Н.П.Румянцев, Канова и статуя «Мир»

Уповающие на силу разума отрицают существование Всевышнего. Однако, общая тенденция развития человечества со всей очевидностью подтверждает некие ранее высказанные предположения и потому поражает своею логичностью и соответствием тому, что было некогда предсказано. С другой стороны, конкретные биографии, конкретные судьбы подчас изобилуют такими зигзагами, что со стороны носят характер совершенно непредсказуемого и иррационального, что также опровергает точку зрения тех, кто так кичится своим разумом, а на самом деле не может даже представить себе, что будет через некоторое время.

Ниже проиллюстрируем всю хилость человеческого разума на примере судьбы, но не человеческой, а судьбы одной статуи, которая была создана итальянским скульптором А.Кановой по заказу русского канцлера Н.П.Румянцева. Заодно сделаем предположение о том, кому желал победы один из «придворных» скульпторов Наполеона Канова:  России или Франции . А также воздадим должное нашему канцлеру времен Наполеона и итальянскому скульптору А.Канове.

А.Канова. Мир. Мрамор. 1811-1816. С 1953 – в Киеве в Музее западного и восточного искусства

Краткое содержание заметки. Наполеон завоевал Европу, на него работает лучший скульптор Италии Антонио Канова (ему уже за 50). В 1811, примерно за год до наполеоновского нашествия, министр иностранных (потом и канцлер) России, сделавший все, чтобы избежать войны с Францией, Н.П.Румянцев, заказывает Канове статую «Мир» в честь предыдущих побед России, окончившихся подписанием мирных договоров (не с Францией, а более старых). Наполеон развязывает войну, во время этой войны (то есть в течение примерно 8 месяцев), несмотря на сплошные победы Наполеона, Канова продолжает работу над статуей. Победы Наполеона оканчиваются его же позорным бегством. Канова оканчивает статую, которая становится символом победы России уже в этой войне. В 1953 г. статуя оказывается в Киеве, что, вообще, архиприкольно, но невесело.

Справка. Дед и особенно отец канцлера более известны. Дед был денщиком Петра Великого. Отец канцлера – Петр Александрович Румянцев был фельдмаршалом, за свои победы по приказу Екатерины II в центре Петербурга в его честь был воздвигнут монумент. К его  фамилии Румянцев через тире приставляется слово «Задунайский», поскольку именно за Дунаем он одерживал победы. Ходит легенда, что отец канцлера родился не от деда, а от самого Петра Великого.

Будущий канцлер России Николай Петрович Румянцев (тогда писали Румянцов) (1754-1826 – почти как даты жизни Кановы) менее известен, но речь именно о нем. Настоящий екатерининский вельможа: глубокие познания в разных областях, образ мыслей, привитый Екатериной, создание художественных коллекций, меценатство. Обучался в Лейдене, беседовал с Вольтером и т.п. Отличительные черты – серьезный подход к обучению, тяга к прекрасному и знаниям, патриотизм, выдвинули его на ответственные посты. Любовным романам он предпочитал серьезные научные занятия, из-за чего Екатерина II наградила его прозвищем St. Nicolas (Святой Николай). В 1791 написал краткий очерк русской истории. Всем этим он отличался от своего брата Сергея, тоже хорошего по сути человека, освободившего своих крестьян от крепостной зависимости, а также за время пребывания в Париже приобретшего славу любовника Марии-Антуанетты (жена Людовика XVI, которую казнили якобинцы).

В своем особняке Н.П.Румянцев устроил музей в Петербурге (огромная библиотека).

При Екатерине II Н.П. Румянцев был долгое время послом в Германии (тогда единой Германии не было), снабжал Екатерину, которая лично занималась иностранными делами, информацией, отчего прусский король воинственный Фридрих II не мог спокойно с ним говорить и называл его «дьяволом» и «бешеным человеком». Оценил его Павел I. С 1808 при Александре I становится министром иностранных дел, в 1813 подал прошение об отставке, то есть он стоял у руля внешней политики в самый критический период русской истории.

Он был резко против войны с Францией. Также против войны с Россией был французский посол в России Коленкур, которого восхищала северная столица России, ее двор, наследие Екатерины Великой. Хорошее отношение Александра I к Коленкуру сыграло весьма существенно свою положительную роль после поражения Франции как в судьбе Коленкура, так и самого Наполеона.

Возможно, и надо было слушать Румянцева: он был против союза с Австрией, Пруссией, приведшего к Аустерлицу (вспомним, как описал поражение австрияков Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»- симпатии эти союзники не вызывали), а надо было вступить в союз с Наполеоном и решить Восточный вопрос (проливы к Средиземному морю и т.п.). А чего стоит такой антинаполеоновский «союзник» как Англия? Основной причиной войны стал отказ России поддержать континентальную блокаду Англии, организованную Наполеоном, а также его игнорирование интересов России в Европе, особенно в русофобской Польше. Англия заранее устранила Павла I (участие в организации его убийства), который, вероятно, прислушался бы к Румянцеву.

Касаясь же родины Кановы-Италии (тогда еще была раздроблена), заметим, что еще в 1798 римский сенатор по заданию папы Пия VII (один из спонсоров скульптора) приезжал в Петербург с просьбой о военной помощи для защиты папского государства от французов.

Вопреки желанию Румянцева помирить Наполеона с Александром I Наполеон перешел границу России, после этой новости с Румянцевым случился удар и он почти полностью оглох.

А теперь как в фильме про Штирлица: если и не поминутно, то помесячно, так быстро разворачивались туда-сюда события.

1. Заказ статуи. 21 мая 1811, когда Наполеон находится в апофеозе славы и Канова работает на его семейство уже более 10 лет, через посредника Румянцев заказывает Канове статую, которая должна олицетворять три мирных договора, заключенных с участием Румянцевых:

— Абоский мирный договор 1743 (со Швецией, когда русские войска захватили всю Финляндию, но Россия отказалась от большей ее части, отодвинув всего лишь границу от Петербурга);

— Кучук-Кайнарджийский  мирный договор 1774 (с Османской империей, Россия получила Азов, установлена на все времена независимость крымского ханства от Турции. Для справки: потом в 1883 Крымское ханство было присоединено к Российской империи);

-Фридрихсгамский мирный договор  1809 (со Швецией, по которому Финляндия в качестве Великого княжества была присоединена к Российской империи). Этот мир от России подписал министр иностранных дел Н.П.Румянцев.

Заказ статуи частный. Первоначально было предложено название «Согласие», но оно было уже задействовано Кановой для «портрета в образе» для второй жены Наполеона. Поэтому статуя была названа «Мир».

Всевышний уготовил этому названию очень двусмысленное путешествие во времени, а самой статуе и в пространстве. Мир между Россией и Францией после Тильзитского мира уже трещал по швам и «диалектически» переходил в свою противоположность — войну.

В начале мая 1811 Румянцев и Александр I имеют последнюю перед войной встречу в Вильно с наполеоновским посланником, после чего Александр употребляет слово «мир» в следующем контексте: «Я не обнажу шпаги первым… (это к вопросу о том, кто начал войну) Если император Наполеон решился на войну и судьба не будет благосклонна к нашему справедливому делу, то ему придется идти до самого конца, чтобы добиться мира».

Опять метаморфоза: думая, что мир он получит после взятия столицы России, Наполеон получил  мир после взятия столицы Франции (точнее, беспрепятственного его занятия русскими войсками), а Россия сражалась не на шутку – до конца, как и предупреждал русский царь, не знавший тогда, как провидение (Всевышний) уготовит окончить эту войну.

2. Изготовление статуи. Канова обычно делал два глиняных эскиза, потом один из них переводили в гипс, а затем – в мрамор. Про эту кухню и про то, что делалось руками непосредственно скульптора, не надо вспоминать, так  как это технология, не касающаяся зрителя . Для статуи «Мир» он делает против обыкновения три эскиза в течении конца 1811 — первой половине 1812.

Канова. Первый эскиз к статуе «Мир». Гипсотека в Поссаньо (музей Кановы на его родине)

Канова. Второй к эскиз статуе «Мир»

Канова. Модель статуи «Мир»

В феврале 1812 последовал разрыв отношений между Россией и Францией, а 24 июня 1812 Наполеон перешел реку Неман и вторгся в Россию.

Итальянец Канова имел всеевропейскую славу, но войны Наполеона уже не раз вносили коррективы в его европейские заказы. Румянцев уже оплатил все расходы и цену за статую. Канова работал в Риме, который был захвачен французами и был частью их империи. В соборе Св. Петра (сейчас – в карликовом государстве в Риме — Ватикане – которое впервые получило такое название в 1929, а во времена наполеоновские это было большое папское государство, которое и победил Наполеон) в сентябре 1812 устраивались торжественные мессы, а колокола не раз возвещали Te Deum (христианский гимн «Тебя, Бога, хвалим») в честь побед Наполеона в Смоленске, при Бородине, при вступлении Наполеона в предместья Москвы.

В.В.Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах. 1897

Наполеон сидел в Москве около месяца в сентябре-октябре 1812.

Что должен был чувствовать Канова в это время, делая статую для русского министра иностранных дел с названием «Мир» и одновременно выполняющего массу заказов для Наполеона, который, казалось, вот-вот завоюет Россию? Какой такой мир будет олицетворять статуя? И кому Канова втайне сочувствовал? Об этом мы можем судить только по косвенным фактам, потому что великий скульптор не афишировал свои политические предпочтения. Факты говорят о следующем.

Как раз во время тяжелейших поражений России он доделывает для Румянцева модель статуи «Мир» в натуральную величину и нацарапывает на ней «Закончена в сентябре 1812». Наполеон сидит в это время в Москве, кажется, он победил.

А далее Всевышний и народ России, включая командование армией и царя, прерывают цепь победных реляций. Наступает примерно двухмесячное молчание. 26 декабря 1812 приходит весть о поражении в России, естественно, Наполеоновской орды.

О чем не мог знать Канова, так это о тех довольно унизительных предложениях мира, с которыми Наполеон навязывался к Александру I, видя из кремлевских окошек «победоносных» грабителей с награбленным барахлом. Слово «мир» звучало постоянно в Кремле, когда там сидел Наполеон, если бы не надежда на мир, корсиканец слинял бы из Москвы уже давно.

В.В.Верещагин. На этапе – дурные вести из Франции. 1887-1895

3. Надписи на статуе и перевод в мрамор. После поражения Наполеона, письмом просили Канову заменить надписи о трех победах на статуе с французского на русский, однако, накануне Венского конгресса, на котором председательствовал Александр I, надпись была заменена на латынь. Румянцевская статуя Мира оказалась символом России, возвещавшей мир народам Европы на латыни.

Справка. Венский конгресс, куда съехалось огромное число монархов, начался в 1814. Александр I был монархом главной страны, победившей супостата. Речь шла о посленаполеоновском устройстве Европы, в частности, о кандидатуре нового монарха Франции. В итоге им стала креатура Англии из числа Бурбонов – Людовик XVIII (отсиживался при Наполеоне в Англии), не очень нравившийся Александру I.

После долгих злоключений и переписки с Кановой статуя была переведена в мрамор и была доставлена в Петербург в ноябре 1816.

Статуя была установлена в роскошном дворце Румянцева на берегу Невы. Вызвала восхищение и ажиотаж – все ходили ею любоваться. Гнедич записал, в частности:

«Граф Н.П.Румянцев многими и беспримерными для частных людей опытами увековечивший любовь свою к отечественной славе, пожелал также ознаменовать три  мира, приобретенных к славе России рукою Румянцевых…Художник благородную мысль Патриота принял с восторгом, с пламенным желанием… Статуя Мира, по признанию самого художника, вместе с его Венерою, деланной для Флоренции, есть лучшее его произведение…».

Статуя «Мир». Фрагмент. На колонне кадуцей – жезл глашатаев у греков и римлян, жезл Гермеса, который обладал способностью примирять

4. На чьей стороне был Канова?

Для сравнения поганенькая цитатка от французика М.де Латуша, который в 1825 сопроводил издание гравюр с работ Кановы комментариями. Гравюры не вызывали у него отрицательных реакций, пока он не дошел до нашей статуи «Мир». Сей субъект написал:

«…Побежденный (Россия) здесь (в Европе) все еще мечтает о мести, а победитель (Франция) размышляет об украденной у него победе. Можно ли говорить о мире, если триумф отдан тому, кто попирает добро и справедливость (это про Россию), а достойному (это про Францию) насмешкой судьбы ниспослано поражение? Сама богиня Мира не сойдет более на эту землю, ибо она может царить лишь вместе со Свободой: довольствуемся же ее изображением. Некий придворный из варварской страны (это про Россию), некий канцлер по имени Романцов (это наш Румянцев), заказал ваятелю образ этого божества… Резец еще не коснулся мрамора, а будущий символ Мира уже стал насквозь ложным».

Вот так: варвары, которых победил корсиканец, украли у него победу, а статуя «Мир» насквозь ложна. И поди ж ты -лжец, а про судьбу-злодейку уже понимает, в отличие от неверующих.

Кстати, латушей было много, таков и де Кюстин, поездивший на русских хлебах по России, а потом написавший пасквиль по истории России, очень нравившийся в Европе а потом, в частности, и Бжезинскому.

В.В.Верещагин. В Успенском соборе. 1887-1895

Русские церкви по пути следования великой армии были превращены в конюшни, все кругом было разграблено, осознанно поругано, изрублено, в церквях остались бутылки, бочки, следы пьянства. При этом, у латушей виновата Россия.

А что думал сам Канова по поводу латушского «победителя» и варваров? Судя по тому, что он доделывал статую фактически в момент, когда все считали Наполеона победителем, он не был очень рад. Когда же статуя была закончена в мраморе, Канова написал письмо по поводу этой статуи, в котором содержались такие строки:

«…Сознаюсь, что я работал над ней не без рвения, но все мои труды и размышления  над ней искупались надеждой достичь той заветной цели, к которой я стремился – оправдать благосклонное доверие, оказанное мне сиятельным заказчиком и его великой нацией».

Вот так, Канова назвал подданных Александра I великой нацией. Уж про нацию написал точно не из-за этикета.

Канова сопроводил письмо гравюрами, среди которых была и гравюра, где явно указано, что не только старые мирные договоры, но и мир после войны с наполеоновской ордой символизирует эта статуя (не надо забывать, что французы оккупировали Италию и разграбили лучшие ее художественные ценности, за которыми ездил Канова во Францию в 1815).

Статуя Мира. Гравюра Пьетро Фонтана с оригинала А.Кановы. Гравюра из библиотеки в Бассано в Италии. Такую же гравюру и прислал Канова со своим письмом.

5. Дальнейшая судьба статуи. В 1831 уже после смерти заказчика статуи особняк Румянцева, в котором стояла статуя «Мир» (мраморный вариант, присланный Кановой), был открыт в Петербурге в качестве первого Русского Национального музея (Румянцев так и не создал свою семью). Финансовые неурядицы и недостаток места для коллекции заставили перевести музей в Москву в 1861 в Дом Пашкова около Кремля (просторный и очень красивый). «Московский Публичный и Румянцевский музей» разросся и стал главным музеем Москвы, в 1913 в честь 300-летия династии Романовых получил титул Императорского. В 1927 здание перешло Российской Государственной библиотеке.

Наконец, финал — «апофеоз». В 1953 статуя никто не знает почему была передана в киевский Музей западного и восточного искусства, созданный на рубеже XIX и XX веков (Николай II выделил 50 000 рублей на строительство). Помните, как говорил Куравлев: «… я артист больших и малых театров», почему не добавили к западному и восточному еще южное и северное направления? Именно в этом году большой нелюбитель религии и большой любитель квадратно-гнездового способа посадки кукурузы стал генсеком, подверженным большому влиянию политических чар своей супруги (о вкусах не спорят), после чего все и покатилось… Случайное совпадение? Нет, это — Божья кара.

Ныне статуя в Киеве. Стоит в вестибюле музея в поврежденном виде: утратила навершие скипетра и оливковую ветвь (символ мира).

6. Немного об эстетике. Неверующий Фома скажет: да эта статуя интернациональная, и ничего в ней не менялось, все «зигзаги» истории не имеют отношения к самой статуе и, вообще, не надо нам «опиума для народа». Не будем спорить. Наблюдательный (но «шизанутый») Фома прав в одном: Канова питался «духом античности», ничего национального в статуе нет. И не надо. Канова «изобретал античность», то есть не копировал ее в деталях, а работал над формой, полагаясь на свое видение. Искал положение рук, устранял в эскизах недостатки, в частности, убрал дыру между статуей и подставкой (хорошо видна на первом эскизе). Фигура аллегорическая, это было нормально и привычно, отвечало целям и задачам скульптуры. Ассоциация с «греко-римским», пусть и уже в большой степени сочиненным всякими теоретиками типа Винкельмана в XVIII веке, была понятным языком. Красота общего контура, пропорции, игра линий складок, уравновешенность. «Мокрые» античные драпировки давно сменились нежной вуалью тонкой ткани.

Главное — спокойствие, так ценимое греками, которое излучает «Мир». Как сказали бы греки, имевшие на каждый «чих» специальное словечко, сплошная «атараксия» (невозмутимость, душевное спокойствие), именно ею обладали многие античные скульптуры особенно классического периода, ее-то так ценил Винкельман и его единомышленники. Естественно, «Мир» тем более должен был быть изображен в состоянии атараксии.

Восхищавшиеся статуей современники писали о том, что на самом деле «Мир» не античная скульптура, а скульптура современного мира, как пример: у античных скульпторов пряди волос не выбивались так игриво из-под под диадемы. Канова использует разработанные им же формы прически (с пучком волос), тип лица. Веет ли от этого прохладой? Канова и не скрывает, что все просчитано, что мы видим игру ума. Между прочим, в любом произведении у художников мы видим некую «игру». Даже у импрессионистов присутствует «игра отсутствия ума». Каждый играет тем, что у него есть.

Канова объяснял в письме программу статуи. Образ и атрибуты взяты из римских монет. Богиня Мира могла сидеть, могла стоять, могла быть с крыльями, могла быть в диадеме, могла быть со скипетром на длинном древке (символ божественной власти), с оливковой ветвью, попирать змею (символ войны).

И еще:  Канова относил эту статую к самым своим удачным произведениям.

Та же статуя «Мир». Фотография XIX века. Еще целы оливковая ветвь в правой руке и навершие  скипетра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *