Канова и Торвальдсен.  Часть 2

 

 

Изображение конкретных персон.

1. «Леопольдина Эстергази Лихтенштейнская» Кановы и «Елизавета Алексеевна Остерман-Толстая» Торвальдсена.

Канова «пересажал» множество знатных дам, Торвальдсен «сажал» меньше. А сажать их начали еще в античном Риме (сидит в похожей позе вдова Германика Агрипина), но «за живое» скульпторов и меценатов задела мать Наполеона Мария-Летиция Рамолино Бонапарт работы Кановы. Если ей можно сидеть в столь непринужденной позе, почему так нельзя сидеть другим дамам высшего света?

Сравним две статуи.

Канова. Леопольдина Эстергази

Канова. Леопольдина Эстергази. 1805-1818. Мрамор

Данную скульптуру заказал Канове принц Лихтенштейна Николай (второй) Эстергази в 1805, принц особое внимание уделял собиранию работ европейских скульпторов: Кановы, Торвальдсена, Рудольфа Шадова, Бартолини, всего собрал 31 мраморную скульптуру. Сейчас его коллекция составляет ядро Национальной галереи в Будапеште.

Известная династия князей Эстергази в лице князя Николая (второго) Эстергази заказала эту скульптуру княгини Леопольдины Эстергази для небольшого храма Леопольдины в английском саду князей Эстергази. В свою очередь, храм находится недалеко от пышного замка Эстергази, что в Айзенштадте, столице одной из австрийских земель Бургенланде. До 1805 князь правил Лихтенштейном.

Скажем спасибо князьям за такие заказы, если бы еще не довели до революций и прочего западного безобразия, цены бы им не было.

А теперь представим ситуацию. Перед вами красавица. Меценат просит изваять ее из мрамора. Какой там Роден, какой Липшиц, какие там импрессионисты типа трубецких и голубкиных? А Канова берется за заказ между множеством других своих заказов (совсем скоро его привлечет Наполеон со своими заказами) и вот она: мраморная красавица. Да, Канове послали восковой слепок с лица княгини, но всякий ли сможет создать шедевр по слепку. А Канова — профессионал с великолепным вкусом. Выполнял заказы с гарантией, хотя с качеством данного куска мрамора были проблемы.

А вот другая статуя.

Е. Остерман-Толстая. Торвальдсен

Торвальдсен. Портрет графини Елизаветы Алексеевны Остерман-Толстой. 1815-1819. Эрмитаж

Статую заказал в Риме супруг графини А.И.Остерман-Толстой, хотя его супруга не выглядит красавицей. Мраморный вариант доделывал известный скульптор П. Тенерани. Скульптура объемная в том смысле, что смотреть ее можно с любого ракурса и все будет хорошо.

Она же с другого ракурса:

Торвальдсен.Остерман-Толстая2

Торвальдсен. Е.А.Остерман-Толстая. Та же скульптура, что и на предыдущем снимке

Профессионалы подходят к таким высокооплачиваемым заказам со всем вниманием. Часто скульптуре в полный рост предшествует бюст, то есть большой блок мрамора просто так не ковыряют.

2. «Надгробие Климента XIV» Кановы и «Надгробие Пия VII» Торвальдсена.

Канова.Надгробие Пия14

Канова. Надгробие Климента XIV.  1783-1787.Мрамор. Рим. Церковь Санти Апостоли

Римский папа Климент XIV (понтификат, то есть годы, когда он был римским папой, 1769-1774) известен тем, что упразднил в 1773 орден иезуитов, якобы за то и был отравлен. А еще именно при нем четырнадцатилетний Моцарт в 1770 нарушил запрет копировать ораторию, исполнявшуюся в папской капелле, поскольку с одного раза ее запомнил, заслужив благосклонность папы.

Римский папа Пий VII (его понтификат с 1800 по 1823) был унижаем Наполеоном вплоть до того, что в 1809, а потом при реставрации Наполеона в 1814, военные власти Франции вывозили его во Францию с целью заставить отказаться от папского государства. Он сопротивлялся агрессорам как мог. Как только Наполеон окончательно был повержен и сослан на остров Св. Елены, Пий VII вернулся в Рим и восстановил орден иезуитов в 1814. Именно этот папа был доброжелателем и покровителем Кановы. Фамилия Пия VII — Кьярамонти, в 1821 за год до смерти Кановы был открыт зал «Брачо Нуово» музея  Кьярамонти.

Именно Канова в 1817 возвращает Пию VII коллекцию медалей, спрятанную в 1807 от вывоза их во Францию. Канова умер на год раньше Пия VII. Если бы Канова был бы жив, то скорее всего он бы и стал автором папского надгробия. Но вышло так, что надгробие «сотоварища» Кановы по борьбе против разграбления Наполеоном итальянских художественных ценностей сделал конкурент Кановы -Торвальдсен (впрочем, Канова был независтлив и высоко отзывался о работах датчанина).

Торвальдсен-надгробие Пия7

Торвальдсен. Надгробие Папы Пия VII. Собор Св.Петра в Риме

Надо сказать, что не все одобряли неоклассицизм Кановы, для Рима привычнее были надгробия барочных времен. Признанный художник Батони увидев модель статуи Папы в мастерской Кановы, сказал ему:

«Вспомните, что Вы в Риме, возвратитесь в собор Св. Петра, посмотрите надгробия Бернини, Альгарди, Рускони».

Канова не последовал совету, а мы посмотрим на указанные надгробия.

Бернини-надгробие папы Александра7

Жан Лоренцо Бернини. Надгробие Папы Александра VII. 1673-1674. Собор Св. Петра в Риме

Бернини. надгробие папы Урбана VIII

Жан Лоренцо Бернини.  Надгробие Папы Урбана VIII. Собор Св.Петра в Риме

Альгарди. Папа Леон 11

Алесандро Альгарди. Надгробие Папы Леона XI. 1634-1652. Собор Св. Петра в Риме. Альгарди — конкурент Бернини

Рускони-надгробие папы Григория 13

Камилло Рускони. Надгробие Папы Григория XIII. 1719-1725. Собор Св. Петра в Риме

Миланский скульптор Камилло Рускони приехал в Рим в 1680 в год смерти Бернини, работал у Ерколе Ферраты, который в свое время работал у Бернини.

Сравнение работ Кановы и Торвальдсена с барочными обнаруживает типичные отличия классицизма от барокко, несмотря на общее пирамидальное построение с фланкирующими его по бокам фигурами, общую форму тиары (папский головной убор), общий «благословляющий паству» жест понтифика. У Кановы слева фигура Умеренности, справа – фигура Кротости, темный вход – «вход в вечное», откуда нет возврата. Фигуры даны в фас и профиль, барочный трехчетвертной поворот фигур отсутствует. Совершенно по-разному уложены складки и вообще сделаны драпировки, которые в барочных композициях зачастую подобны волнам, объединяющим композицию в нечто вроде облака. Торвальдсен создает еще более классическую композицию. Кротость и Умеренность – это такие поучительные, такие целомудренные символы, что даже вспоминается фальшивенькая французско-англо-саксонская эпоха просвещения с ее надеждами на разум (смешно) и прочие добродетели (еще смешнее).

Ясно одно: более поздние скульпторы были ограничены «контекстом» более ранних надгробий, находящихся в одном соборе, и потому должны были соблюдать общий подход. Надо отдать должное тиаре, она здорово объединяет все эти надгробия, и почему это Бернини забыл одеть тиару на Александра VII?

3. «Наполеон» Кановы и «Владимир Потоцкий» Торвальдсена.

Двух античных героев римского разлива создали Канова и Торвальдсен, имея в виду монументы деятелям времен наполеоновских нашествий: самому Наполеону и одному поляку.

Канова-Наолеон статуя

Канова. Наполеон. 1811. Еще не получил по заслугам.

Наполеон изображен в образе бога войны Марса-победителя. Типичный августовский классицизм.

Кстати говоря, объединенная западноевропейская орда напала на Россию в июне  месяце: как написал Л.Н.Толстой в «Войне и мире», «силы западной Европы перешли границу России» 24 июня 1812 (почти 50 % «Великой армии» Наполеона не были французами, русские офицеры объясняли солдатам, что им противостоит «всякая сволочь со всего света»). Потом силы западной Европы перешли границу России (СССР) 22 июня 1941. Теплолюбивые европейцы рассчитывали завершить свои военные кампании до наступления холодов.

Красивый античный герой под именем Владимира Потоцкого получился в исполнении Торвальдсена.

Владимир Станиславович Потоцкий ушел из жизни в 23 года в апреле 1812, то есть еще до нашествия наполеоновской орды на Россию, начавшегося, как уже говорилось, в июне. Потоцкий участвовал в Рашинской битве между Австрийской империей и армией герцогства Варшавского  под командованием Юзефа Понятовского в 1809. Битва закончилась поражением поляков, а Ю.Понятовский сдался австрийцам в плен, чтобы те не бомбардировали Варшаву.

В Википедии сказано, что юный Владимир Потоцкий «погиб в битве под Краковом 8 апреля 1812 года». Если очень повезет, что маловероятно, то, может быть, кто-то из читателей и обнаружит такую битву, но автору заметки не повезло. Зато в книге «Bertel Thorvaldsen», автор Stefano Grandesso, 2010, со ссылкой на польскую книгу, указана более прозаическая причина смерти нашего героя: умер в Кракове в 1812 от сыпного тифа.

Так или иначе, на средства его вдовы был сооружен памятник.

Торвальдсен-монумент Потоцкому

Торвальдсен. Монумент Владимиру Потоцкому. 1821-1832. Краков. Собор Святой Троицы в Вавеле (Вавель- это холм в Кракове) 

Здорово потрудился над памятником верный помощник и квалифицированный скульптор Тенерани. Торвальдсену оставалось не так много для ее завершения. Частично обнаженная фигура, доспехи сложены у ног, сплошной Рим, естественно, античный, кто-то по этому поводу заметил, что предпочел бы что-нибудь более польское.

В этом отношении недалеко отстоит и «римлянин» Кановы под именем Наполеона.

Естественно, скульпторы стремились к портретному сходству, но, конечно, у них получились красавцы мужественные и героические, а сами монументы сделаны мастерски.

4. «Мюрат» Кановы и «Понятовский» Торвальдсена.

Понятовский — это тот самый полководец, сдавшийся в плен австриякам в 1809 после Рашинской битвы. На чьей же стороне воевал Понятовский Юзеф? Враг России, воевал с ней еще в 1792 и позднее. Потом Павел I (стал царем в 1796 и был убит в 1801) в 1798 возвратил ему земли, Понятовский приезжал в Санкт-Петербург улаживать имущественные проблемы, но, видимо, нелюбовь в данном случае подобна любви: она толкнула его в объятия Наполеона.

Как написано в Википедии, и в данном случае информация весьма правдоподобна, «с приходом войск Мюрата, после переговоров с ним, Понятовский перешел на службу к Наполеону». В 1807 году участвовал в организации временного правительства и стал военным министром великого герцогства Варшавского, именно на стороне Наполеона и воевал с Австрией, союзницей России. Под «крылом Наполеона» одерживал «победы». В 1812  участвовал в походе на Россию на стороне Наполеона. Воевали не очень, даже Наполеон говорил, что «поляки не привыкли к огню», зато хорошо участвовали в политической агитации за пронаполеоновский выбор.

Корпус Понятовского (10 000 чел.) участвовал в Бородинском сражении на стороне французов, но Наполеон не очень полагался на этих вояк, потому никогда не ставил их для фронтального удара, а так – для каких-либо обходных маневров. С Понятовским сражался пехотный корпус генерал-лейтенанта Н.А.Тучкова. Понятовский фактически сорвал один из отработанных приемов Наполеона – фланговый обход противника. Что ж, поблагодарим Понятовского… По предложению особо отличавшихся зверствами и мародерством поляков, в захваченной французами Москве снесли московский герб с купола Сената и крест с колокольни Ивана Великого, который Наполеон собрался поставить как трофей над Инвалидным домом в Париже. В итоге Наполеона и захоронили в Соборе Инвалидов. И почему это не стали бороться с культом личности, а прямо увековечили этот культ основной компонентой надгробия — огромной каменной шляпой Бонапарта?

Забавными и похожими получились портреты «работодателя» маршала Франции Мюрата и «работника» Понятовского.

Бюст Мюрат фото1

Канова.Мюрат фото2

Канова. Иоахим Мюрат. 1813. Неаполь. Фото А.Ч.  Кстати, Мюрат с 1808 стал королем Неаполя

Канова и Торвальдсен.  Часть 2

Торвальдсен. Юзеф Понятовский. 1819. Модель из гипса. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Один из главных сподвижников Наполеона, Мюрат отрекся от этого друга Наполеона, получив прозвище «Неблагодарный Мюрат». За выступление против австрияков в 1815 (когда след Бонапарта уже остыл окончательно) был расстрелян. Такой кучерявый…

В декабре 1812 из всего Войска Польского из похода на Россию вернулось 4 генерала, 120 офицеров и 220 солдат, похожих на скелеты, к этому времени они уже рассорились и с французами.

Понятовский оказался не столь сообразительным, как Мюрат, и был единственным из иностранцев, воевавшим на стороне вторично воскресшего Наполеона уже в 1813 в битве при Лейпциге, в которой Бонапарт потерпел окончательное поражение от союзных войск России, Австрии, Пруссии и Швеции, при этом Понятовский утонул в реке Вайсе-Эльстер. Кстати, Понятовский – польский генерал и заодно маршал Франции.

Что роднит два портрета? Конечно же, усы, которые как-то очень контрастируют с кудряшками героев, особенно Мюрата. Можно ли подумать, глядя на бюсты персонажей, что Понятовский, утонувший в 49 лет в 1812, старше Мюрата, расстрелянного в 48 лет в 1815, на три года? Такое ощущение, что Торвальдсен что-то слегка перепутал, а Канове было не чуждо не только чувство прекрасного, но и чувство юмора (обратим внимание на то, что с самим Наполеоном он не шутил). Его бюст Мюрата почему-то оживляет воспоминание о чуковском таракане-тараканище, но это субъективное восприятие.

5. Конные памятники «Карлу III Бурбонскому» Кановы и «Юзефу Понятовскому» Торвальдсена.

Вот еще два «римлянина».

Статуя Карла 3 фото

Канова. Конная статуя короля Карла III Бурбонского. 1807-1819. Неаполь

Статуя работы Кановы установлена на площади Плебисцита, что любопытно, так как Карл III был не трибуном, а королем Неаполя и Сицилии. Этот Карл, двоюродный брат Людовика XV, умер в 1788, когда Канове был 31 год.

Памятник Понятовскому. Торвальдсен1

Торвальдсен. Памятник Юзефу Понятовскому. 1952 (!). По модели Торвальдсена. Варшава

Специфическое отношение Юзефа к России потребовало разрешения на его установку победившей Наполеона России: Александр I дал такое согласие. Николай I после очередной польской оранжевой революции (неудачное польское восстание 1830-31) – запретил.

Сделанный монумент не был установлен перед Дворцом наместника в Варшаве (Царство Польское входило в Российскую империю), а в 1840 Николай I отдал его  российскому наместнику Царства Польского И.Ф.Паскеевичу — тот его хранил в Белоруссии. В 1922 монумент вернули в Польшу, а памятник самому Паскевичу работы Н.С.Пименова в Варшаве снесли (в 1917).

«Добрые и просвещенные» европейцы после подавления Варшавского восстания в 1944 взорвали варшавский памятник Понятовскому работы Торвальдсена.

А либеральная по отношению к восточным европейцам советская Россия не препятствовала воздвижению нового варианта памятника в Варшаве по сохранившейся в Музее Торвальдсена модели, что и было сделано в 1952 еще при Сталине. Помогла с моделью Дания.

Что же объединяет монументы в плане эстетическом? Очевидно, это — статуя Марка Аврелия, где конь также чинно вышагивает под десницей очередного героя. Ни Канова, ни Торвальдсен не рискуют с выбором позы коня, да и всадника тоже. Куча помощников, гарантия высокого качества работы и в итоге банальные памятники «а ля Марк Аврелий» (в духе Марка Аврелия). Получается, что все лучшее в России, где французскому скульптору Фальконе была предоставлена свобода и возможность творить и сотворить оригинальный в высшей степени одухотворенный памятник Петру I. Как всегда, вокруг одеяния Понятовского шел спор: нужны ли польские одежды и т.п. Классицизму римских скульпторов Кановы и Торвальдсена (работал в Риме) подходящими казались античные одежды без намеков на прозаичные современные мундиры.

Торвальдсен сначала пытался сделать что-то отличное от «Марка Аврелия», так в модели 1818 года арабский конь, некогда принадлежавший Понятовскому и изучавшийся скульптором, присел на задние копыта и готовился к прыжку, но как-то очень неубедительно. Разгорались споры: свои «5 копеек» в эти споры внесли Адам Мицкевич и наша княгиня Зинаида Волконская, которой вечно не сиделось дома, которую видел Пушкин, которая перешла из православия в католицизм, которая была фрейлиной и состояла при королеве прусской Луизе в 1808, бабушки Николая I, и у которой в итоге западноевропейцы полностью облегчили кошелек.

Товальдсен - Понятовский

Торвальдсен. Проект монумента Юзефу Понятовскому. 1818. Модель. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Марк Аврелий

Марк Аврелий. Античный памятник

Статуя Марка Аврелия. Античный памятник. Статуя — «прародительница» многих европейских конных монументов (как типаж), в том числе, рассмотренных монументов.

6. Наполеоны Кановы и Торвальдсена, Бартолини и Рамея.

Без наполеонов невозможно закончить данную статью. При этом, в полноразмерной статуе, о которой шла речь в пункте 3, роль головы значительно меньше, нежели в бюсте пропорционально соотношению масс головы и туловища (шутка).

Поэтому посмотрим на бюсты.

Наполеон - Канова фото1

Канова. Наполеон первый консул. 1802. Поссаньо. Гипсотека. Музей на родине Кановы около Венеции. Точки – те самые «пункты», по которым потом делали мраморный повтор

Торвальдсен - Наполеон1

Торвальдсен. Бюст Наполеона Бонапарта. 1830. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Канову вкус не подвел, а что касается Наполеона Торвальдсвена, то, как сказала бы восторженная Наташа Ростова, это «прелесть, что такое». Надо же так принарядить консула и императора Бонапарта. Тут все исключительно римского разлива времен августовского классицизма: лавровый венок, эгида Минервы с изображением Горгоны Медузы (кружок на груди), орел — птица римского величия.

Торвальдсен сочинил такого Наполеона по заказу Джона Мюррея, английского издателя, уже когда самого Наполона не было, остались лишь воспоминания. Что тут от Торвальдсена? Сказать трудно, если не учитывать орла и эгиду.

Лицом его Наполеон сильно напоминает гладенькое личико Бонапарта французского скульптора Антуана Шоде, который сделал в свое время первую статую Наполеона для установки на колонне на Вандомской площади в Париже, где, естественно, личика не видно.

Антураж взят у итальянца Лоренцо Бартолини (1777-1850) и француза Клода Рамея (1754-1838).

Бартолини - Наполеон фото2

Бартолини. Наполеон. 1805. Бронза. Лувр. Скульптор ну очень любил Наполеона и особенно свою покровительницу – его старшую сестру Элизу Бонапарт (в замужестве Бачокки), не очень красивую, зато напористую

Рамей -Наполеон фото3

Клод Рамей. Наполеон в костюме для коронации. Мрамор. Лувр. 1813. Поступила в Лувр в 1902

Что объединяет бюсты Наполеона работы Кановы и Торвальдсена? Прежде всего то, что это – работа на «высочайший» заказ. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *