта-Кроче во Флоренции. 16 век. Наверху сидит дама – олицетворяет Дипломатию

Интерьер базилики Санта-Кроче. Флоренция

Интерьер базилики Санта-Кроче. Флоренция

А.С.Пушкин считал Макиавелли великим флорентийцем.

Исторически во времена Макиавелли во Флоренции в качестве «Государей» отметились следующие персонажи:

  • до 1494 правил Лоренцо Великолепный, потом в течение короткого срока его сын Пьеро Медичи, потом сына изгоняют, в 1494 Франция вступает в Италию и начинаются итальянские войны, когда города Италии кооперируются с иноземцами.
  • 1494 – 1498 – де факто правил Флоренцией Савонарола. Этот фанатичный монах так всех достал, что его прилюдно повесили в 1498.
  • 1499- 1512 – Флоренция без Медичи (и Савонаролы). Главным в это время становится гонфалоньер республики, то есть человек, следящий за соблюдением конституции, При Медичи он избирался на короткий срок, а при республике – пожизненно (им стал Содерини), чтобы не было выборной свары, в 1532 должность гонфалоньера ликвидировали, так как его функции принял на себя сам герцог. Именно при отсутствии Медичи во Флоренции Макиавелли был во власти.
  • после 1512 – реставрировались Медичи, но в 1527 их опять изгоняют. Именно в 1512 Макиавелли пошел на конфликт с Медичи, а потом стал писателем.,
  • после 1532 – возникла монархия – Герцогство Флоренция, а с 1569 – великое герцогство Тоскана. Первым великим герцогом стал Козимо I Медичи.
Бенвенуто Челлини. Козимо I Медичи. 1546-1547. Бронза. Национальный музей Барджелло. Флоренция. (Музей скульптуры и декоративно-прикладного искусства)

Бенвенуто Челлини. Козимо I Медичи. 1546-1547. Бронза. Национальный музей Барджелло. Флоренция. (Музей скульптуры и декоративно-прикладного искусства)

Вот так купеческая династия превратилась в монархическую. Козимо I был жесток и деспотичен, что и зафиксировал Челлини, которому нравилось изображать людей «решительных».

Справка. А что же было в эти времена на Руси?

На Руси впервые произошло объединение русских земель вокруг Москвы, сделал это великий князь Московский Иван III (Великий), который правил с 1462 по 1505 (умер через год после установки «Давида» Микеланджело во Флоренции). Это был первый государь всея Руси и дед Ивана Грозного (Ивана IV). Бабкой Ивана Грозного была София Палеолог — вторая жена Ивана III: она происходила из византийской императорской династии Палеологов и была по отцу племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога. Он погиб в 1453  при штурме турками Константинополя, бросившись в бой, как простой воин. Тогда Византия и пала. Это был восточный осколок Римской империи, а западная Римская империя давно уже к этому времени разлетелась на воюющие друг с другом города и княжества, чему так сокрушался Макиавелли.

Именно при Иване III был принят герб в виде двуглавого орла, а также в Москве был построен Кремль из кирпича. В 1491 была возведена Спасская башня (на ней часы-куранты, полностью механические, бьют всем россиянам знакомые двенадцать ударов каждый Новый Год). Строил ее итальянский архитектор Пьетро Солари.

Кстати, в 1812 звероподобный Наполеон, почитавшийся в России антихристом, перед бегством из Москвы приказал заминировать Кремль и взорвать, а также поджечь здания, дождь, однако, частично помешал реализации этих варварских планов, Спасская башня уцелела.

После Ивана Великого в России до 1533 правил Василий III, отец Ивана IV Грозного. Матерью Ивана Грозного была Елена Глинская – вторая жена Василия III (от первого брака детей у него не было), происходившая из литовских бояр.

Таким образом, годы жизни Макиавелли совпали с временем централизации Руси под властью Ивана III, а до централизации Италии еще оставалось почти 350 лет. О централизации Руси Макиавелли скорее всего и не подозревал, а вот раздробленность Италии очень и очень его огорчала, причем настолько, что он задумал написать своего «Государя» — трактат о сильном государстве любой ценой.

Самое главное в данной справке — это то, что брат прадедушки нашего царя Ивана Грозного геройски погиб защищая Константинополь от турок, это был последний император Византии. Может быть, поэтому и царь был замечательный.

Много, кто встретился на жизненном пути Макиавелли, но две личности привлекают внимание. Пока во Флоренции Медичи отсутствовали, на глазах писателя орудовали Чезаре Борджиа и Савонарола, антиподы: один отравитель и вояка, другой – проповедник и борец за нравственность.

Справка. Чезаре (Цезарь) Борджиа (1474 – 1507, погиб в бою), сын Папы Римского Александра VI. Папское государство финансировало военные походы Чезаре, а он хотел ни мало, ни много, объединить Италию, получив власть как в Риме, так и во Флоренции. С беспринципным Чезаре Макиавелли познакомился в 1502.

Бенвенуто Челлини. Козимо I Медичи. 1546-1547. Бронза. Национальный музей Барджелло. Флоренция. (Музей скульптуры и декоративно-прикладного искусства)Бенвенуто Челлини. Козимо I Медичи. 1546-1547. Бронза. Национальный музей Барджелло. Флоренция. (Музей скульптуры и декоративно-прикладного искусства)

Федерико Фаруффини. Макиавелли и Чезаре Борджиа. 1864

Цезарь Борджиа отказался от кардинальской мантии, весело гуляли в те времена. В официальных летописях Ватикана сохранился отчет о Каштановом банкете в Апостольском дворце Папы Римского. Пятьдесят приглашенных куртизанок сперва прислуживали гостям, затем по полу были рассыпаны каштаны, раздевшись догола, куртизанки собирали каштаны, под конец вечера гости устроили оргию, а слуги подсчитывали количество оргазмов у мужчин (см. «Никколло Макиавелли», стр. 251). Естественно, Макиавелли там не присутствовал, но с воззрениями Чезаре на приобретение и удержание власти ознакомился. Се ля ви.

Но главное и неприемлемое для своих представлений о «государях» Макиавелли увидел на примере правления Савонаролы, а вовсе не в биографии Цезаря Борджиа.

Справка. Джироламо Савонарола (1452-1498) – монах, был воспитан в Ферраре в соответствии с христианскими принципами.  Говорят, что чрезмерной решимостью исправить порочные нравы он воспылал после того как был отвергнут девицей, в которую безответно влюбился — так в 23 года он бежал из дома, чтобы стал монахом. В своих проповедях Савонарола клеймил даже Медичи (Лоренцо Великолепного), но тот его вернул во Флоренцию, поскольку заодно и даже усердней Савонарола клеймил Папу Римского. В 1492 умер авторитетный Лоренцо Великолепный, а его сын вскоре потерял власть. В качестве «чуда», которое помогло Савонароле получить поддержку флорентийцев, оказался тот факт, что французы, захватившие в это время Флоренцию, не тронули жителей (что было весьма необычным для тех времен), а разграбили только дворцы семейства Медичи. После такого «чуда» борец за чистоту нравов Савонарола фактически стал править Флоренцией.

Итак, Савонарола стал бороться за нравственность: он громил горожан и князей, священнослужителей, монахов и самого папу,  им практиковались сожжения «сует» — предметов роскоши, некоторых книг, картин, украшений, не редки были «налеты детей Флоренции», когда отряды мальчиков 13-14 лет инспектировали частные дома на предмет «безнравственности».

Естественно, такого сорта реформы всем надоели, и в 1498 Савонарола был заключен в тюрьму, его жутко пытали и повесили, тело сожгли, чтобы не повадно было.

Фра Бартоломео. Савонарола. Около 1498. Национальный музей монастыря Сан-Марко. Не путать с собором Сан-Марко в Венеции

Фра Бартоломео. Савонарола. Около 1498. Национальный музей монастыря Сан-Марко. Не путать с собором Сан-Марко в Венеции

Мученичество Савонаролы. Около 1500. Центральная площадь Синьории во Флоренции

Мученичество Савонаролы. Около 1500. Центральная площадь Синьории во Флоренции

Вывод, который сделал из опыта Савонаролы Макиавелли, заключался в том, что государю нельзя быть безоружным, надо иметь армию, причем не наемную из кондотьеров, а народную, заинтересованную в успехе государства.

А еще через шесть лет в 1504 во Флоренции был установлен «Давид» Микеланджело, как раз в дальнем правом углу площади метрах в сорока от места сожжения Савонаролы. Можно представить, как бы Савонарола рассвирепел, увидев на площади обнаженного персонажа работы Микеланджело. Но в те времена «рулил» Флоренцией уже гонфалоньер, а Макиавелли вел дипломатическую деятельность. При этом Макиавелли очень прохладно относился не только к Папе Римскому, но и к религии, поэтому обнаженный «натурщик» в виде «Давида» нисколько его смутил.

Справка. Обидно было Макиавелли смотреть на складывающуюся вокруг Италии и Флоренции ситуацию:

  • в 1492 испанец Колумб открыл Новый Свет и объявил его собственностью испанского короля, что принесло Испании несметные прибыли. При этом Колумб — по национальности итальянец и выходец из Генуи,
  •  в 1502 флорентийский путешественник Америго Веспуччи доказал, что открыл новый континент, который и был назван в честь этого флорентийца. Но Флоренции от этого не было прока, причем после открытия Америки первенство Италии в торговле было утрачено,
  •  французские рыцари вошли в Италию и ограбили ее, приходили в Италию и испанские завоеватели,
  •  в Англии итальянские купцы и банкиры вытеснялись,
  •  турки продолжали натиск после того, как в 1453 пала Византийская империя.

А между тем в 1506 Папа Римский Юлий II для создания личной гвардии пригласил в Ватикан швейцарцев. Это начинание прижилось — в наше время швейцарские гвардейцы щеголяют в тех же нарядах, в каких их некогда изобразил Рафаэль в начале шестнадцатого века:

Рафаэль Санти. Швейцарские гвардейцы. Фреска «Месса в Больсене». 1512. Итальянцы молодцы: швейцарской красотой завоевывают мир

Рафаэль Санти. Швейцарские гвардейцы. Фреска «Месса в Больсене». 1512. Итальянцы молодцы: швейцарской красотой завоевывают мир

Бартолини. Памятник Колумбу. Генуя. 1846-1862. Доделывался после смерти скульптора

Бартолини. Памятник Колумбу. Генуя. 1846-1862. Доделывался после смерти скульптора

Справка. Очень критиковал Макиавелли король прусский Фридрих II (1712-1786), он же Фридрих Великий, он же Старый Фриц. Этот король общался с шутником Вольтером и на фоне своих войн почему-то стал большим любителем моральных основ в политике — он даже написал труд «Анти-Макиавелли или испытание «Государя». Фридрих II был нетрадиционной сексуальной ориентации, что не помешало другому «великому» и «чистокровному арийцу» фанатеть от него, но уже в Германии 1930-ых годов. Нетрудно догадаться, кто именно был этим фанатом. А вот, в каком, пугающем маленьких детей нечеловеческом обличье нравился этому черту Фридрих Великий:

Йозеф Торак. Портрет прусского короля Фридриха Великого. 1940 год

Йозеф Торак. Портрет прусского короля Фридриха Великого. 1940 год

Если бы не супруг Екатерины II Петр III, остановивший вследствие особой любви к Старому Фрицу победоносные русские войска, уже бы тогда в 1760-ых Кенигсберг стал российским – именно Петр III после стольких победоносных сражений с пруссаками вывел войска без каких-либо причин из восточной Пруссии, включая Калининград (Кенигсберг). Не мытьем, так катанием – пусть и это будет победой Фридриха Великого.

Однако, парадный шаг в русской армии со времен Павла I – это прусский шаг, который ввел именно Фридрих II. А элитные части Италии (воевали, кстати, на стороне Гитлера) берсальеры на парадах бегают под быструю музыку, бегут и музыканты (под Сталинградом бежать не получилось, так как были окружены). Ну не отказываться же нам от прусского шага и музыки Баха или Шуберта. А берсальеры в 1855 повоевали против России и во время Крымской войны осаждали Севастополь.

Посмертная маска Фридриха II. 1786

Посмертная маска Фридриха II. 1786

Иоганн Готфрид Шадов. Фридрих II Прусский с лавровым венком. Около 1819-1826. Бронза. Частная коллекция

Иоганн Готфрид Шадов. Фридрих II Прусский с лавровым венком. Около 1819-1826. Бронза. Частная коллекция

Итак, во Флоренции делали статую великому флорентийцу Макиавелли, а в Германии ваяли (много раз) его идейного оппонента Великого Фридриха. Однако, оба боролись за то, чтобы «жила страна родная», хотя пруссаки, как выяснилось позднее, идя к этой цели, уничтожали и грабили целые народы.

А качество скульптуры И.Г.Шадова, если отвлечься от ее «идейного содержания», ничуть не ниже, нежели у Бартолини: барельеф великолепен, его психологическая слегка «звериная» заостренность, не оставляющая сомнения в том, что это и есть «истинный ариец», оставляет позади итальянского скульптора.

Любопытно, что И.Г.Шадов пережил Бартолини на 7 дней, они умерли в 1850 соответственно в Берлине и во Флоренции, Шадов был на 13 лет старше, после него остался сын – великолепный скульптор Рудольф Шадов, а Бартолини был бездетным. В эти времена немецкая скульптура по качеству исполнения, пожалуй, не уступала, а то и была сильнее итальянской.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *