Бертель Торвальдсен. Часть 1

 

 

Торвальдсен в римской мастерской. Барельефы на вилле Карлотта. Портреты семейства Шубарт и Соммаривы

О творчестве датского скульптора Торвальдсена уже шла речь в нескольких статьях на  Скульптпривет.  Между тем понять и оценить талант скульптора невозможно, не обратившись к созданным им барельефам. А обстановку, в которой работал Торвальдсен, поможет представить описание его мастерской в Риме.

1.Торвальдсен в римской мастерской

Датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770-1844) провел большую часть своей творческой жизни в Риме. Это были те самые времена, когда Рим (после Парижа) стал Меккой художников и скульпторов. Не в последнюю очередь этому способствовала могучая (в смысле творческой энергии) личность более старшего предшественника Торвальдсена – Антонио Кановы (1757-1822). Торвальдсен как бы перенял эстафету у Кановы и стал еще больше классицистом, нежели великий итальянский скульптор. Поучил Торвальдсен и русского начинающего скульптора Б.И.Орловского, которого Александр I снабдил сопроводительным письмом к знаменитому датчанину в Риме.

Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, отец – исландец по происхождению. Учился будущий гений в Королевской академии художеств в Копенгагене, получил малую золотую медаль, по итогам обучения в 1793 был отправлен в качестве пенсионера (то есть с пенсионом) в Италию, куда прибыл через четыре года  в 1797, когда ему было 27 лет. В Риме он провел большую часть своей жизни – 40 лет.

Торвальдсен получил известность в 1802-1803 после создания скульптуры «Язон».

В 1820 он приезжал в Копенгаген и работал там над украшением главного собора Копенгагена – собора Богоматери.

В 1825 Торвальдсен был избран президентом знаменитой Академии святого Луки в Риме (после А. Кановы), в 1833 – президентом Академии художеств в Копенгагене, был почетным членом Российской и Французской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.

Кристоффер Вильхельм Эккерсебрг (датчанин). Портрет Торвальдсена в форме академика Святого Луки. 1814. Копенгаген

Кристоффер Вильхельм Эккерсебрг (датчанин). Портрет Торвальдсена в форме академика Святого Луки. 1814. Копенгаген

Однако, романтическим оказался портрет нашего блестящего, но неудачливого в личной жизни Кипренского, сделанный во время второго его приезда в Рим.

О.Кипренский. Портрет Торвальдсена. 1830. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

О.Кипренский. Портрет Торвальдсена. 1830. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

На портрете Кипренского Торвальдсен не молод, но сполна овеян музами и славой. Может быть, это выдумка писателя, но К.Паустовский в своей повести «Орест Кипренский» приводит слова Торвальдсена, который в одну из римских ночей сказал гуляющему с ним Кипренскому и другим сотоварищам, любуясь  игрой света на скульптурах: «Ну что же, камень живет? Только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства». Конечно, это все романтично, но мастерство во время ночной прогулки не нагуляешь. Еще следует учесть, что Кипренский оказался в Риме, когда уже гремела слава шестядисетилетнего Торвальдсена, не склонного к романтизму, а склонного к классицизму, а кто-то скажет: академизму. Остается считать такое его высказывание плодом послевоенного времени, когда мешавшего Европе спокойно жить Наполеона давно отправили по нужному адресу на остров Святой Елены и все свободно вздохнули.

Ганс Дитлев Христиан Мартенс (Hans Ditlev Christian Martens). Папа Лев XII посещает большую студию Торвальдсена в День Св. Луки 18 октября 1826 г.  Копенгаген. 1830

Ганс Дитлев Христиан Мартенс (Hans Ditlev Christian Martens). Папа Лев XII посещает большую студию Торвальдсена в День Св. Луки 18 октября 1826 г.  Копенгаген. 1830. Музей Торвальдсена

На картине изображен Торвальдсен, показывающий жестом руки на свои работы папе Льву XII. В глубине  сидящая фигура папы Пия VIII (на голове тиара – круглый головной убор), создаваемая для надгробия в соборе Св.Петра в Риме. На переднем плане конная статуя Юзефа Понятовского, за которым видны «Три грации», в центре сидит «Меркурий со свирелью», под копытом коня виден бюст кардинала Эрколе Консалви. Прямо над правой поднятой ногой коня можно видеть группу святых для собора Богоматери в Копенгагене.  За этой группой стоит статуя Христа для собора Богоматери в Копенгагене. На переднем плане под хвостом коня здоровый барельеф с античной конницей Александра Македонского.  

На переднем плане куб – купель с барельефами.
Всегда интересно понять, насколько точно художник воспроизвел то, что увидел. Дадим изображения скульптур, которые запечатлел Дитлев в своей картине.

Картина  Дитлева с номерами скульптурных композиций

Та же картина  Дитлева с номерами скульптурных композиций

А вот эти же скульптуры Торвальдсена отдельно:

Фиг.1. Надгробие Пия VII. Собор Св.Петра в Риме

Фиг.1. Надгробие Пия VII. Собор Св.Петра в Риме

Фиг.2. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве

Фиг.2. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве.

Фиг.3. Три Грации. Музей Торвальдсена

Фиг.3. Три Грации. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Фиг. 4. Меркурий со свирелью. 1818-1822. Копенгаген, Музей Торвальдсена. Высота 174,5 см

Фиг. 4. Меркурий со свирелью. 1818-1822. Копенгаген, Музей Торвальдсена. Высота 174,5 см

Фиг.5. Монумент кардиналу Эрколе Консалви

Фиг.5. Монумент кардиналу Эрколе Консалви. 1824-1825. Рим. Пантеон

В Википедии можно найти упоминание о другом  барельефе работы Торвальдсена, созданном для Пантеона, «Кардинал Консалви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу», который сейчас отсутствует. Но, как Торвальдсен изобразил папу Пия VII и кардинала Консалви, мы можем видеть, а заодно оценить их богоугодные дела – присоединение провинций.

Фиг.6. Группа святых для Собора Богоматери: Св. Варфоломей, Св. Фома, Св. Иаков младший, Св. Филипп. Копенгаген

Фиг.6. Группа святых для Собора Богоматери: Св. Варфоломей, Св. Фома, Св. Иаков младший, Св. Филипп. Копенгаген

Фиг.7. Христос для Собора Богоматери (модель). Копенгаген

Фиг.7. Христос для Собора Богоматери (модель). Копенгаген

Фиг.8. Барельеф с античной конницей. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». 1818-1828 (модель 1812). Тремеццо, вилла Карлотта

Фиг.8. Барельеф с античной конницей. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». 1818-1828 (модель 1812). Тремеццо, вилла Карлотта

Фиг.9. Крестильная купель. 1807-1808. Торвальдсен

Фиг.9. Крестильная купель. 1807-1808 (по модели 1805-1806). Кирха в аббатстве Брахетроллеборг на острове Фюн. Дания

Чтобы лучше понять, какую роль играла античность, а какую реальные наблюдения для настоящего художника, можно привести историю о том, как Торвальдсен однажды увидел на улице Корсо присевшего на камень грузчика, поза которого была «прекрасно наивной». Так получился «Меркурий». А в Эрмитаже есть уменьшенная копия.

Торвальдсен. Меркурий, победитель Аргуса. Материал - цинк. Высота 72 см. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Торвальдсен. Меркурий, победитель Аргуса. Материал – цинк. Высота 72 см. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Справка. Аргус – стоглазый страж в греческой мифологии. Гера поручила Аргусу стеречь Ио, превратив ее в корову. Гермес (он же Меркурий) усыпил и затем убил Аргуса, освободил Ио. И что самое интересное, Гера расположила глаза Аргуса на хвосте павлина.

Скульптура Торвальдсена «Меркурий» – подлинный шедевр, еще прекрасней его «Пастушка»,изображенного в той же позе, – лучшая работа скульптора, но не все сразу.

2. Барельеф «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» Торвальдсена на вилле Карлотта. Портреты супругов Шубарт

Вилла Карлотта – изумительно красивое место (за счет озера Комо и природного ландшафта).

Украшающий виллу фриз Торвальдсена изначально был заказан Наполеоном в 1811-1812 для будущего храма Славы в Париже, не построенного в связи с поражением наполеоновской Франции в войне. Фриз изготавливался в Риме после смерти корсиканца Наполеона, так что в Париже он не побывал. Позднее фриз был куплен графом Соммарива для виллы Карлотта. Контракт с Торвальдсеном на исполнение фриза был заключен в 1818.

Общий вид залы с фризом Торвальдсена «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». Вилла Карлотта

Общий вид залы с фризом Торвальдсена «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». Вилла Карлотта.  В центре стоит скульптура «Марс и Венера» работы скульптора Луиджи Аквисти (1745-1823)

Луиджи Аквисти. Марс и Венера. 1805-1806. Вилла Карлотта в Тремеццо

Луиджи Аквисти. Марс и Венера. 1805-1806. Вилла Карлотта в Тремеццо. На фоне фриза Торвальдсена

Торвальдсен. Барельфы фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне»

Торвальдсен. Барельфы фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне».Фрагмент

Замысел фриза состоял в том, чтобы поставить Наполеона в один ряд с Александром Македонским, но получился назиданием для непомерных амбиций завоевателя, особенно, если учесть, что Александр Македонский умер в завоеванном Вавилоне.

Кстати, как засвидетельствовал Герман Шубарт, Торвальдсен питал отвращение к семье Наполеона, однако, радовался, когда Наполеон вернулся в Париж после первого плена, а в 1830 на заказ сделал апофеоз Наполеона. Ничего личного, только бизнес…

Торвальдсен. Бюст Хермана Шубарта. 1804. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Бюст Хермана Шубарта. 1804. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Справка. Херман Шубарт – посол Дании в Италии, финансово поддерживал молодого скульптора. В 1804 Шубарт вместе с Торвальдсеном посетили Неаполь.

Заодно благодарный Торвальдсен изобразил и супругу посла.

Торвальдсен. Бюст Элизабет Шубарт. 1804. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Бюст Элизабет Шубарт. 1804. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Заметим, что портретная скульптура не считалась самым высоким жанром.

Торвальдсен сделал портрет и мецената графа Соммаривы, очередного владельца виллы Карлотта.

Торвальдсен. Бюст графа Баттиста Соммаривы.  1821. Милан. Галерея современного искусства

Торвальдсен. Бюст графа Баттиста Соммаривы.  1821. Милан. Галерея современного искусства

Соммарива обладал очень хорошей коллекцией работ Кановы. Одна из версий знаменитой «Кающейся Марии Магдалины» Кановы находится на вилле Карлотта, другая – в Эрмитаже, одна из версий «Поцелуя Амура и Психеи»  тоже в Эрмитаже, а другая – на вилле Карлотта. Плодовитость Торвальдсена и Кановы объясняется просто, например, Канове помогал известный скульптор Адамо Тадолини, Торвальдсену – Пьетро Тенерани (при этом они же учились у великих мастеров). Тадолини перевел в мрамор вторую эрмитажную юсуповскую модифицированную версию «Поцелуя Амура и Психеи» (первый вариант находится в Лувре). Не стоит удивляться тому, что одну и ту же работу мы встречаем в разных уголках света: чьи бы руки их ни сделали, они являются оригинальными работами Кановы и Торвальдсена только потому, что сделаны под их наблюдением. При этом, будучи авторскими, повторы могут слегка отличаться друг от друга и не только качеством мрамора.

При работе над барельефами фриза Торвальдсен изучал античные барельефы.

Наверху: Торвальдсен. Триумф Александра Македонского. Внизу: барельеф с колонны Траяна в Риме

Наверху: Торвальдсен. Триумф Александра Македонского. Внизу: барельеф с колонны Траяна в Риме. Античный барельеф жалок по сравнению с барельефом Торвальдсена, позаимствована только форма лодки

Естественно, фриз, заказанный Наполеоном, предназначался для одного здания, а на вилле Карлотта надо было этот фриз приспособить для другого помещения. Под руководством помощника Торвальдсена Тенерани на фризе были добавлены серии из всадников и пеших воинов.

Кроме того, чего уж точно не могло быть при Наполеоне, Торвальдсен в знак почтения к новому заказчику барельефа и меценату изобразил на фризе себя в компании с Соммаривой.

Торвальдсен. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского»

Торвальдсен. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского»

На фото изображен сам Торвальдсен (слева) и граф Соммарива (справа). Глядя на барельеф, можно представить и диалог между ними:

Торвальдсен. О, как я Вам признателен. Огромное спасибо!

Соммарива. Ну что Вы, какие мелочи – ерунда вопрос. Вам спасибо.

 Справка. Свое нынешнее название «вилла Карлотта» комплекс получил в 1847 когда уже не было ни Торвальдсена, ни Батисты Соммаривы (умер в 1826), ни тем более, Наполеона. Просто дом в Тремеццо на берегу озера Комо, купленный в 1801 Батистой Соммаривой, перешел по наследству к его сыну   – Луиджи Соммарива (с ним тоже контактировал Торвальдсен). В 1838 умер и сын Луиджи, дом перешел к его жене. В 1847 вилла в Тремеццо за сумму в десять раз большую, нежели когда-то заплатил Батиста Соммарива, была куплена семейством Гогенцоллернов. Потом хозяйкой ее стала принцесса Фредерика Луиза Вильгельмина Марианна Шарлотта прусская, получив виллу в качестве свадебного подарка. Вот в честь нее имение и стало называться «вилла Карлотта».

А во времена Торвальдсена это была вилла Соммаривы, который и внес основной эстетический вклад в ее оформление.

С древних времен скульпторы не чурались собственных автопортретов, причем иногда на самых общественно значимых произведениях. Грешил этим Микеланджело в «Страшном суде», содрав с себя кожу. Говорят, Фидий изобразил себя в виде лысого старика ни много ни мало на щите Афины в Парфеноне, говорят, что и «погорел» на этом, будучи обвиненным чуть ли не в святотатстве.

В статье, посвященной творчеству русского классициста И.П.Мартоса, уже упоминалось о том, что на заднем барельефе памятника «Минину и Пожарскому» (делался с 1804 по 1818) в Москве на Красной площади скульптор изобрази себя с сыновьями (слева и тоже лысый) в роли «нижегородцев»:

Это ни о чем не говорит: скромными были и некоторые великие скульпторы.

3. Надгробие Элизабет Шубарт Торвальдсена

Индивидуальные портреты супругов Шубарт, дружески относившихся к Торвальдсену, воспроизведены в п. 2.

Довелось Торвальдсену создать и барельеф сразу с изображениями обоих супругов, но в связи с печальным поводом: смертью супруги.

Торвальдсен. Монумент Элизабет Шубарт. 1814. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Монумент Элизабет Шубарт. 1814. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Херман Шубарт сидит над лежащей супругой. Лица супругов в точности воспроизводят лица на бюстах, что свидетельствует о той легкости, с которой работал Торвальдсен. Технических трудностей он не знал. Эмоций на лицах нет, все выражается жестами.

Поясняя замысел памятника заказчику, Торвальдсен писал, что идея заключается в том, что супруг как бы зовет супругу обратно. При этом, Гений смерти с потушенным факелом жизни, по мнению Торвальдсена, своими крыльями может оскорблять чувства христианина. Не будем заводить длинные разговоры о крыльях, видимо, Торвальдсен имел в виду, что душу умершего христианина должны принимать ангелы, атрибутами которых и являются крылья, однако, гений смерти не ангел, да и сами гении имеют языческое происхождение. Но деваться некуда: гений смерти – обычная практика для надгробий в те времена.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *