О красоте по Хогарту и совет Брюллова Рамазанову

ЭПИГРАФ

«То уже не скульптура, где встречается геометрическая фигура»

(К.П.Брюллов)

1.  Уильям Хогарт в своей книге «Анализ красоты» 

(вышла в свет в 1753) не так уж прост, как может показаться из его проволочек (ударение на первом «о»), рогов и подкожного жира. Его пародировали. Например, в пародии «Отрывок о хвостах» в серьезной манере рассуждается о том, что существуют, например, хвосты «героические», «идеальной формы», выражающие силу и самоудовлетворенность; завитки или изгибы других, напротив, явно свидетельствуют о слабости характера, мягкости, податливости, угодливости, при этом от волевых хвостов английских догов автор серьезно переходит к жалким извивающимся  отросткам поросят, беспрестанно превращаемых в колбасные изделия.

Но Хогарт не прост, он дает советы не только применимые при изготовлении ножек стульев, но, например, указывает, что французы (Куапель или Риго, главный портретист Людовика XIV) избегали линии красоты (S-образная линия — как доллар), Рубенс слишком сплющил эту линию, а Рафаэль под влиянием Микеланджело (который, якобы учил учеников пирамидальной и змеевидной постановке фигур) и антиков сначала довел до «смешного излишества»  применение линии красоты (особенно в драпировках), а потом «превосходное умение наблюдать жизнь избавило его (Рафаэля) от этого недостатка». Чем в этом сомневается, лучше поверить Хогарту, поскольку это — наблюдение хорошего художника с удивительной зрительной памятью на человеческие лица, которые он рисовал без предварительных набросков, делая во время прогулок несколько штрихов на ногте большого пальца левой руки.

Питал отвращение Хогарт к пифагорейскому стремлению Дюрера (первая половина XVI века) просчитать красоту (типа «голова мужчины составляет 1/8  его высоты и никак иначе»), а иллюстрации Дюрера к книгам о пропорциях называл безвкусными.

Пожалуй, его главной нелюбовью была нелюбовь к прямым линиям, правильным геометрическим фигурам и всему угловатому. Хогарт это проиллюстрировал статуей Аполлона Бельведерского (бронзовый оригинал IV века до нашей эры работы Леохара не сохранился, а мы видим мраморную копию II века до нашей эры)

Хорошо видна драпировка, заполняющая треугольник под рукой.  (UNSPECIFIED — CIRCA 1986: Roman civilization, 2nd century A.D. Marble statue known as Apollo Belvedere, copy after a Greek bronze original of the 4th century b.C. (Photo By DEA / G. NIMATALLAH/De Agostini/Getty Images)).

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н.э. Мрамор (фото из книги «Музеи Ватикана. Рим», 1974).

Хогарт указывает на то, что драпировка, спадающая с левой руки Аполлона, «заполняет свободный угол под рукой и смягчает прямизну линий, которая  неизбежно возникает при таком движении руки по отношению к телу».

Любопытно, что римские копии отличаются  друг от друга. Загадка — найдите хотя бы одно отличие.

2. Гениальный  Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

из удивительной семьи: его старший брат Александр прекрасный художник, его племянник — передвижник, а еще был младший брат- Иван, удивлявший всех своим талантом во время учебы в Академии художеств, но умерший в 20 лет в 1834. Примерно в это же время произошел следующий случай, о котором пишет скульптор Николай Александрович Рамазанов (1817-1867) следующее:

«Чтобы показать, до каких тонкостей была доступна Брюллову (Карлу) игра линий и контуров и какой находчивостью обладал он, укажем на следующий случай: пишущий эти строки (т. е. Рамазанов) перед выпуском из Академии (художеств) окончил статую Фавна (из глины), играющего с козлом, и призвал Брюллова взглянуть не нее. «Хорошо, — сказал Карл Павлович — но как же вы не подумали об этом?» и указал в это время, с профиля, на пролет между спиной козла и двумя ногами Фавна, образовавший равносторонний треугольник. Я так и ахнул — как не пришло мне это в голову, и был в немалом замешательстве, потому что не переламывать же статую, когда на другой день назначен экзамен. «Что? Испугались — небось? Бросьте кисть винограда на спину козла, вот так и уничтожится один угол. Да и помните, что — то уже не скульптура, где встречается геометрическая фигура», — и гениальный наставник, весело смеясь, вышел из моего кабинета».

Так накануне экзамена на козле появилась кисть винограда, которую  можно видеть в одном из лучших залов Русского музея (Музея Александра III).

 

Рамазанов Н.А. Фавн с козленком. Гипс. 1839. Русский музей

Фавн с козленком. Фрагмент. Видна кисть винограда, сделанная по совету Брюллова (фото 2018)

ВЫВОД. Совпало понятие о красоте у Леохара и Брюллова, только один уничтожил прямой угол драпировкой, а другой уничтожил равносторонний треугольник кистью винограда. Это было также очевидно, как Хогарту, так и ученику Императорской Академии Художеств Рамазанову. Но вкусы меняются: нынче в ходу кубики, квадратики.

А кто-то пытается приделать руки к Венере Милосской, да так, чтоб красиво было. Красиво не получается. И нет у них Брюллова, некому дать совет…

6 комментариев

Оставить комментарий
  1. Елена О.

    Буду в Русском музее, обязательно обращу внимание на кисть винограда. Очень любопытная статья, спасибо!

    1. Лена, спасибо за комментарий. Когда мы были в марте в Русском музее, мы еще не знали про историю с кистью винограда, мы просто фотографировали ноги Фавна для моего героя из бука, поэтому, к сожалению, треугольник, о котором пишет Рамазанов, на фото не виден, а посмотреть еще раз очень бы хотелось. Все дороги ведут в Питер.

  2. С. И. Шарович-Шаровьян

    Уважаемые господа!
    Имперский Комитет по цензуре напоминает вам, что публикация подобных загадок
    ОБЯЗАТЕЛЬНО должна сопровождаться индексом возрастной классификации информационной
    продукции (в данном случае 16+).
    По поручению Комитета
    младший цензор
    С. И. Шарович-Шаровьян.

    1. Людмила

      А что в этом «Бермудском тругольнике» смутило Имперский комитет? — коленка Фавна, козел или гроздь винограда?
      А загадка детская 6+

  3. Наталья Светличная

    Спасибо! Часто заглядываю на ваш сайт. Как с компьютера, так и с мобильного.. Информация всегда по делу и правдива!!!

    1. Наталья, спасибо за положительный отзыв. Размещаемая на сайте информация действительно проверяется самым тщательнейшим образом. Часто сталкивались с неточностями трактовок и фактов, распространенных в Интернете. Поэтому в своих исследованиях опираемся исключительно на литературу по искусству и данные музеев.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *