Поговорим о том, как Наполеон из консулов шагнул в императоры и как это сказалось на искусстве скульптуры.
Эпиграф.
Боится – значит уважает.
Имя Наполеон происходит от названия города Неаполя, то есть итальянское. Циферка «один» появилась, когда началась новая династия Наполеонов после того, как Наполеон объявил себя императором. Если спросить любого встречного юношу, что означает слово «Август», то он ответит, что это месяц года. Если спросить, что означает слово «Наполеон», то юноша скорее всего скажет, что был такой великий человек, то есть надо еще «поработать над массами», в том числе, посредством современного искусства, чтобы стали отвечать, что это коньяк.
Про камею Гонзага рассказывают много жутких историй, она, якобы, приносила потерю разума, провоцировала на убийства и т.п. После несчастий предыдущая владелица избавилась от нее, и почти сто лет она была в руках известного итальянского рода Гонзагов.
Побывала она в руках Наполеона. Рассказывают, что именно эта камея возбудила в нем желание быть таким, как «великий Император», когда его первая жена Жозефина преподнесла ему камею, чтобы умилостивить мужа (у него от нее не было детей, а он «ходил налево» по мере роста его власти). Она от незнания сказала, что один из профилей на камее принадлежит Цезарю, после чего Бонапарт и загорелся желанием.
Сейчас камея Гонзага находится в Эрмитаже. Дело в том, что когда Александр I разгромил Наполеона и вошел в Париж, Жозефина умилостивила уже русского царя, преподнеся и ему ту же камею Гонзага (хитрая была). До сих пор не известно, умер или ушел Александр I в небытие под видом старца Федора Кузьмича. Про Федора Кузьмича ходил слух, что церковь он посещал, но никогда не причащался, потому что был отпет при жизни; и это все после либеральной молодости царя. В итоге камея попала в Эрмитаж, где провели ее атрибуцию (хочется верить, что никто не пострадал при этом ни морально, ни физически), установили тепленькую египетскую семейку, изображенную на ней.
Дадим слово самим французам, процитировав в переводе с небольшими сокращениями характерную с точки зрения отношения к России статью из известного французского словаря «Petit Larousse» издания 1991 года.
«Наполеон I (1769-1821). Император Франции (1804-1814, 1815), второй сын Шарля Мари Бонапарта (отец его – мелкий корсиканский дворянин) и Марии-Летиции Рамолино (мать его). Сторонник якобинцев (это которые под руководством Робеспьера рубили головы прогрессивным способом во время Великой Французской революции 1793 – гильотиной, Робеспьеру через непродолжительное время тоже отрубили голову). Наполеон отличился как капитан артиллерии против англичан (1793). Он впал в немилость, но после подавления беспорядков в 1795 благодаря Баррасу (который и подавил якобинскую революцию, возглавив Директорию-правление пяти директоров) он получил командование над всей французской армией в Италии и женился на Жозефине де Богарне (это которая всем дарила камею Гонзага). После молниеносной кампании против пьемонтцев (Италия) и австрийцев он им предложил мир (Кампоформийский мир 1797), разрушил Венецианскую республику и создал Цизальпийскую республику (включала часть территории бывшей Венецианской республики). Директория его удалила, поставив во главе военной кампании в Египте (1798-99): его флот был уничтожен Нельсоном (английским адмиралом), Бонапарт воевал в Египте и разбил турок в Сирии. В октябре 1799 он возвратился во Францию, где умеренные (политический деятель Сийес – был после Барраса) ему доверили заботу об освобождении Франции от Директории. Первый консул после государственного переворота 18 брюмера 1799 (якобинцы придумали новые названия месяцев – это один из их месяцев, эти диковинные названия фигурировали до 1806, 18 брюмера по-нашему 9 ноября) он навязал стране авторитарную конституцию. Зимой 1800 он занимался реорганизацией с целью централизации правосудия, администрации (префектов) и экономики. В результате второй кампании в Италии он заключил с Австрией Люневильский мир в 1801, который вернул Франции господство над Италией и левым берегом Рейна; в этом же году он подписал с Церковью конкордат (договор с папой римским Пием VII, по которому католицизм был объявлен религией большинства французов). В 1802 генеральный мир был заключен с Англией в Амьене (Франция). Пожизненный консул в соответствии с конституцией X года (якобинцы ввели также новое летоисчисление с года Великой фр. Революции – как раз на 1802 год приходился десятый год с даты революции – 22.09.1792, действовало до 1806), президент Итальянской республики, медиатор Швейцарской конфедерации, реорганизатор Германии (1803), Бонапарт должен был быстро вторично вступить в войну с Англией; эта новая угроза и обнаружение заговора роялистов, который дал ему предлог расстрелять герцога Энгиенского (мало известная личность), побудили Бонапарта провозгласить себя императором французов, короноваться 02.12.1804 и принять титул короля Италии (1805). Став Наполеоном I, он основал наследственную монархию, подпитываемую дворянством Империи, и стремился к реорганизации и централизации революционной Франции (Гражданский кодекс, имперский университет, Орден Почетного Легиона, Банк Франции и т.п.). Потерпев ряд неудач в войне с Англией (лагерь в Булони с десантом для вторжения в Англию, Трафальгар, 1805), он ликвидирует третью и четвертую континентальные коалиции (Аустерлиц 1805, Фридланд 1807), уменьшает территорию Пруссии в два раза, отрезает Австрию – союзников России. После Тильзитского мира 1807 (подписал с Александром I на плоту на озере) посвящает себя государственному строительству с созданием до 132 департаментов и ряда государств-вассалов. Он объявляет Континентальный блок против Англии в 1806, он обязывается выступить против Пия VII (римский папа), что оттолкнуло от него католиков, и вторгнуться на Пиренеи (Испания); но Испанская война 1808-1814 оказалась ужасным испытанием. Став победителем Австрии, расколол пятую коалицию. Император хотел обеспечить будущее: развелся с Жозефиной (1809) и женился на Марии-Луизе Австрийской, которая на следующий год родила ему сына, короля Рима. Царь, его союзник (после Тильзитского мира), проявил воинственное отношение, но Наполеон его опередил, направив в Россию Великую Армию, которая после победы в Москве и занятия Москвы, должна была совершить катастрофическое отступление. Тогда проснулась восточная Европа, и Пруссия стала душой шестой коалиции, к которой присоединилась Австрия: по исходу немецкой кампании и поражения под Лейпцигом Франция была побеждена. Наполеон отрекается от престола в апреле 1814, отправляется в ссылку на остров Эльбу (в Средиземном море), оговаривается смехотворный суверенитет острова, тогда как Венский конгресс готовится разрушить Великую Империю. Избежав английского надзора, Наполеон возвращается во Францию в марте 1815, реставрируется в качестве императора на сто дней. Он снова противостоит коалиции: побежденный под Ватерлоо 18.06.2015, он отрекается от престола второй раз. Он заключен под стражу на острове Св. Елены (в Атлантическом океане), где умирает 05.05.1821. Его пепел был возвращен во Францию в 1840 и захоронен в Соборе Инвалидов (недалеко от Лувра, роскошный монумент с массой скульптур, в центре огромная шляпа императора из камня)».
Вот так «маленький капрал» стал консулом, а консул – императором.
Несколько дополнений.
В 1795 Бонапарт стал угоден Баррасу тем, что из пушек расстрелял восставших.
В Египте его солдаты из пушки разворотили лицо Сфинксу.
«Petit Larousse» считает, как и нынче, что агрессивная Россия вынудила Наполеона опередить ее, то есть получается, что войну развязал русский царь Александр I. Известно, однако, что он отказал Наполеону, когда тот сватался к русским царевнам – сестрам царя, одна из них отказалась выходить замуж за корсиканца. Агрессия?… Тогда корсиканец женился на австриячке и даже родил сына. Инцидент вроде был исчерпан. Зачем же было переходить границу России? Уж не англичане ли втравили две страны в войну? Еще французский, на котором говорил корсиканец, а также его внешность, сильно не дотягивали до французского языка и внешности Александра I. Опять агрессия?
«Победа в Москве» – это перебор даже для французских сказочников: если победили, чего же бежали-то из нее?
Наполеон осквернил храмы, в храмах по всей России оккупанты устроили конюшни. В Успенском соборе Кремля была конюшня гвардейской кавалерии. Престолы были всюду опрокинуты: на них ели и пили, иконы рубили на дрова, ставили в качестве мишеней, одевались в церковные ризы, ценные иконы либо похитили, либо уничтожили, не оставили ни одного предмета, осталась куча пепла. Наполеон лично приказывал обдирать ризы с образов в Успенском соборе. Гробница с мощами митрополита Петра была раскопана, купола были ободраны и уничтожены, дощатое надгробие патриота патриарха Гермогена (которого поляки убили во время польско-литовского нашествия) в отместку было изрублено. Грабили все, что только можно было, но не все смогли увезти во время позорного бегства.
Перед тем как покинуть Москву, Наполеон заминировал и взорвал Кремль. Дождь помешал осуществить это в полном объеме.
Наполеон ограбил и Италию, но такого беспредела там он не творил. Двойные стандарты, делаем выводы.
Наполеон позаботился о своем клане, устроив родственников на многие ключевые посты. Осталась портретная галерея семьи.
От его первой жены Жозефины через ее сына от первого брака Евгения Богарне (пасынка Наполеона), далее через ее внука, герцога Лейхтенбергского (женился на дочери Николая I) много изумительных статуй Антонио Кановы попали в Россию, в Эрмитаж. Вот его малоизвестный портрет:
Антонио Канова (1757-1822), знаменитый итальянский скульптор. Родина его – Поссаньо в области Венеция. Тогда еще не было государства Италия, была Венецианская республика с тысячелетней историей (агрессивная и занимавшаяся торговлей). Канова ее любил и ему пришлось созерцать ее конец в 1797 от руки Наполеона. К этому времени он был уже центральной фигурой художественной жизни Рима, куда уехал из Венеции. Привлек его как скульптора и Наполеон.
В 1793 во времена Французской революции, когда все рушилось и в Италии, Канова писал в письме, что боится, что знатные сеньоры сбегут, а он и другие останутся во время разграбления, что опасается якобинцев более всего. Смута заставила его ненадолго уехать в 1798 из Рима в Поссаньо. Был очевидцем других напастей. В 1798 французские наполеоновские войска вошли в Рим, установили там подвластную республику.
Уже с 1796 французы начинают вывоз художественных ценностей во Францию (по навязанному Толентинскому соглашению в рамках Кампоформийского мира). Увозят в том числе знаменитых «Коней» с собора Сан-Марко, «Лаокоона», «Аполлона Бельведерского», «Львов Сан Марко». Канова переживал это тяжело. Один из его современников-итальянцев писал, что «Галлия (Франция) когда-нибудь раскается» и намекал на аналогию между разграблением Италии Наполеоном и разграблением Греции Римом.
Однако, без России справедливость не восторжествовала бы, дважды она вмешивалась, чтобы вернули награбленное. Первый раз в 1812, указав место бандитам.
Справка. Войска Наполеона занимались беспределом: грабили, уничтожали ценности. Все подмосковные усадьбы, где прошли банды, были разграблены. На днях были в усадьбе Мураново, связанной с именем Ф.И.Тютчева и его семьи. Там стоят часы. Про них известно, что они были увезены бандитами из армии Наполеона, но наш герой-партизан Денис Давыдов их отбил, поэтому они в музее. Рядом висит картина, которую они не увезли, а просто порубили саблей, специально следы не заделаны. Когда же наши вошли в Париж, соблюдали политес, один из офицеров заплатил за то, что кормили солдат в «бистро»- парижских харчевнях. Великая же армия Наполеона бежала из Москвы, обремененная бесчисленными обозами с награбленными богатствами. Европа.
Второй раз справедливость – на сей раз в отношении Италии – восторжествовала в 1815, когда уже после Наполеона Канова как самый прославленный художник Италии того времени (скульптор), президент почетной Академии Сан Лука, был послан за этими шедеврами во Францию уже к реставрированному королю Франции Людовику XVIII (опять из династии Бурбонов). Французы восприняли возврат ценностей в Италию как национальное оскорбление и, если бы не вмешательство России и Австрии, Канова вернулся бы ни с чем. Что-то удалось ему вернуть обратно (в частности, перечисленные скульптуры), хотя он обнаружил вывезенные 100 скульптур и картин рассеянными по провинциальным музеям Франции.
Примерно в эти же времена (вывозил в Англию с 1802 по 1810) английский посол в Турции лорд Элгин с согласия турецких властей разворовывал ценнейшие античные греческие шедевры для своей личной коллекции, даже выломал кариатиду (женскую фигуру, поддерживающую портик) из Эрехтейона на Афинском акрополе, теперь мраморы Элгина оспаривает Греция. Канова в 1815 в Лондоне впервые увидел эти мраморы «героического» классического периода, но ему уже было 57 лет, до этого он работал, не видя эти мраморы
Невозможно дать краткую характеристику творчества Кановы, отсылаем читателей к книге Елены Дмитриевны Федотовой «Канова художник и его эпоха», 2002, отличающуюся обилием материала, осведомленностью автора и его удивительной способностью рационально оценивать творчество художников в понятных терминах. В книге также собрана масса исторических сведений, касающихся эпохи.
Можно отметить две отличительные особенности Кановы. Во-первых, доскональное знание античного и не только искусства, огромное профессиональное мастерство, основанное на таланте (от бога), и как результат – первый скульптор Италии. Мастерство и знание античности позволяли ему выполнять официальные заказы, блестяще балансируя между главными на тот момент полюсами: между натурой (прежде всего в портретах), и «возвышенной» стилистикой в духе античных образцов, облагороженных в римском духе (позы, формы тел, пропорции, естественно, атрибуты). В указанной книге хорошо иллюстрируется, сколь тонко мог «играть нюансами» Канова, беря иногда за основу античный образец (например, в статуе сидящей матери Наполеона), да так, что иные его обвиняли в плагиате. В ответ он советовал посмотреть на отличия в деталях его скульптуры и античного прототипа. Кроме того, некоторые позы явлются оптимальными (красивыми и одновременно соответствующими образу), таких поз не так уж много: любая другая постановка только ухудшает изображение. Скульптору оставались нюансы в пределах определенной позы. И всех устраивала эта игра с известными образцами. При этом, именно античные греки дали образцы изображения человеческого тела, так что получалась смесь греко-римского искусства. Римляне могут в свою копилку записать: бесстрастные натуралистические портреты, тогу и рационализированный процесс изготовления статуй.
Во-вторых, он был официальным лицом в Италии и считался официальным скульптором Наполеона. Слава его гремела, были приглашения работать в России, Австрии. Не хотел он ехать и во Францию к Наполеону, поехал по настоянию папы Пия VII, не хотевшего раздражать Наполеона. Когда он ехал к Наполеону во Францию, он боялся, что его обратно не отпустят (как очень ценного скульптора), специально оговаривал условия поездки. Ударить «в грязь лицом» никак не мог, надо было действовать наверняка, хотя всем вкусам угодить было трудно. Отсюда столько идеализации, типизации.
Естественно, другие скульпторы, даже ярые бонапартисты типа Лоренцо Бартолини, ценившего покровительство одной из сестер Наполеона (кстати, наш «иностранец» А.Н.Демидов любил этого скульптора), тоже шли по тому же пути, выделывая из корсиканца императора. Поэтому остается смотреть и сравнивать различные портреты, иногда «в образе», то есть портреты конкретного лица в виде Марса, Зевса, Венеры, Дианы и т.п. На «образ» наводят прежде всего атрибуты.
Образ Гения смерти широко использовался для надгробий в виде крылатой фигуры юноши с опрокинутым угасшим факелом жизни. Еще в начале своей деятельности Канова создал памятник папе Клементу XIII, мрамор, из которого была сделана фигура Ангела смерти, оказался с браком, фигуру сделали заново, а из забракованной статуи, якобы, был сделан бюст, который находится в Эрмитаже.
В книге Е.Д.Федотовой указывается, что Канова в этом Наполеоне ориентировался на тип атлета Поликлета и на статую Гнея Помпея (конец I – начало II века н.э.)
Атрибуты нашего «Наполеона-Марса-победителя» в точности совпадают с атрибутами первого римского императора Октавиана Августа в образе сидящего Юпитера:
та же сфера, олицетворяющая земной шар (ни мало, ни много), та же статуя Ники (Победы). Канова поскромничал: Зевса (в статуе Августа) заменил богом войны Марсом, хотя оба персонажа вышли в императоры из консулов.
Естественно, воевать в тоге трудно, Наполеон сделан голым. Наполеон хотя и заявил, что «для гениев не существует законов» (имел в виду, видимо, себя), но голым не хотел себя видеть даже с телом лучше, чем у Дорифора. Зато Канову с его «героической наготой» поддержали Давид (уже не якобинец), Стендаль, Чиконьяра (друг Кановы, президент Академии художеств Венеции) и многие другие. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух (императорский). Классика. Но Наполеон все-таки статую не одобрил. Статую французы раскритиковали (вспомним фиаско Бернини, нашли статую ординарной (простоватой). Один недруг, считавший, что в изображении «героического» Канова вообще не силен, писал, что «эта смесь юношеской силы и желания, которая походит на почти женскую обольстительность».
Сила и пафос Империи, которые должен был выразить Канова, вылились в 13-ти тонный мраморный экземпляр этой статуи, который Наполеон подарил герцогу Веллингтону. Увидев впервые в мастерской скульптора эту статую, Веллингтон заметил, что сфера (Земля) в руках героя мала, на что Канова ему деликатно ответил: “Это из-за того, что на ней нет Англии”. Кстати, это тот самый герцог Веллингтон, который потом победил нашего «Марса-победителя» при Ватерлоо, после чего корсиканец окончательно заглох (в Интернете много всяких баек насчет этого англичанина и нашего корсиканца, имевших романтические отношения с одними и теми же дамами). А бронзовый Наполеон стоит в Милане, ну и пусть себе стоит. Кстати, Е.Д.Федотова описывает, какие изменения, вплоть до внешнего облика городов, готовил Наполеон в Италии со своим стилем ампир!
В Интернете приводятся самые неправдоподобные версии по поводу этой статуи, например, такая версия: Наполеон сам настоял на своем голом изображении (на самом деле был против), статую англичане забрали, когда вошли в Париж (на самом деле Наполеон подарил, а в Париж вошли русские).
Как пишет Е.Д.Федотова, не понравилась статуя Кановы и директору Музеев Лувра барону Денону. Из другой книги можно сделать вывод о том, что Денон, видимо, был лизоблюдом и испугался второго экземпляра голого Наполеона, получив до этого выговор за первый. В книге «French Bronzes in the Wallace Collection», 2002 рассказывается как тот же Денон, наполеоновский министр изящных искусств, проявил верноподданническую инициативу, решив увековечить Наполеона и его вторую жену в бронзовых статуэтках. Вспомнив НОТ августовского классицизма (см. Часть 1. Август), когда к стандартному телу приставлялась голова конкретного персонажа, он взял головы Наполеона и его второй жены (конечно, не лично своими руками, на него кто-то работал) из одного из современных официальных изображений и просто приставил эти головы к двум фигуркам – точным копиям римских бронзовых фигурок из своей коллекции (барон был коллекционером). Когда Наполеон увидел себя в голом виде, он приказал перелить (уничтожить) свои изображения, заявив, что изображение в одежде, отличной от современной одежды, «смешно и удивительно». Против изображения супруги возражений не было. Денон утаил его статуэтку. Ниже фото статуэток:
Нет сомнения в том, что на самом деле Денону понравились как статуэтки, так и статуя Кановы, но второй голый Наполеон мог навлечь неудовольствие. Нам тоже нравятся. Наполеон был не против скульптуры, но политическое для него было главнее эстетического, он был человек конкретный, как и другой любитель римских атрибутов власти – Вашингтон, тоже отказавшийся от несовременных одежд (см. подробнее здесь). Заметим, что в эти годы не только Наполеон иногда изображался в чем мать родила, но также некоторые его генералы.
Насчет «здорового тела» и «здорового духа» корсиканца можно сильно сомневаться . Л.Н.Толстой описал его сущность в романе «Война и мир» следующим образом (тогда еще Толстой писал гениальные романы, а не искал бога в себе):
“…Он (Наполеон) был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия…” “…Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди…” “…Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки…” “…он снял перчатку с красивой белой руки…” “…вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой…» и т.д.
Только Толстой ошибается относительно широких плеч Наполеона.
В интернете нетрудно найти массу психоаналитических портеров завоевателя.
Канова не любил Наполеона, но ему ничего не оставалось, как только работать, тем более, что в Италии хозяйничали французы и они его признали как лучшего скульптора (Италии). Он, вероятно, уважал Наполеона, не в последнюю очередь – потому, что понимал, что судьба его будет печальна в противном случае. В окружении Кановы прославлять Наполеона означало прославлять деспотизм. «Облико морале» корсиканца – двуличие и жестокость, жажда повелевать другими, открывшаяся еще в молодости. «Я бываю то лисой, то львом – весь секрет в том, что надо знать, когда надо быть тем или другим» – говорил Наполеон.
Канова был благороден как внешне, так и внутренне. Его много изображали, есть и автопортрет:
Канова отдавал себе отчет в том, с кем имеет дело. Например, с матерью Наполеона.
Мать его, Мария-Летиция Рамолино-Бонапарт (не запомнишь), по прозвищу «Madame Mere» («Мадам Мать»), заказала Канове в 1804 свой портрет на троне. Канова, если учесть его умение идеализировать натуру, «швырнул в нее гранату». Нельзя не согласиться с Е.Д.Федотовой, описавшей эту работу скульптора так:
«Образ Кановы правдив. Корона, призванная подчеркнуть благородную «греческую» линию лба и носа, выглядит «повязкой» на голове. Волосы словно растрепаны и собраны в небрежный узел на затылке, а на лбу выглядят выбившимися из-под короны, а не ухоженными и манерно уложенными. Утиный нос, цепкий взгляд близко поставленных глаз и большой крестьянский рот, растянутый в неестественной улыбке, неизящные ступни ног и кисти рук подчеркивают простонародность образа». В книге цитируется Тэн, написавший роман «Наполеон»: «Летиция (мать Наполеона) была существом первобытным, совершенно нетронутым цивилизацией – простая душа, точно вырубленная из одного куска, чуждая всякой утонченности, изящества и лоска светской жизни, без всякого образования, без всяких запросов даже обыденного благосостояния, мелочно расчетливая как крестьянка; но зато энергичная, как вождь партии, сильная душой и телом, закаленная в опасностях и искушенная в самой отчаянной решимости – словом, деревенская Корнелия, зачавшая и выносившая своего сына среди всех ужасов войны и поражений».
Сидит Мадам Мать на троне, здорово напоминающем курульное кресло, на котором могли сидеть только высшие римские руководители. Так что, «крестьянка» Мария-Летиция не так уж и без запросов. Ее бюст крупным планом:
Почему Девонширская? Да потому, что в годы реставрации, при Бурбонах, статуя бросала тень на Францию, вот ее и продали герцогу Девонширскому за 500 греческих ваз. Мадам Мать родила 9 детей (если не просчитался), пережила сына на 14 лет. В своем особняке в Риме, куда она уехала после всего, что наделал ее сын, она просила герцога Девонширского продать ее статую в позе Агриппины, потому как ей статуя нравилась. В это время она по-рабоче-крестьянски называла себя «матерью всех несчастий». Мадам Мать была итальянкой, поэтому вряд ли ее переживания касались Франции. Но, во всяком случае, больше Франция по-взрослому не воевала.
Для сравнения фото голов двух бывших консулов, ставших императорами, в профиль. Они получились похожими, как близнецы-братья! Хотя Август из Прима Порто стоит в музее, созданием которого руководил Канова, скульптор не видел эту статую, так как ее обнаружили лет через сорок после его смерти. Но «августов» хватало и без этой статуи, проницательный Канова четко выдержал стилистику и дух изображения римского императора (принцепса), а сомнений в том, что Франция «косила» под римскую империю, у него не было.
Awesome Sculpture.
Обращаясь к абстрактно-вдохновенным темам искусства и его образцов не стоит так вольно трактовать исторические факты в угоду идейной повестке, а, тем более, оперировать ложными сведениями с такой самозабвенностью – французы не разрушали статую египетского Сфинкса, она запечатлена в таком деформированном состоянии еще на иллюстрациях 17 века то есть почти за 100 лет до египетской кампании Бонапарта. О возможности брака с сестрой царя Наполеон впервые упомянул в Эрфурте в 1808, но к самим переговорам о свадьбе перешел только в 1810, после развода с Жозефиной. Царь не давал прямого согласия, переговоры затягивались, так как Александр хотел получить гарантию отказа Наполеона от полного восстановления Польши, а Наполеон не хотел предоставлять таких обязательств, видя, что царь не выполняет принятые им условия континентальной блокады, почти открыто торгует с Англией, вводит неподъемные пошлины на французские товары, не оказывает Франции обещанной военной поддержки. В итоге Наполеон устал ждать свадьбы с княжной, а ждал он три месяца, и в итоге принял брачное предложение Австрии, осаждавшей его с этим проектом. Царь вопреки тильзитскому соглашению еще в начале 1811 года начал вооружать армию, стягивать ее к границам Великого герцогства варшавского – протектората Наполеона – и уже готовил план военного вторжения во Францию. Наполеон не хотел войны, считая ее бессмысленной, почти полтора года пытался образумить царя, убедить соблюдать принятые условия и прекратить агрессивные действия. Царь в итоге просто беспричинно отозвал своего посла, что на дип. языке означает объявление войны. То, что французы пытались взорвать Кремль – типичная практика военных законов – они также взорвали крепостные укрепления Вены в 1809. Тем более, если бы не французы, тушившие пожары, которые поджигались самими же русскими, Кремль бы вообще сгорел. Русские вели себя в Париже “цивилизованно” не потому, что им так хотелось, а потому что так требовали те же самые пресловутые законы войны и их союзники пруссаки, шведы и австрийцы им следовали. И, вступая в Москву, как до этого в Милан, Берлин, Вену, Мадрид, Наполеон рассчитывал,что русские им тоже подчинятся. Но русские предпочли сжечь город. Французы в Москве считали русских, оставивших город, трусами, и вели себя соответствующе – без всякого почтения. Во всех прочих покоренных столицах дисциплина французской армии была безупречна, но раз противник не соблюдает законы войны, с чего французам их учитывать? Тем более, что французов в русской кампании было меньшинство, костяк французской армии составляли союзники – немцы, голландцы, бельгийцы, поляки и итальянцы. А цитировать Тэна – самое последнее дело, как остроумно отметил Мережковский, Тэн только и умел, что бить лежачего. У Летиции было 13 детей, но выжили 8. Зачем цитировать Толстого, который Наполеона в глаза не видел, когда существуют десятки и сотни ярких описаний современников, не только встречавших его, но и много лет знавших Бонапарта лично, в том числе, и его лютых врагов. Вообщем, уважайте историческую правду, это не кусок мрамора, из которого можно тесать сообразуясь только со своей фантазией.
Вот так в обилии слов воссоздается европейский кумир, с великим грохотом поверженный русским солдатом! А Россия что? В ней, по мнению автора/авторши комментария, все – сплошь варварство и нецивилизованность: правил войны не знают, города свои сами сжигают, а храмы оскверняют. В общем ничего нового. Поклонение Западу в российских псевдоэлитах, и сегодня называющих себя совестью негодного русского народа, неистребимо.