Содержание
1. Вступление.
Давным-давно в сказочные времена застоя в 1989 довелось ехать из «братской» Болгарии. Отдыхали тогда группами, особенно с детьми, поэтому на обратном пути в купе с нами соседствовала пара уже возрастных сотрудников сферы образования (группа по линии Минобразования) с внучкой. Разговорились. В те времена в магазинах «Дружба», что были рядом с мэрией Москвы, продавались не очень высокого качества альбомчики по искусству дружественных и не очень дружественных, как выяснилось позднее, нам социалистических стран, зато в той же Болгарии продавались гораздо более качественные альбомы из Советского Союза. В той поездке удалось купить штук восемь альбомов, в частности, Билибина, толстенный альбом с импрессионистами, альбом Шишкина. Когда мой визави лет 50, в очках, я бы сказал, по виду доцент или профессор, услышал, что куплен альбом И.И.Шишкина, он довольно менторски заявил: «Но это же прошлый век». Я в ответ: «Да, но тогда и был расцвет живописи». – «Да, сейчас многие так пишут». – «Кто, например?». После легкого замешательства был дан ответ: «Например, Ромадин». Ничего против Ромадина я не имел, тем более, что в еще более сказочные времена – в 1960-ые, гуляя в Сокольниках, видел, как Ромадин рисовал на пленэре. Однако, Ромадин – это не Шишкин.
Какая-то мало объяснимая антипатия к Шишкину исходила от «интеллигенции» постоянно. И сейчас – читаем Википедию: Шишкин – художник Дюссельдорфской школы. С этой школой связана куча мало известных имен. Википедисты недвусмысленно намекают: он вторичен и поднатаскался у немцев. Да, Шишкин после окончания Академии художеств бывал в окрестностях Дюссельдорфа и работал там. Но всю жизнь он рисовал русский лес, а не только красивые виды в духе Калама (был даже термин «окаламиться»).
Надо сказать, что Шишкин (1832-1898) пережил за свою жизнь очень много потерь близких. Быстро умерли очень близкие люди: его первая жена (была она гораздо моложе его), два их малолетних ребенка, брат жены – талантливейший пейзажист и ученик Федор Васильев (в 23 года – за год до смерти жены), умерла после родов вторая жена – начинающий художник Лагода-Шишкина (в 31 год). Основные смерти пришлись на 1870-ые.
Гениальный пейзажист Шишкин пережил эти потери, найдя силы в работе. Он гениально брался за незнакомые для себя дела, в частности, создал серию изумительных офортов. Изумляет его графика. Его этюды намного выглядят законченней многих картин других пейзажистов, а в их качестве только «доцент» может сомневаться.
Как-то уже поседевший, Шишкин сидел и чистил самовар. Приходит к нему начинающий художник, рассказывает о жизни. Шишкин спрашивает: «А что Вы рисуете?». Юноша в ответ: «Я все могу рисовать». На что Шишкин ему замечает:
«Я тоже все могу. Но по-настоящему люблю и знаю только русский лес».
Сдается, что в Шишкине очень уж не нравится его прямое и правдивое отношение к жизни, эпический, так сказать, подход, а также недостижимое для других мастерство. Вот к Шишкину и «принюхиваются», как в сказках про Бабу-Ягу, когда та заходит в свою избу, где спрятался Иванушка, тоже принюхивается и произносит всем известные слова, чем там пахнет – так неприятно для бабули (почитайте сказки Афанасьева).
Излюбленный аргумент против Шишкина: он – «фотографист» и после возникновения фотографии он лишний на этом празднике жизни.
Назло так говорящим и не любящим живопись «доцентам» и для удовольствия всех нормальных людей приведены фото в данной заметке.
2. Альбом «Нижний Новгород».
Альбом «Нижний Новгород» был сделан совместно известным фотографом Андреем Осиповичем Карелиным и Иваном Ивановичем Шишкиным и предназначался для того, чтобы нижегородское дворянство преподнесло его императору Александру II. Про Шишкина все знают. Карелин же представлялся так: «Свободный художник и Фотограф ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств».
Когда иные уже бегали с бомбами и прокламациями, охотясь на царя, Карелин и Шишкин работали над альбомом. А.О. Карелин много позже написал письмо, проливающее свет на историю создания альбома:
«В 1870 мне было поручено нижегородским губернским предводителем дворянства исполнить акварелью по фотографии как виды Нижнего Новгорода, так и типы населяющих Нижегородскую губернию народностей, для альбома, который был поднесен Государю Императору. Стоит этот альбом 10 000 рублей (прим.: как мраморная статуя «Иван Грозный» Антокольского). Около 7 000 рублей стоили серебряные эмалированные крышки (ящик) с виньеткой – заглавным листом, исполненным И.Д.Дмитриевым-Оренбургским. Эмалированное серебро было исполнено по рисунку архитектора-академика Л.В.Даля, московским фабрикантом Хлебниковым. Все вышесказанные подробности достаточно объясняют, что я не мог удовлетвориться раскраской фотографий, а сделав слабые отпечатки на ватманской бумаге, отправился в Петербург за художником-пейзажистом.
Выслушав, в чем дело, Иван Иванович Шишкин решительно отказался принять на себя этот труд, говоря, что акварелью никогда и ничего не делал, и мне стоило большого труда убедить его… «Ну! – сказал он – будем служить Государю, будем учиться работать акварелью, две, три вещи испорчу, а там, Бог даст, и пойдет дело на лад».
Первая же вещь, сделанная им была совершенно хороша, а о всех последующих и говорить нечего. Прутченков говорил, что государь был в восторге от его акварелей, а министр В.Д.Тимашев верить не хотел, что акварели сделаны по фотографии.
Вспоминая это давнее прошлое, я всегда сожалею о двух вещах: во-первых, о том, что эти акварели покоятся в своем богатом футляре в одной из сокровищниц Зимнего Дворца, совершенно недоступных обозрению. Я склонен думать, что это единственная серия акварелей, сделанная Иваном Ивановичем».
3. Рисовальная школа А.О.Карелина.
Какое же отношение все это имеет к скульптуре? Никакого. У скульптуры нет прямой связи с творчеством гениального И.И.Шишкина, хотя косвенная – огромная, как с любым гениальным художником.
Но одна случайная ниточка к скульптуре протянулась в наше время от А.О.Карелина, который руководил рисовальной школой в Нижнем Новгороде. Именно в этой школе в Нижнем Новгороде обучался основатель династии скульпторов Рукавишниковых. Династия состоит из деда, отца, внука. Основателем династии, естественно, был дед.
Работами нашего современника – внука – Александра Иулиановича Рукавишникова (родился в 1950) украшаются наши города на наших глазах, как-нибудь ему будет посвящена статья.
Отец Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922-2000) тоже известный скульптор, он, например, сделал известный памятник И.В.Курчатову.
Дед Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887-1943) стал скульптором. В молодости он учился в рисовальной школе в Нижнем Новгороде, которой до 1905 руководил А.О.Карелин (1837-1906). Имевший художественное образование Карелин совместил художественную фотографию с живописью, инициировав создание знаменитого альбома «Нижний Новгород». Личность Карелина повлияла на формирование эстетических вкусов будущего молодого скульптора, заложив вкус к русской культуре, к фольклорным типажам.
И в заключение небольшой видеоклип по мотивам повествования