Содержание
Торвальдсен в римской мастерской. Барельефы на вилле Карлотта. Портреты семейства Шубарт и Соммаривы
О творчестве датского скульптора Торвальдсена уже шла речь в нескольких статьях на Скульптпривет. Между тем понять и оценить талант скульптора невозможно, не обратившись к созданным им барельефам. А обстановку, в которой работал Торвальдсен, поможет представить описание его мастерской в Риме.
1.Торвальдсен в римской мастерской
Датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770-1844) провел большую часть своей творческой жизни в Риме. Это были те самые времена, когда Рим (после Парижа) стал Меккой художников и скульпторов. Не в последнюю очередь этому способствовала могучая (в смысле творческой энергии) личность более старшего предшественника Торвальдсена – Антонио Кановы (1757-1822). Торвальдсен как бы перенял эстафету у Кановы и стал еще больше классицистом, нежели великий итальянский скульптор. Поучил Торвальдсен и русского начинающего скульптора Б.И.Орловского, которого Александр I снабдил сопроводительным письмом к знаменитому датчанину в Риме.
Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, отец – исландец по происхождению. Учился будущий гений в Королевской академии художеств в Копенгагене, получил малую золотую медаль, по итогам обучения в 1793 был отправлен в качестве пенсионера (то есть с пенсионом) в Италию, куда прибыл через четыре года в 1797, когда ему было 27 лет. В Риме он провел большую часть своей жизни – 40 лет.
Торвальдсен получил известность в 1802-1803 после создания скульптуры «Язон».
В 1820 он приезжал в Копенгаген и работал там над украшением главного собора Копенгагена – собора Богоматери.
В 1825 Торвальдсен был избран президентом знаменитой Академии святого Луки в Риме (после А. Кановы), в 1833 – президентом Академии художеств в Копенгагене, был почетным членом Российской и Французской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.
Однако, романтическим оказался портрет нашего блестящего, но неудачливого в личной жизни Кипренского, сделанный во время второго его приезда в Рим.
На портрете Кипренского Торвальдсен не молод, но сполна овеян музами и славой. Может быть, это выдумка писателя, но К.Паустовский в своей повести «Орест Кипренский» приводит слова Торвальдсена, который в одну из римских ночей сказал гуляющему с ним Кипренскому и другим сотоварищам, любуясь игрой света на скульптурах: «Ну что же, камень живет? Только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства». Конечно, это все романтично, но мастерство во время ночной прогулки не нагуляешь. Еще следует учесть, что Кипренский оказался в Риме, когда уже гремела слава шестядисетилетнего Торвальдсена, не склонного к романтизму, а склонного к классицизму, а кто-то скажет: академизму. Остается считать такое его высказывание плодом послевоенного времени, когда мешавшего Европе спокойно жить Наполеона давно отправили по нужному адресу на остров Святой Елены и все свободно вздохнули.
На картине изображен Торвальдсен, показывающий жестом руки на свои работы папе Льву XII. В глубине сидящая фигура папы Пия VIII (на голове тиара – круглый головной убор), создаваемая для надгробия в соборе Св.Петра в Риме. На переднем плане конная статуя Юзефа Понятовского, за которым видны «Три грации», в центре сидит «Меркурий со свирелью», под копытом коня виден бюст кардинала Эрколе Консалви. Прямо над правой поднятой ногой коня можно видеть группу святых для собора Богоматери в Копенгагене. За этой группой стоит статуя Христа для собора Богоматери в Копенгагене. На переднем плане под хвостом коня здоровый барельеф с античной конницей Александра Македонского.
На переднем плане куб – купель с барельефами.
Всегда интересно понять, насколько точно художник воспроизвел то, что увидел. Дадим изображения скульптур, которые запечатлел Дитлев в своей картине.
А вот эти же скульптуры Торвальдсена отдельно:
В Википедии можно найти упоминание о другом барельефе работы Торвальдсена, созданном для Пантеона, «Кардинал Консалви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу», который сейчас отсутствует. Но, как Торвальдсен изобразил папу Пия VII и кардинала Консалви, мы можем видеть, а заодно оценить их богоугодные дела – присоединение провинций.
Чтобы лучше понять, какую роль играла античность, а какую реальные наблюдения для настоящего художника, можно привести историю о том, как Торвальдсен однажды увидел на улице Корсо присевшего на камень грузчика, поза которого была «прекрасно наивной». Так получился «Меркурий». А в Эрмитаже есть уменьшенная копия.
Справка. Аргус – стоглазый страж в греческой мифологии. Гера поручила Аргусу стеречь Ио, превратив ее в корову. Гермес (он же Меркурий) усыпил и затем убил Аргуса, освободил Ио. И что самое интересное, Гера расположила глаза Аргуса на хвосте павлина.
Скульптура Торвальдсена «Меркурий» – подлинный шедевр, еще прекрасней его «Пастушка»,изображенного в той же позе, – лучшая работа скульптора, но не все сразу.
2. Барельеф «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» Торвальдсена на вилле Карлотта. Портреты супругов Шубарт
Вилла Карлотта – изумительно красивое место (за счет озера Комо и природного ландшафта).
Украшающий виллу фриз Торвальдсена изначально был заказан Наполеоном в 1811-1812 для будущего храма Славы в Париже, не построенного в связи с поражением наполеоновской Франции в войне. Фриз изготавливался в Риме после смерти корсиканца Наполеона, так что в Париже он не побывал. Позднее фриз был куплен графом Соммарива для виллы Карлотта. Контракт с Торвальдсеном на исполнение фриза был заключен в 1818.
Замысел фриза состоял в том, чтобы поставить Наполеона в один ряд с Александром Македонским, но получился назиданием для непомерных амбиций завоевателя, особенно, если учесть, что Александр Македонский умер в завоеванном Вавилоне.
Кстати, как засвидетельствовал Герман Шубарт, Торвальдсен питал отвращение к семье Наполеона, однако, радовался, когда Наполеон вернулся в Париж после первого плена, а в 1830 на заказ сделал апофеоз Наполеона. Ничего личного, только бизнес…
Справка. Херман Шубарт – посол Дании в Италии, финансово поддерживал молодого скульптора. В 1804 Шубарт вместе с Торвальдсеном посетили Неаполь.
Заодно благодарный Торвальдсен изобразил и супругу посла.
Заметим, что портретная скульптура не считалась самым высоким жанром.
Торвальдсен сделал портрет и мецената графа Соммаривы, очередного владельца виллы Карлотта.
Соммарива обладал очень хорошей коллекцией работ Кановы. Одна из версий знаменитой «Кающейся Марии Магдалины» Кановы находится на вилле Карлотта, другая – в Эрмитаже, одна из версий «Поцелуя Амура и Психеи» тоже в Эрмитаже, а другая – на вилле Карлотта. Плодовитость Торвальдсена и Кановы объясняется просто, например, Канове помогал известный скульптор Адамо Тадолини, Торвальдсену – Пьетро Тенерани (при этом они же учились у великих мастеров). Тадолини перевел в мрамор вторую эрмитажную юсуповскую модифицированную версию «Поцелуя Амура и Психеи» (первый вариант находится в Лувре). Не стоит удивляться тому, что одну и ту же работу мы встречаем в разных уголках света: чьи бы руки их ни сделали, они являются оригинальными работами Кановы и Торвальдсена только потому, что сделаны под их наблюдением. При этом, будучи авторскими, повторы могут слегка отличаться друг от друга и не только качеством мрамора.
При работе над барельефами фриза Торвальдсен изучал античные барельефы.
Естественно, фриз, заказанный Наполеоном, предназначался для одного здания, а на вилле Карлотта надо было этот фриз приспособить для другого помещения. Под руководством помощника Торвальдсена Тенерани на фризе были добавлены серии из всадников и пеших воинов.
Кроме того, чего уж точно не могло быть при Наполеоне, Торвальдсен в знак почтения к новому заказчику барельефа и меценату изобразил на фризе себя в компании с Соммаривой.
На фото изображен сам Торвальдсен (слева) и граф Соммарива (справа). Глядя на барельеф, можно представить и диалог между ними:
Торвальдсен. О, как я Вам признателен. Огромное спасибо!
Соммарива. Ну что Вы, какие мелочи – ерунда вопрос. Вам спасибо.
Справка. Свое нынешнее название «вилла Карлотта» комплекс получил в 1847 когда уже не было ни Торвальдсена, ни Батисты Соммаривы (умер в 1826), ни тем более, Наполеона. Просто дом в Тремеццо на берегу озера Комо, купленный в 1801 Батистой Соммаривой, перешел по наследству к его сыну – Луиджи Соммарива (с ним тоже контактировал Торвальдсен). В 1838 умер и сын Луиджи, дом перешел к его жене. В 1847 вилла в Тремеццо за сумму в десять раз большую, нежели когда-то заплатил Батиста Соммарива, была куплена семейством Гогенцоллернов. Потом хозяйкой ее стала принцесса Фредерика Луиза Вильгельмина Марианна Шарлотта прусская, получив виллу в качестве свадебного подарка. Вот в честь нее имение и стало называться «вилла Карлотта».
А во времена Торвальдсена это была вилла Соммаривы, который и внес основной эстетический вклад в ее оформление.
С древних времен скульпторы не чурались собственных автопортретов, причем иногда на самых общественно значимых произведениях. Грешил этим Микеланджело в «Страшном суде», содрав с себя кожу. Говорят, Фидий изобразил себя в виде лысого старика ни много ни мало на щите Афины в Парфеноне, говорят, что и «погорел» на этом, будучи обвиненным чуть ли не в святотатстве.
В статье, посвященной творчеству русского классициста И.П.Мартоса, уже упоминалось о том, что на заднем барельефе памятника «Минину и Пожарскому» (делался с 1804 по 1818) в Москве на Красной площади скульптор изобрази себя с сыновьями (слева и тоже лысый) в роли «нижегородцев»:
Это ни о чем не говорит: скромными были и некоторые великие скульпторы.
3. Надгробие Элизабет Шубарт Торвальдсена
Индивидуальные портреты супругов Шубарт, дружески относившихся к Торвальдсену, воспроизведены в п. 2.
Довелось Торвальдсену создать и барельеф сразу с изображениями обоих супругов, но в связи с печальным поводом: смертью супруги.
Херман Шубарт сидит над лежащей супругой. Лица супругов в точности воспроизводят лица на бюстах, что свидетельствует о той легкости, с которой работал Торвальдсен. Технических трудностей он не знал. Эмоций на лицах нет, все выражается жестами.
Поясняя замысел памятника заказчику, Торвальдсен писал, что идея заключается в том, что супруг как бы зовет супругу обратно. При этом, Гений смерти с потушенным факелом жизни, по мнению Торвальдсена, своими крыльями может оскорблять чувства христианина. Не будем заводить длинные разговоры о крыльях, видимо, Торвальдсен имел в виду, что душу умершего христианина должны принимать ангелы, атрибутами которых и являются крылья, однако, гений смерти не ангел, да и сами гении имеют языческое происхождение. Но деваться некуда: гений смерти – обычная практика для надгробий в те времена.