И.И.Шишкин, А.О.Карелин. Альбом «Нижний Новгород»

 

 

1. Вступление.

Давным-давно в сказочные времена застоя в 1989 довелось ехать из «братской» Болгарии. Отдыхали тогда группами, особенно с детьми, поэтому на обратном пути в купе с нами соседствовала пара уже возрастных сотрудников сферы образования (группа по линии Минобразования) с внучкой. Разговорились. В те времена в магазинах «Дружба», что были рядом с мэрией Москвы, продавались не очень высокого качества альбомчики по искусству дружественных и не очень дружественных, как выяснилось позднее, нам социалистических стран, зато в той же Болгарии продавались гораздо более качественные альбомы из Советского Союза. В той поездке удалось купить штук восемь альбомов, в частности, Билибина, толстенный альбом с импрессионистами, альбом Шишкина. Когда мой визави лет 50, в очках, я бы сказал, по виду доцент или профессор, услышал, что куплен альбом И.И.Шишкина, он довольно менторски заявил: «Но это же прошлый век». Я в ответ: «Да, но тогда и был расцвет живописи». – «Да, сейчас многие так пишут». – «Кто, например?». После легкого замешательства был дан ответ: «Например, Ромадин». Ничего против Ромадина я не имел, тем более, что в еще более сказочные времена – в 1960-ые, гуляя в Сокольниках, видел, как Ромадин рисовал на пленэре. Однако, Ромадин – это не Шишкин.

Какая-то мало объяснимая антипатия к Шишкину исходила от «интеллигенции» постоянно. И сейчас – читаем Википедию: Шишкин – художник Дюссельдорфской школы. С этой школой связана куча мало известных имен. Википедисты недвусмысленно намекают: он вторичен и поднатаскался у немцев. Да, Шишкин после окончания Академии художеств бывал в окрестностях Дюссельдорфа и работал там. Но всю жизнь он рисовал русский лес, а не только красивые виды в духе Калама (был даже термин «окаламиться»).

Надо сказать, что Шишкин (1832-1898) пережил за свою жизнь очень много потерь близких. Быстро умерли очень близкие люди: его первая жена (была она гораздо моложе его), два их малолетних ребенка, брат жены – талантливейший пейзажист и ученик Федор Васильев (в 23 года – за год до смерти жены), умерла после родов вторая жена – начинающий художник Лагода-Шишкина (в 31 год). Основные смерти пришлись на 1870-ые.

Гениальный пейзажист Шишкин пережил эти потери, найдя силы в работе. Он гениально брался за незнакомые для себя дела, в частности, создал серию изумительных офортов. Изумляет его графика. Его этюды намного выглядят законченней многих картин других пейзажистов, а в их качестве только «доцент» может сомневаться.

Как-то уже поседевший, Шишкин сидел и чистил самовар. Приходит к нему начинающий художник, рассказывает о жизни. Шишкин спрашивает: «А что Вы рисуете?». Юноша в ответ: «Я все могу рисовать». На что Шишкин ему замечает:

«Я тоже все могу. Но по-настоящему люблю и знаю только русский лес».

Фото. И.И.Шишкин

И.И.Шишкин. Фото

Сдается, что в Шишкине очень уж не нравится его прямое и правдивое отношение к жизни, эпический, так сказать, подход, а также недостижимое для других мастерство. Вот к Шишкину и «принюхиваются», как в сказках про Бабу-Ягу, когда та заходит в свою избу, где спрятался Иванушка, тоже принюхивается и произносит всем известные слова, чем там пахнет – так неприятно для бабули (почитайте сказки Афанасьева).

Излюбленный аргумент против Шишкина: он – «фотографист» и после возникновения фотографии он лишний на этом празднике жизни.

Назло так говорящим и не любящим живопись «доцентам» и для удовольствия всех нормальных людей приведены фото в данной заметке.

2. Альбом «Нижний Новгород».

Альбом «Нижний Новгород» был сделан совместно известным фотографом Андреем Осиповичем Карелиным и Иваном Ивановичем Шишкиным и предназначался для того, чтобы нижегородское дворянство преподнесло его императору Александру II. Про Шишкина все знают. Карелин же представлялся так: «Свободный художник и Фотограф ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств».

Когда иные уже бегали с бомбами и прокламациями, охотясь на царя, Карелин и Шишкин работали над альбомом. А.О. Карелин много позже написал письмо, проливающее свет на историю создания альбома:

«В 1870 мне было поручено нижегородским губернским предводителем дворянства исполнить акварелью по фотографии как виды Нижнего Новгорода, так и типы населяющих Нижегородскую губернию народностей, для альбома, который был поднесен Государю Императору. Стоит этот альбом 10 000 рублей (прим.: как мраморная статуя «Иван Грозный» Антокольского). Около 7 000 рублей стоили серебряные эмалированные крышки (ящик) с виньеткой – заглавным листом, исполненным И.Д.Дмитриевым-Оренбургским. Эмалированное серебро было исполнено по рисунку архитектора-академика Л.В.Даля, московским фабрикантом Хлебниковым. Все вышесказанные   подробности достаточно объясняют, что я не мог удовлетвориться раскраской фотографий, а сделав слабые отпечатки на ватманской бумаге, отправился в Петербург за художником-пейзажистом.

Выслушав, в чем дело, Иван Иванович Шишкин решительно отказался принять на себя этот труд, говоря, что акварелью никогда и ничего не делал, и мне стоило большого труда убедить его… «Ну! – сказал он – будем служить Государю, будем учиться работать акварелью, две, три вещи испорчу, а там, Бог даст, и пойдет дело на лад».

Первая же вещь, сделанная им была совершенно хороша, а о всех последующих и говорить нечего. Прутченков говорил, что государь был в восторге от его акварелей, а министр В.Д.Тимашев верить не хотел, что акварели сделаны по фотографии.

Вспоминая это давнее прошлое, я всегда сожалею о двух вещах: во-первых, о том, что эти акварели покоятся в своем богатом футляре в одной из сокровищниц Зимнего Дворца, совершенно недоступных обозрению. Я склонен думать, что это единственная серия акварелей, сделанная Иваном Ивановичем».

Фото. Нижний Новгород. Ока со стрелки.

Нижний Новгород. Ока со стрелки.

Фото. В Нижегородском кремле

В Нижегородском кремле

Военная гимназия, Архангельский собор и памятник Минину и Пожарскому

Военная гимназия, Архангельский собор и памятник Минину и Пожарскому

Павильон на Черном пруду Александровский дворянский институт

Павильон на Черном пруду 

Фото. Александровский дворянский институт

Александровский дворянский институт

Фото. Дом дворянского собрания

Дом дворянского собрания

Фото. Китайские  ярмарочные ряды

Китайские  ярмарочные ряды

Фото. Почаинский овраг

Почаинский овраг

Фото. Овраг реки Почайны. Ильинская Улица и Ярмарка

Овраг реки Почайны. Ильинская Улица и Ярмарка

ото. В Крестодвиженском женском монастыре

В Крестодвиженском женском монастыре

Фото. Церковь Жен-Мироносиц

Церковь Жен-Мироносиц

Фото. Зажиточные нижегородские татары

Зажиточные нижегородские татары

Фото. Горбатовская мещанка

Горбатовская мещанка

Фото. Черемисы Васильевского уезда

Черемисы Васильевского уезда

Фото. Мордва Сергачевского уезда

Мордва Сергачевского уезда

3. Рисовальная школа А.О.Карелина.

Какое же отношение все это имеет к скульптуре? Никакого. У скульптуры нет прямой связи с творчеством гениального И.И.Шишкина, хотя косвенная – огромная, как с любым гениальным художником.

Но одна случайная ниточка к скульптуре протянулась в наше время от А.О.Карелина, который руководил рисовальной школой в Нижнем Новгороде. Именно в этой школе в Нижнем Новгороде обучался основатель династии скульпторов Рукавишниковых. Династия состоит из деда, отца, внука. Основателем династии, естественно, был дед.

Работами нашего современника – внука – Александра Иулиановича Рукавишникова (родился в 1950) украшаются наши города на наших глазах, как-нибудь ему будет посвящена статья.

Отец Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922-2000) тоже известный скульптор, он, например, сделал известный памятник И.В.Курчатову.

Дед Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887-1943) стал скульптором. В молодости он учился в рисовальной школе в Нижнем Новгороде, которой до 1905 руководил А.О.Карелин (1837-1906). Имевший художественное образование Карелин совместил художественную фотографию с живописью, инициировав создание знаменитого альбома «Нижний Новгород». Личность Карелина повлияла на формирование эстетических вкусов будущего молодого скульптора, заложив вкус к русской культуре, к фольклорным типажам.

Фото. А.О.Карелин с учениками своей рисовальной школы. Карелин (с бородой) четвертый слева в верхнем ряду

А.О.Карелин с учениками своей рисовальной школы. Карелин (с бородой) четвертый слева в верхнем ряду

Фото. Митрофан Рукавишников (основатель династии скульпторов). Нижний Новгород

Митрофан Рукавишников (основатель династии скульпторов). Нижний Новгород

 

И в заключение небольшой видеоклип по мотивам повествования

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *