Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни Бартолини

Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни работы Бартолини представляют собой сугубо флорентийскую тематику в творчестве скульптора в отличие от символических и интернациональных статуй «Милосердие», «Юнона»  и т.п. Речь пойдет о том, как Италия объединилась в единое государство и как против объединения Италии боролся папа Пий IX, поскольку не хотел расставаться со светской властью в Папском государстве. Интересно будет также и то, что писал о папе Пие IX Ф.М.Достоевский.

1. Рим, Италия, папа Пий IX и Достоевский

Всякие, мягко говоря, чудаки бредят Римом, естественно античным, даже словечки употребляют типа Капитолий, центурия и т.п. Вот и Д.Трамп с высокой трибуны сообщил о тысячелетней исторической связи между США и Древним Римом, что имел в виду, видимо, и сам не очень понимает, и т.п. и т.д. Их привлекает Рим языческий и довольно звериный: с гладиаторами и умерщвлением людей посредством натравливания на них диких зверей, с обманом и стравливанием народов, рабством и прочими прелестями, включая идею превосходства и доминирования. Кто-то говорит, что и Россия встроилась в этот ряд почитателей Рима. Невдомек им, что Россия стала Третьим христианским Римом, отторгнув языческую ложь и извращения.

А что же Рим? А Рим, на самом деле, был в идейно-эстетическом плане был довольно вторичным в античные времена, поскольку, разграбив Грецию и другие эллинистические страны, «встал на плечи греческих гигантов» в лице как художников и скульпторов, так и философов, почему и оставил свой след в истории. Зато после эпохи средневековья Рим первым (совместно с Флоренцией и другими итальянскими городами) дал миру искусство Ренессанса начало 15 – 16 века, опередив остальную Европу лет на сто, да и потом Италия снабжала мир первоклассными произведениями искусства.

В 16-18 веках Рим территориально был всего лишь центром Папского государства и занимал небольшую площадь в середине полуострова – итальянского «сапожка». На территории Апеннинского полуострова государств было много. Искусство, естественно, при этом развивалось не только в Риме, но и в других городах Италии, прежде всего в Тоскане с центром во Флоренции. Тому же Микеланджело часто приходилось «курсировать» между Римом и Флоренцией, а когда он умер, это проделали с его телом, тайно увезя тело из Рима во Флоренцию, где и захоронили в базилике Санта-Кроче. Благо Тоскана примыкает к Папскому государству с севера, а расстояния там почти как внутри Московской области: от Рима до Флоренции 280 км.

Итальянские города жестко воевали друг с другом, приглашали кондотьеров (наемников) и даже ставили некоторым из них памятники, о чем не раз говорилось на страницах СКУЛЬПТПРИВЕТ. Та же Флоренция подавляла мятеж в Пизе, в честь чего Джамболонья сваял «Флоренцию, торжествующую над Пизой», где дама Флоренция придавила  коленом скорчившегося мужчину (Пизу), что неискушенного зрителя может навести на мысль о «ролевых играх», а Микеланджело сваял «Победу», где Папское государство торжествует вследствие расширения своего влияния.

Джамболонья. Флоренция, торжествующая над Пизой. 1565-1570. Галерея Уффици. Флоренция

Джамболонья. Флоренция, торжествующая над Пизой. 1565-1570. Галерея Уффици. Флоренция

Исторически – эстетическая справка. Естественно, топтали Италию и иноземцы, хотя довольно странно для времен разрозненности Италии кого-то называть иноземцами, поскольку государства были разные, и у них, видимо, оставался один-единственный общий признак – это язык. Но приходили туда и французы, и немцы. Особенно отличился Наполеон, грабивший, впрочем, и другие страны. Объединилась Италия только во второй половине аж 19 века. Между прочим, наш великий Карл Павлович (Брюллов) уехал умирать в Италию в 1849 (умер в 1852), жил в доме Титтони, который был одним из «борцов» с иноземным засильем. Вся эта борьба носит название Рисорджименто. Несколько десятилетий итальянские государства боролись с иностранными захватчиками, потом все они объединились, все, кроме Папского государства.

Папа Пий IX в 1860-ых еще отказывался присоединить свое государство к Италии. Это тот самый папа, бюст которого сваял Бартолини, а затем был куплен на русские деньги, заработанные трудом нижнетагильских рабочих. Этот бюст был подарен папе нашим «пострелом» Анатолем Демидовым – скороспелым князем Сан-Донато.

Надо сказать, что «самостоятельность» папы держалась на французских штыках Наполеона III, который примерно в те же времена мстил России за разгром своего дядюшки, участвуя в Крымской войне. Так что окончательное объединение Италии произошло по воле случая: в 1870 г. состоялась война между Францией и Пруссией. Пруссаки победоносно промаршировали по Парижу в 1870, Наполеона III свергли, римский папа лишился поддержки французских штыков и Папское государство вошло в состав Италии. Немцы при этом сильно воспряли духом, поскольку до того терпели поражения, теперь же к ним перешли области Эльзас и Лотарингия, без которых Франция значительно уменьшилась (после Второй мировой войны Эльзас и Лотарингия официально возвращены Франции – спасибо СССР). При Наполеоне III появились импрессионисты, состоялся Салон отверженных, где Э.Мане выставил свой довольно нелепый и скопированный в части композиции с Рафаэля «Завтрак на траве», особенно возмутивший короля.

Вот, как Ф.М.Достоевский описал окончательное объединение Италии в 1870, когда папу Пия IX лишили земель:

«…напротив, в самую роковую минуту, когда от него (папы Пия IX, когда пруссаки победили французов, поддерживающих папу) отнимали Рим и последний кусок земли (к этому времени от Папского государства у папы остался только Рим и регион Лацио) и оставляли ему в собственность лишь один Ватикан, в эту самую минуту он, как нарочно, провозгласил свою непогрешимость (так и тогда возник догмат непогрешимости папы римского), а вместе с тем и тезис: что без земного владения христианство не может уцелеть на земле, а перед католичеством поставил, уже догматически, прямую цель всемирной монархии, к которой и повелел стремиться во славу Божию и Христа на земле. О, конечно, он ужасно насмешил тогда всех остроумных людей: «Сердит, да не силен – Хлестакову брат». (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1877 г., статья «И сердиты, и сильны»).

 

Бартолини. Бюст Пия IX. Куплен А.Н.Демидовым и подарен папе

Бартолини. Бюст Пия IX. Куплен А.Н.Демидовым и подарен папе

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов папа поддерживал турок, учинивших резню в Болгарии. В 1877 в Дневниках Ф.И.Достоевский, споря с болезненным и циничным пацифизмом Л.Н.Толстого, привел примеры зверства турок (выкалывание глаз младенцам, вырезание грудей их матерям, насилие и т.д.) и описал позицию Пия IX по восточному вопросу:

«Воинственный католицизм берет яростно «и со страстью» против нас сторону турок… Не то, чтобы какой-нибудь прелат, а сам папа, громко, в собраниях ватиканских, с радостью говорил «о победах турок» и предрекал России «страшную будущность». Этот умирающий старик, да еще глава «христианства», не постыдился высказать всенародно, что каждый раз с веселием выслушивает о поражении русских». (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1877).

Этим папой как раз и был слабый здоровьем Пий IX, умерший в 1878 от приступа эпилепсии, заодно он был еще и антисемитом.

Однако, применительно к Рисорджименто, заметим, что, во-первых, Бартолини умер в 1850 и не дожил до этих событий (застал он только начало революций в 1848).

Во-вторых, он с одной стороны, был итальянцем-флорентийцем, а, с другой, – плоть от плоти был выкормлен молоком «французской революции» и французских же просветителей прежде всего в лице якобинца художника Давида. Бартолини был наполеонофилом, ему покровительствовала сестра Наполеона Элиза Баччокки. Поэтому тщетно искать патриотическую жилу в его творчестве. Ему хорошо жилось во Флоренции, хотя под конец жизни у него были проблемы с помощниками и т.п., но это житейское, хотя люди склонны свое житейское путать с политическим.

Бартолини сваял три монумента (один остался в модели) флорентийским политическим деятелям: Николо Макиавелли, про которого слышали все, Леопольду II, про которого слышали очень немногие, и Фоссомброни, про которого никто не слышал и имя которого сложно для произношения и запоминания, однако, последние два деятеля руководили Флоренцией и Тосканой при Бартолини, что для флорентийца середины 19 века гораздо важнее всех писаний Макиавелли.

2. Статуя Макиавелли работы Бартолини

О самом Макиавелли чуть позже, пока скажем, что он был политиком, ратовавшим за сильное национальное государство с сильным руководителем, который должен использовать разные эффективные способы управления, не особо заботясь о моральных аспектах деятельности.

В 1840-ых во времена Рисорджименто многие мечтали о национальном государстве и избавлении от иностранного влияния. Правительство Великого герцога Тосканского Леопольда II в начале 1840-ых решило-таки довершить начатое в 16 веке мероприятие и заполнить колоннаду Вазари статуями великих флорентийцев (Галерея Уффици началась строиться в 16 веке). Их оказалось больше 20 человек: Данте, Джотто, Микеланджело, Леонардо и другие. Попал туда и Макиавелли. В интернете можно найти фото всех статуй, например, на сайте Renatar.livejournal.com, правда, без указания скульпторов, сделавших статуи.

Тосканское правительство поручило флорентийской депутации организовать создание статуй великих флорентийцев. Секретарь депутации Джованни Бенедичетти-Таленти, близкий друг Бартолини, заказал ему статую Макиавелли.  В 1845 Бартолини писал другу насчет подходящей «физиономии» Макиавелли, дошедшей до нас в портретах эпохи Чинквеченто (16 века).

В том же году Бартолини сделал глиняную модель.

Мраморный вариант был окончен самим скульптором в 1846. Он послал Карло Миланези свое видение «концепции» статуи. Концепция Бартолини насчет Макиавелли была следующей:

«Сделать Италию сильной и компактной нацией, чтобы освободить ее от лордов и сделать ее мощной дабы противостоять вторжениям иностранцев».

Отличная концепция, хотя пригодна не для всех, например, если Россия станет компактной, то сразу же последует жесткий геноцид ее населения, сработала ли концепция для Италии – пусть судят итальянцы. Однако, приветствуем патриотический порыв флорентийцев.

Бартолини. Никколо Макиавелли. 1845-1846. Лоджия Уффици. Статуя у входа в галерею Уффици. Флоренция

Бартолини. Никколо Макиавелли. 1845-1846. Лоджия Уффици. Статуя у входа в галерею Уффици. Флоренция

Ориентировался Бартолини на прижизненный портрет Макиавелли Санти ди Тито и две посмертных маски, обнаруженные у частных лиц.

Санти ди Тито. Никколо Макиавелли. Около 1600. Портрет сделан по посмертной маске

Санти ди Тито. Никколо Макиавелли. Около 1600. Портрет сделан по посмертной маске, перчатка должна свидетельствовать о мудрости придворного

Бартолини изобразил Макиавелли в глубокой задумчивости по поводу политического упадка Италии, упадок воплощен в многочисленных иностранных гербах на колонне под правой рукой Макиавелли – это все иноземцы, которые топчут и разделяют Италию. Книга в руке Макиавелли никого не удивляет – он же писатель – придавил иностранцев книгой (чем может).

Титульный лист книги Макиавелли. Генуя. Начало 17 века

Титульный лист книги Макиавелли. Генуя. Начало 17 века

Помните, как в одном фильме: «белые придут – грабят, красные придут – грабят». Положение Бартолини можно понять: его очень устраивали французы с их властительницей Тосканы (при Наполеоне – до 1814 г.) Элизой Баччокки, его теперь устраивает и Великий герцог Тосканский Леопольд II из династии Габсбургов, которых как раз «оттер» от Тосканы Наполеон в самом начале 19 века. Конечно, при таких политических разворотах туго приходилось законопослушному флорентийцу, оттого у него столько сугубо мирных и нравоучительных сюжетов на тему «давайте жить дружно» типа «Нимфы пустыни». А тут еще Рисорджименто – опять борьба в Италии (за лучшее будущее) и против Леопольда II.

Вот поэтому-то Бартолини не выдержал и признался:

«Какое противоречие духа! Я ненавижу политику, и я хочу сделать статую Макиавелли!».

Это дает еще одно понимание статуи, впрочем, всем очевидное: имя Макиавелли и слово «политика» нераздельны. Но применительно к теоретику Макиавелли (он писал свои опусы, когда уже отошел от дел) лучше употреблять слово «политология».

А вот еще два портрета Макиавелли: совсем простой из дерева и очень похожий на оригинал и очень непростой в профиль и очень непохожий:

Деревянный бюст Макиавелли XVI в.

Деревянный бюст Макиавелли XVI в.

Никколо макиавелли (1469-1527)

Никколо макиавелли (1469-1527)

И еще одна крылатая фраза: «Некуда податься бедному крестьянину», будь то герцог или скульптор. Леопольд II – австрияк, а движение Рисорджименто не очень жаловало иностранцев, в итоге в 1859 Леопольд II из-за революции вынужден был отречься от престола в пользу своего сына, на котором Великое герцогство Тосканское в 1860 и закончило свое существование. Леопольд II был неплохим правителем и умер в Риме в 1870, пропутешествовав за десять лет из Флоренции в Чехию, а оттуда в Рим.

Бартолини умер в 1850, то есть еще при его жизни в 1848-1849 случилась революция. Герцог Леопольд II согласился тогда на принятие Конституции, но революционерам было этого мало и они вынудили его покинуть Тоскану, после чего, опираясь на австрийские войска, он возвращается в Тоскану до 1859. Заметим, что в 1854 началась Крымская война против России. Итальянцам точно было не до нее, хотя их берсальеры штурмовали тогда наш Севастополь. Союзнички, объединившись против России, пытались завалить трупами наши позиции – штурмовали порой очень бестолково. Поэтому-то сейчас западники так любят критиковать Россию  именно за то, чем сами грешны.

 

3. Модель памятника Леопольду II работы Бартолини

Эпиграф.

– Леопольд, уходи! 

(Рисорджименто)

Монархией Флоренция (центр Тосканы) стала при Медичи в 1532 уже после смерти Макиавелли, но лет за 150 до рождения Бартолини. После Медичи Флоренцией правили великие герцоги из династии Габсбургов. В 1840-ых это был Леопольд II из династии Габсбургов. Как отмечалось выше, его временно изгоняли во время революции 1848-1849.  Революции и борьба за самостоятельность окончились в 1859 ликвидацией монархии.

В 1840-ых Бартолини задумал сделать ему памятник, но какой памятник монарху, когда монархия вот-вот исчезнет, даже если монарх неплохой человек. Осталась только модель

Модель памятника великому герцогу Тосканы Леопольду II. Посеребрённая бронза. Модель. Около 1845

Модель памятника великому герцогу Тосканы Леопольду II. Посеребрённая бронза. Модель. Около 1845. По крайней мере в 2010 г. модель стояла в Палаццо дельи Альберти в Прато, сейчас, возможно, куда-то переехала

Модель памятника великому герцогу Тосканы Леопольду II. Посеребрённая бронза. Модель. Деталь

Модель памятника великому герцогу Тосканы Леопольду II. Посеребрённая бронза. Модель. Деталь

Модель памятника великому герцогу Тосканы Леопольду II. Посеребрённая бронза. Модель. Деталь

Модель памятника великому герцогу Тосканы Леопольду II. Посеребрённая бронза. Модель. Деталь

Леопольд II похож на свои живописные портреты и одет в одежды рыцаря ордена Святого Стефана, подставка стоит на полурусалках–полусфинксах, так, видимо, Бартолини расслаблялся и давал волю своей фантазии (и где он видел таких русалок?). В правой руке Леопольд II держит свиток с надписью «Maremma» (Маремма – заболоченная область в Тоскане), означающая проведение работ по осушению болот, левой рукой он держит мемориальную доску с гербами тосканских муниципалитетов. На подставке (справа) изображен профиль Лоренцо Великолепного Медичи, что должно свидетельствовать о преемственности династий Медичи и Габсбургов во Флоренции. Эта отсылка к Медичи, однако, не помогла удержать трон. Памятник предполагалось поставить на площади перед базиликой Санта-Кроче во Флоренции, в которой захоронено 300 известных флорентийцев, включая самого Бартолини.

Бог с ним, с австро-венгерским Св. Стефаном, а вот Лоренцо Великолепный не так прост.

Слева: Джоржо Вазари Лоренцо Медичи Великолепный. Галерея Уффици. Флоренция. 1533-1534. Справа: тоже Лоренцо Великолепный (в авторстве подозревают Верроккьо)

Слева: Джоржо Вазари Лоренцо Медичи Великолепный. Галерея Уффици. Флоренция. 1533-1534. Справа: тоже Лоренцо Великолепный (в авторстве подозревают Верроккьо)

Это тот самый Вазари, который написал «Жизнеописания», а по совместительству (шутка) был архитектором здания музея Уффици при Козимо I. Вот так: как только монархия, так сразу возникают великие музеи!

 Справка. Несмотря на свирепый вид, именно Лоренцо Медичи Великолепный (1449-1492) уделял внимание культуре, включая скульптуру, его правление (де юре монархии не было) было плодотворным для развития искусства. По инициативе Лоренцо Великолепного была создана школа в Садах Медичи при флорентийском монастыре Сан Марко. Оттуда пошло распространение неоплатонизма, он ввел в неоплатонический кружок юного Микеланджело (родился в 1475), после чего в творчестве Микеланджело отпечаталось как стремление постоянного совершенствования мастерства, так и экзальтированное понимания своего предназначения, нахождения в самом себе божественного провидения и т.п. Позднее Микеланджело сделал знаменитую гробницу Медичи во Флоренции, где были увековечены в мраморе сын и внук (от другого сына)  Лоренцо Великолепного.

Надо сказать, что все эти игры с античной мистикой могут отразиться на психике нетривиальным образом. Так, Микеланджело сваял в молодости «Вакха», в микеланджеловском исполнении бог вина с кубком в руках оказывается богом-покровителем театра, а в опьяненном состоянии он отрешается от земного и достигает творческого экстаза, за чем весьма радостно наблюдает сатир, расположившийся за спиной Вакха. Мы недавно видели проявление подобного театрального экстаза на Садовом кольце в Москве в районе Смоленской площади, а «неоплатоническая» (объективно-идеалистическая) линия защиты прямо апеллирует к нематериальному пониманию места человека (его локализации) в транспортном средстве.

Микеланджело. Вакх. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1496-1497. Между прочим, сделан, когда во Флоренции рулил Савонарола, от этого «Вакха» заказавший его кардинал Риарио отказался

Микеланджело. Вакх. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1496-1497. Между прочим, сделан, когда во Флоренции “рулил” Савонарола. От этого «Вакха» заказавший его кардинал Риарио отказался

4. Памятник Витторио Фоссомброни работы Бартолини

Витторио Фоссомброни (1754-1844) – математик, экономист, инженер, осушал болота, был назначен министром иностранных дел в Тоскане во времена Наполеона, первоначально бежал от французов, но потом был признан и почитаем и во французский период. После Наполеона (его сестры Элизы Баччокки) и восстановления на троне Флоренции великого герцога Фердинанда III Фоссомброни в 1814 стал еще и премьер-министром. Характеристика: честен, квалифицирован, усерден в работе, – истинный флорентиец.

 Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. 1846-1850. Базилика Санта-Кроче. Флоренция

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. 1846-1850. Базилика Санта-Кроче. Флоренция

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. 1846-1850. Базилика Санта-Кроче. Флоренция. Деталь

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. Гений Провидения . Фрагмент. Под левой рукой видна змея.

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. 1846-1850. Базилика Санта-Кроче. Флоренция. Деталь

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. Гений мира. Флоренция. Фрагмент

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни. 1846-1850. Базилика Санта-Кроче. Флоренция. Деталь

Бартолини. Памятник Витторио Фоссомброни.  Фрагмент

Видимо, стар стал Бартолини, он как будто позабыл о своих пуристских позывах к естественности, явно устал от нескончаемых препираний с академистами, явно думал о вечном, а для вечного гораздо более пригодной является стилистика классицизма и даже ампира. Памятник получился стандартно-классическим. Спокойно стоят юноши, уравновешенные психически и «тектонически» (помнится, кто-то в какой-то книге часто употреблял это словечко), то есть стоящие стоят прочно и развернувшись к зрителю без попытки как-то взаимодействовать друг с другом. Юноши символизируют Гениев: левый – Гений мира и терпимости (дипломатические заслуги усопшего), правый – по экономической части – Гений Провидения (осушить болота трудно – не всякий гений это сможет без помощи провидения).

Сам Фоссомброни, как и Леопольд II в предыдущем пункте, изображен в одежде рыцаря Святого Стефана с веревочками и кисточками.

Гений мира и терпимости опирается на щит с цветком ириса – это герб Флоренции. У Гения Провидения блага сыплются из рога изобилия.

А вот, что бы могла означать змея, выползающая из рога изобилия, да еще на памятнике? Мысли о змеях, которых душил Геракл, или о змеях-атрибутах бога врачевания Асклепия не развиваем – помнится, в СССР на аптеках в сказочные времена застоя фигурировали символические змеи – тогда к ним привыкли, лично мне в детстве казалось, что их изображали, так как в фармацевтике используется змеиный яд, ибо у родителей имелся какой-то крем на его основе. Мы в детстве недооценивали СССР по части символики.

Так вот, по поводу бартолиниевской змеи можем лишь вспомнить слова Матрены, задумавшейся над толкованием сна своей хозяйки в кинофильме «Женитьба Бальзаминова»:

«Но это вот режьте меня на части, это я не пойму, к чему приписать».

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Hi
    Wonderful sculpture art. I like. Iam so happy.

    1. Thanks for the comment!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *