Как изображал зверей  Ватагин

 

Василий Алексеевич Ватагин (1884 – 1969) –

замечательный, выдающийся, талантивейший русский художник, скульптор. Его жанр – анимализм, то есть изображение животных. Им создано огромное количество рисунков, скульптур животных, на некоторых из них и полюбуемся.

Отличительная черта его творчества – знание облика животных и изображение их такими, какие они есть. Казалось бы, звучит банально, но на его примере хорошо видно два подхода к творчеству. При первом скульптор (художник) компенсирует приблизительные знания (или их отсутствие) строения объекта (в данном случае животных) некой «экспрессией», акцентированием неких особенностей, часто не свойственных самому объекту, пренебрежением деталями. Все смотрят и говорят: какой бойкий художник, какой интерпретатор! При втором подходе художник изучает объект, изучает строение каждой его части, изучает в движении, делает сотни рисунков, это своего рода «научный подход». Про такого иногда снисходительно говорят, что у него «верный глаз», однако, фотоаппарат все-равно лучше.

Конечно, никто не будет этого делать, но если кто-либо составит по какой-либо причине себе труд «изваять» какую-нибудь зверушку, не говоря уж о человеческом теле, он быстро поймет, что дело это не простое: зверушка получается неправдоподобной ни по пропорциям, которые надо отслеживать, ни по строению деталей, ни по компановке, в общем, дрянь. Как у детей: лепил ребеночек мышку, а получилась свинка. Если вдруг все-таки захочет доделать, то «придаст» зверушке «окончательный облик», кое-как довершив начатое. После описанной процедуры такой зритель многое может понять.

Во-первых, сразу увидит, что «бойкие» анималисты иногда просто маскируют свое незнание или ошибки разухабистой манерой (например, импрессионисты оставляют вмятины – следы пальцев), поскольку перед этим зритель насмотрелся вдоволь на подобные, но свои собственные мучения и ошибки. Почему Бурдель и призывал полировать свои скульптуры – дабы ошибки каждого были видны.

Во-вторых, сразу оценит тех художников, которые попадают «в яблочко», то есть передают форму так, как всякий человек привык ее видеть, например, в зоопарке, где даже самые мелкие зрители не спутают мышку со свинкой.

Этот честный подход к своему делу характерен для великого русского пейзажиста И.И.Шишкина, который, конечно, как художник более масштабен, но так же «по-научному» изучал природу, но только русский лес, а не животных.

Ватагин начал свои первые опыты рисования животных на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета в качестве анималиста. Отсюда «научный» подход и точность. Его профессор пресекал «творческие изыски», порой ругая его за то, что тот «Художественный театр намазал» вместо точного зоологически выверенного воспроизведения. Много позже именно Ватагин нарисовал иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947 г.:

Ватагин. Иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947

Ватагин. Иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947

Любуемся.

Параллельно Ватагин показал свои рисунки художнику К.Ф.Юону. Тот посмотрел рисунки и спросил: «А где же тут искусство?».

Оказавшись перед выбором между искусством и точностью воспроизведения, в итоге Ватагин сумел в свои «естественно-научные» скульптуры, картины и рисунки вдохнуть подлинное искусство. При этом, он сохранил свое кредо: не выдумывать, а находить красоту в самой природе. Ватагин писал:

«Я всегда стремился возможно ближе передать эту красоту, никогда не возникало у меня желания изменить ее, художественный образ казался достаточным, если удавалось хотя бы приблизительно выразить красоту, присущую произведениям природы».

Ватагин. Моржи. Дерево. 1909. Береза. Первая работа по дереву.

Моржи. Дерево. 1909. Береза. Первая работа по дереву. Поражает мастерством, трехмерностью

Обезьяны – конек Ватагина.

Мандрил сидя. Зоопарк Берлина. 1907-1908. Акварель

Мандрил сидя. Зоопарк Берлина. 1907-1908. Акварель

Мандрил. Дерево тонированное. 1911

Мандрил. Дерево тонированное. 1911

Голова оранга. Дерево тонированное. 1927

Голова оранга. Дерево тонированное. 1927

Оранг. 1927

Оранг. 1927

Мартышки. Зоопарк в Антверпене. 1907-1908. Акварель

Мартышки. Зоопарк в Антверпене. 1907-1908. Акварель

Шимпанзе. Дерево тонированное. 1930-ые

Шимпанзе. Дерево тонированное. 1930-ые

Обезьяна на капители. Дерево тонированное. 1959

Обезьяна на капители. Дерево тонированное. 1959

Другие животные.

Тут вообще глаза разбегаются.

Пингвин с птенцом. Дерево. 1960

Пингвин с птенцом. Дерево. 1960

Гиена. Дерево. 1922

Гиена. Дерево. 1922

Верблюд. 1950-ые

Верблюд. 1950-ые

Для сравнения

Паоло Трубецкой. Араб с верблюдом. Бронза. 1898

Паоло Трубецкой. Араб с верблюдом. Бронза. 1898

Импрессионист Трубецкой «ухватил» две массы: голову и туловище, детали тонут в следах ковыряния глиняной массы, про араба вообще молчим. А в 1896 у него отлит точно такой же Бедуин на верблюде. Зазорного в том, что ковал деньгу, нет, но кто будет доделывать этого верблюда? Пушкин?

Еще один – “доделанный” верблюд (дорисованный) Ватагина:

Верблюд

Верблюд

Насколько же Ватагин более вариативен, насколько же более профессионален!

Кенгуру. Рельеф. 1956

Кенгуру. Рельеф. 1956

Кенгуру. Дерево. 1921

Кенгуру. Дерево. 1921

Кенгуру. Дерево. 1921

Жирафы 1910, 1908

Кенгуру. Дерево. 1921

Краб. 1909

Тропическая птица. 1964

Тропическая птица. 1964

Туканы – слева. Павиан – справа. 1910

Туканы – слева. Павиан – справа. 1910

Удав. Камень Тарусский. 1911

Удав. Камень Тарусский. 1911

Ворона. 1950

Ворона. 1950

Идущий медведь. 1932

Идущий медведь. 1932

Белый медведь. 1935

Белый медведь. 1935

Немного о жизни Ватагина.

У прекрасного скульптора и художника оказалась и семья прекрасной, многие из его потомков имели отношение к искусству. Судьба распорядилась так, что у него остались две дочери возраста 12 и 4 лет, когда в 1935 умерла его первая жена, а в день похорон скоропостижно скончался муж сестры умершей жены, у которой тоже осталась дочь. Вместе оставшиеся в живых родители воспитали трех дочерей, соединив браком свои судьбы в 1937.

Слева – В.А.Ватагин. Фото 1910.  Справа Антонина и Елена Ржевские. Первая и вторая жена Ватагина. Фото 1901

Слева – В.А.Ватагин. Фото 1910.  Справа Антонина и Елена Ржевские. Первая и вторая жена Ватагина. Фото 1901

Ватагин, в отличие от других скульпторов, никогда не пользовался услугами помощников, вырубая фигуры животных из дерева и камня своими руками. Не делал подготовительных эскизов. Талант от  Бога и пространственное мышление.

В.А.Ватагин за работой в Тарусе в 1963, скульптору 79 лет

В.А.Ватагин за работой в Тарусе в 1963, скульптору 79 лет

Справка (о здоровом образе жизни). На фото 79-летний Ватагин держит тяжеленную киянку, обрабатывает огромный кусок дерева. Кстати. Микеланджело, тоже прожил долгую жизнь, тоже рубил мрамор своими руками, причем делал это в таком же возрасте, считая это весьма полезным для здоровья (махать молотком – физкультура). Правда, не полировал последние работы, а то надышался бы мраморной пылью, что уже вредно.

Ватагин жил в доме, который был построен по его художественному замыслу примерно в 1913.

В.А.Ватагин возле дома в Тарусе в 1964

В.А.Ватагин возле дома в Тарусе в 1964

Сделал медведя из бетона перед входом в новый зоопарк в Москве в 1931-1932:

Медведь. Перед входом в Московский зоопарк

Медведь. Перед входом в Московский зоопарк

Для детей Ватагин создал цикл иллюстраций к книге Киплинга «Маугли». В 1913 известное издательство И.Н.Кнебель  дало согласие на издание книги с иллюстрациями Ватагина. Он ездил в Индию. Вернувшись, в течение лета 1914 сделал около 200 эскизов. Первая Мировая война сорвала издание книги, только в 1920-ых начали публиковаться его рисунки на тему «Маугли». Не надо что-то подписывать, персонажи этих рисунков известны всем малышам.

Маугли

Маугли

Маугли

Маугли

Маугли

Маугли

Титанический труд в течение более 70 лет. Богом данный талант: способность точно видеть и воспроизводить увиденное, способность точно вписывать в объем деревянной болванки трехмерную композицию, а также строить саму композицию. Когда в 1909 молодой Ватагин, дотоле только рисовавший, решил сделать двух моржей из дерева, которых он нарисовал в Гамбургском зоосаде, он увидел в березовом комле (около корня) будущую скульптуру. Ватагин вспоминает:

«Я не ошибся, и действительно, в этом толстом комлевом обрубке березы оказалась группа двух моржей. Я до сих пор не понимаю, как я смог выявить эту группу объемно-пространственную, не срезав ни одной «живой» части, не подклеив нехватающей, как оба моржа поместились как раз от ноги до конца ластов и сохранили живое пластическое движение и выразительность».

Мы можем только удивляться тому, насколько точно скульптор относился к форме каких-то там моржей, причем по соображениям эстетическим. Приходит на ум также и то, что у животных в результате естественного отбора в итоге получились самые оптимальные и функциональные особи. Тогда как у людей уже долгое время происходит «неестественный отбор»: самых генетически лучших людей, часто до того, как они дадут потомство, массово убивают на войне, а наверх всплывают, как правило (слава богу, не всегда) генетически ущербные особи. Потому-то Винкельман, сравнивая «экстерьер» античных людей и современных (ему) людей, писал о своих современниках иронически. Таким образом, людей приходится идеализировать, а животные самодостаточны.

Он не выпячивал карикатурно те или иные особенности изображаемого. Все животные и без того оказались со своей природой данными характерами. Разве в голове больного Ганса нет характера? Взгляните на него:

Больной Ганс. 1934

Больной Ганс. 1934

Фантастическая графика (рисунки) – просто можно смотреть:

Как изображал зверей  Ватагин

Как изображал зверей  ВатагинКак изображал зверей  Ватагин

В данной заметке приведена лишь малая толика из огромного творческого наследия Ватагина.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Very beautiful arts of idea. I like.

    1. Thank you for the comment!!!

  2. Сравнивая Трубецкого и Ватагина, вы забываете что первый был импрессионистом, а второй реалистом. То что Трубецкой опускает детали и работает на образ, не говорит о его не профессиональности. У этих скульпторов разная манера лепки и у Трубецкого работа больше направлена на образ, а не на пролепливание всех деталей. Оба художника по-своему хороши.

    1. Спасибо за комментарий, только надо учитывать, что все вообще художники и скульпторы работают на впечатление, кроме того, дело не в деталях, а в форме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *