Содержание
Эпиграф.
#СИДИМДОМА
1. Замечание о возрасте и времени
Имеется в виду примерный возраст старушки, а резать можно в любом возрасте, начав лет с пяти, что автор сайта испытал на собственном примере, включая резьбу по пальцам острым перочинным ножом (ножи у него всегда были острыми). Попытался он также приобщить маленькую внучку к резьбе, купил ей металлическую из мелкой кольчуги перчатку на левую руку, чтобы не порезалась, однако, девочкам явно надо начинать резьбу по дереву в более позднем возрасте, а, может быть, вообще не начинать, а то слишком разовьются руки и будет некрасиво.
Примерный возраст старушки совпал с возрастом самой древесины, из которой она сделана, а кусок дерева вызывал сильные ностальгические воспоминания.
Давным-давно, в сказочные времена застоя, когда в конституции была записана не либеральная байка о том, что труд свободен (не хочешь – не работай – расскажите это мелкому бизнесу), а было записано, что каждый имеет право на труд (гарантия работы – еще со сталинских времен), на машиностроительном заводе «Салют» на проспекте Буденого в Москве осваивали лучшие в мире моторы для истребителей.
Там аж сорок лет начальником конструкторского бюро по ремонту и модернизации оборудования проработал Лихачев Николай Иванович (1918-2003), отец автора сайта, а в общей сложности стаж его работы на этом заводе оказался более 70 лет (год войны шел за два года), умер он в 84 года через несколько месяцев после того, как вышел на пенсию, в трудовой книжке единственным местом его работы так и остался «Салют», а записи были связаны с изменением должности и поощрениями. С особым теплом отец рассказывал о директоре завода Елисееве Юрии Сергеевиче, докторе технических наук, члене-корреспонденте Российской инженерной академии, выдающемся организаторе производства, спасшим от уничтожения завод американцами (даешь Hollywood!), которым никакой прогресс и наука в принципе не нужны, в 1990-ые за счет китайских заказов на ремонт двигателей.
Рассказы начинались со времен, когда будущий директор был еще начальником цеха. Отец был старше директора на 33 года и под конец жизни оказался последним «могиканином», то есть старейшим работником завода (консультировавшим конструкторов, начальниками стали более молодые). Он продолжал еще долго работать, когда давно уже ушли на пенсию все некогда пришедшие на завод «девочки-конструкторы», которые когда-то беспокоились от том, чтобы доработать до пенсии при отце.
Менеджерами-экономистами на заводах тогда дурно не пахло. Тогда хорошо понимали, что достижения народа основаны на квалифицированных образованных кадрах, толпами на всяких тусовках «опытом» (а, точнее, «отсутствием опыта») неотесанная молодежь и «креативные» финансисты-экономисты (а у самих только и хватает ума на то, чтобы какую-нибудь новую комиссию придумать) не делились. Зато сколько раз отец ездил по заводам – городам и весям страны – с целью ознакомления с опытом других заводов, привозил чертежи, часто и к нему приезжали с других заводов, и он рассказывал, как «отсинил» чертежи для приехавших конструкторов (был такой способ копирования чертежей).
Один раз я с матерью провожал его на вокзале в командировку в Ленинград, он держал меня на руках, и поскольку я его никак не отпускал, сказал, что возьмет меня с собой, после чего я переместился на руки к матери. Когда же я увидел отходящий поезд, произнес: «Опять обманул». То, что не смогли сделать в 90-ые, позднее сделал министр промышленности и торговли (какое нелепое сочетание, как будто целью промышленности является лишь торговля), уволив выдающегося директора. Благо, что отец до «креативных менеджеров» в брюках-трубочках не дожил.
На заводе был модельный цех, где отдельные куски склеивали и получали куски клееного дерева любых размеров, использовали ли эти куски для моделей лопаток двигателей, я не знаю, только из одного такого куска я начал резать нечто недорезанное и названное впоследствии «Танго». Потом от рук и ног что-то откололось, но остались впечатления о количестве стружек: два мешка. Это отличный тренажер – нарезать два мешка стружек без использования киянки – только за счет мышечного усилия. Но опасный.
Несмотря на то, что завод владел передовыми в мировом масштабе технологиями и до сих пор наши истребители лучшие, на заводе делали байдарки, которые так и назывались «Салют». Каркас для байдарок делали из бука. Иногда остатки бука отец приносил домой. Толщина доски 6 см. Хорошо для горельефа. Вот из этого заводского бука и сделана старушка. Кусок, из которого сделана старушка, долго лежал у меня рядом с другим куском бука.
На фото неиспользованный кусок бука. Возможно, внутри него сидит и ждет своего часа выйти на свободу старичок помещик. Не хотелось бы тянуть до его семидесятилетия, но торопиться некуда – он в группе риска, но явно будет сделан, когда придумают вакцину (если вообще придумают).
Определившись с куском дерева, можно начинать рисовать. Рисунок должен укладываться в размеры деревянного куска. Без рисунка шансы сделать что-нибудь хорошее весьма малы.
2. Рисунок
Пространственное строение старушки помещицы горельефно (от французского «haut-relief»-высокий рельеф), то есть она сделана в полном объеме, а последняя треть задней части объема срезана плоскостью. Дерево имеет более плотную структуру с внешней части ствола, его разрезают на доски. Если толщина доски 2 см, то хватит на барельеф («bas relief» – низкий рельеф), а если 6 см, то и на горельеф.
Так как особой пространственной сложности с соотношением основных объемов (голова, туловище, руки) не возникает, и композиция развертывается в главной плоскости, рисунок служит хорошей и достаточной основой дальнейшего перевода в дерево (не требуется пространственная модель).
После этого рисунок переводится с помощью копирки на плоскость доски, чтобы не портить рисунок, можно использовать вспомогательный рисунок на кальке.
3. Оболванивание «Старушки помещицы»
Этот термин придуман не автором статьи, он употребляется издавна. Имеется в виду первоначальное снятие лишнего материала. Фигура на этой стадии похожа на болванку. Можно, конечно, потренировать мышцы рук, но без киянки придется туго, даже в молодости без киянки я резал только по мягким породам дерева.
Фрезами и бурами я не пользуюсь. Исхожу из того, что львиная часть времени все-равно уйдет на детальную проработку, поэтому постучать киянкой лишних пять часов для грубой обработки не повредит здоровью, тем более что работа с киянкой абсолютно безопасна, в отличие от ножа и фрезы. Дело в том, что ход лезвия при ударе киянкой оказывается малым, потому безопасным. А торопиться не надо: «сидим дома».
Посмотрите на лицо хорошо знакомого человека в зеркало, увидите как оно несимметрично (слабая ассимметрия лица, кстати, – признак более высокого интеллектуального развития), а резчик может видеть перекосы, которые глаз перестает замечать, если не смотрит в зеркало.
Потом началась работа над «Старушкой». А перед этим был «Герой» с копьем, он как бы незаконнорожденный, потому что рисунка для него не делалось – нет на него бумажного документа, долго он в виде болванки валялся и чуть не был выкинут.
Надо сказать, что последняя фотография сделана 11 марта 2020 г. прямо перед окончательным перемещением загород вследствие карантина, после чего осталось только что и резать старушку. Если до этого оболванивание длилось с перерывами более трех месяцев, то гораздо более длительная последущая стадия, включающая волокитную работу над руками, длилась менее двух месяцев. Главное – не загубить деревяшку, если чувствуешь, что наступило «сатюрейшн» и уже хватит, отложи деревяшку.
4. Работа с оболваненной старушкой
Вышкуривание и глубокая подрезка углов уже не может быть передана фотографиями.
5. Окончательный вид старушки
Окончательный вид обычно я придаю путем покрытия бука (березу и липу маслом не покрываю) подсолнечным маслом. Но, видимо, рассказы про потерю обоняния при ковиде в такой степени обострили чувства, что вдруг стали обращать внимание на остатки запаха подсолнечного масла от покрытой более полугода назад лежащей ню, фото которой было приведено выше. Кроме того, кто такая эта ню, неизвестно, а старушка все-таки – дворянка, помещица средней руки, одним словом, СТАРУШКУ ПОКРЫЛИ МАСЛОМ ГРЕЦКОГО ОРЕХА, субстанцией гораздо более благородной и парфюмерной.
Окончательный вид «Старушки помещицы» (несколько фото):
Один и тот же шоколадный цвет в зависимости от освещения дает совершенно разные оттенки. Вот вам и современная фотография, впрочем, это снято обычным телефоном, как и все картинки на сайте.