Канова и Торвальдсен.  Часть 1

 

Красивые статуи

Целью настоящей статьи является сравнение работ Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена. Именно их творчество (красивые статуи) дает хорошую возможность провести подобное сравнение, поскольку Торвальдсен повторил массу сюжетов Кановы.

Торвальдсен считается главным продолжателем дела классицизма Кановы. Однако не стоит акцентировать внимание на принадлежности художника тому или иному художественному направлению, поскольку художник создает свое произведение, опираясь на совокупность всех доступных ему впечатлений от увиденного им.

В итоге часто получается смесь классицизма с чем-то и начинается выискивание более мелких ручейков среди направлений и т.п. Для зрителя это может быть неким ориентиром, но в целом не помогает эстетическому восприятию.

Итальянец Антонио Канова (1757-1822), первый скульптор в мире на рубеже XVIII – XIX веков, много работал на семейство Наполеона I, хотя отрицательно относился к захватнической и грабительской политике новоявленной наполеоновской не то республики, не то империи. Начало славы Кановы приходится на 1770-ые, когда он начинал свою творческую жизнь в Венеции. Потом работал в Риме. Слава его росла и пережила все политические перипетии, включая очередной западноевропейский поход на Россию. Самый конец жизни он провел в родном городе Поссаньо (коммуна в Италии, около 90 км от Венеции).

Датчанин Бертель Торвальдсен (1770-1844) также пользовался огромной известностью, которая пришла к нему примерно в 1800-ые с созданием статуи «Язона» в 1801-1803. Работал и жил в Риме с 1796 по 1838 (за исключением 1819-1820, когда он работал над главным собором Копенгагена, для которого он создал 12 фигур апостолов высотой в два человеческих роста).

 

Собор Богоматери. Копенгаген. Статуи работы Торвальдсена

Собор Богоматери. Копенгаген. Статуи работы Торвальдсена

Канова был президентом Академии Святого Луки в Риме с 1810 по 1814, был назначен ее почетным постоянным президентом (титул был специально для него учрежден). На посту президента Академии в 1827 его сменил Торвальдсен. Слава Торвальдсена была велика, но слава Кановы все превосходила и намного.

Если по большому счету творчество Кановы объявляется классицизмом, то творчество Торвальдсена объявляется пиком классицизма. Если Канова «вечно мерзнущим критикам» представляется «холодным», то от работ Торвальдсена они совсем замерзают: дескать, все просчитано, все слишком красиво, иногда очень спокойно и невозмутимо, античность же давно устарела. Притчей во языцех является указание на стандартизированные лица, слишком красивые театральные позы, ярко выраженный фасадный ракурс, красивые контуры, красивые компоновки фигур. Говорят о самом «страшном»: еще чуть-чуть и начнется академизм, а это для «мерзнущих критиков» самое грязное ругательство. Между тем, именно великолепная академическая выучка обоих скульпторов, присущая вообще всем скульпторам барокко, классицизма и т.п., сделала их всемирно известными художниками.

Что еще объединяло этих скульпторов? Прежде всего то, что как на первого, так и на второго работало большое число помощников, в том числе профессиональных скульпторов. Канова и Торвальдсен  работали над «идейной стороной» скульптур на стадии глиняных моделей. Зрители могут созерцать многочисленные мраморные дорогостоящие переводы этих моделей в мрамор, и это все благодаря царившим тогда вкусам настоящей аристократии, среди которой было немало представителей русской аристократии, первыми среди них были русские цари.

Уехавший в Рим в 22 года и окончательно вернувшийся из него в 62 года в свой родной  Копенгаген (кстати, по отцу у него исландские корни) Торвальдсен был удостоен специального музея, который носит его имя.

Музей Торвальдсена. Копенгаген

Музей Торвальдсена. Копенгаген

А начало таким музеям положил Канова. Благодаря ему и его сводному брату Сартори-Канове в родном городе Кановы Посаньо (недалеко от Венеции) имеется Храм Кановы, построенный, видимо, по его проекту, украшенный его картиной «Оплакивание Христа». Канова вернулся в Посаньо в 1819 примерно за два года до смерти.

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо. В 1819 Канова участвует в закладке первого камня храма

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо

После смерти Кановы был создан мемориальный комплекс, состоящий из Гипсотеки Кановы (собрание гипсовых копий его работ) и дома Кановы, в 1957 был пристроен еще один зал к Гипсотеке.

А.Нани. Вид Гипсотеки и дома Кановы в Посаньо в 1882.

А.Нани. Вид Гипсотеки и дома Кановы в Посаньо в 1882

Не претендуя на полноту перечня аналогий, сравним работы обоих скульпторов.

1. «Персей» Кановы, «Язон» Торвальдсена

Канова.Персей

Канова. Персей. 1799-1801. Мрамор. Бельведерский дворец в Ватикане.

Бертель Торвальдсен (1770-1844)

Бертель Торвальдсен (1770-1844), Дания. Язон с золотым руном. 1802-1803

С «Язона» началось признание Торвальдсена, а Канова в это время был уже первым скульптором мира.

2. «Психея» Кановы и Торвальдсена.

Канова. Психея (слева). 1789-1790. Торвальдсен. Психея (справа). 1806-1809

Канова. Психея (слева). 1789-1790. Торвальдсен. Психея (справа). 1806-1809

3. «Амур и Психея» Кановы и Торвальдсена

Канова. Амур и Психея

Канова. Амур и Психея

Торвальсен. Амур и Психея

Торвальдсен. Амур и Психея

4. «Венера» Кановы и Торвальдсена

Канова. Венера Италийская

Канова. Венера Италийская

Торвальдсен. Торжествующая Венера. 1819-1821

Торвальдсен. Торжествующая Венера. 1819-1821. *Торжествует потому, что выиграла спор с Герой и Афиной на предмет того, кто красивее, за что от Париса получила яблоко (в 21 веке их бы стравили на поприще армрестлинга, и яблоко ни за что бы не досталось Венере)

5. «Геба» Кановы и Торвальдсена

Канова. Геба. 1816. Эрмитаж

Канова. Геба. 1816. Эрмитаж

Торвальдсен. Геба. 1816-1822

Торвальдсен. Геба. 1816-1822

Геба была виночерпием на Олимпе, наполняла нектаром кубки богов (потом к ней присоединился Ганимед). У Кановы Геба скользит по облакам, она спокойна (находится в состоянии атараксии), однако, Канова нарушил заветы классицизма: двигаться – последнее дело в скульптуре, позы предпочтительнее статичные. Торвальдсен обошелся без облаков и перемещений.

6. «Парис» Кановы и «Адонис» Торвальдсена

Ничем, кроме красоты, ни Парис, ни Адонис не прославились, деяния их мужскими не назовешь. Просто красавцы.

Канова. Парис. 1813. Эрмитаж

Канова. Парис. 1813. Эрмитаж

Торвальдсен. Адонис. 1808-1832

Торвальдсен. Адонис. 1808-1832 (такой большой временной диапазон связан с тем, что перевод в мрамор был осуществлен намного позднее)

Хотя красавцев в виде статуй создано необыкновенно много, ограничимся их «родоначальниками». Ими стали сладкие красавцы античного скульптора Праксителя 4 века до н.э., один из которых просто сатир. Пракситель также является автором Венеры Книдской, в которой богиня впервые была показана в обнаженном виде.

Пракситель. Отдыхающий сатир

Пракситель. Отдыхающий сатир

7. «Ахилл и Пентиселея» Кановы и Торвальдсена

Канова. Ахилл, закалывающий Пентиселею. 1789-1799

Канова. Ахилл, закалывающий Пентиселею. 1789-1799. Гипсотека Кановы в Посаньо

Канова и Торвальдсен.  Часть 1

Торвальдсен. Ахилл и Пентиселея. 1801-1809. Музей Товальдсена. Копенгаген

Пентиселея – царица амазонок. Участвовала в троянской войне греков с троянцами на стороне троянцев. После гибели основного троянского героя – Гектора – поубивала много народа, но ее тоже убил основной герой греков Ахилл. Однако, и тут греки придумали особый вид любви, поскольку Ахилл сначала нанес смертельный удар Пентиселее, а затем влюбился в нее, уже умирающую, если и не умершую. Получилась, так сказать, любовь с оттенком некрофилии.

8. «Тесей, борющийся с кентавром»  Кановы и «Тесей, борющийся с Минотавром» Торвальдсена

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Торвальдсен. Тесей, борющийся с Минотавром. 1805

Торвальдсен. Тесей, борющийся с Минотавром. 1805

Хотя Торвальдсен сделал только рисунок, можно видеть, что что Тесей не меняет позы, когда убивает получеловеков: ему не важно, что перед ним – кентавр (низ лошадиный) или Минотавр (верх бычий).

Внутренний вид Гипсотеки Кановы в Посаньо. Слева на переднем плане гипсовый «Тесей, борющийся с кентавром»

Внутренний вид Гипсотеки Кановы в Посаньо. Слева на переднем плане гипсовый «Тесей, борющийся с кентавром»

9. «Амур» Кановы и Торвальдсена

Канова. Амур. Мрамор. Эрмитаж

Канова. Амур. Мрамор. Эрмитаж

Канова сделал четыре варианта подобных амуров, эрмитажный последний и самый лучший.

Торвальдсен. Торжествующий Амур. 1814-1822. Вена. Венская ратуша

Торвальдсен. Торжествующий Амур. 1814-1822. Вена. Венская ратуша

Торвальдсену  сделать Амура не составляло никакого труда, конечно с учетом того, что сам он с мрамором не ковырялся. Вот еще один его Амур.

Торвальдсен. Торжествующий Амур, осматривающий свою стрелу. 1823. Гипсовая модель. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Торжествующий Амур, осматривающий свою стрелу. 1823. Гипсовая модель. Музей Торвальдсена. Копенгаген

10. «Ангелы смерти» Кановы и Торвальдсена

Справа: Канова. Ангел смерти 1817-1819. Слева: Торвальдсен. Ангел смерти. 1811

Справа: Канова. Ангел смерти 1817-1819. Слева: Торвальдсен. Ангел смерти. 1811

Ангел смерти Торвальдсена стоит в его Музее в Копенгагене. Канова сделал этого Ангела смерти для надгробия трем Стюартам (Ватикан)

Канова. Надгробие трем Стюартам. 1816-1819

Канова. Надгробие трем Стюартам. 1816-1819

Работа поздняя, необычная, сухой неоклассицизм почти языческого толка, резко контрастирующий с барочными пространственными композициями, которым в свое время отдал долг молодой Канова.

Ангелы смерти с потушенными факелами жизни весьма стандартны для той эпохи, поэтому нет ничего удивительного в том, что Торвальдсен сделал своего Ангела раньше Кановы.

11. «Три Грации» Кановы и Торвальдсена

Канова. Три Грации. 1812-1816. Эрмитаж

Канова. Три Грации. 1812-1816. Эрмитаж

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен не мог не сделать граций после Кановы. Тем самым прошел тест на женскую красоту. А каждый зритель вправе вынести свой вердикт, не позабыв и граций Джеймса Прадье.

Справедливости ради воспроизведем более компактную и более красивую композицию из трех граций Торвальдсена.

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Три Грации. Фрагмент монумента Андреа Аппиани в Милане

12. «Танцовщица» Кановы и Торвальдсена

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Канова. Танцовщица с руками в бок. 1806-1812. Эрмитаж

«Танцовщица» Кановы имела большой успех. Венецианский дух, питавший Канову, способствовал созданию такого проникновенного шедевра, тем более что скульптор был неравнодушен к танцевальной тематике.

Торвальдсен. Танцовщицы. 1817-1822. Модели из гипса. Музей Торвальдсена в Копенгагене

Торвальдсен. Танцовщицы. 1817-1822. Модели из гипса. Музей Торвальдсена в Копенгагене

Торвальдсен, закусив удила, соревнуется с самим Кановой, но Канове уже не до того, он умрет в 1822. А «Танцовщицам» Торвальдсена далеко до «Танцовщицы» Кановы. Неужели в самом деле южные народы более склонны к красоте, нежели северные, как о том трубил искусствовед Винкельман во второй половине XVIII века?

Не будем торопиться с подобным выводом, возможно, Торвальдсен как истинный северянин более напряжен и скован, зато когда расслабляется, у него получается необыкновенная красота. Это мы увидим, когда будем смотреть его знаменитые барельефчики.

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *