Английский художник Уильям Хогарт (1697-1764) известен больше своими сатирическими картинами (как у нас Федотов). Не без юмора им разработана система пяти ордеров париков и даже предложен проект капители из париков:
Но он также написал книгу «Анализ красоты» (издана в Лондоне в 1753). Вот ее титульный лист:
Забавно, что на однодолларовой бумажке фигурирует довольно похожий рисунок с пирамидой (символом вечности), только на пирамиде у Хогарта имеется еще и будущий символ доллара. Версий, откуда появился символ доллара, масса. Мы предлагаем самую прикольную версию появления этого символа: он означает линию красоты и ее антитезу — вертикальную прямую. Шутки шутками, а современный символ доллара появился в деловой переписке примерно в семидесятых годах XVIII века, то есть примерно через двадцать лет после выхода в свет «Анализа красоты».
Большим достоинством этой книги является то, что она оперирует ясными понятиями: прямая, конус, пирамида, S-образная линия, пропорция, кожа, подкожный жир и т. п., а также словами, общий смысл которых всем ясен (красота, плавность, изящество и т. п.), избегая при этом вредных для нервной системы бессмысленных терминов (как, например, игра масс, импрессионизм, кинестатически-тактильный метод и проч.), приводящих массы желающих «понять» искусство к мозговому разжижу.
Классическое пирамидальное построение и змеевидная линия, по его мнению, наиболее выразительны (линия как доллар, но только в меру изогнутая, у него называется «линией красоты», а соответственно пространственная змеевидная линия типа спирали называется «линией привлекательности»). Понимая, что одной линией отделаться трудно, он повторяет антиков (красота функциональна и быстрый корабль всегда красив), вводит понятие простоты (чтобы отдельные части не смешивались в кашу), понятие многообразия (чтобы глаз зрителя мог «погулять» по форме). Всего на двух таблицах он разместил штук двести иллюстраций (плохо читаемых из-за маленького размера и «дикой» нумерации), начиная от Аполлона и Антиноя Бельведерских (две разные статуи в Ватикане) и кончая детскими рисунками типа «точка, точка, запятая…», столь любимыми в наше время, но для Хогарта – примерами отрицательными.
Как будто, предвидя тягу многих молодых девушек к излишней худобе, он предложил читателю самому посмотреть, «с каким искусством используется кожа и подкожный слой жира для того, чтобы скрыть от глаза все некрасивое и неприятное». Это же, по его мнению, учитывается в хорошо сложенных, красивых, здоровых конечностях молодого человека, а также в античных статуях.
Для Хогарта нечетное количество зубцов на листе растения красивее четного. У красавицы со вкусом мушки на лице расположены не симметрично и разного размера. Жабы, свиньи, медведи и пауки уродливы (т.к. их формы лишены волнообразной линии). Всегда красивы перевязи, которые носят рыцари и наклонно пересекают тело. Витой рог красивее прямого. Готический стиль обеднен (заметим, слово готический еще в XVII веке носило отрицательный оттенок, т. к. ассоциировалось с варварами).
Для Хогарта являются красивыми танцы менуэт и контрданс с их извилистой линией движения, в контрдансе его привлекает более всего вереница змеевидных линий, которая называлась «путаницей» и которую Хогарт не поленился изобразить на Таблице 2 в самом ее центре, а грация актрисы, изображающей Венеру, превосходит грацию актера, изображающего Аполлона (кто бы сомневался). Лицо красивой женщины выигрывает, если оно повернуто немного в сторону от смотрящего и слегка наклонено (изящный поворот головы).
Для Хогарта «танцы дикарей не обладают подобными движениями и состоят только из диких прыжков, скачков, кружения или беготни взад и вперед, сопровождаемой конвульсивными подергиваниями и извращенными жестами». Как будто в наш век заглянул.
Учение Хогарта о линиях, его тонкие наблюдения свидетельствуют о здоровом подходе к понятию красоты. Подкупает и его четкая позиция по вопросу «что такое хорошо и что такое плохо».
Да… Вспомнил Туполева – “Некрасивые самолеты не летают”
О да, сэр! Страшно даже подумать что было если бы наши самолеты, ракеты и подводные лодки были некрасивыми!