Барельефы Торвальдсена.
«День» и «Ночь».
В статье будут раскрыты тайные смыслы знаменитых барельефов «День» и «Ночь»Торвальдсена. Посмотрим, как скульптор изобразил Вакха в виде младенца, как Прометей создал человека и с помощью Минервы одушевил его, какой заботливой может быть красавица «Венера, утешающая Амура, ужаленного пчелой», как Немезида читает Юпитеру записанную человеческую историю. Заодно оценим вкусы русских царей и цариц на примере того, как торвальдсеновские барельефы были воспроизведены в виде фресок на стенах в Зимнем Дворце в Малахитовой гостиной супруги Николая I — Александры Федоровны, императрицы, которую современники, включая Пушкина, называли Лалла Рук.
1. Барельефы с амурами и младенцами и не только
Эпиграф.
Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой…
(кто не помнит звездочку октябренка с маленьким Лениным лет пяти от роду).
Так и бог виноделия Вакх (он же Дионис) не всегда был тучным.
Справка. Зевс и Семела (мать) родили Вакха. После смерти матери (ее по преступной случайности спалил молнией Зевс, вот оригинал) младенец выжил и был выношен Зевсом в его бедре, потом был передан няньке Ино. Младенец рос, отец не уследил, и сын пристрастился к вину и разврату. А в искусстве возникла так называемая «дионисийская тема», которую лучше детям не показывать.
Повзрослевший Вакх был не прочь пристрастить несовершеннолетних к нехорошим привычкам.
Подозрительные контакты Амура с Вакхом зафиксированы Торвальдсеном также в барельефе «Амур у Вакха».
А вот один из самых красивых барельефов:
Умерший Геркулес получил от Гебы этот напиток, чтобы получить бессмертие и до бесконечности пировать в обществе богов-олимпийцев, куда он вознесся после своей преждевременной смерти. Геба – виночерпий на Олимпе.
Но каков Геракл, каков натурщик!
Справка. Немесида (Немезида) – богиня греческой мифологии, олицетворение судьбы. Люди получают от нее возмездие за их вину и гордыню. Зато в императорском Риме почиталась как покровительница гладиаторов и солдат. Чудаки, эти римляне.
Хорошие были у Торвальдсена наставники, главным из которых был археолог и нумизмат Соэга. Вот еще один сюжет, который так просто не поймешь.
Справка. Древние греки тоже думали на космогиническую тему ( то есть о происхождении вселенной), однако, ограничились размышлениями о происхождении богов и других еще более древних существ.
1. До титанов были Уран (божество неба) и Гея (праматерь). У них были непростые отношения, но Гея родила титанов, и не только.
2. Титаны: Кронос, Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба, Тефида. Младшенький Кронос оскопил (кастрировал) своего отца Титана и стал главным божеством и всем рулил.
3. От Кроноса родились некоторые олимпийские боги: Зевс, Посейдон (бог морей), Аид (бог подземного царства), Гера (жена Зевса), Гестия (богиня огня и домашнего очага), Деметра (богиня земледелия и плодородия).
Видимо, уже тогда существовало посольство небезызвестной страны (хотя страной этой тогда и не пахло – воздух был свеж и чист), готовившее цветные революции, и папаше Кроносу нашептали, что его свергнет один из его потомков. Коленкор в отношениях между «отцами и детьми» был нарушен: Кронос стал есть своих детишек. Гея (сестра и ижена Кроноса) вместо младшенького Зевса подсунула Кроносу камень в пеленке. Нимфа Амалтея отпоила Зевса козьим молоком.
Кстати, часы, в частности, хронометр, имеет прямое отношение к всепожирающему времени, которое персонифицировалось греками в образе Хроноса.
4. Вот и произошла цветная революция (сама война с титанами именуется титаномахией): младшенький Зевс победил Кроноса, отправив его в Тартар (мрачная бездна в глубине Земли, где томятся Кронос с титанами и богопреступники. Среди них, например, вечно жаждущий Тантал и вечно закатывающий в гору камень Сизиф). С тех пор главный дворец царя богов Зевса стал находиться на горе Олимп, термин «олимпиец» прежде всего относится к Зевсу, а для всех остальных начался «золотой период» правления Зевса. Зевс «настрогал» тучу детей от разных дам, например, Афина у него не от Геры.
5. Прометей – сын титана Иапета. У него не сложились отношения с Зевсом и олимпиец приковал Прометея к скале в Колхиде (где Грузия, Абхазия, часть России) и послал орла систематически выклевывать печень Прометея.
6. По одному из мифов Прометей создал человека из глины, научил людей ремеслам и дал им огонь. За это Зевс его и наказал, а людям послал Пандору, та вышла замуж за брата Прометея, не удержалась и открыла ящик с бедствиями (ящик Пандоры).
Торвальдсен изобразил глиняного человека, Прометей сидит, слева мудрая Минерва (Афина) манипулирует над глиняной заготовкой человека.
Вопрос. Что делает Афина и что у нее в руке? Ответ чуть ниже. А пока для сравнения тот же сюжет у другого скульптора.
Ответ. Минерва подносит к голове человека бабочку, которая олицетворяет дыхание, душу, Психею. Если до Прометея люди жили в пещерах, то после этого их жизнь, с одной стороны, озарилась творчеством и ремеслами, а с другой стороны, начались беды, извращения и оранжевые революции.
Для Торвальдсена не было никакой проблемы в том, чтобы сделать барельеф, причем красивый.
Любопытно, что в 1983 имущество виллы было завещано Федеративной Республике Германии, а в свое время над оформлением храма работал Торвальдсен совместно с Маркези. На барельефе едет Немезида, всем отпускающая наказания за их правонарушения, а сзади шествует парочка крылатых путти: один с мечом, другой, видимо, с чем-то, напоминающим римского орла, знак легиона. Еле видимый путти несет по небу весы, видимо, чтобы более точно определить тяжесть содеянного. Но такие невидимые вставки в барельефы не красят композицию, создавая неровности на базовой плоскости барельефа.
Для собора Богоматери в Копенгагене Торвальдсен сделал два барельефа на христианскую тематику.
2. Барельефы «Ночь» и «День»
Торвальдсен создал чудесные барельефы, олицетворяющие день и ночь. Гипсовые копии можно встретить довольно часто, эти вещицы широко гуляют в многочисленных копиях.
Была, конечно, предыстория, и на эти темы уже художники «высказывались». Например, Аннибале Каррачи (1560-1609) уже изображал Ночь в виде дамы с двумя детишками на руках.
Что могут символизировать детишки? Конечно, мирный сон, а еще и смерть, поскольку на умершего спускается Ночь.
По ночному небу летит Ночь, она держит двух спящих детей (не хочется говорить о том, что один из них мертв, зритель пусть сам определяется по этому поводу). На голове Ночи венок из маков (бутоны которых смотрят вперед), поскольку забытье от опиума тоже приводит к Ночи.
Ночная птица – сова – не только подчеркивает, что дело происходит ночью, но и обозначает линию горизонта для того, чтобы круглый барельеф вешали как надо, то есть крылья совы при правильной развеске барельефа на стене должны быть горизонтальны.
Кстати, неправильная развеска связана с тем, что петля для подвески вделана с обратной стороны барельефа прямо над головой Ночи. В итоге сова летит как пикирующий бомбардировщик крыльями под 45 градусов к горизонту, тогда как Ночь не летит, а тормозит и возникает совершенно чуждое мысли Торвальдесена впечатление суеты, поскольку ноша ей тяжела и она отклонилась назад.
Ночью дороги не видно, сознание темно, ноги заплетаются.
Поэтому «Ночь» кривоногая, в отличие от «Дня». Торвальдсен это учел и изобразил фигуру «Ночи» с одной ногой, заплетенной за другую ногу.
У фигуры «Дня» ноги, в отличие от «Ночи», прямые. Для правильной развески круглого барельефа задана вертикаль из падающих цвкетов.
Фигура «Дня» изображена в виде Авроры, богини утренней зари (у греков называлась Эос). На спине у нее теодофор, то есть огненосец или факелоносец. В отличие от обычных античных теодофоров, которые держали факел перед собой и прибегали чумазыми от копоти, у Торвальдсена теодофор предусмотрительно держит факел за собой. Аврора посыпает землю цветами и торопит Феба (Аполлона) с его колесницей (лучезарный Аполлон на своей колеснице выезжал на небо и становилось светло, то есть наступал день).
Теодофор олицетворяет Люцифера.
Справка. Люцифер – так древние греки называли утреннюю звезду Венеру. Люцифер считался сыном Авроры. У ранних христиан Люцифер – падший ангел, сейчас — синоним дьявола.
Остается добавить, что обе композиции Торвальдсен сотворил за одну ночь, встретив рассвет за работой.
Видимо, уже подумывая о покое и возврате на родину из Рима, шестидесятисемилетний Торвальдсен в 1837 продал права на копирование в любом материале барельефа «День» вместе с оригиналом, отлитым из воска, положив начало массовому индустриальному распространению барельефа. Отливают барельефы Торвальдсена и в наше время.
Тогда еще автор статьи особо не интересовался, кто сваял этот барельеф, но красоту его оценил уже тогда, что делает ему (автору данной статьи) честь.
3. «День» и «Ночь» в Малахитовом зале (гостиной) в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге
В 1837 в Зимнем Дворце был пожар. В его реставрации (воссоздании) участвовал старший брат великого Карла Павловича Брюллова – Александр Павлович Брюллов. А.П.Брюллов воспроизвел замысел О.Монферрана, воссоздав Малахитовую гостиную в Зимнем Дворце в 1838-1839 годах.
Хозяйкой гостиной была жена Николая I Александра Федоровна, о которой было немало сказано на страницах сайта. Отношения между Николаем I и Александрой Федоровной были романтическими, что не так часто встречалось в королевских и царских семьях, а сама Александра Федоровна была проникнута идеалами рыцарской эпохи, воспоминаниями о рано умершей матери королеве Луизе, любовью и уважением к супругу и семейным ценностям — все это приумножалось прекрасной внешностью. Она сумела сохранить этот образ до конца своей жизни, потеряв мужа за пять лет до своей кончины. Современники оценили данный образ настоящей хранительницы семейного очага. В 1842 она и Николай I стали участниками костюмированного праздника в Царскосельском селе, использовали настоящие средневековые доспехи из Арсенала. Этот выезд запечатлен на картине любимого императорской четой художника О.Верне (1789-1863):
Аристократическое общество «увязало» образ Александры Федоровны с Поэзией. Причиной тому стала копия с фрески Рафаэля «Поэзия», которую сделал для Малахитовой гостиной Антонио Виги (ему было уже 74 года), — фреска эта когда-то и украшала сгоревшую во время пожара 1837 гостиную Зимнего Дворца.
Когда-то в 1821 еще до воцарения и декабристского бунта великая княгиня и великий князь (молодая Александра Федоровна с мужем, будущим Николаем I) посетили Берлин, где в их честь устроили театрализованный праздник на тему восточной повести «Лалла Рук» (в переводе с персидского – любимая). Главные роли исполняли Александра Федоровна и Николай Павлович. В.А.Жуковский написал стихотворение по этому поводу, где по отношению к Александре Федоровне вкупе с образами Рафаэля употребил образные слова «Гений чистой красоты»:
«Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты…»
Так что не Пушкин первым освоил этот образ, написав стихотворенье «Я помню чудное мгновенье…».
К Александре Федоровне накрепко приклеилось поэтическое имя Лалла Рук. Именно ее имел в виду Пушкин, когда в одной из строф «Евгения Онегина» (в окончательную редакцию не вошло) написал:
«И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший тесный круг
Подобно лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла Рук (то есть Александра Федоровна)
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою…»
Для тогдашней элиты образ был емким и был наполнен таким количеством символики, информации, чувств и т.п., что нам с нашими гаджетами, современным «искусством» и «демократией» и не снилось.
Нашлось место в Малахитовой гостиной и для настенной живописной копии «Дня» и «Ночи» Торвальдсена, о которых шла речь выше.
В этом зале в 1842 Александра Федоровна сначала «кушала чай», а потом слушали музыку. Гвоздем программы был Ференц Лист, выдавший целую «бурю» за фортепиано, благо техника позволяла, императорская семья была увлечена игрой Листа. Он еще раз приезжал в Зимний Дворец. Под конец Лист так «освоился», что договорился о концерте, публика и дочери Николая I его прождали, а он не пришел. Потом оправдывался, говоря, что «не было никакой возможности устоять против слишком любезного приглашения г-жи княгини (Меншиковой) сопутствовать ей в маленькой весенней прогулке в ее карете».
Колхида не в Крыму.
Приносим благодарность уважаемому профессору Шарикову за отмеченную неточность. Соответствующие изменения в текст публикации внесены.