Памятник Марку Аврелию как главный прототип конного памятника
Эпиграф.
«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем произведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся? – Так ведь сладко это. – А ты родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать?.. Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло – сохнут за своим делом, неумытые, недоевшие».
Марк Аврелий «Размышления»
ВСТУПЛЕНИЕ
Все три конных памятника представляют интерес не из-за их скульптурного совершенства, а из-за счастливого стечения обстоятельств, вызванного их уникальностью в том смысле, что других таких в соответствующий исторический момент не было, а если и было, то мало.
На античную статую Марка Аврелия во многих статьях, касающихся конных статуй, были ссылки как на прообраз, которому создатели этих статуй следовали многие и многие века во всех странах. От античности остался только этот конный монумент, да и то только потому, что боровшиеся с языческим наследием путем разрушения памятников европейские христиане перепутали персонажей и сочли, что это памятник Константину Великому, который лет через двести после Марка Аврелия сделал христианство господствующей религией римского государства, чего близко не было во времена Марка Аврелия.
Конный памятник Гаттамелате работы Донателло (подробнее о нем — во второй части) – один из первых, появившихся после средневекового затишья и накопления творческих сил западноевропейцами, начавшими в эпоху Возрождения заново открывать античную скульптуру, достигшую больших высот в античных Греции и Риме. Сложно себе даже представить, сколько надо было переосмыслить скульпторам после средневековых экзерсисов с конями и всадниками наподобие того, что сделал неизвестный мастер в 9 веке.
Конный памятник кондотьеру Коллеони работы Верроккьо (подробнее о нем — в третьей части) таков, что удостоился в виде копии стоять рядом с «Давидом». Микеланджело в Музее изящных искусств имени Александра III при Московском императорском университете (ныне Пушкинском музее). Создатель и первый директор музея И.В.Цветаев что попало не собирал.
Кроме того, трудно обойти молчанием памятник Верроккьо, поскольку он и Донателло подобно Канове и Торвальдсену (последний был моложе Кановы примерно на 20 лет), проработали несколько одинаковых сюжетов со сдвигом по времени, поскольку Верроккьо был на пятьдесят лет младше Донателло. Оба сделали конные монументы, оба сделали «Давида», оба сделали амуров: «Амур-Атис» Донателло и «Путто с дельфином» Верроккьо и т.п. Все эти работы знаковые, так как в те домикеланджеловские времена скульпторы открывали все заново (Микеланджело было 13 лет, когда умер Верроккьо).
У Верроккьо учился Леонардо да Винчи, а тот оказал влияние на Рафаэля, Верроккьо был славен не только как скульптор, но и как живописец. Да и как не сказать о Верроккьо после Донателло, если Верроккьо занимал помещение бывшей мастерской Донателло (шутка, на самом деле, действительно занимал, но не это главное).
Амуры и путто — явный реверанс в сторону античности после средневековья.
Даже описавший жизнь Донателло Джоржо Вазари (жил при Микеланджело, то есть описания не прижизненные, а более поздние) не знал, кого изобразил Донателло, можно предположить, что и сам Донателло тоже не знал, кого ваяет, просто ему попалась античная статуэтка и он решил на ее основе изобразить мальчугана. Почему Амур? – Потому, что крылышки. Почему Аттис? Потому что у него странные штаны, которые носил фригийский божок Аттис.
Справка. Аттис – культовый спутник и возлюбленный фригийской богини материнской силы Кибелы (из Малой Азии, ныне Турция). В припадке ревности она наслала на Аттиса безумие, и он оскопил себя и умер. Жрецы Кибелы весной во время праздника в честь Кибелы и Аттиса оскопляли (кастрировали) себя. Без анестезиолога, жутковато. Римляне занесли к себе культ Кибелы, и празднество в честь Аттиса в Риме происходило с 15 по 27 марта, оно сопровождалось неистовыми оргиями. Остается неясным, символизировало ли это умирающую природу или должно было символизировать преодоление различия между мужчиной и женщиной путем оскопления. В тайных обрядах культа важную роль играл религиозный обряд тавроболии, когда в яме стоял участник мистерии, а над его головой убивали быка, почему то считалось, что так человек очищается от греха. Так обряд превратился в крещение кровью.
Возникает вопрос, знал ли Донателло обо всем этом? Тем более, что подавляющая часть его работ связана с храмовой скульптурой и христианской тематикой. Ясно одно: в этой работе он – прежде всего скульптор, осваивающий новый скульптурный мотив (в виде мальчугана).
1. Конный монумент Марку Аврелию.
Для единственно сохранившейся с античных времен римской конной статуи – статуи Марка Аврелия — постамент сделал Микеланджело в 1537 на Капитолийском холме, где ее установили под руководством Микеланджело, работавшим над переустройством площади.
Надо сказать, что данную статую переставляли с первоначального места на Капитолии (один из холмов Рима) в средние века, потом Микеланджело ее передвинул на модернизированную им самим Капитолийскую площадь, однако, там теперь стоит копия, а оригинал убран под крышу Капитолийских музеев в Риме.
Марк Аврелий Антонин (годы жизни: 121 – 180 год нашей эры) из сенаторской семьи, был усыновлен римским императором Антонином Пием в 138. В 146 провозглашен соправителем, с 161 по 169 правил вместе со своим названым братом Люцием Вером. Потом брат умер, и Марк Аврелий правил еще 11 лет до своей смерти.
Личные качества Марка Аврелия – терпимость и доброжелательность — оказались не последним фактором, обеспечившим последний относительно спокойный период развития эпохи принципата, то есть империи (хитрые римляне императора называли принцепсом — первым среди равных, хотя равенство это, по сути, было лицемерием и ложью, тем более, что власть переходила по наследству).
Марк Аврелий принадлежит к третьей династии римских императоров (1 -я династия Юлиев-Клавдиев со зверским Нероном, Калигулой, Тиберием с его оргиями, начавшаяся с божественного Августа лет за двадцать до наступления нашей эры, 2- я династия Флавиев (короткая — менее тридцати лет), 3-я династия Антонинов, к которой по причине усыновления и принадлежал Марк Аврелий, – правила лет 50, 4-я династия Северов, потом пошли случайные «солдатские императоры», начавшиеся с бывшего крестьянина, солдата Максимина Фракийца, которого императором провозгласили солдаты в 235 г. н.э. (правил три года). И так далее. Пока римская империя не развалилась окончательно.
Надо сказать, что в династии Антонинов было несколько относительно «добрых» императоров. Марк Аврелий приучал себя к воздержанию, спал на досках. Он был приверженцем учения стоиков с их невозмутимостью и спокойствием.
Зато сын Марка Аврелия, тоже император, Коммод «слетел с катушек», стал жестоким, требовал своего обожествления и даже участвовал в гладиаторских боях, когда же некий вольноотпущенник, узнавший, что его собираются казнить, убил Коммода, сенат одобрил это убийство, объявив Коммода врагом отечества. После убийства Коммода началась гражданская война. Вот их нравы.
Слегка базедовые выпуклые глаза, закатившиеся зрачки под самыми веками (у мраморных римлян такой эффект наблюдался довольно часто), — юноша накачанный, но безмозглый и в наше время был бы покрыт татуировками. Куда смотрел его отец Марк Аврелий? Данный портрет в одной англоязычной книге помещен в главу «Римский реализм», что справедливо.
Марк Аврелий, несмотря на свой философский склад характера, повоевал; пленных варваров не превращали в рабов — их размещали в специальных поселениях. Марк Аврелий заботился о населении во время голода, следил за состоянием дорог и улиц Рима, ограничил гладиаторские зрелища, уменьшил подарки актерам, старался судить справедливо. Именно при нем был один из относительно удачных эпизодов Маркоманской войны. Маркоманы – одно из германских племен — воевали там, где сейчас находятся Чехия, Венгрия, Норика (в Австрии в Бадхофгоштайне есть очень милый отель «Норика» с термальными источниками). Марк Аврелий писал свои мемуары на греческом языке, а большую часть жизни провел в военном лагере, умер вдалеке от Рима, продолжая сражаться с маркоманами и другими племенами.
В Риме стоит колонна Марка Аврелия с высеченными на ней баталийными сценами, сплошь покрывающими колонну. Установлена в честь Маркоманской войны. Сделана по образцу колонны Траяна.
В 176 г. н.э Марк Аврелий провозгласил своего впоследствии непутевого сына Коммода соправителем, а в 180 умер от чумы в Виндобоне.
Справка. Виндобона теперь называется Веной. Так что Марк Аврелий умер в будущей столице Австрии.
О самой конной статуе Марка Аврелия. Она в два человеческих роста. Символизирует одну из главных функций императора – охрану государственных границ, хотя для Римской империи это было делом сомнительным в силу ее бесконечной экспансии. Также символизирует другую важную функцию – подавление мятежей, с чем также столкнулся Марк Аврелий. Мятежи были следствием «демократии», когда все «тянули оделяло на себя». Правая рука всадника с растопыренными пальцами как раз эти две функции и символизирует, так как это жест силы и власти. Первоначально под поднятым копытом коня лежал побежденный варвар, а Марк Аврелий как бы прощал его. Вероятнее всего Марк Аврелий изображен во время триумфальной процессии после одержанной победы.
На статуе сохранились следы листового золота.
Одет Марк Аврелий в короткую тунику (у древних римлян подобие рубашки до колен, носили под тогой). Вьющиеся волосы и борода следуют тогдашней моде.
Когда-то император Адриан ввел обычай носить бороду, чтобы прикрыть свой подбородок с пятнами, поначалу это считалось даже признаком молодости, потом это стало характерной чертой философов, выражавших достоинство зрелого возраста. Так как от смерти Адриана к моменту создания памятника Марку Аврелию прошло лет сорок, то скорее борода Марка Аврелия была атрибутом философа.
«Золотой век» императорского Рима, ознаменованный правлением ряда «вменяемых» императоров типа Траяна, Нервы, Марка Аврелия, связан и с правлением Марка Аврелия.
Осталось почти 120 изображений Марка Аврелия. Вот еще одно – одно из лучших, как утверждают составители альбома по Мюнхенской глиптотеке.
2. Без седла и стремян. Памятники Фридриха Вильгельма Шлютера и Людовика XIV Жирардона.
У Марка Аврелия нет ни седла, ни стремян, так как римляне их не знали. Интересно, после таких прогулок ничего себе не отбивали?
Заметим, что Фальконе, который сделал конный памятник Петру I, отказался от шагающего прототипа – коня под Марком Аврелием, избрав вставшего на дыбы коня в стиле берниниевского коня под Константином Великим. Петра, однако, тоже оставился без седла и стремян.
Кстати, когда автора Медного Всадника — Фальконе утомили рекомендациями использовать в качестве прототипа памятник Марку Аврелию, он написал целую статью с критикой этого памятника, и особенно коня. Фальконе прав: до коня под Петром античному коню весьма далеко.
Зато Микеланджело, большой почитатель статуи, поставил Марка Аврелия прямо посередине знаменитой римской Капитолийской площади, говорят, не без мистический ассоциаций. А ведь уже стояли памятники Гаттамелате и кондотьеру Коллеони почти современных ему итальянских скульпторов (о них – в следующих статьях). Вряд ли так уж привлекли его художественные достоинства древней статуи, скорее действовал неотразимый шарм античности. Впоследствии этот памятник послужил прототипом многим памятникам монархам в значительной степени именно в связи с желанием хотя бы таким образом встать в ассоциативный ряд, начавшийся не с «кого-то там», а с римских императоров.
Без стремян и седла восседают и король Франции Людовик XIV работы его знаменитого придворного скульптора Франсуа Жирардона (1628-1715, умер в один год со своим королем), и Фридрих Вильгельм работы немецкого скульптора Андреаса Шлютера (1660-1714). Без седла и стремян получился Петр I на конном памятнике Б.К.Растрелли (1720-ые, задвинут подальше Екатериной II, установлен аж в 1800 при Павле I).
Стоит копия и в Эрмитаже.
Жирардон в похвалах не нуждается, однако, и Шлютер был лучшим скульптором при дворе прусских королей, его называли «северным Микеланджело». Был он еще и архитектором. Устав от интриг против него, последний год своей жизни Шлютер провел в России, где работал на Петра I, проектируя постройки Петергофа.
В своем конном памятнике Шлютер ориентировался на памятник Жирардона: зачем ему было далеко ходить к «Марку Аврелию», путешествуя во времени, тем более что именно Людовик XIV (король-Солнце) всем европейским монархам ослепил глаза великолепием своих художественных начинаний.
А на кого мог ориентироваться Жирардон? В 1669 он ездил в Рим. Это первое. Второе: несмотря на модный, но страшно грязный парик (Людовик XIV вообще никогда не мылся), на французском короле одежда римского полководца – украшенный панцирь, туника, плащ. Да еще без седла и стремян. Не трудно догадаться, с кем должен ассоциироваться Людовик.
3. Форма римских солдат.
Это любопытно!
Солдаты античного Рима времен императоров.
Короткий гладиус проигрывал в индивидуальном бою против длинного меча, но был эффективен при сражении в строю, рубящие удары считались предварительными, а убивали в основном колющими ударами, что удобно было делать предметом, напоминающим кинжал. Более длинный меч (спата) оказался впоследствии более удобным, видимо, римская дисциплина и умение биться в строю заменились индивидуалами, рыцарями и пр.