Александрийский столп

 

 

Данная заметка также могла бы интересна мальчикам, которым должно быть любопытно все, что касается гигантских размеров, пространственных перемещений, технических приспособлений, больших скоплений солдат, рабочих и миниатюрных книжечек.

Александровская колонна на Дворцовой площади перед Эрмитажем

Александровская колонна на Дворцовой площади перед Эрмитажем. Фото сделано в марте 2018 г. из нового корпуса Эрмитажа, где ранее при царе находилось Министерство иностранных дел

Хотя речь пойдет о колоссальном гранитном монолите, начнем с миниатюрной книжечки, посвященной этому монолиту.

Автор книжечки Ротач Александр Лукич (1893-1990). Для некоторых из нас он современник, хотя он – художник, архитектор, реставратор, ученик Императорской Академии художеств, и делал зарисовки еще строительства Ливадийской резиденции Николая II в 1910 (той самой, в которой Сталин, Рузвельт, Черчиль принимали участие в Ялтинской конференции).  Был арестован и сидел в 1930-ых, рисовал блокадный Ленинград, руководил проектами реставрации ряда объектов, в том числе, реставрации Исаакиевского собора в 1954 – 1963 годах. Его художественные работы содержатся в ряде музеев Петербурга. Умер почти в РФ за год  до развала Советского Союза.

Как говорится, «мал золотник, да дорог». В 1966 вышла крохотного формата (в половину обычного формата книги) книга:

А.Л.Ротач «Александровская колонна»Ленинград. 1966. Издательство литературы по строительству. Тираж 50 000 экземпляров. 79 страниц. Умилительная сцена: цена 26 копеек. Но сначала она была еще более умилительной – 18 копеек. Уже в самой типографии решили поднять цену на 8 копеек и, чтобы не тратить бумагу на новый переплет, замазали темным старую цену:
книга: А.Л.Ротач «Александровская колонна». Ленинград. 1966

книга: А.Л.Ротач «Александровская колонна». Ленинград. 1966

Книга высокопрофессиональная, снабжена примечаниями, а также специальным разделом, посвященным конкретным вопросам реставрации применительно к гранитным постройкам Санкт-Петербурга (Исаакий из того же гранита, что и Александровская колонна).

Настоящие профессионалы не будут оригинальничать, когда перед ними стоит задача украсить, увековечить память о победоносной для России войне 1812 года, причем на самой главной площади столицы. Александровской колонна названа в честь императора Александра I, при котором и произошло указанное западноевропейское нашествие на Россию под командованием Наполеона. Колонна поставлена во славу России, победившей в войне 1812 г.

В 1829 году был одобрен проект колонны француза архитектора О.Монферрана (прежде всего он знаком нам по Исаакиевскому собору), до того он также был известен в России, куда приехал в 1816.

Проект Александровской колонны был ориентирован на античную колонну Траяна. Тут Монферран вступил в прямую конкуренцию с Вандомской колонной, поставленной в 1806-1810 годах в Париже в честь того самого Наполеона I.

Справка (про Вандомскую колонну). 16 мая 1871, в соответствии с декретом Парижской Коммуны, Вандомская колонна была низвергнута как символ милитаризма и завоевательных войн. В 1875 колонна была восстановлена после падения Парижской Коммуны. Замечательно, что именно в эти годы рождалось «современное искусство», пытался выйти на авансцену  Роден  со товарищи.

Легкость, с какой французы восстановили колонну, была обусловлена тем, что Вандомская колонна сделана из бронзы. Колонна Траяна – из отдельных небольших блоков.

Александровская колонна сделана из гранитного монолита. И это очень большое отличие. А теперь представим примерно наполовину сточенный карандаш и попытаемся его установить на плоский торец. Будет стоять? А Александровская колонна просто стоит на торце почти двести лет. Поначалу боялись около нее находиться, говорят, Монферран специально прогуливался около колонны, чтобы развеять страхи.

Слева направо: Александровская колонна, Вандомская, Траянова, колонна Антонина, Помпеева колонна

Слева направо: Александровская колонна, Вандомская, Траянова, колонна Антонина, Помпеева колонна

Сказать, что так уж наша колонна красивее Вандомской и Траяновой вряд ли можно, если только отвлечься от того, что это гранитный монолит. Хотя за счет пропорций пьедестала и фигуры ангела наверху, может быть, и красивее.

О тех, кто строил колонну (начнем с конца).

Монферран писал о трудолюбивых русских умельцах-строителях:

«Их высокие моральные качества, редко встречающиеся у других людей, это – честность, смелость, настойчивость, незаурядная сообразительность и быстрота выполнения, причем каждая профессия распространялась на целую губернию, которая поставляла рабочих только этой профессии; так, большинство каменщиков были из Ярославской губернии, плотники – из Костромской, тесальщики гранита и мраморщики – из Олонецкой, резчики камня – из Путилова. Рабочие эти в большинстве рослые, крепкого сложения, доброго открытого нрава, за который быстро к ним привязываешься и начинаешь любить».

Конечно, условия контрактов были жесткими, практиковались штрафы, обеспечительные неустойки за ненадлежащее выполнение работы. Рабочие были разбиты на группы по 15-20 человек, группе полагалась кухарка. Надо полагать, кормежка была здоровая (вспоминается статья Похлебкина «Что ел Ленин», где описывается, что после блюд той же Крупской или «европейской» кухни в Европе у вечно больного Ленина в царских «застенках» восстанавливалось нормальное пищеварение).

Фундамент.

Котлован глубиной 4,25 метра. В дно котлована вбили 1250 деревянных свай (примерно по три сваи на кв. метр), котлован примерно 23х23 метра. Потом гранитные блоки.

В каменоломнях.

Каменоломня Пютерлакс находилась на северном побережье Финского залива примерно в 250 километрах от Петербурга, если плыть по морю. Оттуда и брали монолиты для колонны, а также для Исаакия (напомним, что Гром-камень нашли километрах в 15 от Петербурга).

Пьедестал – блок 7,1х3,84 метра – весил 410 тонн (для сравнения: Гром-камень под памятником Петру I – 1200 тонн). Всего на корабль с пьедесталом погрузили 1038 тонн, корабль буксировали два парохода (1831 г.).

Гранитная глыба для колонны имела 30,4 метра в длину, 7 метров в толщину, вес 3754 тонны. Из нее надо было ювелирно высечь монолит колонны высотой 27,9 метра, с нижним диаметром 3,5 м, а верхним – 3,15 м. Вес монолита колонны 650 тонн, легче в два раза Гром-камня, но она не удобна по форме для транспортировки.

Высота подножия под скульптурой – 2,85 м, высота Ангела с крестом – 6,9 м. Общая высота  монумента – 47,9 м.

Работа в карьере.

На иллюстрации видно, как снизу подрубают монолит вдоль будущей колонны, чтобы потом его опрокинуть для перевозки. Рисунок Монферрана.

Монферран

Монферран

Нижний рисунок. Отделение монолита от скалы. Справа идущие вверх рычаги, слева тянут блок кабестанами (лебедками)

Нижний рисунок. Отделение монолита от скалы. Справа идущие вверх рычаги, слева тянут блок кабестанами (лебедками)

Для отделения монолита от скалы просверлили через каждые 25 сантиметров вертикальные отверстия глубиной 4 метра, то есть практически всю плоскость, отделяющие будущую колонну от остальной породы. В дырки вставили клинья, по ним одновременно по сигналу били рабочие, появлялась трещина, которую лебедками и рычагами расширяли. За 7 минут блок опрокинули на специальную подстилку.

В течение примерно 6 месяцев колонне придавали черновую цилиндрическую форму, не забыв об ЭНТАЗИСЕ, то есть небольшой «припухлости».

Справка. Еще античные архитекторы знали эти чуть-чуть. Небольшая «припухлость» колонны (энтазис), чуть меньший пролет между крайними колоннами, легкая курватура пола храма (выпуклость, компенсирующая линейную перспективу), это все уже есть в Парфеноне.

При установке монолита для пьедестала его опрокидывали на мягкую подушку определенным образом, от падения вздрогнула вся Дворцовая площадь (410 тонн – не шутка).

Доставка монолита колонны.

Прошла с большим приключением: колонна чуть было не утонула. Это считают ошибкой Монферрана, так как был уже положительный опыт погрузки Гром-камня на затопленный корабль.

Колонну надо было тащить до берега Финского залива 90 метров. Специально построили пирс напротив места  вырубки колонны (под все крупные блоки делались специальные пирсы), выровнено и углублено дно залива около пирса. Пирс выдавался в море на 63 метра, заканчивался дамбой длиной 32 метра, шириной 25 метров, сделанной из свай и заполненной гранитными осколками. Специально построен плоскодонный корабль 45х12х4,78 метра (длина, ширина, толщина от палубы до киля). На этой дамбе были всякие приспособления, чтобы тащить колонну к кораблю. Небольшое расстояние до берега пришлось выравнивать с помощью взрывных работ.

На рисунке видно, как колонна застряла между пирсом и платформой

На рисунке видно, как колонна застряла между пирсом и платформой

Колонна чуть было не утонула. Когда по сходням начали грузить колонну на судно, оно накренилось, сходни поломались, колонна скатилась к причалу и остановилась в углу, образованному палубой судна и стенкой причала. Ситуацию спасли решительные действия подрядчика Яковлева, отвечавшего за доставку колонны: 48 часов подряд рабочие и прибывшие на подмогу солдаты самоотверженно трудились, чтобы вызволить колонну и укрепить ее на судне.

Именно подрядчику В.Яковлеву  Монферран  в итоге обязан благополучным завершением доставки колонны.

На помощь были вызваны дополнительно 600 гарнизонных солдат из Фридрихсгама. Монферран, присутствовавший при погрузке колонны, так рассказывал об этом событии:

«Эти бравые солдаты вместе с офицером прибыли к месту происшествия походным маршем, менее чем за 4 часа преодолев походным маршем расстояние в 36 км по гористой местности. Несмотря на жару и усталость, они с ходу с искренним энтузиазмом принялись за работу. Без незамедлительной помощи в столь критический момент колонна могла уйти на дно».

Зато при разгрузке колонны уже подстраховались, все прошло без приключений.

Подъем колонны состоялся 30 августа 1832.

Нет нужды описывать все приспособления и леса, с помощью которых колонну приподняли и с ювелирной математической точностью поставили на плоский постамент. Установку созерцали: Николай I, посланники европейских государств, профессура Академии художеств, Академии наук, лица, близкие искусству из европейских стран и масса другого народа. Все затаили дыхание: предстояло небывалое  зрелище с негарантированным результатом.

На рисунке видно, как колонна застряла между пирсом и платформой

Подъем колонны. Солдаты крутят 60 лебедок

На рисунке видно, как колонна застряла между пирсом и платформой

Конструкции для подъема колонны

Возведение Александровской колонны. Акварель Г.Г.Гагарина. 1832-1833

Возведение Александровской колонны. Акварель Г.Г.Гагарина. 1832-1833

Справка. Прикинем по весу. Один человек может поднять пусть 100 кг. Для 650 тонн нужно 6500 человек, причем весьма накачанных. Система рычагов (полиспастов и пр.) позволяет одному человеку уменьшать кратно прилагаемое усилие для подъема того же веса.

Монферран сам описал, что делала масса упорядоченных рабочих и солдат во время подъёма колонны.

На двух этажах платформы 60 лебедок, расставленных вокруг будущей колонны, крутила масса солдат, ходя по кругу, наматывая канаты на лебедки. Лебедки разбили на 4 группы. Одну лебедку крутило 16 солдат, 5 матросов направляли канаты, 8 стояли в резерве. Уставших заменяли. При каждом кабестане следил за порядком унтер-офицер, заставлявший солдат идти в ногу. Таким образом, тянуло вверх, вероятно, около 1000 человек.

Десять десятников были расположены между лесами и следили за равномерным натяжением канатов. Четыре помощника Монферрана из углов следили за своей группой лебедок. На лесах были размещены сотни матросов, направлявших полиспасты (колеса, через которые проходят канаты).

Как пишет Монферран, «шестьдесят наиболее опытных, с русской смекалкой, энергичных рабочих находились на самой колонне среди паутины канатов, направляя полиспасты».

Пятьдесят помощников были на подстраховке. Шестьдесят каменщиков стояли у «блоков обратного вращения» с приказом никого не подпускать. Тридцать рабочих направляли ролики, постепенно снимая их.

Шесть каменщиков, находящихся около самого пьедестала, должны были подлить раствор на гранитную плиту под колонну.

На высоте 6 м стоял десятник, подающий сигнал колоколом. Один офицер стоял на самой верхушке лесов для водружения флага, как только колонна станет на место.

В три часа ударил колокол, начался подъем, длившийся 100 минут.

После  тишины, царившей во время подъема колонны,  все кричали «Ура!».

Леса  почти полностью разобрали чуть ли не в один день, а каменные фундаменты разбирали почти год.

Создание энтазиса колонны.

Можно представить, какой ювелирной была работа по обтачиванию и полировки колонны, чтобы ее боковая линия получила тот самый прекрасный энтазис. Интересно, что расчет кривой для бокового профиля колонны сделал известный математик Ламэ.

Справка. Неверующие скептики пытаются доказать, что и эта колонна, и колонны Исаакия сделаны не то из кусков, не то из искусственного материала. Это, конечно, может прийти только в голову не очень крепкую. При боковом касательном освещении видно, что есть еле заметные волны, которые образовались, когда полировали монолит.

Ангел. Конкурс на изготовление фигуры Ангела выиграл скульптор Б.И.Орловский (1793-1837). Ангел попирает змею- побежденного врага, лицу Ангела придано портретное сходство с Александром I. Так как фигура рассчитана на обзор снизу и издалека, верхние ее части слегка увеличены по сравнению с нормальными пропорциями.

Б.Орловский. Ангел на Александрийской колонне

Б.Орловский. Ангел на Александрийской колонне

Справка. Когда в XVIII веке пошла волна «бароккоборчества», резонно задались вопросом: а зачем украшать крыши зданий стоящими фигурами, если этих фигур все-равно не видно. Такие фигуры украшают Эрмитаж, Библиотеку Ленина в Москве. Кто-нибудь, кроме реставраторов, их (фигуры) видел?

 Зато и Александровская колонна, и Ангел, и прекрасные барельефы на постаменте видны прекрасно.

Торжественное открытие Александровской колонны 30 августа 1834

Торжественное открытие Александровской колонны 30 августа 1834

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *