Похищения. Часть 2. Огонь, земля, вода, воздух…

Огонь, земля, вода, воздух и похищение Прозерпины и прочих

 

Уникальность ADVEGO - 98%

Уникальность ADVEGO - 98%

В данной статье пойдет речь о неосуществленном намерении украсить Версаль четырьмя трехфигурными скульптурными композициями с изображениями похищений, которые должны были олицетворять огонь, воздух, землю и воду – элементы, из которых состоит материя согласно воззрениям античных греков. Данные аллегории должны были подчеркивать вселенскую связь короля-солнца Людовика XIV c основами мироздания и придавать ему значимость. Главным из похищений было Похищение Прозерпины (огонь) работы Франсуа Жирардона, любимого скульптора короля. Во что выродился этот проект можно увидеть в статье из многочисленных примеров более поздних времен. В статье можно также увидеть карикатуру на Людовика XIV, которую нарисовали недовольные протестанты после отмены Нантского эдикта.

 

1. Несколько штрихов к портрету Людовика XIV

«Похищение Прозерпины»: эта  работа Жирардона была сделана в рамках широкомасштабной реконструкции Версаля, предпринятой Людовиком XIV во второй половине 17 века.

Условно Король-Солнце был хорошим семьянином, фаворитки и внебрачные дети не в счет. Он любил детишек тем более, что его собственные дети часто умирали в младенчестве.  При реконструкции Версаля говорил, что он «desirait de «l`enfance» partout» (желал «Детства» повсюду). Поэтому Жирардон окружил даже воплощающего Зиму старого бронзового Сатурна кучей детишек с крылышками (один из фонтанов Версаля), которым явно холодно.

Ниже помещены фото четырех версальских фонтанов.

Фонтаны Версаля

Слева вверху: Реноден. Фонтан Цереры или Солнца. Справа вверху: Гаспар и Бальтазар Марси (братья). Фонтан Вакха или Осени. Слева внизу: Жан-Батист Тюби. Фонтан Флоры или Весны. Справа внизу: Жирардон. Фонтан Сатурна или Зимы. Все четыре фонтана – Версаль

Жирардон. Бассейн Зимы. Версаль.

Жирардон. Бассейн Зимы. Версаль.

Желание короля было выполнено: всюду путти и амуры, есть даже «Аллея малышей» из 22 чаш-фонтанчиков, которые поддерживают по три путти:

Аллея малышей, одна из 22 чаш. Версаль

Аллея малышей, одна из 22 чаш. Версаль

Но, с другой стороны, король не любил протестантскую ересь, надвигавшуюся из Голландии и Германии, даже отменил Нантский пропротестансткий эдикт, за что подвергся нападкам мстительных протестантов, рисовавших на него карикатуры.

Луи Шерон. Сатирическая аллегория отмены Нантского эдикта (отменен в 1685). Музей протестантизма.

Луи Шерон. Сатирическая аллегория отмены Нантского эдикта (отменен в 1685). Музей протестантизма. Ла-Рошель, Франция. Музей основан в 1931. Когда-то в городе квартировали гугеноты, там же мифические мушкетеры Дюма гоняли гугенотов и пили вино

Луи Шерон, протестант, умер в Лондоне в 1725 г. На карикатуре Людовик XIV, не похожий на себя, изображен с ослиными ушами в виде царя Мидаса, которому злобный мстительный Аполлон по злобе (не стерпел, что тот предпочел игру на флейте сатира Марсия) сделал уши ослиными, его подговаривает против протестантов очередная любовница короля мадам де Ментенон (с факелом). В середине человек-змея – «нехороший» интендант Лангедока – выпроваживает еретиков за границу.

Справа «хороший» Меркурий с кадуцеем (жезл со змейками, раньше такие змейки фигурировали на аптеках, хитрые змейки часто символизируют российскую медицину) защищает гонимых гугенотов  – французских протестантов-кальвинистов. Самое забавное это то, как крайняя слева «разумная» Минерва (Афина), удерживает размахнувшуюся правую руку короля, чтобы он по неосторожности «не дал в ухо» какому-нибудь протестанту.

Некоторые классные скульпторы, напротив, приветствовали отмену Нантского эдикта. Например, Жан Арди в 1688 г. создал красивейший барельеф под названием «Религия, поражающая ересь».

2. Похищение Прозерпины Жирардона

И все же посвятим несколько строк известной работе Ф.Жирардона “Похищение Прозерпины”. Сам сюжет уже обсуждался  в части I нашего повествования о похищениях в искусстве.

Франсуа Жирардон (1628 – 01.09.1715 г. – умер в один день с Людовиком XIV (1643 – 01.09.1715)) – французский скульптор, любимец короля-Солнца Людовика XIV, самый именитый скульптор Франции того времени, прославился своей десятилетней работой над версальской скульптурной группой «Аполлон, за которым ухаживают нимфы» (1666-1675 гг.),  надгробием на могиле кардинала Ришелье и другими работами. Регулярное продвижение по служебной лестнице сделало его в 1695 г. канцлером Королевской Академии живописи и ваяния в Париже.

Жирардон. Надгробие на могиле кардинала Ришелье. Капелла Сорбонны, Париж

Жирардон. Надгробие на могиле кардинала Ришелье. Капелла Сорбонны, Париж. Ришелье умер в 1642 г., надгробие создано при Людовике XIV в 1675–1694  гг., разрушено якобинцами в 1793 г., восстановлено при Наполеоне III в середине 19 века

Жирардон. Похищение Прозерпины. 1677–1699 гг. Высота 270 см. Мрамор. Версаль

Жирардон. Похищение Прозерпины. 1677–1699 гг. Высота 270 см. Мрамор. Версаль

Жирардон. Похищение Прозерпины. Высота 104 см. Музей Поля Гетти. Лос-Анджелес, США. Бронзовая копия, отлитая при Жирардоне примерно в 1693-1710 гг.

Жирардон. Похищение Прозерпины. Высота 104 см. Музей Поля Гетти. Лос-Анджелес, США. Бронзовая копия, отлитая при Жирардоне примерно в 1693-1710 гг.

Жирардон. Плутон, похищающий Прозерпину. Бронза. 54,6 см. Отлита в 1700–1725  гг.

Жирардон. Плутон, похищающий Прозерпину. Бронза. 54,6 см. Отлита в 1700–1725  гг.

Что же говорят об этой скульптуре? А говорят то, что Жирардон, проучившийся два года в Риме у Бернини (учебу он начал в 20 лет), тем не менее, стал склоняться к классицизму: композиция более уравновешенная, менее «скрученная» с более выраженным одним ракурсом и т.п. Говорят также, что скульптор смотрел на «Похищение сабинянок» (1583г.) Джамболоньи – «первооткрывателя» таких сюжетов. Это все не более, чем тексты, но в целом Бернини поосновательней будет, а его Прозерпине – побольней от объятий Плутона. Кто-то перестает видеть закручивание тел и объявляет композицию Жирардона чуть ли ни барельефом. В этой связи замечание.

Замечание о барокко и классицизме или что лучше: крутиться или не крутиться.

Все зависит от обстоятельств. Представьте себя римским императором, Траяном. Вы победили Дакию (район Болгарии), рабов девать некуда, устроили распродажу рабов. И вот продаваемый бородатый дак крутится – вертится как змея, по-барочному, изображая то Плутона, то Посейдона. Естественно, вы хотите в данном случае позу более ясную и классическую и говорите: «Ну-ка, братец, стань прямо, не вертись, дай на тебя посмотреть». Потом в наши времена Гильдебранд любил порассуждать на тему про то, как лучше изображать объект.

Жирардоновское похищение не простое. Дело в том, что после проказников греков при Людовике XIV стали проказничать французы. Но проказничали при довольно мимолетной абсолютной монархии, потому все было направлено на возвеличивание короля-Солнца Людовика XIV. Отсюда такой «космогонический» сюжет про элементы, составляющие первооснову материи.  Хотя у идеалистов «дух» поглавнее будет, но и материя – не рукавица, за пояс не заткнешь. Придуманные в античные времена «элементы» вызывают улыбку, но для искусства времен короля Солнца это вполне подходящий сюжет.

3. Элементы: огонь, воздух, земля и вода

Не тревожьтесь: речь не о пожаре и средствах пожаротушения. Просто в 4 веке до н.э. эти субстанции в качестве элементов, составляющих основу материи, предложили Платон и Аристотель, хорошо разбиравшиеся только в духе, то есть в мире собственных идей и фантазий. В те времена такой диковатый неестественно-ненаучный набор был простителен. Со временем почему-то эта местечковая европейская ветвь философствования стала доминировать, а представители более древних  и не менее продуктивных, но менее крикливых цивилизаций оказались в забвении. Информационная война Европы.

3.1. Огонь, воздух, земля и вода в Версале

Прошло две тысячи лет и, говорят, на некогда болотистых охотничьих угодьях с дурными испарениями король Солнце Людовик XIV стал реконструировать оглушительный Версаль, привлекая к этому свою армию, хотя и при Людовике XIII Версаль был довольно презентабельным.

Пьер Патель. Перспективный вид Версаля в 1668, оставшийся со времен Людовика XIII. Замок Версаля

Пьер Патель. Перспективный вид Версаля в 1668, оставшийся со времен Людовика XIII. Замок Версаля

Любимый садовод-архитектор Людовика XIV Андре Ленотр, дослужившийся до дворянского титула, использовал в версальском комплексе знаменитую ось (ось Солнца) длиной километра два, вдоль которой расположились длинная лужайка, бассейн Аполлона, а также длинный канал. Эта ось разрезает на две симметричные части замок Версаля и проходит через центральную комнату замка на втором этаже – спальню короля, которому досталось лучшее место с прекрасным обозрение этой оси. Совсем рядом с центральной частью дворца было два бассейна с фонтанами – Водный партер (Parterre d`Eau).

Современный вид Версаля. Прямо рядом с центром дворца на фото видны два бассейна Водного партера с фонтанами, из которых бьют струи воды.  На переднем плане бассейн Латоны, матери Аполлона, с четырехступенчатым фонтаном

Современный вид Версаля. Прямо рядом с центром дворца на фото видны два бассейна Водного партера с фонтанами, из которых бьют струи воды.  На переднем плане бассейн Латоны, матери Аполлона, с четырехступенчатым фонтаном

Водный партер с двумя водоемами. Слева: группа путти. Справа: статуя, изображающая Луару (река)

Водный партер с двумя водоемами. Слева: группа путти. Справа: статуя, изображающая Луару (река)

Если двигаться по фотографии вниз, то можно дойти по этой воображаемой оси к бассейну Аполлона, который выезжает из воды по направлению к своей матери Латоне и дворцу. Еще дальше по оси – канал длиной 1600 м, который рыли 12 лет при Людовике XIV.  В сумме и набегает по оси больше 2 км.

Аполлон выезжает на квадриге из воды по направлению к фонтану бассейна Латоны. Прямо перед ним зеленый ковер (длинная лужайка). Фото скрадывает размеры пространства, например длина этой лужайки 330 м, ширина 45 м

Аполлон выезжает на квадриге из воды по направлению к фонтану бассейна Латоны. Прямо перед ним зеленый ковер (длинная лужайка). Фото скрадывает размеры пространства, например длина этой лужайки 330 м, ширина 45 м

Фонтан Латоны. Скульптурная группа работы Гаспара Марси «Латона и ее дети». Дети – Аполлон и Диана

Фонтан Латоны. Скульптурная группа работы Гаспара Марси «Латона и ее дети». Дети – Аполлон и Диана

Если прибавить к этой истории с протестантами историю с отравителями, натянутые отношения с папой римским, войны с недругами, то становится ясно, что голова у короля могла пойти кругом. Потянуло на фантазии.

Вот на этом фоне любимый художник короля Шарль Лебрен, перенявший эстафету классицизма от умершего в Риме в 1665 Пуссена, помимо всего скульптурного прочего, предложил королю украсить Водный партер циклом из четырех похищений. Как следует из выше приведенных фотографий, похищения должны были стоять на версальской оси ближе всего ко дворцу, потом – мать Аполлона Латона, а потом уже сам Аполлон.

То значение, которое придавалось похищениям, вытекало из желания придать ассоциации между королем и Аполлоном поистине космический, всеобъемлющий характер. Почему при этом выбор короля пал на Аполлона, сказать не можем, достаточно и того, что он был красавцем. А вот космический характер похищений следовал из тех самых элементов, которым обязана своим существованием материя. Выглядит странной эта архаическая конструкция, но подсевшим на мифы французам, вероятно, это было понятно и без долгих разъяснений.

Четыре похищения должны были состоять из трех фигур каждое. Их предложили делать разным скульпторам.

  • вода символизировалась «Похищением Нептуном Крониды», не была исполнена.
  • огонь символизировался «Похищением Прозерпины», его сделал скульптор Жирардон, – эту композицию мы видели,
  • земля символизировалась «Похищением Сатурном Кибелы», – скульптор Томас Реноден (1622–1706 гг.),
  • воздух символизировался «Похищением Бореем Орифии». Эту композицию начал скульптор Марси, а доделывали Фламен; Гаспар Марси (годы жизни 1624–1681 гг.); Ансельм Фламен (1647–1717 гг.).
Борей, похищающий Орифию. Воздух. 1687 г. Мрамор, 260 см. Лувр

Борей, похищающий Орифию. Воздух. 1687 г. Мрамор, 260 см. Лувр

Фото в Лувре, куда попали земля и воздух вместо Версаля.  Слева: Реноден.  Земля или Сатурн, похищающий Кибелу. 280 см. Справа: Марси и  Фламен. Воздух, или Борей, похищающий Орифию. 260 см. Предназначались для Водного партера в Версале (1674–1684 гг.)

Фото в Лувре, куда попали земля и воздух вместо Версаля.  Слева: Реноден.  Земля или Сатурн, похищающий Кибелу. 280 см. Справа: Марси и  Фламен. Воздух, или Борей, похищающий Орифию. 260 см. Предназначались для Водного партера в Версале (1674–1684 гг.)

По этой скульптуре сделана бронзовая статуэтка:

 Борей, похищающий Орифию. Воздух. По модели Марси и Фламена. 54,6 см. Бронза. Отлита в 1700–1725 гг.

 Борей, похищающий Орифию. Воздух. По модели Марси и Фламена. 54,6 см. Бронза. Отлита в 1700–1725 гг. Подобные бронзы пользовались большой популярностью

 Заметим, что Борей – северный ветер (ветров было четыре по четырем направлениям), Орифия – его жена. Сюжет из Овидия. Отличить композиции очень трудно: такое ощущение что два брата утаскивают двух сестер, лишь Борей сложил губки и дует, он же ветер.

3.2. Огонь и воздух Буазо

Лет через сто во времена королевские куртуазные, переходящие в якобинские с их гильотиной, Луи-Симон Буазо (1743-1809 гг.), директор Скульптуры на Севрской фарфоровой фабрике (знаменитый севрский фарфор) тоже вспомнил короля Солнце, его Версаль, Водный партер. Он сваял две маленькие гипсовые группы для перевода в бисквит (белая фарфоровая масса) – Огонь (Плутон, похищающий Прозерпину) и Воздух (Борей, похищающий Орифию). О том, какое значение скульптор придавал этим работам свидетельствует тот факт, что Буазо представил их на Салоне 1786 г.  Происходило это при Людовике XVI, которому через несколько лет предстоит сложить голову на гильотине.

Буазо. Слева: Плутон, похищающий Прозерпину. Гипс. 44 см. Справа: Борей, похищающий Орифию. Гипс. 50 см

Буазо. Слева: Плутон, похищающий Прозерпину. Гипс. 44 см. Справа: Борей, похищающий Орифию. Гипс. 50 см

 

Уже после смерти скульптора эти вещицы то ли при Наполеоне, то ли при Бурбоне, а, может быть и позже, в годах 1810–1830-х были переведены в бронзу.

Буазо. Слева: Плутон. Бронза. 49,2 см. Справа: Борей. Бронза. 57,2 см

Буазо. Слева: Плутон. Бронза. 49,2 см. Справа: Борей. Бронза. 57,2 см

Борей с Орифией. Фрагмент

Борей с Орифией. Фрагмент

Кто-то любит S-образную форму (Хогарт), кто-то – эллиптическую (Винкельман), а вот Буазо сообщил своим композициям Х-образную форму. О вкусах не спорят, но только, если речь идет о работах настоящих мастеров.

 3.4. Огонь, воздух, вода и земля Буазо

Вроде уже и просветители, всяческие люмьеры, и иллюминаты всех просветили и надули в уши всякой чертовщины, а скульпторы продолжают «трепать» все тот же архаический набор из четырех элементов. Луи-Симон Буазо умудрился на одном барельефе воссоединить все четыре.

Буазо. Элементы, выражающие уважение Дружбе. Выставлен на Салоне 1783 г. Мрамор.45 см

Буазо. Элементы, выражающие уважение Дружбе. Выставлен на Салоне 1783 г. Мрамор.45 см

Расшифровка. На пьедестале стоит привлекательная дама – это Дружба, сулящая переход к любви, если судить по топлес-виду,– без этого никак в галантный век.  Согласно тогдашней традиции, Дружба держит руку на сердце, другая на виноградной лозе. Как говорила Матрена в «Женитьбе Бальзаминова», «вот режь ты меня сейчас на части – это я не пойму, к чему приписать». Перед Дружбой помещена другая дама – Кибела, которая олицетворяет землю и заставляет львов поклониться Дружбе. За ней вода в виде дамы и тритона: дама – наяда преподносит ракушки и т. п. (видимо, средиземноморская диета), тритон с рыбьим хвостом трубит в раковину. Наверху воздух в виде западного ветра Зефира, преподносящего розы (наверное, для приятных ароматов). С огнем шутки плохи, его представляет некто, плохо видимый, который всячески избегает горячей треноги, поставленной около пьедестала Дружбы. Странно, где же его уважение к Дружбе?

3.5. Огонь, воздух, земля и вода Пажу

Также через сто лет другой «скульптор короля» также воспроизвел огонь, воздух, землю и воду. Это был Огюстен Пажу (1730–1809 гг., он умер в тот же год, что и Буазо). Он стал скульптором короля Людовика XV (правил Францией 58 лет с пятилетнего возраста до 1774 года, его подержал на руках Петр I после того, как Пажу в 1759 г. был утвержден в составе Королевской Академии живописи и скульптуры. Пажу был модным скульптором, в глубины мироздания не лез, его обращение к платоновским «элементам» никоим образом не возвращает в античные времена, а настойчиво влечет в Версальский парк к «похищениям» прадеда действующего короля – Людовику XIV. Похищение Прозерпины Пажу явно восходит к похищению Жирардона: Прозерпина все в той же позе с поднятыми руками, Плутон так же подхватывает ее «поперек живота» (а как еще иначе?). Однако, есть одно принципиальное отличие. Жирардоновское похищение представлено прежде всего спереди, а у Пажу – это барельеф и Плутон прямо-таки убегает, повернувшись к зрителю задом, и на роскошной колеснице.

Кроме того, Жирардон сделал почти трехметровую мраморную композицию (с учетом пьедестала), а у Пажу — это небольшой гипсовый позолоченый барельеф. Жирардоновский философически-онтологический промонархический символ из мрамора высотой почти 3 м (270 см) вырождается у Пажу в декоративное позолоченное гипсовое напоминание о прадедушке действующего короля (сын и внук Людовика XIV умерли во время его правления). При этом название не меняется – «Похищение Прозерпины».

Пажу. Огонь. Плутон, похищающий Прозерпину. Гипс, позолота. Примерно 1760-е. Происхождение: Отель д`Аржансон (другое название – Отель канцелярии Орлеана), для которого и предназначались барельефы Пажу. В 1923 г. барельеф был передан в хранилище банка Франции в Аньере (пригород Парижа)

Пажу. Огонь. Плутон, похищающий Прозерпину. Гипс, позолота. Примерно 1760-е. Происхождение: Отель д`Аржансон (другое название – Отель канцелярии Орлеана), для которого и предназначались барельефы Пажу. В 1923 г. барельеф был передан в хранилище банка Франции в Аньере (пригород Парижа)

Аналогичным образом ехать вдаль на колеснице могла Аврора (фреска Гверчино) примерно в 1622 г., а мог и Феб (Аполлон) в 1852 г.

Гверчино. Аврора. Примерно 1621–1623 г. Фреска плафона казино Людовизи. Рим

Гверчино. Аврора. Примерно 1621–1623 г. Фреска плафона казино Людовизи. Рим

А теперь мысленно уберем с барельефа Пажу плакальщиц и саму похищаемую, побреем мысленно похитителя Плутона и сделаем герою причесочку с бантом Аполлона, а лучше заменим его голову на голову Аполлона Бельведерского, заднюю ногу слегка расслабим и никому не скажем, что колесница с Прозерпиной под водительством Плутона мчится в преисподнюю… И получится Феб, озаряющий небо, на своих огненных конях, но в таком случае дама лишняя.

Остальные элементы тоже сделаны Пажу мастерски, у них те же происхождение, место нахождения и материал.

Пажу. Земля. Триумф Цереры (Деметры). Церера – мать Персефоны. В интернете ее почему-то назвали Кибелой, а это совсем другая фригийская и очень «нежная» история

Пажу. Земля. Триумф Цереры (Деметры). Церера – мать Персефоны. В интернете ее почему-то назвали Кибелой, а это совсем другая фригийская и очень «нежная» история

Пажу. Воздух. Борей, похищающий Орифию. Тут персонажи стандартные

Пажу. Воздух. Борей, похищающий Орифию. Тут персонажи стандартные

Пажу. Вода. Нептун, защищающий Амимону

Пажу. Вода. Нептун, защищающий Амимону

Амимона – малопримечательная личность, ее чуть было не изнасиловал козлоногий сатир, но Нептун спас несчастную от бесчестия. У Жирардона Нептун похищает Крониду. Тот факт, что Нептун всегда ввязывается в истории с малоизвестными дамами, не удостоенными упоминания даже в Словаре античности, свидетельствует о том, что вода связана исключительно с личностью Нептуна независимо от того, что и с кем он делает.

Разное.

Платоно-аристотелевские элементы вообще могут быть не связанны с похищениями, а могут быть представлены весьма отвратительными физиономиями. Такие физиономии можно увидеть в исполнении миланца Джузеппе Арчимбольдо (1527–1693 гг.) – см. Интернет. Огонь составлен из пушек, вода – из морских существ и т. п. Смысла никакого, элементы выглядят, как близнецы-братья, однако, столь же бессмысленный хваленый и мало профессиональный Дали, также коверкающий предметы, отдыхает. Поздний ренессанс и даже маньеризм. Под рукой автора статьи оказалось аналогичное «Лето» из серии «Времена года», которое может олицетворять что угодно, например, министерство сельского хозяйства:

Арчимбольдо. Лето. 1573 г. Холст, масло. Лувр. Эта серия была парной к серии «Элементы», в те времена чудили алхимики, на груди этого чудика из фруктов, соломы и т. п. артишоков

Арчимбольдо. Лето. 1573 г. Холст, масло. Лувр. Эта серия была парной к серии «Элементы», в те времена чудили алхимики, на груди этого чудика из фруктов, соломы и т. п. артишок

Заметим, Пажу, как и все скульпторы, тоже гнался за славой, успехом, королевским вниманием (потом и наполеоновским), но столь дешевыми приемами, как Арчимбольдо, не пользовался.

Сюжет с элементами использовали и для украшения мебели, декораторы фантазировали как могли.

Никколо Роккатальята (1560–1633 гг). Воздух (птица). Земля (ком земли). Статуэтки примерно 10 см. Венеция. 1590–1595 гг. 

Никколо Роккатальята (1560–1633 гг). Воздух (птица). Земля (ком земли). Статуэтки примерно 10 см. Венеция. 1590–1595 гг.  

Никколо Роккатальята (1560–1633 гг). Вода (рыба). Огонь (жаровня). Статуэтки примерно 10 см. Венеция. 1590–1595 гг. 

Никколо Роккатальята (1560–1633 гг). Вода (рыба). Огонь (жаровня). Статуэтки примерно 10 см. Венеция. 1590–1595 гг. 

Из всего выше сказанного следует один вывод: на данных сюжетах и элементах  все скульпторы с идейно-содержательной точки зрения врут, уже знают об этом, но стараются врать красиво. Иногда это низводит композиции до уровня декоративной прикладной мебели.

 

 

Если вам понравилась статья, подпишитесь на новости сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *