Похищения Ч. 4 Джамболонья “Похищение сабинянки”

Уникальность ADVEGO - 97%                                

В статье рассказывается об одной из центральных скульптурных композиций лоджии Ланци во Флоренции – знаменитом «Похищении сабинянки» скульптора Джамболоньи. Потом посмотрим на то же похищение в исполнении Адриана де Вриса. И, наконец, глядя на две почти одинаковые картины Пуссена «Похищение сабинянок», зададимся вопросом, кого похищали римляне: замужних сабинянок с детьми или просто девиц. Кроме того, у читателя будет возможность посмотреть картину «Раздача орлов» Давида, картину Пикассо «Похищение сабинянок» (уродство), полную народа лоджию Ланци во Флоренции,  Горациев и Куриациев, надгробие Карла Меттерниха работы Раухмиллера, прочитать про Энея, Ромула, Рема и Альба-Лонгу.

Эпиграф.

«Да был ли мальчик-то, может мальчика-то и не было?»

                                                                               (М. Горький «Жизнь Клима Самгина»)

1. Сюжет «Похищение сабинянок»

Это похищение никак не связано с греками, это исключительно римская история. Не все же время делать копии греческих статуй или выбирать сюжеты из греческой мифологии или истории. Так решили, во всяком случае, в Тоскане (Флоренции).

Поскольку, как ни смотри, похищение сабинянок явилось одним из первотолчков формирования древнеримской общности людей, начнем издалека.

Эней – троянец, герой Троянской войны (ориентировочно 12 век до н. э.), после падения Трои (запад Турции) он покинул Трою со своим отцом Анхизом, сыном Асканием и другими родственниками. По пути Эней заехал к Дидоне на северное побережье Средиземного моря (Африка), обманул и вероломно бросил ее, в результате чего она зарезалась. Наконец, обосновался недалеко от будущего Рима (Лаций – соседняя с Римом область, теперь Рим в центре области Лацио). Говорят, его сын основал город Альба-Лонгу (19 км от Рима), откуда потом вышли Ромул и Рем, основатели Рима. Город этот был разрушен, но теперь есть город Альбано (25 км от Рима на юг), а альбанцев не надо путать с албанцами.

Ромул – основатель Рима, первый его царь (царский период Рима 8–6 вв. до н. э., времена слегка не корреспондируют, в общем, это все было давно). Хотя все знают «Капитолийскую волчицу», которая кормит своим молоком Ромула и его брата-близнеца Рема, Ромул убил своего брата, но об этом знают меньше. Вроде как надо было мифом проиллюстрировать многочисленные гражданские войны в Риме, вот и придумали это убийство. Говорят, Ромул основал Рим на Палатинском холме, гаданиями доказал, что превосходит брата, а когда тот решил перелезть через стену города, убил его.

Убивать – так убивать. Говорят также, что три брата близнеца Горации бились с тремя братьями близнецами Куриациями – первые выступали за столицу в городе Альба-Лонга, вторые – за то, чтобы столицей стал Рим. Горации проиграли. Столицей стал Рим.

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. Красота-то какая перед собственным поражением

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. Красота-то какая без мысли о грядущем поражении

И почему у древних римлян так получалось, что, чтобы что-то основать, надо было кого-то убить? Битва Горациев с Куриациями, на наш взгляд, не уступает по ничтожности повода дуэли  Онегина и Ленского. Ну Рим, ну Альба-Лонга – какая теперь разница? Да и итальянцы «тянули» с Римом в качестве своей столицы аж до победы Бисмарка, а столицей Италии тем временем целых шесть лет до 1871 г. была Флоренция. Самой Италии как государства не существовало до 19 века.

Наш Давид-художник везде поспел – он и про Горациев, он и про греков, он и якобинец, он и пламенный поклонник Наполеона, он и просто про красоту. Когда Наполеон самопровозгласился императором в 1804 г., собственноручно надев корону на свою голову, им была возобновлена раздача орлов (знамен) войскам, как у римских легионов. Эту помпезную процедуру Давид изобразил на картине «Раздача орлов»:

Давид. Раздача орлов. 1810. Версальский дворец

Давид. Раздача орлов. 1810. Версальский дворец

Наполеон всячески подражал римским императорам. Образец был: божественный Август из консула превратился в императора, Наполеон из консула тоже превратился в императора. Римский штандарт легиона со времен Мария увенчивался изображением орла, потому назывался аквила (в переводе орел), вот эту иконографию и повторил новоявленный император-корсиканец. У Давида по отдельности все хорошо, а в комплексе – «куча-мала», самая хаотичная его картина.

Наконец, переходим к делу, а именно – похищению сабинянок.

Сабиняне (сабины) – соседнее с Римом племя. Дам римлянам не хватало. Некоторые сабиняне жили по-соседски на теперь римском холме Квиринале (в Риме насчитывается семь холмов). Вот их с семьями и пригласил на игры коварный Ромул. Подобно кентаврам, положившим глаз на липифинянок, римляне стали похищать сабинянок пешим и конным способом (если судить по многочисленным изображениям). Мужчины сабиняне сопротивлялись, их за это убивали. Джамболонья одного такого поверженного сабинянина изобразил лежащим под римлянином, композиция получилась трехъярусная.

Happy End. Когда сабиняне стали мстить и требовать своих женщин назад,  сабинянки уже успели нарожать детишек от римлян. Вот туту-то дамы и встали между своими братьями и мужьями, чтобы прекратить брань. Вездесущий Давид (художник классицист и по совместительству якобинец) изобразил этот исторический момент на картине с длинным названием (чтобы все поняли, зачем там на первом и третьем ярусе дети):

Ж.-Л. Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. 1799. Почти 4х5 метров. Лувр. Париж

Ж.-Л. Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. 1799. Почти 4х5 метров. Лувр. Париж

2. «Похищение сабинянки» Джамболоньи

Данная скульптура выдвинута вперед в лоджии Ланци (Орканьи) на самой знаменитой во Флоренции площади Синьории.

Лоджия Ланци. Люди как голуби, но намного приятнее, поскольку так откровенно не пачкают скульптурные шедевры на открытом воздухе. Выделяются две светлые работы Джамболоньи.

Лоджия Ланци. Люди как голуби, но намного приятнее, поскольку так откровенно не пачкают скульптурные шедевры на открытом воздухе. Выделяются две светлые работы Джамболоньи. Автор благодарит художника С. Ульяновского (https://ulyanovsky.com/) за предоставленное фото

Известный флорентийский скульптор Джамболонья (1529–1608 гг.) был на два года моложе миланского художника Арчимбольдо, удивившего современников физиономиями, составленными из овощей и фруктов. Ренессанс почему-то счел человеческий разум способным изменить мир к лучшему и «наладить» быт и сосуществование людей друг с другом, эта утопия называется иногда гуманизмом. Забавно, что термин гуманизм придумал Цицерон в рабовладельческом кровавом римском обществе. Микеланджело умер в 1564 г. в возрасте 88 лет. К концу жизни он явно разочаровался в чрезмерно оптимистическом неоплатонизме в части очищения человеческой души, но стал думать на тему жертвенной смерти Христа.

Зато молодежь, к которой в то время относился и Джамболонья, была лет на пятьдесят моложе, и ударилась в маньеризм, то есть «зашла в тыл к неоплатоникам», действуя уже без всяких философских мыслей на вечные темы. Физиономии в исполнении Арчимбольдо все видели.

Начали изображать похищаемых красавиц, преимущественно в целях демонстрации скульптурных возможностей создателей, иногда сочиняя многофигурные композиции. С выбором похищаемых особо не заморачивались, все-равно Прозерпину от сабинянки не отличишь, равно как и Плутона от римлянина.

Джамболонья (по-итальянски) или Жан де Булонь (1529–1608 гг.), если по-французски, родился он во французском городе Дуэ.  Если бы он работал при дворе тогдашнего русского царя Ивана Грозного (1530 -1584), то звали бы его Ванька Болонский, поскольку Иван из Дуэ звучит неблагозвучно. Он известен своим Меркурием на одной ножке, конными монументами покровителям Козимо I Медичи и Фердинанду I, забавной «Флоренцией, торжествующей над Пизой» ССЫЛКА, навевающей мысли о ролевых играх партнеров, и многими другими творениями, включая парковые композиции.

После Микеланджело он занимает, пожалуй, второе место среди скульпторов того времени, и он тоже изучал анатомию.

Джамболонья. Флоренция, торжествующая над Пизой. 1565-1560 г. Национальный музей Барджелло

Джамболонья. Флоренция, торжествующая над Пизой. 1565-1560 г. Национальный музей Барджелло

Трехфигурная композиция Джамболоньи «Похищение сабинянки» попала на самое  почетное место во Флоренции (в лоджию Ланци), за ней там стоит его «Геракл, убивающий кентавра». Это похищение явилось первым объемным похищением в скульптуре нового времени (16 – 19 века включительно), хотя, возможно, где-нибудь на периферии Ренессанса что-то и сваяли на эти темы.

Джамболонья. Похищение сабинянки. 1582-1584. Высота 4,1 м. Лоджия Ланци на площади Синьории во Флоренции

Джамболонья. Похищение сабинянки. 1582-1584. Высота 4,1 м. Лоджия Ланци на площади Синьории во Флоренции

Недалеко от похищения находится знаменитая античная скульптура «Менелай с телом Патрокла», где Менелай в шлеме 19 века и рукой Патрокла 17 века (реставрированы).

«Похищение сабинянки» – образец типичного маньеризма с вычурным закручиванием композиции (змеевидная фигура – figura serpentinata). Как говорится, «мне (музейщику) горе, а мальчишкам (маньеристам) смех». Вот и мучатся музейщики, не зная каким боком повернуть такую скульптуру к зрителю. В данном случае в лоджии Ланци главного героя поставили к зрителю задом, видимо, долго искали самый репрезентативный ракурс. Впрочем, особо любопытные могут прогуляться по самой лоджии и посмотреть, каков у него и перед.

Джамболонья. Похищение сабинянок. Вид похитителя римлянина спереди из-под навеса лоджии Ланци

Джамболонья. Похищение сабинянки. Фрагмент. Вид похитителя римлянина 

Джамболонья. Похищение сабинянок. Вид похитителя римлянина спереди из-под навеса лоджии Ланци

Джамболонья. Похищение сабинянки. Вид похитителя римлянина сбоку из-под навеса лоджии Ланци

А теперь все по порядку.

Итальянцам повезло (в отличие от северян), поскольку именно у них откапывали античные шедевры, прежде всего итальянские копии греческих статуй.

Насмотрелся Микеланджело на «Лаокоона», «Аполлона Бельведерского», «Бельведерский торс» (его откопали во время раскопок в 1506 и пр.) – пошли у него «Давид» и много чего, сильно напоминающего эту античность, о чем ранее много писалось на СКУЛЬПТПРИВЕТ.

А в 1546 г. еще при жизни Микеланджело в термах Каракаллы в Риме нашли при раскопках «Фарнезского быка» (назван по имени рода Фарнезе, собственников найденного раритета).

Фарнезский бык (Казнь Дирки). 2 век до н. э. Эллинизм. Нац. Археологический музей. Неаполь. В конце 18 века «Бык» переехал из Рима в Неаполь вместе со всей коллекцией Фарнезе, когда один из членов семейства стал королем Неаполя

Фарнезский бык (Казнь Дирки). 2 век до н. э. Эллинизм. Нац. Археологический музей. Неаполь. В конце 18 века «Бык» переехал из Рима в Неаполь вместе со всей коллекцией Фарнезе, когда один из членов семейства стал королем Неаполя

Молодой Джамболонья приехал в Рим года через два после обнаружения «Быка», изучал его и другие откопанные античные скульптуры, два года интенсивно тренировался в лепке, копировал «Бельведерский торс». После отбытия во Флоренцию и в Болонью он был уже настоящим мастером. Часто сюжеты этого волнительно-рукопашного времени посвящались то убийству, то похищению, то чему-то героическому. Лоджия Ланци полна таких сюжетов, последний из которых относится к 1856 г. («Похищение Поликсены»), но об этом позже.

«Фарнезский бык» сильно двигал фантазию скульптора к «многоярусным» композициям, когда некто тащит нечто над головой, а кто-то сидит совсем внизу. Это могло касаться не только красавиц, герой композиции мог нести и кабана. Вот пример из произведений того же позднеренессансного скульптора-маньериста:

Джамболонья. Геракл, несущий Эриманфского вепря. 1587 г. Бронза. Высота 43,9 см. Музей истории искусств. Вена. Если вепрь еще жив, то это вполне похищение против его воли, а если мертв, то это собственность, как всякий охотничий трофей, однако, согласно мифу, вепрь был доставлен Эврисфею живым

Джамболонья. Геракл, несущий Эриманфского вепря. 1587 г. Бронза. Высота 43,9 см. Музей истории искусств. Вена. Если вепрь еще жив, то это вполне похищение против его воли, а если мертв, то это собственность, как всякий охотничий трофей, однако, согласно мифу, вепрь был доставлен Эврисфею живым

Дж. Вазари, художник и историк искусств, крайне забавно описал сюжет «Фарнезского быка»: вместо казни Дирки путем привязывания ее к быку он описал очередной подвиг Геракла, укротившего буйного Критского быка. Что уж там думал в эти же времена Джамболонья по поводу сюжета «Быка», когда реставрировал находку, сказать не можем. Думается, ни о чем не думал, а просто проникся композицией и динамикой. Очень сильное влияние «Фарнезского быка» легко обнаруживается на барельефе, которым украшен постамент «Похищения сабинянки» работы этого скульптора.

Джамболонья. Бронзовый барельеф на постаменте под «Похищением сабинянок». 1582–1584 г. Лоджия Ланци на площади Синьории во Флоренции

Джамболонья. Бронзовый барельеф на постаменте под композицией «Похищение сабинянки». Фрагмент. 1582–1584 г. Лоджия Ланци на площади Синьории во Флоренции

Если еще увеличить эту группу барельефа, а уши коня принять за рога быка, то может померещиться «казнь Дирки» («Фарнезский бык»).  Барельеф полностью можно посмотреть ниже в разделе 4, а также можно узнать очень курьезный повод для размещения такого барельефа на постаменте.

В интернете можно найти массу фотографий самого похищения, фотографии часто «импрессионистические», то есть с диковинных искажающих ракурсов, и никто не удосужился сфотографировать постамент, а ведь это составная часть композиции.

Следим также за руками.

Слева: Джамболонья. Рука на бедре сабинянки («Похищение сабинянок»). 1582–1584 гг. Справа: Бернини. Рука на бедре Прозерпины («Похищение Прозерпины»). 1621–1622 гг. Бернини явно не первым погрузил пальцы в плоть бедра. В центре: Пюже. Лапа льва на бедре Милона Кротонского  («Милон Кротонский»). 1672–1683 гг. Лувр

Справа: Джамболонья. Рука на бедре сабинянки («Похищение сабинянки»). 1582–1584 гг. Слева: Бернини. Рука на бедре Прозерпины («Похищение Прозерпины»). 1621–1622 гг. Бернини явно не первым погрузил пальцы в плоть бедра. В центре: Пюже. Лапа льва на бедре Милона Кротонского  («Милон Кротонский»). 1672–1683 гг. Лувр

Навес лоджии плохо защищает шедевры от осадков и температурных перепадов.

Снегопад 8 января 1985. «Похищение сабинянок» под снегом

Снегопад 8 января 1985. «Похищение сабинянки» под снегом

Как результат – сильные повреждения мрамора, что можно видеть на фотографии до очередной реставрации:

«Похищение сабинянок» до реставрации

«Похищение сабинянки» до реставрации

За пятьсот почти лет под дождями похититель римлянин стал плохо держать голову, пришлось забить в него металлический штифт:

Штифт хорошо виден на рисунке

Штифт хорошо виден на рисунке

Джузеппе Дзокки. Площадь Синьории. Флоренция. 1741 г. В центре Лоджия Ланци, выделяется «Похищение сабинянок»

Джузеппе Дзокки. Площадь Синьории. Флоренция. 1741 г. Слева в Лоджии Ланци выделяется «Похищение сабинянки»

3. Похищение сабинянки, скульптора Адриана де Вриса

Это в 19 веке немецкая скульптура достигла немалых высот, а во времена маньеризма в 16 веке северные скульпторы смотрели широко открытыми глазами на итальянцев.

Адриан де Врис. Похищение сабинянки. 1585 г. Бронза. Высота 46 см

Адриан де Врис. Похищение сабинянки. 1585 г. Бронза. Высота 46 см

Адриан де Врис. Похищение сабинянки. Бронза. Высота 46 см.

Адриан де Врис. Похищение сабинянки. Бронза. Высота 46 см. Это другой экземпляр, отличается деталями, брови волосатые, пьедестал другой, другая фактура поверхности

Похищение сабинянок оказалось столь позитивным, что под влиянием Рубенса и Бернини скульптор и резчик по кости австрияк Маттиас Раухмиллер (1645–1686 гг.)  украсил этим похищением известную кружку из слоновой кости, находящуюся в коллекции княжества Лихтенштейна в его столице Вадуце. Кружку эту увидеть не довелось, зато удалось увидеть его «ювелирное» по количеству деталей надгробие курфюрсту Майнца Карлу Меттерниху, который умер в 1679 г., а надгробие было заказано заранее в 1675 г. Так случалось: Юлий II прижизненно приобщил Микеланджело к созданию своей гробницы, но не вовремя умер, потом десятилетиями скульптор мучился с многофигурной гробницей и, поскольку папы уже  не было, в отсутствие заказчика «плюнул» на этот проект и ограничился одним «Моисеем», и на том спасибо. В данном случае гробница курфюрсту была сделана заблаговременно:

Раухмиллер. Надгробие Карла Меттерниха. 1675. Мрамор. Фрауенкирха в городе Трире. Германия.

Раухмиллер. Надгробие Карла Меттерниха. 1675. Мрамор. Фрауенкирха в городе Трире. Германия. Чувствуется привычка резчика по слоновой кости покрывать орнаментом все до последнего квадратного сантиметра.

4. Да был ли мальчик при похищении сабинянок?

Посмотрим на «Похищение сабинянок» не столько с эстетической точки зрения, сколько с этической.

В двадцатом веке тоже практиковались сюжеты с похищением сабинянок, но получился «цирк с конями» в исполнении шарлатана, никаких позитивных эстетико-этических выводов из каракулей шарлатана сделать невозможно.

Пикассо. Похищение сабинянок. 1962. Масло на холсте. Гос. музей современного искусства. Центр Помпиду. Париж

Пикассо. Похищение сабинянок. 1962. Масло на холсте. Гос. музей современного искусства. Центр Помпиду. Париж. Искусством тут не пахнет. Но в этом Центре есть «Фонтан» Дюшана в виде мужского писсуара, от которого уже может и пахнуть

С Пикассо взять нечего – пробовал рисовать «голубым» и «розовым» способами– не получилось, мог лишь дурачить простаков и одного из своих промоутеров Канвейлера, полюбившего кубизм до такой степени, что сумел чудесным способом отличать плохой кубизм от хорошего кубизма (!).  Музейщикам нравится такое искусство, искусствоведы пишут хвалебные сочинения – все выделяют периоды его «творчества», в итальянской серии альбомов по искусству даже был альбом «Пикассо скульптор» прежде всего с козой на вилле «Калифорния» на Лазурном берегу  Мы же отметим наличие младенцев на картине, например, между ног римлянина с придатками с огромным кухонным ножом в правой части «картины». Если хочется еще побыть в этом дешевом мире карикатур, можно перейти по ссылке.

Зато великий классицист француз Н. Пуссен (1594–1665) рисовал прекрасно, но, главное, почти всю жизнь провел в Риме (лет сорок, там и умер), много читал, видел и самообразовывался, потому его мнение авторитетно, особенно в части возникновения римской народности. Вот его «Похищение сабинянок» проливает свет на этический аспект данного похищения.

Дело в том, что одно дело – похищать девиц с благими намерениями создать семью под лозунгом «стерпится – слюбится» (имеется в виду сабинянка). Другое дело – насилие над замужними женщинами и детьми. В целом именно так должна выглядеть вся эта история с похищением сабинянок. Однако, отношение Пуссена к данному мероприятию выглядит крайне запутанно и навевает мысли. Смотрим.

Н.Пуссен. Похищение сабинянок. 1634? С малышами!  Метрополитен музей. США

Н.Пуссен. Похищение сабинянок. 1634? С малышами!  Метрополитен музей. США

На этой картине среди толпы римлян и сабинян мы видим плачущих младенцев, валяющихся на земле. Возможно, этим Пуссен подчеркивает тот факт, что у сабинянок уже были дети, а римляне похватали замужних дам. Потом еще нарожали, а новыми младенцами они уже останавливая драку на картине Давида.

Есть и более простое объяснение присутствия малышей во время похищения сабинянок: просто Пуссен страстно любил изображать путти (малышей) по каждому поводу, – трудно найти его картину без малышей. Поэтому малыши попали в его картину по привычке. Эта гипотеза подтверждается тем, что Пуссен вместе со своим другом скульптором Дюкенуа специально изучал путти на картинах Тициана, даже лепил путти (малышей) из глины, изучая натурных младенцев, начиная с младенцев в пеленках. Как тут было не применить умение рисовать путти, тем более что они такие милые.

Получается, просто не подумал, что наличие путти на картине с похищением сабинянок представляет римлян какими-то разбойниками и насильниками.

И, о чудо! Словно уносясь вперед на машине времени и прочитав нашу статью и услышав наше замечание, Пуссен написал аналогичную картину «Похищение сабинянок», где нет и следа малышей. Повторен сюжет и даже отчасти композиция. То есть римляне здесь реабилитированы, поскольку семейных сабинянок с малышами они уже не хватают.

Пуссен. Похищение сабинянок. 1634? Без малышей! Лувр. Париж. Картина попала в коллекцию Людовика XIV в 1685 г.

Пуссен. Похищение сабинянок. 1634? Без малышей! Лувр. Париж. Картина попала в коллекцию Людовика XIV в 1685 г.

Странная история с исчезновением неких атрибутов обычно касается фигового листка. Так, у «Лаокоона» где-то он есть, где-то его нет, даже в базовом ватиканском экземпляре листок то появляется, то исчезает, хотя в античные времена не было. У «Амура» М.И. Козловского листок есть в Русском музее в Санкт-Петербурге, а в Третьяковской галерее в Москве точно у такого же «Амура» фигового листка нет. А тут Пуссен проделал такой же трюк с малышами.

Если же картина с малышами написана позднее, нежели картина без малышей, и машиной времени он не пользовался, то непонятно, о чем думал Пуссен, и нам остается только «умыть или развести руки».

Заметим, что скульпторам повезло, поскольку они ограничивались одной сабинянкой, отчего дети в их «сюжетный кадр» не попадали.

Мнение самих римлян. Оказывается, римляне тоже задумались о том, сколько и каких и сабинянок похитили их предки. Насчитали тридцать сабинянок. По одному из мифов единственной похищенной замужней сабинянкой была Герсилия, которую сам Ромул, первый римский царь, сделал своей женой. На каком основании был сделан такой вывод? Неужели при похищении сабинянок римляне проверяли в паспортах графу «семейное положение»? А, может быть, еще как-нибудь «тестировали» дам, отбирая девиц? В итоге умудрились похитить только незамужних, хотя для царя сделали исключение – он же царь.  Слегка располневшую Герсилию не очень убедительно изобразил Гверчино в картине «Герсилия, разнимающая Ромула и Тита Тация» (Лувр, 1645). Зато стройная и пафосная Герсилия, вся в белом, разнимает мужей и отцов на роскошной картине Давида. Однако, голые воины в коринфских шлемах с пышными гребнями, которых примиряет Герсилия, плохо напоминают царя римлян Ромула и царя сабинян Тация. Что думал Давид по этому поводу, не знаем, но он всегда рисовал красиво.

Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. Фрагмент

Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. Фрагмент. Герсилия в белом

5. Кого же все-таки сваял Джамболонья? «Крик души»

Джамболонья и раньше в 1579 г. уже потренировался на подобной композиции в бронзовой статуэтке. Уже к октябрю 1581 г. работа над мраморной композицией была продвинута. Группа была установлена в лоджии Ланци в августе 1582 г., открыта для всеобщего обозрения в январе 1583 г., вызвав всеобщее восхищение. Джамболонья еще больше утвердился как выдающийся флорентийский скульптор своим «Похищением сабинянки». Всем современникам было ясно, что высечь такую композицию высотой 4,1 метра из одного куска мрамора непросто. Сюжет тоже читался без труда:  мужчина тащит сопротивляющуюся женщину.

«Крик души». Весьма забавно читать «исследования» на тему, а что же выразил художник или скульптор и какие эмоции переполняли его душу, когда он творил то или иное произведение. Довелось недавно прочитать, например, как известный советский искусствовед Виппер усмотрел в «Венере» Джорджоне целомудрие и Венеру «небесную», а в аналогичной «Венере Урбинской» Тициана – любовь «земную», низменную. Можно множить примеры подобного «проникновения» в душу художника. Однако, чужая душа – потемки, а художники вечно соревнуются.

Во времена Микеланджело всякие умники любили соревноваться, выясняя, что лучше: живопись, скульптура или архитектура. Живопись, говорили одни, цветастая, может туман, пейзаж и прочее изобразить. Скульптура, говорили другие, дает сразу множество ракурсов. Раз так, говорили живописцы, — вот вам тройной портрет в фас, профиль и три четверти, первым такое изобразил Лоренцо Лотто в «Тройном портрете золотых дел мастера». А вот вам – говорили скульпторы – и ваяли барельефы, то есть картины, да еще перспективу вводили.  Это было годах в 1530-х. Дальше больше, вспомнили античные соревнования скульпторов при изображении раненой амазонки и соревнования художников Зевксиса и Паррасия времен Платона.  Леонардо возвысил живопись, унизил скульптуру, дескать, не творцы, а ремесленники эти скульпторы. Наконец, провели голосование 8 академиков (художники Бронзино, Понтормо, Вазари, скульпторы Челлини, Триболо, Фр. Сангало, Батиста Тассо, Микеланджело). Большинство похвалило свою отрасль изобразительных искусств. Только Микеланджело, сидевший «на двух стульях» из-за папских заказов, поставил на ничью, что было связано с тем, что он предпочитал скульптуру, но прославился не меньше и своими фресками, хотя рисовать их не любил. Справедливости ради скажем, что до времен Пюже сохранился крайне почетный титул «живописец, скульптор и архитектор» (в одном флаконе).

Ученик Микеланджело Даниэле да Вольтерра вообще крайне вычурно выразился на эту тему, изобразив в пику скульпторам именно на камне «перед и зад» крайне запутанной композиции, закрученной на манер маньеристов (пардон за каламбур).

Даниэле да Вольтера. Давид и Голиаф. 1535. Живопись на сланцевой плите. 133х172. Аверс и реверс. Лувр

Даниэле да Вольтера. Давид и Голиаф. 1535. Живопись на сланцевой плите. 133х172. Аверс и реверс. Лувр

Нетрудно понять, что имеется в виду аверс и реверс (зад и перед) сланцевой плиты, а вовсе не зад и перед Голиафа или Давида, тем более скрученных.
Тест на внимательность. Это только кажется, что изображено одно и то же, но с разных ракурсов. На самом деле разные позы, например, не ясно, на каком глазе Голиафа находится левая рука Давида, и т. п. Найдите еще несколько отличий.

Мы же для контрастности добавим еще в это сравнение поэзию. Однако, глупости пятисотлетней давности повторять не будем. Сравним искусства лишь в части их удобства для выражения «крика души».

Проще всего «крик души» издать поэту: несколько минут и стих готов. Еще быстрее издаст «крик» какой-нибудь нетрезвый декадент. Художник создаст небольшое полотно за несколько вечеров,  и если сильно постарается, то в течение этого времени сможет поддерживать «крик души». Импрессионист издаст «крик» еще быстрее, но созерцать его «крик» будет довольно противно, как и всем известный «Крик» Эдварда Мунка.

А теперь представим скульптора и четырехметровый блок мрамора. Тут никаким «криком» не обойдешься – можно сойти с ума от навязчивой идеи. Поэтому расчет, мастерство, талант, выучка и т. п. будут двигать скульптором лет эдак несколько, пока он не завершит работу в мраморе. Уж не потому ли Леонардо труд скульптора отнес к труду ремесленному. Чудак. Заметим, герцог тосканский поощрял деятельность Джамболоньи, поэтому ему понадобилось всего три года, чтобы завершить такое произведение в мраморе. Это довольно быстро.

Поскольку «крик души» Джамболонья явно не издавал, он полностью сосредоточился на изображении тел в нетривиальных змеевидных позах. Можно смело утверждать, что его мало заботило, кто конкретно и кого тащит.

«Похищение сабинянки» восхищало флорентийцев мастерством скульптора, они слагали стихи, выражали благоприятные отзывы, рисовали гравюры. Ни о каком «крике души» и не думали. Более того, флорентийцы не понимали до конца, кто там изображен и по какому поводу. И это нисколько не мешало их восторгам! И вот решили обратиться к Джамболонье за разъяснением сюжета.

Не подумайте, что это шутка. Читаем в книге «The Statues of the Loggia della Signoria in Florence. Masterpieces Restored», написанной самими флорентийцами:

«Желание современников убедиться в точном названии (группы) нашло свое выражение в великолепном бронзовом рельефе, который они заказали ему (Джамболонье) отлить и поместить под группой; в нем (рельефе) ряд вариаций на тему, отражающих богатство его идей, не оставляли сомнений в том, что речь идет об изнасиловании собинянки римлянином. Панель была немедленно опубликована в светотеневой гравюре на дереве Андреани. Датирована 1585 г.»

Джамболонья. Похищение сабинянок. 1583-1584 гг. Рельеф на пьедестале группы. Бронза. 74х89 см. Лоджия Ланци, Флоренция. Фото до и после реставрации

Джамболонья. Похищение сабинянки. 1583-1584 гг. Рельеф на пьедестале группы. Бронза. 74х89 см. Лоджия Ланци, Флоренция. Фото до и после реставрации

Выше был приведен фрагмент этого барельфа, похожий на “Фарнезского быка”. Можем видеть, какие еще композиции похищения одной сабинянки (вплоть до конного) крутились в голове скульптора. Видно, что это делал скульптор, а не художник, который бы “перевязал”  воедино разные группы.  Тем самым как раз и заглянем в душу скульптора, послушаем его «крик души». Кто-то скажет: какой же «крик» может издать типичный академист, сухой и расчетливый, вот когда кричит «неумеха» – тогда настоящий «крик». Это несправедливо: издать «крик души» может и хорошо оснащенный профессионально художник, можно вспомнить (по воспоминаниям Н.А. Рамазанова), до какого изнеможения доходил К.П. Брюллов, работая над картиной. Джамболонья принимал участие в деятельности в первой после средневековья Академии во Флоренции (Академии рисунка). Наверняка очень старался, а это и есть подлинный «крик души».

Заметим, что никакие дети даже близко не попали в сцены рельефа, разъясняющего зрителям сюжет группы. Заметим также, что употребленный вовсе не автором статьи термин «изнасилование» надо трактовать как похищение, однако, любой суд подтвердит, что в случае с сабинянками похищение явилось начальным этапом изнасилования, закончившегося «примирением сторон», законным браком и детишками.

 

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *