Ленты и лавры на голове Наполеона

Кто и как ваял бюсты императора. Его кумиры.

Два отречения Наполеона

 

Сегодня расскажем о прекрасных скульпторах, некоторые из которых ваяли изображения королей из династии Бурбонов. После прихода к власти революционеров скульпторы переключились на новых властителей Франции во главе с Наполеоном I. Итак, речь пойдет о бюстах Наполеона, сделанных Гудоном, Бартолини, Бозио, Буазо, Торвальдсеном, Кановой, Шоде. Расскажем, что означает лента  и лавровый венок на голове Наполеона, а также об излюбленной  форме бюста , о Юлии Цезаре и Карле Великом, ка которых хотел быть похожим новоиспеченый император из династии Наполеонов, а также о характере Наполеона. 

Итак, несогласные, казнившие короля в 1793, в итоге получили на свою голову императора Наполеона и кровавые войны, остановить которые смогла только Россия. Франция же после завершения эпохи наполеоновских войн была настолько генетически истощена, что в будущем уже не смогла эффективно противостоять нашествиям соседей, в результате чего немцы безбоязненно промаршировали по Парижу в 1870 и потом при Гитлере в 1940.

При Наполеоне процветала неслыханная по масштабам монументальная пропаганда с распространением культовых бюстов среди народа. За право изваять диктатора соперничали названные выше скульпторы под руководством директора Лувра Денона, а также сестры императора Элизы Бачокки.

1. Наполеон Гудона или “вспомним, каким он парнем был” 

В августе 1806 Наполеон с императрицей (первой женой Жозефиной) остановился в Сен-Клу (примерно в 1870 дворец погиб). Престарелый Гудон, известный своим портретным мастерством, получил через Денона высочайшее дозволение провести несколько сеансов с позирующим Наполеоном.

Результатом этого стал бюст императора:

Гудон. Наполеон I. 1806. Терракота. Дижон. Франция. Надпись на основании бюста на французском языке «Его Величество/Император и Король/ Сделано с натуры/Сен-Клу август 1806

Гудон. Наполеон I. 1806. Терракота. Дижон. Франция. Надпись на основании бюста на французском языке «Его Величество/Император и Король/ Сделано с натуры/Сен-Клу август 1806

По поводу этого бюста было много восторгов зрителей («это сама жизнь», «поразительное сходство» и т.п.), но бюст простоял в студии скульптора до распродажи в 1828 после смерти Гудона. Гудон даже побеседовал с Наполеоном, который отметил трудности скульптурного портрета в связи с отсутствием у скульптора красок живописи, на что Гудон ответил, что мрамор устраняет эти трудности.

Кроме этого бюста Гудон умудрился сделать еще одного Наполеона:

Гудон. Наполеон в форме полковника гвардейских егерей (colonel des chasseurs de la garde). 1808. Мрамор. Версаль. Излюбленная форма императора

Гудон. Наполеон в форме полковника гвардейских егерей (colonel des chasseurs de la garde). 1808. Мрамор. Версаль. Излюбленная форма императора

И хотя Гудон постарался вырезать и крест Почетного легиона, и вышивку с изображением Великого орла, Наполеон у него так и остался капралом, а бюст остался в застенках Версаля. Нельзя быть таким реалистом!  Так в любимчики не выйдешь.

2. Наполеоны Бозио, Буазо, Шоде, Бартолини, Кановы, Торвальдсена и не только.

Теперь назовем «счастливцев»: вовсе откровенных подхалимов и умеренно восхвалявших корсиканца. На наш взгляд, совсем подхалимом был Бартолини, а изыскано тонкое восхваление продемонстрировал Канова. Причина тому – молодому скульптору Бартолини надо было отвоевывать место под солнцем, а Антонио Канова уже всего добился, ему пресмыкаться перед новой властью нужды не было, равно как и обожать разграбивших Италию французов.

Бронзового идола-Наполеона работы Бартолини мы уже видели в предыдущей статье. Но был аналогичный мраморный (с мрамором у семейства Бонапартов проблем не было, поскольку в их собственности были Каррарские мраморные рудники, там же, в Карраре работал и Бартолини).

Слева: Бартолини. Наполеон I, носящий железную корону под короной из лавра. 1806. Мрамор. Версаль. Справа: Канова: Наполеон I. 1802. Чатсворд, Девонширская коллекция, England. Такой же бюст есть и в галерее Питти во Флоренции. Не стесняются европейцы ставить этого идола, убившего столько народа. Наполеон у Кановы ускромнен, но косит под Августа из Прима-Порта

Слева: Бартолини. Наполеон I, носящий железную корону под короной из лавра. 1806. Мрамор. Версаль. Справа: Канова: Наполеон I. 1802. Чатсворд, Девонширская коллекция, England. Такой же бюст есть и в галерее Питти во Флоренции. Не стесняются европейцы ставить этого идола, убившего столько народа. Наполеон у Кановы ускромнен, но косит под Августа из Прима-Порта

Слева: Бозио (автор памятника Демидову в Нижнем Тагиле). Наполеон I. 1810. Мрамор. Версаль. В центре: Буазо. Бюст генерала Бонапарта. Совсем еще романтичный молодой офицер. 1798. Стоит во многих местах. Справа: Торвальдсен. Наполеон I. 1830. Мрамор. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Слева: Бозио (автор памятника Демидову в Нижнем Тагиле). Наполеон I. 1810. Мрамор. Версаль. В центре: Буазо. Бюст генерала Бонапарта. Совсем еще романтичный молодой офицер. 1798. Стоит во многих местах. Справа: Торвальдсен. Наполеон I. 1830. Мрамор. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Еще один романтический бюст:

Шарль Луи Корбе (1758-1808). Бюст Наполеона Бонапарта. 1798. Еще генерал, даже не консул

Шарль Луи Корбе (1758-1808). Бюст Наполеона Бонапарта. 1798. Еще генерал, даже не консул

Заметим, что из всех бюстов самый «льстивый» по виду сотворил Торвальдсен, но сделал он это не из подхалимских соображений, а только выгоды ради, и произошло это через шесть лет после смерти Наполеона, ибо не только в России водились обожатели супостата (например, А.Н.Демидов), но и в воевавшей с Наполеоном Англии: Торвальдсен своего идола сделал по заказу английского издателя Джона Мюррея. Получился шикарный бюст на тему «Любой каприз за ваши деньги» (подробности здесь).

Давным-давно, в сказочные времена застоя октябрята носили звездочку, на ней был изображен Ленин в возрасте примерно 8 лет, потом он дорос до «Ленина на броневике» и даже выше. А вот, как друг Бартолини знаменитый Энгр, ученик якобинца Давида, изображал этапы жизненного пути корсиканского идола.

Справа: Энгр. Бонапарт Первый Консул. 1804. Льеж. Музей изобразительного искусства. Слева: Энгр. Наполеон I на троне. 1806. Дом инвалидов. Париж. Какой резкий карьерный взлет!

Справа: Энгр. Бонапарт Первый Консул. 1804. Льеж. Музей изобразительного искусства. Слева: Энгр. Наполеон I на троне. 1806. Дом инвалидов. Париж. Какой резкий карьерный взлет!

3. О фанатах Наполеона и два слова об английской  исторической живописи

Раскрутив педали, остановиться трудно. Так любили Наполеона (не все), что и  после его смерти обожатели продолжали наполеоновскую тематику. Иногда это приводило к казусам. Вот, к примеру, картина одного англичанина:

Ласлет Джон Потт (1837-1898). Наполеон сообщает Жозефине о разводе

Ласлет Джон Потт (1837-1898). Наполеон сообщает Жозефине о разводе

Ясно, что картина красивая и что написана она через несколько десятков лет после ухода из жизни Наполеона и Жозефины. Англичанин Джон Потт, видимо, не сильно заморачивался при выборе сюжета и композиции картины. Развод Наполеона и Жозефины  состоялся в  1809. Бюст Наполеона на картине шикарный, но этот бюст сделал Торвальдсен только в 1830 по заказу английского издателя. Как он мог оказаться у Наполеона в 1809 – это маленький секрет английского исторического живописца, пронизавшего время в обратном направлении.

А вот, как следовало бы на картине развести супругов:

Анри-Фредерик Шопен (1804-1880). Развод Наполеона и Жозефины. Середина 19 века

Анри-Фредерик Шопен (1804-1880). Развод Наполеона и Жозефины. Середина 19 века. Изображен чуть более поздний момент, Жозефина уже пришла в чувство и подписывает протокол развода. Небольшой орел сидит над головой Наполеона-императора, как говорится, скажите спасибо, что там не сидит лев

Упомянутый выше бюст Наполеона на картине английского художника – это мелкий и даже досадный фейк. Коллективный запад  давно уже вместо истории создал злобные мифы и легенды. И хотя Великобритания люто ненавидит Россию, надо же и меру знать. Но как говорил один известный европейский персонаж, «чем больше ложь, тем охотней в нее поверят». Англичанин Ричард Холмс в книге «Военные походы Наполеона» врет следующим образом (об акцентах, расставленных этим писателем в упомянутой книге, не говорим):

«Обручение Наполеона с австрийской принцессой Марией Луизой оскорбило русского царя, собиравшегося выдать замуж за французского императора свою младшую сестру» (стр. 50).

«Положение русских (после Бородинской битвы) было не лучше: среди старших офицеров началась грызня, а казаки и солдаты, отставшие от своих частей, не брезговали грабежом соотечественников. Не было никакой гарантии, что русская автократия сумеет пережить шок, вызванный падением Москвы. Многие русские начали заключать пари на то, устоит ли режим, а крепостные, вдохновленные успехом импровизированной партизанской войны, отказались подчиняться своим господам. Однако, как уже не раз бывало в русской истории, вторжение вызвало подъем патриотических чувств во всех слоях общества» (стр. 52).

Только попытайтесь представить себе престарелого князя Болконского, который заключает пари со своей дочерью Мари на предмет, ворвутся французы в его имение или нет. Однако, чует dog, чье мясо съел, говоря про патриотические чувства. Всё, как сейчас, потому и работают над одурачиванием молодежи разными «голосами».

А что касается разговоров о женитьбе Наполеона на сестре Александра I, то все было ровным счетом наоборот: именно отказ русского царя, а, скорее, вдовствующей императрицы (жены Павла I) в ответ на сватовство к одной из сестер русского императора обидел корсиканца. А австрийская принцесса оказалась сговорчивее.

4. Юлий Цезарь Пажу и Наполеон Шоде

Две парные статьи про Наполеона и римского императора Августа, которые не захотели оставаться консулами, а предпочли стать императорами, на СКУЛЬТПРИВЕТ были уже давным-давно опубликованы, аналогия была зафиксирована. Еще раз признаем: Наполеон косил под римского императора Октавиана Августа. Но Наполеону в качестве образца для подражания годился и Юлий Цезарь, предшественник Августа. Вот сейчас посмотрим на Юлия Цезаря, хотя разговор идет все о том же Наполеоне.

Огюстен Пажу (1737-1809). Юлий Цезарь. Мрамор. 1802. Люксембургский дворец. Париж. Бюст в форме гермы

Огюстен Пажу (1737-1809). Юлий Цезарь. Мрамор. 1802. Люксембургский дворец. Париж. Бюст в форме гермы

Справка. Сначала Бонапарт стал Первым консулом. Потом стал пожизненным Первым консулом. Потом императором. И все за какие-нибудь 5 лет (с 1799 по 1804).

Откуда Цезарь во дворце Тюильри в Париже в компании эсквайра Вашингтона? Ни для кого не секрет, что корсиканец (Наполеон) тешил себя мыслями о римской античности. В США тоже обожают эту аналогию.

В конце 1799 Бонапарт, тогда еще Первый консул, обосновался в древнем королевском дворце Тюильри в Париже (там когда-то жил Людовик XVI), это самый центр Парижа, рядом с Лувром. Брат Первого консула (Наполеона) Люсьен Бонапарт, занимавший тогда должность министра внутренних дел (а чего стесняться семейственности, консул же Первый, а не последний), в приоритетном порядке решил обустроить жилище брата.

Люсьен Бонапарт написал в центральную администрацию музея (при дворце):

«Граждане, Галерея Дворца Консулов должна быть украшена 22-мя бюстами. Один уже сделан, это бюст Брута. Два других заказаны Гудону – эсквайра Вашингтона и Мирабо (эти деятели на СКУЛЬТПРИВЕТ уже были показаны). Осталось 19». 

Далее между другими скульпторами были распределены оставшиеся великие знаменитости, изображения которых надлежало перевести в мрамор. Пажу было предоставлено право выбрать себе персонаж, поскольку Пажу был в почтенном возрасте и блестяще доказал свое мастерство. Он выбрал Цезаря. Бюсты были сделаны, но потом рассеялись по миру.

Куда же в подобном пантеоне без Юлия Цезаря: ведь он подал пример, установив на двух колоннадах своего форума в Риме статуи своих предшественников – триумфаторов, дабы не забывал их народ. В итоге среди французов, американцев и т.п. в Тюильри оказалось восемь античных персонажей.

Пажу, создавая Юлия Цезаря по заказу брата Наполеона, ориентировался на статую французского скульптора Николя Кусту (1658-1730) сделанную во времена Людовика XIV. Юлий Цезарь был всего лишь консулом и по совместительству диктатором, – римские императоры пошли позднее. Консул Юлий Цезарь как нельзя лучше соответствовал образу консула Бонапарта.

Николя Кусту. Статуя Цезаря. 1696. Для сада Версаля. Более известны его «Кони Марли» и брат Гийом Кусту, а родом они приходились племянниками самому Куазевоксу

Николя Кусту. Статуя Цезаря. 1696. Для сада Версаля. Более известны  «Кони Марли», которых сделал его брат Гийом Кусту, и оба они приходились племянниками самому Куазевоксу

В официальной статуе Пажу не мог себе все позволить, зато в рисунке так расслабился, что этот рисунок легко можно перепутать с каким-нибудь плакатом 20 века.

Пажу. Римлянин в лавровом венке. С античного бюста

Пажу. Римлянин в лавровом венке. С античного бюста. И где он видел такого античного римлянина? Он заставляет вспомнить американских президентов на голливудском холме или Данте Алигьери в лавровом венке

Официальным бюстом, понравившимся Наполеону, был бюст французского скульптора Антуана Дени Шоде (1763-1810), входившего в тройку любимых скульпторов наполеоновской империи (Шоде, Бозио, Шинар).

Шоде. Бюст Наполеона Есть с ленточками, есть без ленточек

Шоде. Бюст Наполеона Есть с ленточками, есть без ленточек

После побед 1805 Наполеон тут же воздвиг Вандомскую колонну на месте некогда стоявшего на Вандомской площади памятника Людовику XIV работы Франсуа Жирардона. Говорят, колонна была сделана из металла трофейных пушек. В интернете есть фото снесенной колонны (1871), на мостовой валяется статуя Наполеона – позднее ее восстановили. Первоначально Наполеона в виде цезаря на Вандомской колонне сделал именно Шоде.

Наполеон I в виде римского цезаря. Стоял на Вандомской колонне в Париже. А некогда на площади стоял Людовик XIV, точнее, сидел на коне

Наполеон I в виде римского цезаря. Стоял на Вандомской колонне в Париже. А некогда на площади стоял Людовик XIV, точнее, сидел на коне

Наполеон был разбит в Бельгии в битве при Ватерлоо в 1815. Там насыпали высоченный холм, на вершине которого установили памятник со львом («Лев Ватерлоо»). Говорят, льва отлили из металла захваченных французских пушек. Он символизирует как военачальника Велингтона, так и страны-победительницы.

Лев Ватерлоо. Фото С.Р.

Лев Ватерлоо. Фото С.Р.

В качестве иллюстрации наполеоновских “подвигов” приводим следующие фото:

Кираса французского кирасира, пробитая английским пушечным ядром в битве при Ватерлоо

Кираса французского кирасира, пробитая английским пушечным ядром в битве при Ватерлоо

Пила, которой отнимали ногу лорду Экбриджу во время битвы при Ватерлоо

Пила, которой отнимали ногу лорду Эксбриджу во время битвы при Ватерлоо

5. Ленточки, диадема, лавровый венок на Наполеоне.

У Юлия Цезаря Пажу можно видеть ленточки. Бартолини пустил по плечам бронзового и мраморного Наполеонов ленточки, причем, если на бронзовом варианте они подобны ремням такелажника, то на мраморном уже похожи на украшения и имеют орнаменты. Ленточки у Наполеона воспроизвел и Гудон. Пажу украсил этими лентами Юлия Цезаря. Ленты фигурируют на профиле Людовика XVIII (восемнадцатого).

Ленточки на голове оказались у Наполеона и Александра I:

Памятная французская медаль «Эрфуртский конгресс 1808 года». Лицевая и оборотная стороны

Памятная французская медаль «Эрфуртский конгресс 1808 года». Лицевая и оборотная стороны

Оказывается, ленточкой просто подвязаны волосы, а, могли быть связаны две ветви лаврового венка. Посмотрим сзади на бюст Наполеона, чтобы понять, как проинтерпретировал ленточку Гудон:

Гудон. Наполеон I. 1806. Вид сзади

Гудон. Наполеон I. 1806. Вид сзади

Гудон. Наполеон I. 1806. Вид сбоку

Гудон. Наполеон I. 1806. Вид сбоку

Вот ленточка, которой скреплены две ветви лаврового венка:

Медаль с ленточками. Code Napoleon – кодекс Наполеона, которым очень гордятся французы

Медаль с ленточками. Code Napoleon – кодекс Наполеона, которым очень гордятся французы. Профиль явно намекает на портрет работы Кановы

Но то была ленточка не простая.

Справка (о «ленточке»). Диадема – ленточка вокруг головы. У древних греков женщины носили ленточку для красоты, зато мужчины – как символ победы, например, в спортивных состязаниях (знаменитый «Диадумен» Поликлета победил в соревновании и повязал себе ленточку – диадему). На Древнем востоке, в Элладе, в раннем и позднем Риме считалась знаком царского достоинства.

Подобает ли ленточка Юлию Цезарю? Брут убил Юлия Цезаря. Натерпевшись от триумвирата, чего-то подобного боялся и сам Цезарь при жизни, потому «косил» под демократа, отказался от титула царя и дабы не быть обвиненным в отходе от республиканских заветов опасался примерять на себя символ царской власти в виде ленточки. Когда ему предложили царский венец, он ответил : «В Риме только один царь – Юпитер», и приказал солдатам сделать надпись, что он отказался от предложенной ему царской власти. Только позднее божественный Август, кумир Наполеона, смог себе это позволить.

Зато лавровый венок безбоязненно мог себе позволить и Юлий Цезарь в качестве диктатора-триумфатора.

Справка (о лавровом венке). Когда Аполлон убил Пифона, то шел и размахивал лавровой веткой. Так лавровая ветвь, а затем лавровый венок стали символом победы. В Древнем Риме лавровый венок стал символом могущества, победы и мира.

Вот теперь все стало ясно. Что там было на уме у скульпторов, мы не узнаем. Ясно, что Наполеон вряд ли позировал Гудону с прической в виде хвостика с бантиком. Просто кто-то насмотрелся античных римских монет, где ленточки имели место. Бартолини, Гудон изобразили ленточку – символ царской власти. Уже не особо верующие в символы и насмотревшиеся на кумиров художники нацепляли ленточку на Людовика XVIII скорее, как бантик на парике.

А что же Пажу, зачем он ленточкой излишне возвысил консула Юлия Цезаря до уровня царственной особы? Будем считать, что Пажу украсил ленточкой консула (не царя!) Юлия Цезаря в знак признания богини Венеры, которую род Юлиев считает своей прародительницей (не зря на форуме Цезаря стоял некогда Храм Венеры Прародительницы). Есть монета, где Венера украшена ленточкой, но она красавица, ей любые ленты к лицу.

Однако, если учесть, что своего Цезаря с царской ленточкой Пажу сделал всего за два года до того, как простой Первый консул Наполеон короновался императором, то в этом угадывается также и «дальновидность» скульптора, который смотрел на два года вперед, а тщеславный характер корсиканца ни для кого не был секретом.

Это все, конечно,  шутки. Вряд ли у французских скульпторов с их занятостью было время вникать во всякие тонкости с ленточками, просто кто-то опробовал ленточки, критики не последовало, значит можно и нужно с ленточками.

Украшать Наполеона ленточкой начали задолго до Гудона. Смотрим:

Джузеппе Лонги. Портрет генерала Наполеона Бонапарта. Рисунок 1796 г

Джузеппе Лонги. Портрет генерала Наполеона Бонапарта. Рисунок 1796 г.

Бравый генерал – копия Данте Алигьери в молодости или какого-нибудь еще пиита, однако, сделан он во времена Директории.

Справка. Директория (форма государственного устройства Франции) – Франция в последней фазе Великой Французской революции (1795-1799 годы). Именно борясь с войсками Директории Александр Васильевич Суворов (годы жизни 1730 г. – 18 мая 1800 года) осенью 1799 года совершил знаменитый переход через Альпы из северной Италии для соединения с русско-австрийским корпусом. Но с Наполеоном ему не суждено было встретиться. Англичане, ненавидевшие Францию и еще более – Россию, так прокомментировали военную ситуацию:

Генералиссимус Суворов тащит на веревке пятерых членов Директории. Английская карикатура 1799

Генералиссимус Суворов тащит на веревке пятерых членов Директории. Английская карикатура 1799 г.

Нам ясно, что, если бы Суворов не умер, не было бы Наполеона – императора. А что касается его пересечения с Суворовым, так в 1798 Наполеон укатил в Египет, там и воевал. Вернулся из Египта, глядь, а вся Директория окончательно прогнила. Он и взял власть 18 брюмера (то есть 9.11. 1799 по человеческому летоисчислению), началась диктатура, закончившаяся империей и ампиром. А Талейрана сразу же назначили министром иностранных дел.

6. Воровство во времена Директории и Наполеона в вассальных странах Европы.

Это их «1990-ые», а для чего еще нужна революция? После революции власть переходит к мерзавцам, шулерам, неостепененным младшим научным гуманитарным сотрудникам,  комсомольским работникам, ворам, то есть всяческим отбросам, потом следует термидор. Профессор Е.В.Тарле, специалист по Наполеону, пишет про послереволюционных сподвижников Наполеона, когда корсиканец взбирался по карьерной лестнице:

«В эпоху Директории, в годы развеселых кутежей директора Барраса, в разгар спекуляций финансиста и хищника Уврара, в эпоху оргий крупных и мелких казнокрадов и поставщиков было трудно, казалось бы, удивить кого-либо взятками, их обилием и повседневностью. Но Талейран все-таки удивил даже своих современников, давно отучившихся в этом смысле чему-либо удивляться. Он брал взятки с Пруссии, брал С Испании, брал с Португалии, брал с Соединенных штатов, брал с колоний и метрополий, с материков и островов, с Европы и Америки, с Персии и Турции; брал со всех, кто так или иначе  зависел от Франции, или нуждался во Франции, или боялся Франции. Взятки он брал огромные, даже как бы не желая обидеть, например, великую державу, если запросить с нее маленькую взятку.  Так он сразу дал понять прусскому послу, что меньше трехсот тысяч ливров золотом он с него не возьмет. С Австрии – по случаю Кампоформийского мира – он взял миллион, с Испании – за дружеское расположение – миллион, с королевства Неаполитанского – полмиллиона… Писали, что за 1797-1799 годы он  получил 13650000. Но ведь эти два года были, можно сказать, лишь детской игрой сравнительно с последующими годами, с годами полного господства Наполеона над всей Европой, когда Талейран оставаться министром.

Но взятки вовсе не были единственным источником обогащения. Через своих любовниц и своих друзей, и через друзей своих любовниц Талейран почти беспроигрышно играл на бирже: ведь он заблаговременно знал, как сложится ближайшее политическое будущее… Наконец, кроме взяток и биржи, был еще и третий заработок – подряды. Талейран  имел в своем распоряжении тьму агентов, которые рыскали по вассальным или полувассальным, зависимым от Франции странам и просили там у правящих лиц подрядов на поставку тех или иных товаров и припасов.

Курьезный случай на этой почве произошел в Испании. Когда туда из Парижа явились какие-то проходимцы и чуть не с шантажными намеками и угрозами стали вымогать у испанского короля разные поставки, то французский (!) посол, адмирал Трюге, убежденный, что проходимцы действуют на свой собственный риск и страх, выслал их вон из Испании. Но послу Трюге скоро пришлось убедиться, что за спиной этих пострадавших предпринимателей стоит величественная фигура самого министра Французской республики, князя Талейрана-Перигора. Посол был за недостаточно проворную сообразительность уволен в отставку, а проходимцы, после краткого своего затмения, вновь воссияли в Мадриде».

Как все это напоминает нынешнюю вассальную Европу.

Слева: Декларация прав человека и гражданина. 1789. Справа: ангельская мордашка Талейрана-Перигора - фрагмент картины Давида «Коронация Наполеона»

Слева: Декларация прав человека и гражданина. 1789. Справа: ангельская мордашка Талейрана-Перигора – фрагмент картины Давида «Коронация Наполеона» (на картине Талейран стоит в правом углу на переднем плане)

7. Форма бюста.

Часто бюст Наполеона делался в форме гермы. Герма – в Древней Элладе – четырехгранная колонна, увенчанная изображением головы или бюстом. Первоначально гермы имели отношение к фаллическому культу Гермеса.  Были очень популярны в Древнем Риме, где использовались в качестве пограничных знаков.

Слева: резчик делает герму (античный рисунок на вазе). Справа: поздняя форма гермы - – портрет с подписью

Слева: резчик делает герму (античный рисунок на вазе). Справа: поздняя форма гермы – – портрет с подписью

Впоследствии герма еще укоротилась. В 19 веке стала одной из излюбленных форм  бюста. Такая форма явный намек на древний Рим. Образцом гермы является бюст «Юлия Цезаря» Пажу (см. выше). Форма гермы хорошо подчеркивает официальный характер изображения. Герма пошла из Греции, во времена Праксителя (4 век до н.э.) стала поясным изображением, потом стала модной в древнем Риме.

8. Как Наполеон возомнил себя Карлом Великим и как он третировал папу римского Пия VII.

Наполеон вторгся в Италию, принуждал папу поделиться с ним властью – жаждал руководить папским государством, замахивался на назначение епископов и т.п. Папа Пий VII мужественно сопротивлялся, даже издал порицающую буллу, в итоге Наполеон увез папу в Фонтенбло и в этом почетном заточении всячески уговаривал полностью ему подчиниться, поскольку совсем уж игнорировать католиков не мог. Наполеон всегда выбирал только две стратегии: между стратегией льва и стратегией лиса. Этой аналогии он научился у Макиавелли.

Беседа Наполеона и Пия VII. Гравюра 1896

Беседа Наполеона и Пия VII. Гравюра 1896

Этому предшествовал арест:

Арест Пия VII. Гравюра 19 века

Арест Пия VII. Гравюра 19 века

Нам же интересен портрет корсиканца. Вот, как Талейран описал Наполеона, «уговаривающего» Пия VII в июне 1811 в Нотр-Дам в Париже:

«… Возмущенный вид, который принял Наполеон, резкость и необузданность его выражений, как и поведение тех, к кому он обращался, превратили это странное совещание в сцену, какие он любил разыгрывать, обнаруживая в них свою ничем не прикрытую грубость.

… Нантский епископ произнес несколько слов, но император его не слушал… Наполеон продолжал говорить в течение часа так бессвязно, что слушатели сохранили бы только воспоминание о его невежестве и многоречивости, если бы приводимая ниже фраза, которую он повторял каждые три-четыре минуты, не раскрыла его главной мысли.

«Милостивые государи, – кричал он священникам, – вы относитесь ко мне, как будто я был Людовиком Благочестивым. Не смешивайте сына с отцом. Вы видите перед собой Карла Великого…Я Карл Великий, я… да, я – Карл Великий!».

Исторические подробности можно прочитать у Талейрана.

Про то, что Наполеон «косил» под божественного Августа или Юлия Цезаря, мы писали неоднократно. Оказывается, с политической точки зрения, замахиваясь на перекраивание Европы, он мнил себя Карлом Великим, при котором в 9 веке Западная и Центральная Европа на западных развалинах Римской империи были объединены в одно государство, достигшее самых больших размеров (он и король франков – французов, он и герцог баварский – везде главный – Император Запада!),

В подтверждение своих слов очередной «Карл Великий-Наполеон» и «силы Западной Европы» перешли границу России в 1812. Именно слова «силы Западной Европы» употребил Л.Н.Толстой в томе романа «Война и мир», посвященном нападению на Россию.

Впрочем пройдет всего три года и непобедимая наполеоновская Франция капитулирует. Подписывать капитуляцию от Франции пришлось Талейрану и маршалу Мармону. Вот как это было:

Капитуляция Парижа. 1815. Талейран – в виде лисы, как всегда с очаровательной головкой, маршал Мармон – в виде кота

Капитуляция Парижа. 1815. Талейран – в виде лисы, как всегда с очаровательной головкой, маршал Мармон – в виде кота

Наполеон провинился дважды: сначала его разгромила Россия, но первый раз его только «пожурили» и отстранили от источника «повышенной опасности» – власти во Франции.

Потом он сбежал с Эльбы, его опять разгромили и тогда-то и была подписана вторая капитуляция. Наполеон был сослан на остров Св.Елены примерно в 7200 км от Парижа в Атлантическом океане, где он и умер. Останки его в 1840 эксгумировали и пепел захоронили в Соборе инвалидов в Париже.

Эксгумация останков Наполеона на острове Св. Елены в 1840

Эксгумация останков Наполеона на острове Св. Елены в 1840

9. Как пожурили Наполеона после первого поражения в 1812.

После поражения в русской компании 1812 года Наполеона сослали на остров Эльбу недалеко от Италии. Россия и примкнувшие союзники предоставили в его распоряжение и подчинение остров Эльбу, что оказалось весьма недальновидным, так как недоговороспособный Наполеон потом сбежал и устроил вторичную бойню.

Вездесущий Талейран после первого разгрома Наполеона в 1812 и вступления русских войск во главе с Александром I в Париж в марте 1814 описал, как мягко обошлись с супостатом после первого его разгрома:

«В результате переговоров между союзными державами и временным правительством, с одной стороны, и уполномоченными Наполеона, с другой, было достигнуто соглашение, которое оставило императора (Наполеона) и всю его семью в благоприятных условиях и даже щадило их достоинство, как это видно из употребляемых в нем выражений. Декларация союзников была составлена следующим образом: «Желая доказать императору Наполеону, что всякая враждебность с их стороны прекращается с того момента, как исчезает необходимость обеспечивать покой Европы, и что они не могут и не желают забыть о том месте, которое принадлежит Наполеону в истории его века, союзные державы отдают ему и его семье  остров Эльбу. Они обеспечивают ему шесть миллионов дохода в год, из коих  три миллиона предназначаются ему и императрице Марии-Луизе (второй жене) и три миллиона остальным членам его семьи, именно: его матери, братьям Жозефу, Луи  и Жерому, его сестрам Элизе (Бачокки, которую ваял Бартолини) и Полине (Паолине Боргезе, которую ваял Канова) и королеве Гортензии, которая будет считаться его сестрой, принимая во внимание ее отношение с мужем.

Позднее в это распределение было внесено изменение, так как императрица Мария-Луиза не последовала за императором Наполеоном. Было установлено следующее распределение: его мать – 300 000 франков, Жозеф и его супруга – 500 000, Луи – 200 000, Гортензия и ее дети – 400 000, Жером и его супруга – 500 000, Элиза – 300 000, Полина – 300 000».

Две дамы примечательны: первая – Элиза Бачокки, покровительница Бартолини и владелица каррарских каменоломен, о которой много было написано на СКУЛЬТПРИВЕТ, вторая – Полина знаменита своим скульптурным «портретом в образе», созданным великим Кановой. Имеется в виду «Паолина Боргезе» в виде Венеры-победительницы, украшающей Галерею Боргезе.

10. Заключение.

Наполеон расстреливает роялистов из пушек. 13 вандемьера (05.10.1795)

Наполеон расстреливает роялистов из пушек. 13 вандемьера (05.10.1795)

Первое отречение Наполеона 6 апреля 1814 в Фонтенбло, когда наполеоновский министр иностранных дел Талейран вел переговоры с Александром I, смазливое личико Талейрана виднеется на картине (третий слева)

Первое отречение Наполеона 6 апреля 1814 в Фонтенбло, когда наполеоновский министр иностранных дел Талейран вел переговоры с Александром I, смазливое личико Талейрана виднеется на картине (третий слева)

Шляпа Наполеона. Потом в Соборе инвалидов ему сделали монумент в виде такой же, но огромной каменной шляпы

Шляпа Наполеона. Потом в Соборе инвалидов ему сделали монумент в виде такой же, но огромной каменной шляпы

Собственно резюме следующее:  ясно, что  Наполеон попал в ад.

Однако некоторые считали, что с его замашками и привычкой врать, и с водворением в аду у него были проблемы. Вот иллюстрация:

Дьявол не пускает его, как жаль! Карикатура начала 19 века

Дьявол не пускает его, как жаль! Карикатура начала 19 века

На стенах ада сделаны надписи:

Наполеон:   Я пришел, чтобы сделать вас свободными и счастливыми.

Черти:    Уходи! Ты обманул немцев и итальянцев, поэтому Хозяин боится, как бы ты и его не обмишурил.

Чертенята на стене: Не пускайте его, не пускайте, а то все пойдет прахом.

Мы бы на первое место поставили бы картину Давида про коронацию Наполеона, где он изображен в короне, которую он водрузил сам на себя, выхватив из рук папы Пия VII. Нечистая сила знала, чего бояться, а потому соблюдала социальную дистанцию.

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Словно не очерк об исторической личности в искусстве, а вульгарное, на манер бульварного чтива, нагромождение ложных или изрядно подтасованных сведений. Субъективные оценки уместны в искусстве, а не в изложении истории. Во-первых, на момент окончания наполеоновских войн население Франции было даже больше, чем до их начала – такое процветание стране подарило правление Наполеона, несмотря на войны, которые развязывали его враги, ведь Наполеон не начинал войн, он всегда ратовал за мир с момента прихода власти. Военные неудачи французов 1870 и 1940 г.г. никак с этим не связаны, просто у них больше не было такого гения во главе страны и армии. Он был устроителем революционного хаоса и мечтал о прототипе Евросоюза, который избавил бы Европу от войн. Во-вторых, к чему приводить полувымышленные и сугубо частные позиции какого-то англичанина и еще и Толстого о событиях 1812 г, когда существуют тысячи официальных бумаг и свидетельств очевидцев. Или обсуждение литературно-художественной фантазии как-то связано со скульптурой или просто служит жалкой уловкой для не менее неуклюжей аргументации крайне субъективного и критического мнения в обход фактам? В-третьих, арест Папы – результат ошибок, допущенных подданными Наполеона при выполнении его приказа очистить папскую область, так как Папа поддерживал англичан и не соблюдал континентальную блокаду. Интриганы в центре Итальянского королевства Франции были не нужны, даже в лице главы церкви. Наполеон не хотел ареста Папы, но его приказ поняли буквально, а потом было уже поздно менять решение. Наполеон хотел на английский манер и по примеру Карла Великого, соединить светскую и религиозную власть. В-четвертых, верить мемуарам Талейран – себя не уважать. Это самое гнусное самообеление, которое когда-лидо предпринималось. Талейран продал церковь, революцию, империю, этот человек продавал всех, кто его покупал. Он предал Наполеона России и Австрии. Без него Наполеон сохранил бы власть. Талейран продал планы военной кампании 1812 царю. И этот поход русские не выиграли, просто объективные обстоятельства сложились в их пользу. Это признавали все от царя до Кутузова. И только у автора не хватает духу последовать их примеру. Наполеон не хотел этой войны, выяснив воинственные намерения царя, полагал готовиться к ней минимум три года, не нашел поддержки маршалов в самый критический момент перед отступлением из Москвы.Та же цепочка катастрофических случайностей. В-пятых, Талейран с неприкрытым цинизмом представляет предоставление Наполеону Эльбы как акт безграничного великодушия союзников. Когда Наполеон побеждал агрессоров – Австрию, Россию и Пруссию, развязывавших против него войну за войной, он с истинным великодушием сохранял их троны и страны и прощал их вероломство. Назначенное ему содержание выплачивали плохо и мало. К тому же, англичане хотели силой увести его с Эльбы на Св.Елену вопреки договорам. Пришлось ему возвращаться в реакционную Францию Бурбонов, которая призывала его вернуться и спаси завоевания революции. В-шестых, при чем здесь ад? Что за метафизика? Кто сам без греха, тот пусть кинет камень. Гете и Ницше считали Наполеона полубогом, Мережковский – последним земным воплощением Аполлона, настоящего Человека, последней надежды цивилизации на земной рай, а автор – исчадием ада. В таких громких сентенциях на чьей стороне авторитет, автор?

    1. Обычно мы благодарим читателей за комментарии, но в данном случае, несмотря на пространность опуса-отповеди, благодарности как-то не получается. Что сказать человеку, обожествляющему Наполеона, называющему агрессором Россию, полагающему себе в качестве авторитетов Гете, Ницше и богоискателя Мережковского?… Не это ли образец того, что Ф. Достоевский назвал “духовным лакейством”? Впрочем вопрос риторический.
      А что до Мережковского, по словам комментатора, назвавшего Наполеона “последним земным воплощением Аполлона”, то есть одно любопытное замечание. В статье обсуждаются ленты и лавры, положенные разными скульпторами на голову императора, но вот изобразить его с бантом Аполлона!!!! К счастью до этого никто не додумался, а то было б весьма забавно.

      1. Целью сей сентенции была не благодарность, а попытка обратиться к здравомыслию автора и призвать его не отвлекаться от целевой, т.е. культурологической тематики статьи, которая, кстати, также не блещет эрудированностью, и не переходить на предмет очевидно непонятный и изобличающий ео невежество и некоторые другие, более неприятные свойства, которые он сам же определил в своей цитате. Я, если автору угодно, “обожествляю” историческую правду и не люблю, когда против нее грешат с таким упоением. Предмет не имеет значения. Можно предположить, что квасной патриотизм автора вынуждает его почитать за авторитетов только представителей славянской культуры. Если для автора Россия, дважды развязывавшая против Францию войну без всякого повода, а в 1811 планировавшая напасть на Францию и собиравшая для этого войска, тайно заключив антифранцузские договоры с Англией, Швецией и Австрией, при этом формально состоя в союзнических отношениях с Францией – невинная жертва, чтож, это многое объясняет. Кстати, рассуждения на тему лент имеют простой и очевидный ответ, но он автору либо неизвестен, либо он изыскивает любой повод поупражняться в мифотворчестве.

        1. Спасибо за комментарий! Язвенности много, смысла мало. Года три назад даже немцы (Die Welt) предложили с Прохоровского поля убрать памятники, поскольку у них тоже “факты” (Россия Курскую битву, дескать, не выиграла). А теперь вот любители “шарлеманей”. Оставим комментатора с его корсиканским “божеством”, кюстинами, и продолжим свой бренный путь в своем квасном патриотизме.
          На этой оптимистической, надеюсь для всех, ноте дискуссию считаю закрытой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *