Содержание
- 1. «Персей» Кановы, «Язон» Торвальдсена
- 2. «Психея» Кановы и Торвальдсена.
- 3. «Амур и Психея» Кановы и Торвальдсена
- 4. «Венера» Кановы и Торвальдсена
- 5. «Геба» Кановы и Торвальдсена
- 6. «Парис» Кановы и «Адонис» Торвальдсена
- 7. «Ахилл и Пентиселея» Кановы и Торвальдсена
- 8. «Тесей, борющийся с кентавром» Кановы и «Тесей, борющийся с Минотавром» Торвальдсена
- 9. «Амур» Кановы и Торвальдсена
- 10. «Ангелы смерти» Кановы и Торвальдсена
- 11. «Три Грации» Кановы и Торвальдсена
- 12. «Танцовщица» Кановы и Торвальдсена
Красивые статуи
Целью настоящей статьи является сравнение работ Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена. Именно их творчество (красивые статуи) дает хорошую возможность провести подобное сравнение, поскольку Торвальдсен повторил массу сюжетов Кановы.
Торвальдсен считается главным продолжателем дела классицизма Кановы. Однако не стоит акцентировать внимание на принадлежности художника тому или иному художественному направлению, поскольку художник создает свое произведение, опираясь на совокупность всех доступных ему впечатлений от увиденного им.
В итоге часто получается смесь классицизма с чем-то и начинается выискивание более мелких ручейков среди направлений и т.п. Для зрителя это может быть неким ориентиром, но в целом не помогает эстетическому восприятию.
Итальянец Антонио Канова (1757-1822), первый скульптор в мире на рубеже XVIII – XIX веков, много работал на семейство Наполеона I, хотя отрицательно относился к захватнической и грабительской политике новоявленной наполеоновской не то республики, не то империи. Начало славы Кановы приходится на 1770-ые, когда он начинал свою творческую жизнь в Венеции. Потом работал в Риме. Слава его росла и пережила все политические перипетии, включая очередной западноевропейский поход на Россию. Самый конец жизни он провел в родном городе Поссаньо (коммуна в Италии, около 90 км от Венеции).
Датчанин Бертель Торвальдсен (1770-1844) также пользовался огромной известностью, которая пришла к нему примерно в 1800-ые с созданием статуи «Язона» в 1801-1803. Работал и жил в Риме с 1796 по 1838 (за исключением 1819-1820, когда он работал над главным собором Копенгагена, для которого он создал 12 фигур апостолов высотой в два человеческих роста).
Канова был президентом Академии Святого Луки в Риме с 1810 по 1814, был назначен ее почетным постоянным президентом (титул был специально для него учрежден). На посту президента Академии в 1827 его сменил Торвальдсен. Слава Торвальдсена была велика, но слава Кановы все превосходила и намного.
Если по большому счету творчество Кановы объявляется классицизмом, то творчество Торвальдсена объявляется пиком классицизма. Если Канова «вечно мерзнущим критикам» представляется «холодным», то от работ Торвальдсена они совсем замерзают: дескать, все просчитано, все слишком красиво, иногда очень спокойно и невозмутимо, античность же давно устарела. Притчей во языцех является указание на стандартизированные лица, слишком красивые театральные позы, ярко выраженный фасадный ракурс, красивые контуры, красивые компоновки фигур. Говорят о самом «страшном»: еще чуть-чуть и начнется академизм, а это для «мерзнущих критиков» самое грязное ругательство. Между тем, именно великолепная академическая выучка обоих скульпторов, присущая вообще всем скульпторам барокко, классицизма и т.п., сделала их всемирно известными художниками.
Что еще объединяло этих скульпторов? Прежде всего то, что как на первого, так и на второго работало большое число помощников, в том числе профессиональных скульпторов. Канова и Торвальдсен работали над «идейной стороной» скульптур на стадии глиняных моделей. Зрители могут созерцать многочисленные мраморные дорогостоящие переводы этих моделей в мрамор, и это все благодаря царившим тогда вкусам настоящей аристократии, среди которой было немало представителей русской аристократии, первыми среди них были русские цари.
Уехавший в Рим в 22 года и окончательно вернувшийся из него в 62 года в свой родной Копенгаген (кстати, по отцу у него исландские корни) Торвальдсен был удостоен специального музея, который носит его имя.
А начало таким музеям положил Канова. Благодаря ему и его сводному брату Сартори-Канове в родном городе Кановы Посаньо (недалеко от Венеции) имеется Храм Кановы, построенный, видимо, по его проекту, украшенный его картиной «Оплакивание Христа». Канова вернулся в Посаньо в 1819 примерно за два года до смерти.
После смерти Кановы был создан мемориальный комплекс, состоящий из Гипсотеки Кановы (собрание гипсовых копий его работ) и дома Кановы, в 1957 был пристроен еще один зал к Гипсотеке.
Не претендуя на полноту перечня аналогий, сравним работы обоих скульпторов.
1. «Персей» Кановы, «Язон» Торвальдсена
С «Язона» началось признание Торвальдсена, а Канова в это время был уже первым скульптором мира.
2. «Психея» Кановы и Торвальдсена.
3. «Амур и Психея» Кановы и Торвальдсена
4. «Венера» Кановы и Торвальдсена
5. «Геба» Кановы и Торвальдсена
Геба была виночерпием на Олимпе, наполняла нектаром кубки богов (потом к ней присоединился Ганимед). У Кановы Геба скользит по облакам, она спокойна (находится в состоянии атараксии), однако, Канова нарушил заветы классицизма: двигаться – последнее дело в скульптуре, позы предпочтительнее статичные. Торвальдсен обошелся без облаков и перемещений.
6. «Парис» Кановы и «Адонис» Торвальдсена
Ничем, кроме красоты, ни Парис, ни Адонис не прославились, деяния их мужскими не назовешь. Просто красавцы.
Хотя красавцев в виде статуй создано необыкновенно много, ограничимся их «родоначальниками». Ими стали сладкие красавцы античного скульптора Праксителя 4 века до н.э., один из которых просто сатир. Пракситель также является автором Венеры Книдской, в которой богиня впервые была показана в обнаженном виде.
7. «Ахилл и Пентиселея» Кановы и Торвальдсена
Пентиселея – царица амазонок. Участвовала в троянской войне греков с троянцами на стороне троянцев. После гибели основного троянского героя – Гектора – поубивала много народа, но ее тоже убил основной герой греков Ахилл. Однако, и тут греки придумали особый вид любви, поскольку Ахилл сначала нанес смертельный удар Пентиселее, а затем влюбился в нее, уже умирающую, если и не умершую. Получилась, так сказать, любовь с оттенком некрофилии.
8. «Тесей, борющийся с кентавром» Кановы и «Тесей, борющийся с Минотавром» Торвальдсена
Хотя Торвальдсен сделал только рисунок, можно видеть, что что Тесей не меняет позы, когда убивает получеловеков: ему не важно, что перед ним – кентавр (низ лошадиный) или Минотавр (верх бычий).
9. «Амур» Кановы и Торвальдсена
Канова сделал четыре варианта подобных амуров, эрмитажный последний и самый лучший.
Торвальдсену сделать Амура не составляло никакого труда, конечно с учетом того, что сам он с мрамором не ковырялся. Вот еще один его Амур.
10. «Ангелы смерти» Кановы и Торвальдсена
Ангел смерти Торвальдсена стоит в его Музее в Копенгагене. Канова сделал этого Ангела смерти для надгробия трем Стюартам (Ватикан)
Работа поздняя, необычная, сухой неоклассицизм почти языческого толка, резко контрастирующий с барочными пространственными композициями, которым в свое время отдал долг молодой Канова.
Ангелы смерти с потушенными факелами жизни весьма стандартны для той эпохи, поэтому нет ничего удивительного в том, что Торвальдсен сделал своего Ангела раньше Кановы.
11. «Три Грации» Кановы и Торвальдсена
Торвальдсен не мог не сделать граций после Кановы. Тем самым прошел тест на женскую красоту. А каждый зритель вправе вынести свой вердикт, не позабыв и граций Джеймса Прадье.
Справедливости ради воспроизведем более компактную и более красивую композицию из трех граций Торвальдсена.
12. «Танцовщица» Кановы и Торвальдсена
«Танцовщица» Кановы имела большой успех. Венецианский дух, питавший Канову, способствовал созданию такого проникновенного шедевра, тем более что скульптор был неравнодушен к танцевальной тематике.
Торвальдсен, закусив удила, соревнуется с самим Кановой, но Канове уже не до того, он умрет в 1822. А «Танцовщицам» Торвальдсена далеко до «Танцовщицы» Кановы. Неужели в самом деле южные народы более склонны к красоте, нежели северные, как о том трубил искусствовед Винкельман во второй половине XVIII века?
Не будем торопиться с подобным выводом, возможно, Торвальдсен как истинный северянин более напряжен и скован, зато когда расслабляется, у него получается необыкновенная красота. Это мы увидим, когда будем смотреть его знаменитые барельефчики.