Вячеслав Клыков – скульптор и подвижник русского народа. Часть 1

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

 

Портрет математика Понтрягина.

 

1.Введение.

Говоря о творчестве талантливейшего русского скульптора Вячеслава Клыкова, очень трудно ограничиться одной скульптурной деятельностью этого подвижника. Поэтому несколько слов о его жизни и тех внешних обстоятельствах, в которых ему пришлось творить.

Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006) родился в крестьянской семье в селе Мармыжи в Курской области. Там ему и поставлен памятник в городе Курске его сыном, тоже скульптором, Андреем Клыковым в 2007.

Фото. В.Клыков. Обложка книги "Воин Святой Руси"

Обложка книги И. Пановой » Вячеслав Клыков — Воин Святой Руси»

А 1941 мать скульптора, Лидия Тимофеевна, почти 300 км несла на руках сына, спасаясь от немецких захватчиков, уничтожавших все живое на своем пути. Двухлетний будущий скульптор запомнил на всю жизнь страшную эвакуацию, когда под Воронежем они попали под бомбежку самолетов вермахта, уничтожавших мирных жителей.

Очень правильно, что скульпторам, уже подтвердившим на деле свои творческие возможности, помогают иногда десятки помощников, часто — профессиональные скульпторы. В других статьях приводилось множество примеров такого коллективного творчества (Канова, Торвальдсен, Мартос, Бернини, Гудон). Были и скульпторы, лучшие в своем жанре, все делавшие своими руками. Таков, например, Ватагин.

Однако, такого количества монументов и таких размеров, которые создал Вячеслав Клыков своими руками, нет почти ни у кого. У него были помощники, поскольку были тяжеленые металлические каркасы, деревянные леса, десятки тонн глины, которые приходилось поднимать на высоту, но тонны глины прошли и через его собственные руки. Для этого нужна физическая сила. Работоспособность Клыкова поражает: только  за три летних месяца 1988 были открыты его памятники Николаю II, Серафиму Саровскому, Св. Владимиру в Белгороде, Крест с Распятием во имя двенадцати святых апостолов, бюст Жукова. А всего же им создано около 200 памятников!

Природа очень щедро одарила скульптора физическими данными, он сам бы мог служить великолепной моделью для скульптуры: высокий, спортивный, мужественное лицо — прирожденный скульптор-монументалист. Рассказывают, что во время создания памятника князю Владимиру в Белгороде при набивке восьмиметровой фигуры через руки Клыкова прошло 54 тонны глины.

Учеба. Особенно надо подчеркнуть крепкую основу профессионального мастерства Клыкова. Он с 1962 по 1968 годы шесть лет учился в МГХИ (Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова (носит имя Сурикова с 1948 года). Его учителями были глубокие профессионалы — скульпторы М.Г.Манизер и Н.В.Томский, пронесшие заветы Императорской академии художеств через сумбурные десятилетия левацких авангардных изысков. Сам Клыков рассказывал, что именно тогдашний президент Академии художеств СССР Н.В.Томский, разглядывая рисунки, сделанные юношей, сказал ему: «У вас, молодой человек, большие способности. Вам надо учиться скульптуре». После этого Клыков и поступил в Суриковский институт. Что же за «блат» был у Клыкова, что его рисунки смотрел сам Томский? Блата не было, была советская система образования. Но не только. Еще было чудо, то есть случай, который случается, если кому-то свыше это надо. Клыкову повезло: до Суриковского института он учился в педагогическом институте на художественно-графическом факультете, где он и получил путевку в жизнь и рекомендательное письмо преподавателя «изо» А.Г.Шуклина своему другу Н.В.Томскому.

Клыкову довелось творить в период самого страшного духовного лихолетья, когда в 1980-ые советские чиновники еще боролись с церковью и ставили кордоны милиции, чтобы воспрепятствовать Клыкову при установке памятника Сергию Радонежскому, а их  начальники и коллеги – многие из которых — члены политбюро ЦК КПСС,  уже готовились расчленить СССР, приватизировать и разрушить все, что только можно. На страшные 1990-ые пришелся самый расцвет творчества Клыкова.

Были, конечно и точки (кочки) опоры, которые позволили устоять России, а народу – элементарно спастись от экономического и военного геноцида. Надолго ли?

Целым островом свободы тогда стал Вячеслав Клыков, который руководил Международным Фондом славянской письменности и культуры.

Справка. Фонд был образован по инициативе ряда российских писателей и деятелей культуры в 1989. В настоящее время идут судебные тяжбы по выселению Фонда из занимаемого помещения, а предложения создать в помещении музей, посвященный творчеству и деятельности В.Клыкова, не имеет перспектив. 

Государственную премию РСФСР им. И.Е.Репина Клыков получил в 1987 за оформление Детского музыкального театра имени Н.И.Сац. Им, в частности, сделана «Синяя птица», установленная на крыше театра, и «Бегущая по волнам», установленная перед театром. В этих работах прослеживается «американский след», поскольку возникают ассоциации с советско-американским фильмом «Синяя птица» (в ролях Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Терехова, Вицин), а также с Грином.

Ниже приведены фото некоторых работ Клыкова, установленные перед Детским музыкальным театром им. Н.И.Сац и созданные скульптором в 1978-1980 годах.

Фото. Современный вид Детского музыкального театра им. Н.Сац

Современный вид Детского музыкального театра им. Н.Сац

Фото. Клыков. Синяя птица (символ счастья и свободы)

Клыков. Синяя птица (символ счастья и свободы)

Фото. Клыков. Бегущая по волнам. Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац

Клыков. Бегущая по волнам. Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац

Фото. Клыков. Фонтан «Четыре музы»

Клыков. Фонтан «Четыре музы». Муза танца Терпсихора (танец), Талия (театр), Эвтерпа (музыка), Каллиопа (поэзия) кружатся вокруг земного шара

Фото. Клыков. Глашатай

Клыков. Глашатай. Трубит, зазывает в театр, так как представление начинается

Что-то из «той же оперы» искал Клыков в те времена, изображая композитора И.Стравинского, автора «Петрушки», «Весны священной», необычного скрипичного концерта.

Фото. Клыков. И.Стравинский. 1980

Клыков. Портрет И.Стравинского. 1980

В 1980 молодой Клыков постарался для бога торговли и бизнеса, воздвигнув бегущего Гермеса для фонтана «Меркурий» (он же Гермес) перед Центром международной торговли на Краснопресненской набережной (недалеко от Сити). Еще центр называется «Хаммеровский центр» в честь участвовавшего в строительстве центра американца Арманда Хаммера. Как и у Джамболоньи, впервые установившего подобного Гермеса в 1563, бог у Клыкова на одной ножке и практически летит.

Фото. Клыков. Меркурий

Клыков. Меркурий. Центр международной торговли в Москве

Напрашивается вывод о том, что если бы не исторические перипетии, связанные с развалом страны, творчество Клыкова могло бы потечь в более умеренном русле без сильнейшего акцента на поиске исторических корней и в попытке удержать народ от краха.

2.Личные впечатления автора статьи. Срез эпохи.

Именно в 1980-ые произошли три случая, когда впервые автор соприкоснулся с творчеством Клыкова. Насколько эти впечатления были усилены духовным раздраем («мозговым разжижем» снизу и целенаправленной деятельностью сверху и в прессе), можно судить по эпизодам.

2.1. Эпизод первый.

В 1986 уже стоял «мавзолей с колоннами» на Поклонной горе в Москве и шли ожесточенные споры о том, как будет выглядеть Монумент Победы.  В московском  Манеже после очередных перипетий был организован очередной показ проектов памятника. Автор данной статьи пошел в Манеж. Там среди множества проектов был выставлен проект В.Клыкова в виде звонницы (в итоге она была установлена на Прохоровском поле под Курском, о чем пойдет речь позже). Хотя наверху была изображена женская фигура, отменный вкус Клыкова продиктовал именно архитектурную визуальную основу композиции, тогда как все скульптурные проекты угнетали психику, поскольку казались мелкими для увековечивания такого события. Проект Клыкова был отвергнут. В итоге на Поклонной горе мы видим работы быстрого Церетели, который не испытывал колебаний, когда шинковал змия под Георгием Победоносцем и устанавливал диковинную колонну с Никой в окружении ангелов. Говоря о других проектах, замечу, что чем «оригинальней» был проект, тем более пошло он смотрелся. Зайдите за здание «мавзолея»: там Церетели составил еще одну «змею», только из тел.

Атмосфера в Манеже была накаленной, среди посетителей «вели работу» представители небезызвестной «Памяти». Они защищали русских от иноверцев, вполне вероятно, что где-то у входа в Манеж ходили и их «оппоненты», так, во всяком случае они утверждали.

Вид этих людей вызывал сочувствие, поскольку мысли их путались, глаза блестели, они всюду видели заговор, ничто не могло их успокоить. Один из них заявил, что «мавзолей» имеет ровно 33 колонны (по числу масонских степеней), потом пришлось «проверить информацию» — колонн оказалось больше. Другой, и это самое яркое воспоминание, нашел в проекте Клыкова массу нехороших для русского человека символов (помнится, заявил, что квадрат в плане звонницы – дело сатанинское). Вот так Клыков попал под раздачу самых что ни на есть патриотов.

Фото. Клыков. Звонница. Прохоровское поле. 1995

Клыков. Звонница. Прохоровское поле (там где проходило сражение на Курской дуге). 1995

2.2. Эпизод второй.

Под финиш сказочных времен застоя по профсоюзной линии от предприятий советские люди еще совершали массу экскурсий выходного дня почти бесплатно (!), присовокупляя иногда один-два дня отпускных. Соловки, Валаам, Кижи. Ездили аж в Самарканд! Примерно в 1987-1989 (точно трудно вспомнить) автор данной статьи ездил на экскурсию в Вологду и близлежащие монастыри (Кирилло-Белозерский и Ферапонтов). Там, в Вологде, на площади перед центральным собором города установлен памятник К.Н.Батюшкову работы Клыкова. Батюшков спешился, конь опустил голову, щиплет травку, по бокам композиция фланкирована фигурой самого Батюшкова и фигурой Афины, богини мудрости, но по совместительству и воительницы.

Очаровательный тихий городок, речка, вдоль берегов которой как на параде выстроились дореволюционные постройки, а атмосфера тоже накаленная. Когда присмотрелся к коню, то увидел, что седло есть, а стремя отломано. Сейчас в интернете можно прочитать, что отрывали от памятника все, что отрывалось, и забирали «на память». Однако, во время той экскурсии прямо около памятника добровольный «экскурсовод» мне объяснил, что негоже ставить лошадь пред храмом. И здесь Клыков попал под раздачу патриотов.

2.3. Эпизод третий.

В те же времена на скромной выставке (Клыков не особерно увлекался выставками своих работ) на Кузнецком мосту в Москве автора данной статьи поразил портрет гениального русского математика академика Л.С.Понтрягина (1908-1988) работы Клыкова. Тут уже обошлось без «экскурсоводов». Понтрягин был абсолютно слеп. Он потерял зрение в результате несчастного случая: в 14 лет будучи любознательным юношей, производил химические опыты, окончившиеся взрывом. Поразило, как Клыков сумел передать абсолютно духовную сущность человека.

Фото. Л.С.Понтрягин позирует В.Клыкову

Л.С.Понтрягин позирует В.Клыкову

Фото. Клыков. Мемориальная доска Л.С.Понтрягина

Клыков. Мемориальная доска Л.С.Понтрягина

На мемориальной доске надпись: «В этом доме с 1939 по 1988 год жил и работал великий математик Лев Семенович Понтрягин».

Мемориальная доска расположена на доме 13 по Ленинскому проспекту в Москве, прозванному «Домом академиков», на самом деле этот дом Академии Наук СССР, построенный по проекту Щусева. Кстати, сейчас в интернете есть предложение о продаже квартиры в этом доме примерно 126 кв. м (пять комнат) примерно за 35 000 000 руб. А до того, как государственное достояние растащили приватизаторы, там жили академики. От этого дома недалеко до улицы Вавилова, где расположен Математический институт им. В.А.Стеклова, в котором работал Понтрягин, и много других академических институтов. А оттуда и до МГУ рукой подать. Но академиков, понятно, подвозили на машинах. Понтрягин также работал в МГУ, что тоже вызвало воспоминания.

Фото. Дом Академиков. Фото 29.06.2019

Дом Академиков. Фото 29.06.2019

Фото. Двор Дома академиков

Двор Дома академиков

Автору данной статьи посчастливилось в 1980-ых посещать семинары и даже сделать несколько докладов в Математическом институте имени В.А.Стеклова («Стекловке», как тогда его называли). Это – математический Олимп всех времен и народов по сосредоточию выдающихся математиков, расположенный тогда в скромной пятиэтажке. Работал там и другой академик Л.И.Седов (1907-1999), возглавляя отделение механики, кафедру гидромеханики  в МГУ, которую и закончил автор данной статьи. Оба академика были обласканы страной и награждены высокими премиями, но какие же это были титаны! Например, Седов сумел найти аналитическое решение задачи о точечном взрыве (атомной взрыве) путем красивейших математических построений (среди так называемых автомодельных решений уравнений газовой динамики). Тогда были научные школы и не надо было искать «точки роста» среди всяческих проходимцев-менеджеров (точнее, когда одни проходимцы «ищут» среди других проходимцев), не надо было придумывать ублюдочные критерии оценки научных работников (типа индекса цитирования). Были научные школы: вокруг каждого действующего академика вырастали десятки докторов наук, вокруг каждого действующего доктора наук вырастали десятки кандидатов наук. Потом их не стало (ни школ, ни академиков). Кстати, Понтрягин и Седов учились в одной группе Московского университета, который закончили в 1930.

Чтобы до конца понять, кого же изобразил Клыков, надо непременно вспомнить один эпизод из книги Понтрягина. Это — поучительнейшая история о математике и лженауках. Эпизод удивительным образом иллюстрирует, как человек может руководствоваться понятиями справедливости и истинности. В своем творчестве таков же и Клыков: двум богам он не служил.

Клыков знал об удивительной судьбе удивительного математика Л.С.Понтрягина. Понтрягин позировал Клыкову, когда тот лепил его портрет.

2.4. Книга Л.С.Понтрягина «Жизнеописание Л.С.Понтрягина, математика, составленное им самим».

Эпиграф.

«Если я и сделал что-либо доброе, полезно, то этим я обязан прежде всего советским людям. Они бережно и любовно растили меня, поддерживали в годы становления».

Л.С.Понтрягин

Книга написана примерно в 1982-83 годах, рукопись представлена его вдовой. Понтрягин вспоминает:

«Не помню, где – в Стокгольме или в Гетеборге состоялась очень интересная для нас поездка на пароходе по фьордам. Там я имел интересный разговор с одним итальянским математиком, фамилии которого сейчас не могу припомнить. Кажется, это был Сегре. Он спросил меня, как решился я перейти от таких разделов математики, которые естественно мне более доступны, к другим, где требуются большие вычисления. Я объяснил ему, что не очень-то боюсь вычислений, так как делаю их в уме довольно легко (слепой человек!), а кроме того, меня побуждают к этому этические соображения: я хочу заниматься вопросами, которые важны для общечеловеческих целей. Я рассказал ему также о тех трудностях, которые стоят передо мной в связи с задачей об играх… Тогда я еще не знал, что дифференциальными играми занимается в Америке Р.Айзекс. Его подходы к решению отдельных задач были очень громоздки в смысле вычислений. Но моего контрольного примера он все же решить не мог. Таким образом, конгресс в Стокгольме дал мне толчок к тому, чтобы начать заниматься новым разделом математики, а именно дифференциальными играми. И я преуспел в этом».

Вот такое чудо: вместо распрекрасной топологии, где он приобрел всемирную известность, Понтрягин вдруг занялся прикладными вопросами, из чего выросли целые математические направления. И это только из-за того, чтобы не есть понапрасну хлеб!

По современным меркам: можно ли представить себе достигшего всемирной известности математика, у которого вдруг в расцвете своей деятельности и признания просыпается совесть, потому что он понимает, что от его прекрасных теорий народу и стране нет никакого прока (для итальянца он скажет – «всему человечеству»). Автору данной статьи, работавшему на кафедре высшей математики в одном из вузов, довелось насмотреться на теоремы существования и единственности в таких классах функций, что дух захватывает, услышать про «полугруды» и пр.пр. Поскольку никто, кроме узеньких специалистов в этом ничего не понимал, государство оплачивало всю эту возню. Справедливости ради надо сказать, что это были преподаватели.

Титан Понтрягин начинает контактировать с военными (задача преследования и убегания, естественно, самолетов, откуда и пошла теория дифференциальных игр («попробуй, догони!)), рассматривает дифференциальные уравнения с малым параметром при старшей производной (а это, помимо прочего, всяческие погранслои). Всемирно известный принцип максимума Понтрягина был подтвержден справкой, данной ему в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический интитут им Н.Е.Жуковского был основан в 1918 при советской власти, до сих пор им «кормимся»), согласно этой справке принцип максимума нашел широкое и важное применение в следующих работах ЦАГИ:

-выбор оптимальных траекторий и разработка методов оптимизации характеристик летательных аппаратов,

-оптимальное пространственное выведение, в том числе на орбиту Земли, Луны, планет,

-оптимальное маневрирование летающих аппаратов, в том числе их стыковка, стабилизация и оптимальное управление ориентацией летающих аппаратов,

-оптимальные межпланетные перелеты, в том числе двигателями малой тяги

-и еще 14 применений.

Кстати, до 1947 академик Л.И.Седов работал в ЦАГИ. Можно только поражаться, какой высоты достигла советская наука и как низко она пала в наше время.

2.5. Это любопытно (для пап и мам будущих математиков и, вообще, детей). Колмогоров – детям.

В своей книге Понтрягин, который тратил много времени и на общественном поприще, занимаясь и проблемами школьного образования, и борясь за остановку проекта переброски северных рек, описал, как разрушили преподавание математики в средней и высшей школе. Отмечая позитивное состояние преподавания математики в царской и советской России, приведшее к тому, что и Германию победили, и в космос вышли, Понтрягин пишет:

«За последние годы, однако, преподавание математики в средней школе резко ухудшилось. В результате этого ослаб интерес школьников к математике и к наукам, требующим знания математики. Понизился конкурс в вузы, требующие математической подготовки. Пришло в упадок преподавание математики и в высших школах. В дальнейшем это может привести к катастрофическому положению.

О причинах, приведших к развалу преподавания математики в советской средней школе, я узнал из телевизионного выступления министра просвещения СССР М.А.Прокофьева. Примерно в 1978 году Прокофьев сказал (цитирую по памяти): «Лет 12 тому назад многими авторитетами было признано, что в средней школе преподается лишь устарелая математика. Новейшие ее достижения вовсе не освещаются. Поэтому было решено начать модернизацию преподавания математики в средней школе. Эта модернизация осуществлялась Министерством просвещения СССР при участии Академии педагогических наук и Академии наук СССР.

Руководство Отделения математики АН СССР рекомендовало для работы по модернизации академика А.Н.Колмогорова, который играл в модернизации руководящую роль. Поэтому ответственность за трагические события в средней школе в значительной степени лежит на нем. Ущерб, причиненный развалом преподавания математики в советской средней школе, может быть сравнен по своему значению с тем ущербом, который мог бы быть причинен огромной общегосударственной диверсией.

Основное содержание модернизации заключалось в том, что в школьную математику внедрялась теоретико-множественная идеология, чуждая нормально мыслящему школьнику, склонному к практическому применению полученных в школе знаний, интересная лишь для школьников с извращенным мышлением. Кроме того, в программу были введены элементы математического анализа и метода координат. В школьный курс было введено «множество» не как слово русского языка, а как основное понятие. Ему сопутствовали понятия: включение одного множества в другое, пересечение двух множеств, сумма двух множеств и соответствующие значки. Понятие множества использовалось для формулировки определений. Так, геометрическая фигура была определена как множество точек. А так как в теории множеств слово «равенство» означает совпадение множеств, оказалось, что в геометрии равенство двух фигур означает их полное совпадение. Так возникла необходимость говорить не о равных геометрических фигурах, а о конгруэнтных геометрических фигурах, не считаясь с тем, что слово «конгруэнтность» чуждо русскому языку и чуждо практике (например, окружность маленькая и окружность большая конгруэнтны, то есть подобны, а «количество» точек у них одинаково(!) в том смысле, что их бесконечно много, а так называемая мощность множеств точек маленького и большого круга одинакова: эта мощность называется континуум –  прим. авт.). Ведь никакой строитель не будет говорить о конгруэнтных балках, он будет говорить об одинаковых или равных балках. Широко стало использоваться отображение одного множества в другое множество. Казалось бы, что, оставаясь на базе теории множеств, функцию можно определить как отображение одного множества в другое множество. Но при определении функции модернизаторы пошли дальше. Опишу здесь данное в школьном учебнике определение функции, пользуясь, однако, при этом, не тему словами, которые употребляются в учебнике, а терминологией, привычной для профессионального математика.

Пусть P и Q – два множества. Составим их произведение R, т.е. множество всех пар (х, у), где х принадлежит Р, у принадлежит Q. В множестве R выделим подмножество. О парах, попадающих в это подмножество, будем говорить, что они находятся в отношении. Понятие отношения между элементами х и у, принадлежащими множествам P и Q, вводилось в 4-м классе. Обстоятельно и громоздко объяснялось на многочисленных примерах конечных множеств. После этого в 6-м классе вводилось понятие функции, опирающееся на понятие отношения, примерно следующим образом: функцией называется отношение, при котором каждая точка х множества P находится отношении не более чем с одной точкой множества Q. Подмножество множества Р, состоящее из всех таких х, которые находятся в отношении с некоторыми точками у  множества Q, называется областью задания функции. А множество всех таких элементов у множества Q, которые находятся в отношении к некоторым элементам х множества Р, называется областью определения функции (возможно, в тексте книги, перепутаны х с у – прим. авт.). Отсюда возникла новая проблематика отыскания области задания и области ее значений. Малосодержательные и ни для чего не нужные упражнения по этой проблематике вошли в задачники.

Вполне созвучное с теоретико-множественной идеологией понятие преобразования вошло как основное понятие и в геометрию. Возникло следующее определение вектора: вектором называется преобразование пространства, при котором… далее перечисляются свойства, означающие, что это преобразование есть трансляция пространства. Естественное и нужное для всех определение вектора как направленного отрезка было отодвинуто на задний план.

Школьники если бы и могли освоить все эти определения, то, во всяком случае, в результате огромного труда и затраты времени, благодаря чему основное содержание математики, т.е. умение производить вычисления и владение геометрическим чертежом и геометрическим представлением, отодвигалось на задний план. И даже вовсе уходило из поля зрения учителей и школьников.

Внедрение теоретико-множественной идеологии в школьную математику, несомненно соответствовало вкусам А.Н.Колмогорова (на третьем курсе мехмата автор статьи изучал функциональный анализ по ученику Колмогорова, но не в средней же школе- прим. авт.). Но само это внедрение, я думаю, уже не находилось под его контролем. Оно было перепоручено другим лицам, малоквалифицированным и недобросовестным… Составленные в описанном стиле учебники печатались миллионными тиражами и направлялись в школы без всякой проверки Отделением математики АН СССР. Эту работу осуществляли под руководством Колмогорова методисты Министерства просвещения СССР и Академии педагогических наук. Жалобы школьников и учителей безжалостно отвергались бюрократическим аппаратом министерства и Академии педагогических наук. Старые опытные учителя в значительной степени были разогнаны. Этот разгром продолжался более 15 лет, прежде чем он был замечен в конце 1977 руководящими математиками Отделения математики АН СССР.

После того как катастрофа была замечена и начал намечаться отпор происходящему, лица, каким-то образом заинтересованные в том, чтобы разгром продолжался, стали сопротивляться. В телевизионной передаче «Сегодня в мире», я сам слышал выступление комментатора В.Зорина, в котором он сообщал, что среднее математическое образование в Советском Союзе поставлено очень хорошо и что ему дается высокая положительная оценка печатью Соединенных Штатов. Это было уже в самом конце 70-ых годов. Нет сомнений, что похвала врагов есть дурной признак».

Далее Понтрягин описывает этапы борьбы против разгрома преподавания математики. Видел бы он ЕГЭ и как бывший министр образования Ливанов держит ручку!

Автору данной статьи в 1980-ые довелось работать на кафедре высшей математики в вузе, где впервые в СССР ввели тестовую форму вступительных экзаменов. Вместо четырех задач, где экзаменатор оценивал ход мыслей абитуриента и мог добавить полбалла (из пяти) за впечатление, стали давать двадцать «примерчиков» типа чему равен арксинус половины, давая несколько длиннющих и не поддающихся нормальному решению задач с тем, чтобы не все получили по двадцать баллов. К каждому примеру давалось четыре ответа, из которых абитуриент должен был выбрать один. Поступающий сдавал черновик, который не проверялся, и бумажку, на которой должно было стоять двадцать цифр (от 1 до 4 с номерами ответов). Глядя на пыхтящих девчонок и мальчишек, решивших, к примеру десять примеров и сдающих бумажку только с десятью ответами, оставляя десять пустых мест, у некоторых преподавателей возникала жалость к этим честнейшим созданиям. И им давали совет: заполните случайным образом остальные десять, с большой вероятностью угадаете и наберете еще балла 2-3 (вот и задачка: постройте дискретную функцию распределения количества угаданных номеров из десяти попыток, если в каждой попытке вероятность угадывания одна четверть, такие задачки давали на втором курсе в курсе теории вероятностей).

Не смешно, но зато какая выгода! Если раньше для того, чтобы кого-нибудь протащить в вуз, нужно было получить написанное его рукой решение каких-либо задач, но еще не всех четырех, чтобы не вызывать подозрение (то есть с ошибочками), то теперь было достаточно передать записочку или продиктовать ряд цифр. Конспирация.

Плюс к этому пошли элементы «анализа», о чем указывал Понтрягин. Давалась какая-нибудь функция (чаще всего кубический полином, чтобы было легко находить корни производной), требовалось найти наибольшее и наименьшее значения функции на заданном отрезке. Эта халтура была популярной, так как от преподавателя не требовала никаких усилий, но всем было ясно, что школьники ни бельмеса не соображают, что делают, поскольку для производных нужно знать пределы, а для пределов нужно дать определение вещественного числа через сечения Дедекинда.

Социалистическое очковтирательство в масштабах страны и в различных областях закончилось в 1991, но началось еще большее, в наше время оно расцвело пышнейшим цветом. В частности, цветет и «благоухает» так называемое «современное искусство», но это уже другая история.

Послесловие. Научным руководителем Л.С.Понтрягина был академик П.С.Александров (1896-1982), тоже лауреат Сталинской премии, всемирно известнейший математик, член Геттингенской академии наук (1945), Национальной академии наук США (1947), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» ( 1959), Австрийской академии наук (1968), Польской академии наук, Академии наук ГДР, почетный доктор Берлинского университета им. Гумбольта, почетный член голландского математического общества, наконец, просто Герой Социалистического Труда (1969).

Мехмат МГУ занимает этажи в 14 по 16 включительно в главном здании МГУ. На 16 этаже был буфет, где на всю жизнь запомнилась сметана немереной жирности, которую буфетчица накладывала половником в стакан покупателя. Стоя в очереди примерно в 1972 (годы учебы 1970-1975) и полностью сосредоточившись на кастрюле со сметаной, автор данной статьи поначалу даже не разобрал, как кто-то тихим голосом поинтересовался: «Сколько стоит вон та булочка». Ему ответили, на что тот же голос опять сказал: «Нет, я без очереди не возьму». Оглянувшись, я увидел небольшого лысенького старичка. Как мне потом объяснили, это был П.С.Александров.

 

И немного видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *