Рашетт или Пампалони – кто придумал «Мальчика»?

Рашетт или Пампалони – кто придумал «Мальчика»?

Рашетт или Бартолини – кто придумал «Девушку»?

 

Эпиграф.

– Птичку жалко.

/Так говорил Шурик в «Кавказской пленнице»/

 

Статья посвящена двум очень красивым и содержательным скульптурам. Речь идет о “Мальчике” и “Девушке”. Возможно (и скорее всего), специалисты в музеях знают ответы на два вопроса

Кто придумал первую статую и что она изображает: «Самуил в молитве» Пампалони или «Мальчик, упустивший птичку» Рашетта?

Кто придумал вторую статую (что изображает – ясно): «Вера в Бога» Лоренцо Бартолини или «Молящаяся девушка» того же Рашетта?

А поскольку в обоих вопросах фигурирует Рашетт, то будут приведены несколько других работ этого очень квалифицированного скульптора.

1. «Самуил в молитве» Пампалони или «Мальчик, упустивший птичку» Рашетта

Несколько дней назад заехали в Ярославль (от Ростова Великого, где жили в гостинице, на машине 59 км). Дивной красоты город, очень ухоженный.

Главной целью поездки было посещение именно Художественного музея. Прекрасная коллекция. Хотя рядом с музеем оказался еще и зал с макетом Золотого Кольца, который стоит посетить, так как экспозиция с большой вероятностью превзойдет ваши ожидания.

Купили альбом «Ярославский художественный музей», изданный к столетию музея (кстати, был открыт в 1919 – при большевиках!). В альбоме в разделе «Скульптура» прежде всего, с заслуженной гордостью, представлен мраморный коленопреклоненный мальчик.  Почему-то в самом музее мы его не заметили, хотя лично я прежде всего смотрю скульптуру и фотографирую. Возможно, он в другом здании музея, и это скорее всего наша собственная ошибка, а не следствие того, что статую задвинули в запасники или на другое место (как это делают в Эрмитаже).

Вид «Мальчика» из ярославского музея очень удивил: мальчик очень знакомый. Стали вспоминать, где это он раньше встречался. Надо сказать, что когда вам за 60-т лет, очень полезно для здоровья поковыряться в анналах памяти. Через час из анналов памяти в губернаторском саду, в котором расположен Ярославский художественный музей и который располагает к воспоминаниям, выплыло как имя скульптора – Рашетт, так и название статуи – «Мальчик, упустивший птичку». Вернувшись в Москву через несколько дней и порывшись среди многочисленных книг по скульптуре, была обнаружена книга с ранее увиденным «Мальчиком». Авторы книги Э.В.Зарецкая, Н.К.Косарева «Французская скульптура 17 – 20 веков», 1963, Издательство Государственного Эрмитажа, Ленинград.

Итак, эрмитажный «Мальчик, упустивший птичку»:

Рашетт. Мальчик, упустивший птичку. Русский текст в эрмитажной книге продублирован на французском «L`Enfant qui a laisse echapper un oiseau». Высота 66 см. Мрамор. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Рашетт умер в 1809

Рашетт. Мальчик, упустивший птичку. Русский текст в эрмитажной книге продублирован на французском «L`Enfant qui a laisse echapper un oiseau». Высота 66 см. Мрамор. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Рашетт умер в 1809

А вот вариант мальчика «Самуил в молитве» из Ярославского художественного музея и информация о нем из книги:

Луиджи Пампалони (Luigi Pampaloni). Самуил в молитве (по авторской модели 1827 г.). Италия. 19 век. Высота 68 см. Мрамор. Ярославский художественный музей. Ярославль

Луиджи Пампалони (Luigi Pampaloni). Самуил в молитве (по авторской модели 1827 г.). Италия. 19 век. Высота 68 см. Мрамор. Ярославский художественный музей. Ярославль

Разница высот в 2 см может быть объяснена тем, что лет за сорок под «Мальчиком» нарос культурный слой (шутка).

Информация из книги «Ярославский художественный музей»:

Луиджи Пампалони (1791-1847) – известный итальянский мастер, «учившийся в Академии скульпторов в Карраре у прославленного мастера 19 века Бартолини Лоренцо. Его работы демонстрировали прекрасное знание античных и ренессансных традиций, виртуозную работу с мрамором. Неслучайно декоративные скульптуры, выполненные по моделям Пампалони, довольно широко бытовали в Европе, иногда попадая и в собрания русских коллекционеров. В наше собрание (в Ярославский художественный музей) работа поступила из особняка богатейшего ярославца конца 19 века – купца Николая Петровича Пастухова».

Справка. Жан (Жак) Доминик Рашетт (1744-1809), французско-русский скульптор, долго работал  в России для Екатерины II (умерла в 1796), сделал очаровательную фигурку в натуральную величину ее любимой левретки, а также бюст самой императрицы, поработал в жанре скульптуры малых форм. Сын скульптора Доминика Рашетта. В России фигурировал как Яков Иванович Рашетт (Рошет).

На страницах СКУЛЬПТПРИВЕТ приводилось немало примеров тиражирования удачных работ, причем мраморных экземпляров могли даже не касаться руки самого скульптора, с мрамором могли работать как его юные ученики, так и мраморщики. Например, Канова повторил своего «Амура» аж четыре раза, причем слегка варьируя скульптуру, в результате в Эрмитаже оказался наилучший вариант. Про Бартолини и его работу в Карраре при Элизе Бачокки, сестре Наполеона, тоже уже упоминалось.

Вопрос в том и заключается: кто первоначальный скульптор, задумавший «Мальчика». А что это за мальчик и что он там делает: молится или сожалеет об упорхнувшей птичке, — не суть важно.

Как говорят французы, у автора данной статьи «aucune idee» по этому поводу (понятия не имеет). Порывшись еще в ряде книг про Рашетта и нигде больше не найдя упоминания о «Мальчике» в творчестве Рашетта, автор стал склоняться к мысли о том, что правы скорее всего сотрудники Ярославского художественного музея. Здесь следует сказать, что в упомянутой выше книге об эрмитажной скульптуре однажды уже была найдена досадная опечатка: «Людовик XIV» работы Буазо был назван Людовиком XV всего лишь на основании того факта, что Буазо работал при пятнадцатом Людовике (а бюст был сделан по заказу екатерининского вельможи и является «ретроспективным»). Ну да скульптуры благодаря царям в Эрмитаже столько, что немудрено ошибиться.

Тяга к нравоучительным сюжетам Бартолини («Вера в Бога» и т.п.), его ученика Дюпре уже не раз отмечалась в статьях на СКУЛЬПТПРИВЕТ, и в этот контекст ученик Бартолини Пампалони вполне вписывается со своей душещипательной фигуркой юного пророка Самуила.

Однако, согласитесь, что как-то не очень вяжется сибаритская подушечка под ногами с желанием помолиться, хотя очень украшает и завершает композицию. Как в таких ситуациях говорил И.Н.Крамской, «в жизни такое возможно, но для искусства это подозрительно». Например, Канова расположил свою кающуюся «Марию Магдалину» на скале. В связи с этим еще одно толкование сюжета «Мальчика». Мальчик летом пошел купаться, долго купался, вышел из воды, а одежды нет – спрятали ее мальчишки, для прикола оставили подушку. Мелькнула у мальчика мысль, основанная на запаздывании грома по отношению к молнии, о том, что гроза придет на место купания через 2-3 минуты. Вот мальчик и смотрит на небо, прикидывает, бежать или не бежать.

А теперь контраргумент, но тоже сюжетного, а не стилистического характера. Заодно будет повод улыбнуться. Оказывается, и Рашетт тоже был «не лыком шит» – мог и на душещипательную тему изобразить. В данном случае речь пойдет не о мальчике, а о девочке, точнее, девушке. Однако, этот факт, который сообщил барон Врангель, подозрителен.

Открываем много раз критиковавшийся автором статьи дореволюционный том 5 «История скульптуры» под редакцией Грабаря, вышедший в самом начале 20 века.

2. Барон Врангель про Рашетта

Барон Врангель (брат белого генерала барона Врангеля) написал залихватский том 5 в первый систематизированный труд по «Истории русского искусства», многих выдающихся русских художников и скульпторов обидел этот мирискусник (было такое объединение «Мир искусства» богемской направленности на рубеже 19 и 20 веков). Но можно и его самого обидеть, так как допускал ошибки, но будем снисходительны: он мог чего-то и не знать, что знают сейчас.

В частности, он перепутал нашего Рашетта с его отцом Домиником. Это мелочь.

Далее местами – смешные цитаты (кто-то может считать, что они справедливы, но все-равно смешно). Так, барон Врангель пишет:

«Доминик (?) Рашетт (1744-1809) – легкомысленный и неустойчивый – приносит из Германии  учение Винкельмана… Из всех художественных принципов у него только один: – не иметь их вовсе… Сын французского эмигранта, он учится в Копенгагене, получает награды, но, женившись против воли родителей, проклят ими и скрывается в Германии».

В 1779 он поступает модельмейстером на Императорский фарфоровый завод, получает в России звание академика и профессора.

«Но лучшее, что было им сделано, это – портреты-бюсты. В них он прекрасно, спокойно и с огромным мастерством воспроизводит целую галерею современников Екатерины и Павла».

Рашетт. Платон Зубов. Бронза. Собрание графини Е.В.Шуваловой в Санкт-Петербурге, где она находилась на момент написания книги Врангелем, то есть в самом начале 20 века

Рашетт. Платон Зубов. Бронза. Собрание графини Е.В.Шуваловой в Санкт-Петербурге, где она находилась на момент написания книги Врангелем, то есть в самом начале 20 века

Рашетт. Екатерина II. Мрамор. Из собрания кн. Ф.Ф.Юсупова «Архангельское» - на начало 20 века

Рашетт. Екатерина II. Мрамор. Из собрания кн. Ф.Ф.Юсупова «Архангельское» – на начало 20 века

Рашетт. Портрет П.А.Демидова. 1780. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Некогда был в Нижнетагильском заводском музее, где некогда рулил П.А.Демидов

Рашетт. Портрет П.А.Демидова. 1780. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Некогда был в Нижнетагильском заводском музее, где некогда рулил П.А.Демидов

Про этого Демидова Врангель в пятом томе выразился так: «полупомешанный чудак Прокофий Демидов».

Когда Рашетт уже был в конце своей «финишной прямой», Бартолини только входил в моду, а его ученик Пампалони еще учился у Бартолини в Карраре. Школу скульптуры в Карраре Бартолини создал в 1807-1813 годах, а Рашетт умер в 1809 в Санкт-Петербурге.

Врангель определил Рашетта в главу 13 «Предвестники классицизма», а Бартолини со своим пуризмом (что уж говорить про его учеников) был ярым оппонентом классицистов и лет через тридцать осуществлял переход к новым эстетическим «горизонтам», почерпнутым «из Природы», уже на закате классицизма, что, впрочем, не мешало и не мешает зрителям путать его работы с работами классицистов. В любом случае разница в сорок-пятьдесят лет в те времена очень существенна.

Кому же все-таки пришла идея сделать такого трогательного мальчугана? И где «прячется» настоящий мальчик: в Эрмитаже или в Ярославском художественном музее? Лучше его прячут, конечно, в Эрмитаже – там открыли еще одну анфиладу залов в корпусе напротив и потихоньку таскают туда шедевры из основного здания.

 

3. Рашетт или Бартолини – кто придумал «Молящуюся девушку»

Кто обнажил «Девушку» – ясно, а вот кто придумал одну и ту же позу и сюжет?

Этой девушкой Врангель путает все карты, поскольку аналогичная молящаяся девушка является одной из центральных скульптур Лоренцо Бартолини, о ней была статья на СКУЛЬПТПРИВЕТ. При этом Бартолини на 33 года младше Рашетта.

Итак, Врангель приводит фото молящейся девушки и указывает Рашетта в качестве автора:

Рашетт (умер в 1809). Молящаяся девушка. Мрамор. Во времена Врангеля (самый конец 19 века, Бартолини умер в 1850) она находилась в имении кн. М.А.Куракина «Козацкое», Киевская губерния. Фото журнала  «Старые годы», а мы взяли фото и информацию у Врангеля

Рашетт (умер в 1809). Молящаяся девушка. Мрамор. Во времена Врангеля (самый конец 19 века, Бартолини умер в 1850) она находилась в имении кн. М.А.Куракина «Козацкое», Киевская губерния. Фото журнала  «Старые годы», а мы взяли фото и информацию у Врангеля

А вот девушка, в атрибуции которой нет никаких сомнений:

Лоренцо Бартолини. Молитва Богу. 1834-1836

Лоренцо Бартолини. Молитва Богу. 1834-1836

Закрадываются подозрения. Откуда у Бартолини возник такой трогательный душещипательный сюжет? Неужели Бартолини позаимствовал девушку у Рашетта? Неужели Бартолини съездил из Флоренции в Киевскую губернию (не было тогда Украины), но об этом никто не знает? А, может быть, Рашетт тоже был скрытым пуристом (в душе)? Просто этого не знал, так как и слова такого тогда не существовало. Шутка. Зато сравнение ниже всерьез:

Справа: Рашетт. Молящаяся девушка. До 1809 года (в 1809 Рашетт умер). Слева: Бартолини. Вера в Бога. 1834-1836.

Справа: Рашетт. Молящаяся девушка. До 1809 года (в 1809 Рашетт умер). Слева: Бартолини. Вера в Бога. 1834-1836

Одна лишь разница проглядывается: лет эдак за пятьдесят (Бартолини позже сделал свою девушку) девушка нисколько не подурнела и, наконец, поняла, что несмотря на возраст тунику лучше с себя скинуть, потому как привлекательнее будет.

А раз Рашетт мог себе позволить такой пуристский сюжет с молящейся девушкой, то почему бы и его эрмитажного мальчика не назвать «Молящимся Самуилом», тем более, что упорхнувшую птичку никто не видел?

Если отбросить версию о случайном совпадении девушек, поставленный в данном пункте вопрос надо адресовать прежде всего барону Врангелю, чего он там написал, но он уже не ответит. Во всяком случае к моменту написания книги Врангелем скульптура «Молитва Богу» Бартолини уже давно и широко была известна и далеко не в одном экземпляре, может быть, кто-то и повторил ее в конце 19 века, приодел для скромности, как это сделали с грешниками Микеланджело на «Страшном Суде». А Врангель взял да и перепутал имена, сместившись по оси времени лет на сто влево?

4. Картинки

Еще несколько чудесных мраморных работ Рашетта.

Рашетт. Генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский. 1793. Третьяковская галерея

Рашетт. Генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский. 1793. Третьяковская галерея

Рашетт. Бюст Екатерины II. 1793. Третьяковская галерея

Рашетт. Бюст Екатерины II. 1793. Третьяковская галерея

Рашет. Портрет математика Эйлера. 1788. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Рашет. Портрет математика Эйлера. 1788. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Туалетный прибор 180-1801. Скульптура по модели Ж.-Д.Рашетта. Бисквит. Павловск. Большой дворец

Туалетный прибор 180-1801. Императорский фарфоровый завод. Скульптура сделана по модели Ж.-Д.Рашетта. Бисквит. Павловск. Большой дворец

Рашетт украшал царские дворцы России.

А вот, в каком виде Германия оставила России пригороды Ленинграда после очередного европейского вторжения:

Большой дворец. Павловск. 1944

Большой дворец. Павловск. 1944

Екатерининский дворец. Царское Село (Пушкин). 1944

Екатерининский дворец. Царское Село (Пушкин). 1944

Взорванный немцами дворец «Марли». Петергоф. 1944

Взорванный немцами дворец «Марли». Петергоф. 1944

Большой дворец. Петродворец. 1944

Большой дворец. Петродворец. 1944

Немецкий ров на месте верхнего сада на фоне «дворца». 1944. Петродворец

Немецкий ров на месте верхнего сада на фоне «дворца». 1944. Петродворец

Вот как должен выглядеть верхний сад и как его восстановил советский народ после вторжения европейцев:

Верхний сад. Петродворец. Воссоздан в 1968 г.

Верхний сад. Петродворец. Воссоздан в 1968 г.

Павильон «Эрмитаж». Петродворец. 1944 

Павильон «Эрмитаж». Петродворец. 1944 

Германия похитила у России Янтарную комнату:

Янтарная комната. Фотография начала 20 века

Янтарная комната. Фотография начала 20 века

В завершение – фарфоровая копия любимой собачки Екатерины II – левретки “Земиры”.

Рашетт. Фарфоровая фигурка "Земиры" - любимой левретки Екатерины II - в натуральную величину

Рашетт. Фарфоровая фигурка “Земиры” – любимой левретки Екатерины II – в натуральную величину. Петергоф

 

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

3 комментария

Оставить комментарий
    1. Thanks for the comment!!!

      1. Most welcome. Thanks.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *