Содержание
Рашетт или Пампалони – кто придумал «Мальчика»?
Рашетт или Бартолини – кто придумал «Девушку»?
Эпиграф.
– Птичку жалко.
/Так говорил Шурик в «Кавказской пленнице»/
Статья посвящена двум очень красивым и содержательным скульптурам. Речь идет о “Мальчике” и “Девушке”. Возможно (и скорее всего), специалисты в музеях знают ответы на два вопроса.
Кто придумал первую статую и что она изображает: «Самуил в молитве» Пампалони или «Мальчик, упустивший птичку» Рашетта?
Кто придумал вторую статую (что изображает – ясно): «Вера в Бога» Лоренцо Бартолини или «Молящаяся девушка» того же Рашетта?
А поскольку в обоих вопросах фигурирует Рашетт, то будут приведены несколько других работ этого очень квалифицированного скульптора.
1. «Самуил в молитве» Пампалони или «Мальчик, упустивший птичку» Рашетта
Несколько дней назад заехали в Ярославль (от Ростова Великого, где жили в гостинице, на машине 59 км). Дивной красоты город, очень ухоженный.
Главной целью поездки было посещение именно Художественного музея. Прекрасная коллекция. Хотя рядом с музеем оказался еще и зал с макетом Золотого Кольца, который стоит посетить, так как экспозиция с большой вероятностью превзойдет ваши ожидания.
Купили альбом «Ярославский художественный музей», изданный к столетию музея (кстати, был открыт в 1919 – при большевиках!). В альбоме в разделе «Скульптура» прежде всего, с заслуженной гордостью, представлен мраморный коленопреклоненный мальчик. Почему-то в самом музее мы его не заметили, хотя лично я прежде всего смотрю скульптуру и фотографирую. Возможно, он в другом здании музея, и это скорее всего наша собственная ошибка, а не следствие того, что статую задвинули в запасники или на другое место (как это делают в Эрмитаже).
Вид «Мальчика» из ярославского музея очень удивил: мальчик очень знакомый. Стали вспоминать, где это он раньше встречался. Надо сказать, что когда вам за 60-т лет, очень полезно для здоровья поковыряться в анналах памяти. Через час из анналов памяти в губернаторском саду, в котором расположен Ярославский художественный музей и который располагает к воспоминаниям, выплыло как имя скульптора – Рашетт, так и название статуи – «Мальчик, упустивший птичку». Вернувшись в Москву через несколько дней и порывшись среди многочисленных книг по скульптуре, была обнаружена книга с ранее увиденным «Мальчиком». Авторы книги Э.В.Зарецкая, Н.К.Косарева «Французская скульптура 17 – 20 веков», 1963, Издательство Государственного Эрмитажа, Ленинград.
Итак, эрмитажный «Мальчик, упустивший птичку»:
А вот вариант мальчика «Самуил в молитве» из Ярославского художественного музея и информация о нем из книги:
Разница высот в 2 см может быть объяснена тем, что лет за сорок под «Мальчиком» нарос культурный слой (шутка).
Информация из книги «Ярославский художественный музей»:
Луиджи Пампалони (1791-1847) – известный итальянский мастер, «учившийся в Академии скульпторов в Карраре у прославленного мастера 19 века Бартолини Лоренцо. Его работы демонстрировали прекрасное знание античных и ренессансных традиций, виртуозную работу с мрамором. Неслучайно декоративные скульптуры, выполненные по моделям Пампалони, довольно широко бытовали в Европе, иногда попадая и в собрания русских коллекционеров. В наше собрание (в Ярославский художественный музей) работа поступила из особняка богатейшего ярославца конца 19 века – купца Николая Петровича Пастухова».
Справка. Жан (Жак) Доминик Рашетт (1744-1809), французско-русский скульптор, долго работал в России для Екатерины II (умерла в 1796), сделал очаровательную фигурку в натуральную величину ее любимой левретки, а также бюст самой императрицы, поработал в жанре скульптуры малых форм. Сын скульптора Доминика Рашетта. В России фигурировал как Яков Иванович Рашетт (Рошет).
На страницах СКУЛЬПТПРИВЕТ приводилось немало примеров тиражирования удачных работ, причем мраморных экземпляров могли даже не касаться руки самого скульптора, с мрамором могли работать как его юные ученики, так и мраморщики. Например, Канова повторил своего «Амура» аж четыре раза, причем слегка варьируя скульптуру, в результате в Эрмитаже оказался наилучший вариант. Про Бартолини и его работу в Карраре при Элизе Бачокки, сестре Наполеона, тоже уже упоминалось.
Вопрос в том и заключается: кто первоначальный скульптор, задумавший «Мальчика». А что это за мальчик и что он там делает: молится или сожалеет об упорхнувшей птичке, — не суть важно.
Как говорят французы, у автора данной статьи «aucune idee» по этому поводу (понятия не имеет). Порывшись еще в ряде книг про Рашетта и нигде больше не найдя упоминания о «Мальчике» в творчестве Рашетта, автор стал склоняться к мысли о том, что правы скорее всего сотрудники Ярославского художественного музея. Здесь следует сказать, что в упомянутой выше книге об эрмитажной скульптуре однажды уже была найдена досадная опечатка: «Людовик XIV» работы Буазо был назван Людовиком XV всего лишь на основании того факта, что Буазо работал при пятнадцатом Людовике (а бюст был сделан по заказу екатерининского вельможи и является «ретроспективным»). Ну да скульптуры благодаря царям в Эрмитаже столько, что немудрено ошибиться.
Тяга к нравоучительным сюжетам Бартолини («Вера в Бога» и т.п.), его ученика Дюпре уже не раз отмечалась в статьях на СКУЛЬПТПРИВЕТ, и в этот контекст ученик Бартолини Пампалони вполне вписывается со своей душещипательной фигуркой юного пророка Самуила.
Однако, согласитесь, что как-то не очень вяжется сибаритская подушечка под ногами с желанием помолиться, хотя очень украшает и завершает композицию. Как в таких ситуациях говорил И.Н.Крамской, «в жизни такое возможно, но для искусства это подозрительно». Например, Канова расположил свою кающуюся «Марию Магдалину» на скале. В связи с этим еще одно толкование сюжета «Мальчика». Мальчик летом пошел купаться, долго купался, вышел из воды, а одежды нет – спрятали ее мальчишки, для прикола оставили подушку. Мелькнула у мальчика мысль, основанная на запаздывании грома по отношению к молнии, о том, что гроза придет на место купания через 2-3 минуты. Вот мальчик и смотрит на небо, прикидывает, бежать или не бежать.
А теперь контраргумент, но тоже сюжетного, а не стилистического характера. Заодно будет повод улыбнуться. Оказывается, и Рашетт тоже был «не лыком шит» – мог и на душещипательную тему изобразить. В данном случае речь пойдет не о мальчике, а о девочке, точнее, девушке. Однако, этот факт, который сообщил барон Врангель, подозрителен.
Открываем много раз критиковавшийся автором статьи дореволюционный том 5 «История скульптуры» под редакцией Грабаря, вышедший в самом начале 20 века.
2. Барон Врангель про Рашетта
Барон Врангель (брат белого генерала барона Врангеля) написал залихватский том 5 в первый систематизированный труд по «Истории русского искусства», многих выдающихся русских художников и скульпторов обидел этот мирискусник (было такое объединение «Мир искусства» богемской направленности на рубеже 19 и 20 веков). Но можно и его самого обидеть, так как допускал ошибки, но будем снисходительны: он мог чего-то и не знать, что знают сейчас.
В частности, он перепутал нашего Рашетта с его отцом Домиником. Это мелочь.
Далее местами – смешные цитаты (кто-то может считать, что они справедливы, но все-равно смешно). Так, барон Врангель пишет:
«Доминик (?) Рашетт (1744-1809) – легкомысленный и неустойчивый – приносит из Германии учение Винкельмана… Из всех художественных принципов у него только один: – не иметь их вовсе… Сын французского эмигранта, он учится в Копенгагене, получает награды, но, женившись против воли родителей, проклят ими и скрывается в Германии».
В 1779 он поступает модельмейстером на Императорский фарфоровый завод, получает в России звание академика и профессора.
«Но лучшее, что было им сделано, это – портреты-бюсты. В них он прекрасно, спокойно и с огромным мастерством воспроизводит целую галерею современников Екатерины и Павла».
Про этого Демидова Врангель в пятом томе выразился так: «полупомешанный чудак Прокофий Демидов».
Когда Рашетт уже был в конце своей «финишной прямой», Бартолини только входил в моду, а его ученик Пампалони еще учился у Бартолини в Карраре. Школу скульптуры в Карраре Бартолини создал в 1807-1813 годах, а Рашетт умер в 1809 в Санкт-Петербурге.
Врангель определил Рашетта в главу 13 «Предвестники классицизма», а Бартолини со своим пуризмом (что уж говорить про его учеников) был ярым оппонентом классицистов и лет через тридцать осуществлял переход к новым эстетическим «горизонтам», почерпнутым «из Природы», уже на закате классицизма, что, впрочем, не мешало и не мешает зрителям путать его работы с работами классицистов. В любом случае разница в сорок-пятьдесят лет в те времена очень существенна.
Кому же все-таки пришла идея сделать такого трогательного мальчугана? И где «прячется» настоящий мальчик: в Эрмитаже или в Ярославском художественном музее? Лучше его прячут, конечно, в Эрмитаже – там открыли еще одну анфиладу залов в корпусе напротив и потихоньку таскают туда шедевры из основного здания.
3. Рашетт или Бартолини – кто придумал «Молящуюся девушку»
Кто обнажил «Девушку» – ясно, а вот кто придумал одну и ту же позу и сюжет?
Этой девушкой Врангель путает все карты, поскольку аналогичная молящаяся девушка является одной из центральных скульптур Лоренцо Бартолини, о ней была статья на СКУЛЬПТПРИВЕТ. При этом Бартолини на 33 года младше Рашетта.
Итак, Врангель приводит фото молящейся девушки и указывает Рашетта в качестве автора:
А вот девушка, в атрибуции которой нет никаких сомнений:
Закрадываются подозрения. Откуда у Бартолини возник такой трогательный душещипательный сюжет? Неужели Бартолини позаимствовал девушку у Рашетта? Неужели Бартолини съездил из Флоренции в Киевскую губернию (не было тогда Украины), но об этом никто не знает? А, может быть, Рашетт тоже был скрытым пуристом (в душе)? Просто этого не знал, так как и слова такого тогда не существовало. Шутка. Зато сравнение ниже всерьез:
Одна лишь разница проглядывается: лет эдак за пятьдесят (Бартолини позже сделал свою девушку) девушка нисколько не подурнела и, наконец, поняла, что несмотря на возраст тунику лучше с себя скинуть, потому как привлекательнее будет.
А раз Рашетт мог себе позволить такой пуристский сюжет с молящейся девушкой, то почему бы и его эрмитажного мальчика не назвать «Молящимся Самуилом», тем более, что упорхнувшую птичку никто не видел?
Если отбросить версию о случайном совпадении девушек, поставленный в данном пункте вопрос надо адресовать прежде всего барону Врангелю, чего он там написал, но он уже не ответит. Во всяком случае к моменту написания книги Врангелем скульптура «Молитва Богу» Бартолини уже давно и широко была известна и далеко не в одном экземпляре, может быть, кто-то и повторил ее в конце 19 века, приодел для скромности, как это сделали с грешниками Микеланджело на «Страшном Суде». А Врангель взял да и перепутал имена, сместившись по оси времени лет на сто влево?
4. Картинки
Еще несколько чудесных мраморных работ Рашетта.
Рашетт украшал царские дворцы России.
А вот, в каком виде Германия оставила России пригороды Ленинграда после очередного европейского вторжения:
Вот как должен выглядеть верхний сад и как его восстановил советский народ после вторжения европейцев:
Германия похитила у России Янтарную комнату:
В завершение – фарфоровая копия любимой собачки Екатерины II – левретки “Земиры”.
Wonderful arts
Thanks for the comment!!!
Most welcome. Thanks.