Вячеслав Клыков – скульптор и подвижник русского народа. Часть 4

Вячеслав Клыков – конные памятники

 

1. Введение. Что наследуем?

Скульптор Вячеслав Клыков создал следующие конные памятники: маршалу Жукову, князю Дмитрию Донскому, князю Святославу Игоревичу, поэту К. Батюшкову. Разные эпохи, разные социально-экономические формации от феодализма до социализма, но всех героев объединяет любовь к России.

Вячеслав Клыков (1939-2006) творил в эпоху очередной «революции» и весьма подлого исторического разлома. Миллионы потерявшихся, деклассировавшихся, просто умерших и неродившихся в 1990-ые останутся в скорбных списках, но удивительным образом остальных «пронесло» мимо полноценного геноцида в виде войны или полного распада страны и господства запада. Зато во время исторического разлома 1917, по словам самого скульптора, разлом и смута коснулись его семьи более чем конкретно. В одном интервью Клыков рассказывал:

«Я вот из крестьян – у нас род был большой. А советская власть разделила его натрое. Три брата – три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Второй – крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат. А третий стал монахом Киево-Печорской лавры, отец Иоанн, он был причислен к лику святых. А то, что наша земля пребывает в мерзости запустения, виноваты мы сами…»

Сейчас предельно ясно, что те, кто негативно воспринимает советскую историю России, будет точно также относиться и к ее дореволюционной истории. Набор «родимых пятен» тоже очевиден: такой «историк» непременно будет отрицать церковь и далее – по списку.

В свое время «чистый монархист» В.В.Шульгин, принимавший участие в отречении Николая II, (даже враги сравнивали его с рыцарем) в своих «Днях» очень резко описал революционный переворот:

«Николай I повесил пять декабристов, но если Николай II расстреляет 50000 «февралистов» (прим. авт. – речь о Февральской революции 1917), то это будет за дешево купленное спасение России».

Это было написано по горячим следам революционных событий февраля 1917. Потом Василий Шульгин бежал из России, по дороге потерял сына, вернулся в большевистскую России и остался в ней (жил во Владимире, про него снят потрясающий документальный фильм, где его вид и манера речи производит сильнейшее впечатление: сухой седовласый старик, в общем, добрый, спорит о судьбах России уже в послевоенные годы). Видимо, взгляды его были путанными, однако, вернувшись в Россию в 1920-ых он вдруг осознал, что большевики строят то самое сильное государство, возрождая промышленность, образование, о чем мечтали монархисты. Это, во всяком случае, он написал в более поздней своей книге.

Преемственность была налицо, хотя была оплачена большой ценой.

Блестяще образованный В.Клыков не мог не понимать преемственность истории, он делал памятники по призванию своего сердца, иногда за счет собственных средств. Поэтому не удивительно, что он сделал конный памятник советскому маршалу Жукову и конный памятник князю Дмитрию Донскому, памятник «народному» Шукшину и памятник министру-«капиталисту» Столыпину. Общее, что объединяет всех героев клыковских памятников тоже очевидно для тех, кто хочет понимать.

2. Памятник Жукову Клыкова

Памятник был приурочен к 50-летию победы в Великой Отечественной войне, то есть к 1995 году.

Читаем сегодня в Википедии: «Памятник установлен 8 мая 1995 года перед историческим музеем. Выполнен скульптором Вячеславом Клыковым совместно с архитектором Юрием Григорьевым в духе соцреализма».

Это самое мягкое из того, чем «швыряют» в этот памятник искусствоневеды и иже с ними. Легко прочитывается саркастический упрек в «соцреализме», хотя надо быть просто совком, чтобы подобное лепить на всю читающую вселенную. Реализм – да, но почему «соц»? Скорее «кап», поскольку делался памятник при дремучем капитализме.

Странной выглядит манера к слову «реализм» цеплять отрывок слова, означающего общественно-экономическую формацию. В этой связи немного об искусстве позднего социализма. В конце данной статьи специально будет приведена подборка вполне себе социалистических коняшек. Повеселимся. Посмотрим, как «социалистические» скульпторы в свое время подухарились и додухарились до 1990-ых, когда никому не стали нужными, а книги о них писать и публиковать перестали.

Как и многие другие памятники Клыкова, памятник Жукову вызвал бурю протестных телодвижений. Особенно жаркие споры вызвало место его установки. Клыков хотел, чтобы памятник стоял на Красной площади перед Историческим музеем, в этом его поддержали президент страны и мэр столицы. Это предложение «затоптали», призвав на помощь запад в виде ЮНЕСКО с ее угрозой: если что, исключим Красную площадь из памятников всемирного наследия.

Хотели было поставить памятник на Поклонной Горе, но там Жуков парад Победы не принимал, там сидел Наполеон в ожидании ключей от Москвы (не дождался).

Был момент, когда Клыков отказался от участия во Всесоюзном конкурсе на установку памятника Жукову, так как его хотели поставить на Смоленской площади. Это там, где вечная пробка из чадящих машин, поворачивающих на Садовое кольцо сразу из трех или четырех рядов.

В итоге памятник поставили за Историческим музеем на Манежной площади. Хотя место заметное, памятник поставлен неудачно. Вообще, если памятник ставится где-то сбоку здания, всем понятно, что это не от хорошей жизни, то есть по остаточному принципу.

Сама скульптура всадника имеет высоту 5,45 м, пьедестал 5х2,5 м. Глину для модели памятника Клыков взял из Калужской области. Кстати, сам Жуков – уроженец калужского села Стрелковки, имел два Георгиевских креста, полученных еще при «царском режиме».

Памятник  Г.К. Жукову отливался в бронзе на петербургском заводе «Монументскульптура», постамент делался на Житомирщине.

Жуков изображен таким, каким он был на параде Победы 1945 года, на белом коне.

Фото. Жуков во время парада 24 июня 1945 года. Жуков принимал парад, Константин Рокоссовский командовал войсками.

Жуков во время парада 24 июня 1945 года. Жуков принимал парад, Константин Рокоссовский командовал войсками

Фото. Клыков. Памятник маршалу Жукову

Клыков. Памятник маршалу Жукову

Говоря об эстетических достоинствах памятника, надо заметить, что это весьма оригинальный памятник, подобного больше нет. Как всегда, Клыков делал памятник, исходя из самой выразительной фотографии Жукова, принимающего парад.

Фото. Жуков на параде Победы. 24 июня 1945

Жуков на параде Победы. 24 июня 1945

Памятник Жукову в пространстве площади

А так памятгник Жукову вписывается в пространство Манежной площади

Все привыкли либо к стандартным конным памятникам, где конь вышагивает, согнув одну из передних ног, и это очень выразительно. Конечно, прямая нога коня не так красива, вспомним линию красоты Хогарта: она кривая, причем в виде буквы S. Клыкову было бы проще сделать вышагивающего коня, но на параде конь скакал легким галопом с прямой передней ногой. Клыков передал полет, полет победителя. Можно, конечно, отыскивать более выразительные ракурсы, менее выразительные, но боковой ракурс, особенно на фоне светлого неба, красив.

С критикой монумента выступали некоторые известные скульпторы, не будем называть их имен, они еще живы. Один из них тоже делал конные памятники, где кони вышагивают, а композиция получилась прямо-таки кургузая, лошадки под седоками тоже кургузые, чего не скажешь про памятник Клыкова. Можно отыскать недостатки у кого-угодно, а критике подверглись даже такие памятники как Медный Всадник, после чего его автор французский скульптор Фальконе обиделся. Но время все расставит по своим местам.

Фото. Брат Игоря Талькова Владимир Тальков (помощник Клыкова) во время установки памятника маршалу Победы

Брат Игоря Талькова Владимир Тальков (помощник Клыкова) во время установки памятника маршалу Победы

Фото. Клыков на открытии памятника Игорю Талькову (убит в 1991) на Ваганьковском кладбище в Москве

Клыков на открытии памятника Игорю Талькову (убит в 1991) на Ваганьковском кладбище в Москве

2. Памятник Дмитрию Донскому Клыкова

Оказывается, в Москве есть и такой памятник. Он установлен в малозаметном сквере на пересечении Николоямской и Яузской улиц недалеко от Библиотеки иностранной литературы. Памятник установлен в 2013 г. через 8 лет после смерти скульптора, но сделан по его проекту. Очень симпатичный сквер и очень камерно вписан в него памятник. Место это малолюдно и даже пустынно, редко кто сюда заходит. Памятник надежно скрыт от глаз зрителей мощной листвой старых деревьев, хотя совсем не хочется в кого-то «бросать камень» из-за этого.

Фото. В. Клыков. Памятник князю Дмитрию Донскому

В. Клыков. Памятник князю Дмитрию Донскому в Москве

Фото. Памятник Дмитрию Донскому в пространстве сквера на пересечении Николоямской и Яузской улиц

Памятник Дмитрию Донскому в пространстве сквера на пересечении Николоямской и Яузской улиц

Закладной крест на месте будущего памятника был поставлен в 2003, но скоропостижная смерть Клыкова отодвинула момент его открытия. Памятник был открыт 9 марта 2014 г. Присутствовали Медведев и Собянин. Закладной крест стоит недалеко от монумента.

Справка. Великий князь Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) из рода Рюриковичей (род закончился на Иоанне Васильевиче IV (Грозном). При Дмитрии Ивановиче начато строительство белокаменного московского Кремля, а Московское княжество стало центром объединения русских земель. В 1380 Дмитрий Донской одержал победу над ханом Мамаем на Куликовом поле (кстати, Мамай заодно восстал против другого хана – Тохтамыша, так что в этот период Золотая Орда переживала кризис). На стороне хана Мамая в битве участвовали многочисленные наемники, в частности, генуэзцы. Куликово поле (шириной десять верст) находится в Тульской области, на реке Дон. За  победу в Куликовской битве князь Дмитрий Иванович был прозван Донским, а его двоюродный брат Владимир, князь Суздальский, – Храбрым. С каждой стороны в битве участвовало более 100 000 ратников, битва закончилась полным разгромом войск Мамая (Мамаево побоище). Перед битвой Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского, который благословил князя на подвиг и дал ему в подмогу двух иноков: Пересвета и Ослябю. Все знают созданную в разгар Великой Отечественной войны картину, на которой изображен предшествующий битве поединок Пересвета и Челубея.

Фото. М.И.Авилов. Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле. 1943

М.И.Авилов. Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле. 1943

Фото. Поединок монаха-воина Пересвета с Челубеем на барельефе, украшающем памятник Дмитрию Донскому

Так изображен поединок монаха-воина Пересвета с Челубеем на барельефе, украшающем памятник Дмитрию Донскому

Замечание. По части умаления заслуг русских воинов всяческие западные и «наши» прозападные «историки» весьма изобретательны. Так, в Википедии можно увидеть «точку зрения» одного такого историка, согласно которой Куликовская битва длилась минут 20, а с каждой стороны было тысяч по 5-6 и только (эдакая стычка). И зачем в таком случае надо было собирать войска со всей Руси? Зато Жуков у подобных «любителей истории» кровожадно уничтожал миллионы советских солдат, «заваливал трупами» свои победы. Невозможно оставить все это на совести этих «историков» по причине отсутствия у них таковой.

Место установки памятника не очень заметное, но через него шли воины Дмитрия Донского из Кремля к месту битвы: по улице Варварка, потом по улице Солянка, перешли реку Яузу недалеко от места ее впадения в Москву-Реку (где и стоит памятник), потом по Яузской улице до Таганки. Затем по Волгоградскому проспекту, переходящему в Новорязанское шоссе до Коломны. В Коломне был назначен сбор войск русских удельных княжеств. Так, во всяком случае, представляется один из маршрутов, которым могли следовать русские войска до Коломны.

Инициатива создания памятника Дмитрию Донскому принадлежала Международному Фонду славянской письменности и культуры, президентом которого был Клыков. На закладке памятного знака выступил, в частности, председатель сербского отделения Фонда профессор Радмило Мароевич, который подчеркнул связь между Куликовской битвой (1380) и Косовской битвой (1389). Косовская битва на Косовом поле между сербами и турками-османами окончилась поражением сербов и гибелью ее воевод, которые почитаются как святые Сербской православной церковью.

Фото. Клыков (в центре) на Куликовом поле

Клыков (в центре) на Куликовом поле

Фото. Памятник на Куликовском поле. По проекту А.П.Брюллова (его проект победил в конкурсе, в котором участвовали И.П.Мартос, К.А.Тон и др.). Открыт в 1850

Памятник на Куликовском поле. По проекту А.П.Брюллова (его проект победил в конкурсе, в котором участвовали И.П.Мартос, К.А.Тон и др.). Открыт в 1850

Фото. Дмитрий Донской над поверженным ордынцем. Фрагмент памятника «Тысячелетие России». По эскизу Н.О.Мимкешина. 1862

Дмитрий Донской над поверженным ордынцем. Фрагмент памятника «Тысячелетие России». По эскизу Н.О.Микешина. 1862. Новгород.

Фото. Место впадения реки Непрядвы в Дон. Здесь переправлялись через Дон войска Дмитрия Донского

Место впадения реки Непрядвы в Дон. Здесь переправлялись через Дон войска Дмитрия Донского. Куликово поле (с него сделано фото) с двух сторон было окружено Доном и Непрядвой (впадает в Дон слева на фото), с третьей стороны был лес, где стоял засадный полк, а с четвертой – полчища Мамая

Целью переправы было скорейшая встреча врага, хотя при этом Дон отрезал войскам Дмитрия Донского путь к отступлению. Русские полководцы, выбирая место боя на южном берегу Дона (войска пришли с севера), понимали, что это означает либо победу, либо гибель. Смелый выход Дмитрия Донского к верховьям Дона был неожиданным для Мамая и предотвратил объединение Мамая с шедшим на соединение с ним литовским князем Ягайло (тот тоже шел с севера, поэтому русские войска, спустившись к югу на Дон, встретились с Мамаем раньше).

 

3.Памятник князю Святославу Игоревичу Клыкова

Киевский князь Святослав (942-972), сын княгини Ольги, которая первая из правителей Руси приняла христианство. Святослав, несмотря на уговоры матери, отказался креститься. Его сын – Владимир Великий, Владимир Красно Солнышко принял христианство и стал крестителем Руси. Князь Святослав в 965 г. разгромил Хазарский каганат, способствовав тому, что в 968-969 годах Хазарское государство прекратило независимое существование.

Падение Хазарского каганата последовало после падения крепости Белая Вежа (древний Саркел, сейчас этот город находится на дне Цимлянского водохранидища). По “иронии судьбы” расчленение  России произошло в Беловежской пуще под ударами перьев партийных функционеров.

Клыков сделал памятник Святославу, памятник установлен в 2005 в честь 1040-летия хазарского похода князя  Святослава, освободившего Русь от набегов кочевников.

Клыков. Памятник князю Святославу. Село Холки Чернянского района Белгородской области.

Клыков. Памятник князю Святославу Игоревичу. Село Холки Чернянского района Белгородской области.

Для сравнения приведем известную конную модель, сделанную великолепным анималистом, создавшим огромную галерею скульптур лошадей, Е.А.Лансере (1848 – 1886). Любопытно, что его дед пришел в Россию в качестве офицера армии Наполеона, воевал, был ранен, остался в России, женился. А художница Зинаида Серебрякова – дочь Е.А.Лансере.

Фото. Лансере. Святослав. Скульптурная композиция 1886. Санкт-Петербург. Фабрика художественной бронзы Ф.Шопена и К.Берто

Лансере. Святослав. Скульптурная композиция 1886. Санкт-Петербург. Фабрика художественной бронзы Ф.Шопена и К.Берто. Статуэтка хороша

Святослав у Клыкова имеет более ярко выраженный хохол на голове. Конь у Лансере, подобно десяткам других его коней, весьма реалистичен.  Композиция Клыкова более экспрессивна, более стилизована. Что больше подходит для монумента – пусть каждый решает сам, это тот случай, когда о вкусах не спорят.

Заметим, что Клыков также создал памятник Святославу в виде стоящей фигуры без коня. Святослав представлен в таком же виде, как и на конном памятнике.

4. Памятник Батюшкову в Вологде

Памятник К.Н. Батюшкову в Вологде установлен в 1987 на Кремлевской площади перед церковью Александра Невского на берегу реки Вологды. Место очень живописное.

Справка. Константин Николаевич Батюшков (1787-1855), родился и умер в Вологде. Поэт, патриот, был знаком с А.С. Пушкиным, участвовал в заграничных походах русской армии после разгрома Наполеона в 1812 г., отличился в битве под Лейпцигом.

Клыков сделал конный памятник, необычность которого в том, что всадник спешился и стоит рядом с конем. Памятнику, как и самому Батюшкову, пришлось пережить «недопонимание» со стороны некоторых горожан (см. эпизод 2 предыдущей статьи). Судя по всему, сейчас к памятнику привыкли и если что и отламывают от него, то  исключительно «на память».

По бокам стоит Афина, олицетворяющая военные заслуги Баюшкова, и сидит русская девушка со свирелью, олицетворяющая его поэтический дар.

Фото. Клыков. Памятник  поэту Константину Батюшкову в Вологде.

Клыков. Памятник  поэту Константину Батюшкову в Вологде

5. Кони и ослы в скульптуре эпохи позднего советского социализма.

Как и было обещано, повеселимся, посмотрим на «социалистических» коняшек. Скульпторы позволяли себе все. Кто после увиденного скажет, что лепили несвободно, под идеологическим гнетом?

Фотографии «коняшек» взяты из обзорной книги «Современная советская скульптура», 1989 г. (работы преимущественно 1982 года). В англоязычной преамбуле этой книги говорится о том, что представлены все основные тренды (тогда в русском языке это мусорное слово еще не наблюдалось) советской пластики («the main trends of Soviet plastic art»).

Фото. Н.В.Богушевская. Л.С.Сошинская. Заоблачный конь. 1982

Н.В.Богушевская. Л.С.Сошинская. Заоблачный конь. 1982

Фото. Д.Н.Тугаринов. Величие. 1983

Д.Н.Тугаринов. Величие. 1983

Фото. А.И.Равкин. 1812 год. 1982

А.И.Равкин. 1812 год. 1982 

Фото. Х.-Х.Пальм. На красном коне. 1979

Х.-Х.Пальм. На красном коне. 1979  Это явно Петров-Водкин навеял своим «Купанием красного коня». Кстати, наглядный пример того, как некстати контур выступающей части тела, в данном случае правая нога седока, может навивать веселые мысли. А если бы это был монумент? Вот Донателло себе такого не позволял, как о том пишет Вазари

Фото. Т.Л. Гигаури. Коллективизация. 1981

Т.Л. Гигаури. Коллективизация. 1981

Фото. Х.Спринцис. Поэма об извозчике. 1979

Х.Спринцис. Поэма об извозчике. 1979. Прямой намек на «Извозчика» П.Трубецкого, до которого Спринцису далеко

Фото. В.Б.Соскиев. Мальчики с осликом. 1982

В.Б.Соскиев. Мальчики с осликом. 1982

Надо быть очень и очень смелым, чтобы с таким уровнем знания лошадиной, ослиной и «человечьей» анатомии ваять этих животных и людей. Не только книга про советское социалистическое ваяние, но и отвага роднит друг с другом авторов данных скульптур.

Вывод. Только что была представлена скульптура вполне себе «социалистическая» (даже по тематике), но не реалистическая. А у Клыкова, напротив, скульптура реалистическая (условно), но не социалистическая.

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *